Черные камни — Кибела

Кибела больше других богинь ассоциируется с черным цветом,. , Джэймс Фрэзер выразил мысль, что варварский азиатский культ Кибелы на более развитый в культурном отношении Рим и на Европу оказал далеко не прогрессивное влияние…На самом деле он с приоритетом женского божества . А обычные празднования были не менее варварскими . если их оценивать с нашей точки в истории-времени.

Из страха перед Ганнибалом римляне принимают Кибелу в свой пантеон богов (согласно предсказанию, Рим может спасти только восточная богиня). Они перевозят священный черный камень Кибелы из ее святилища в Пессинунте в Рим и возводят для нее храм в самом священном месте Рима — на Палатинском холме. Согласно изречению «Сивиллиных книг»,  торжественно был перевезен особым посольством древний символ культа богини, темноцветный камень (вероятно, метеорит), из её храма в Пессинунте. В порту Остия Богиню встречали все женщины, и когда статуя Богини «нисходила» на берег, её должны были нести девы к храму Победы на Дворцовом Холме. День, когда это произошло — 12 апреля, соблюдался впоследствии как фестиваль Мегалесия. С тех пор культ богини, под именем «великой матери» (Mater magna), сделался государственным; им заведовала особая коллегия жрецов.

В Европе культ Кибелы особенно распространен в галльской Франции, но следы его встречаются вплоть до Британии.

В целом, в Риме культ не прижился, но просуществовал аж до 4 века, в Европе он существовал параллельно с христианством до 12 века — черная статуя мадонны с младенцем в Шартрском соборе — это она, древняя Кибела. Так пришла восточная богиня в европейский мир. Впрочем, многотысячелетнее господство древних богинь подходило к концу, европейское язычество уступало место Христианству. Почему же вокруг Кибелы так много черного цвета? О божественных черных камнях и метеоритах, кровавых ритуалах Кибелы, о поклонении дереву, черных мадоннах, галлах и новогодних елках — в поисках ответа.


Кибела Михаила Шемякина перед входом в галерею Мими Ферст

Символом и олицетворением фригийской богини плодородия, Великой матери Кибелы, считали «чёрный камень, упавший с небес», — метеорит. Черный священный камень, особенно неземного происхождения — встречается и в других религиях. Самый знаменитый пример — Кааба в Мекке, мусульманская святыня, которая, как ни парадоксально, старше самого ислама. Шумерское слово «ан-бар», древнейшее обозначение железа, пишется с помощью знаков «небо» и «огонь». Его обычно переводят как «небесный металл» или «звездный металл». Древние тексты сообщают, что небесным железом владели хеттские цари. Известно, что в Древнем Египте особенно ценились амулеты из метеоритов, немало метеоритного железа хранилось в фараонской казне, наряду с серебром, золотом и драгоценными камнями. Метеориты часто использовали в ритуальных целях.

Знаменитую статую из храма Артемиды Эфесской часто называют Черной Дианой… Предание гласит, что в статую был вставлен магический черный камень. Такой камень был в финикийском храме Астарты в Библосе (к северу от Бейрута)  и в храме Афродиты в Пафосе на Крите. Считается что метеоритом был камень-омфал в Дельфах — легенда говорит, что камень был брошен на землю титаном Хроносом, а греки называли камень «Зевсом Баетилским». Плиний в 1 в. до н.э. рассказывает о камне, упавшем с солнца, которому поклонялись в Потидеях. Историк Павсаний во 2 в. описывает камень под названием «Зевс Капотский» (упавший вниз), находящийся в г.Гитиум. Черный камень был в святилище Эла-Габала. В храме Зевса-Хадада в Гелиополе-Баалбеке тоже поклонялись упавшим с неба черным камням. Многие полагают, что священный камень Бенбен в Гелиополе тоже имел внеземное происхождение. Этот список можно продолжать.

Любопытен в этой связи камень, который тоже можно назвать камнем Кибелы. Это черный камень, скорее всего, вулканического происхождения, «лихорадковый камень», который находится в соборе Черной Девы в  Ле-Пюи-ан-Веле во Франции (Cathedral of the Black Virgin in Le-Puy-en-Veleay)..

Камень их Храма Афродиты (Пафос, Кипр)

В мифах гора Кибела родила от Иасиона Корибанта. После смерти Иасиона Дардан, Кибела и Корибант перенесли в Азию священные обряды Матери богов и отправились во Фригию.. Кибела от Олимпа родила Алку, которую назвала богиней Кибелой. Либо это девочка, дочь царя Фригии и Лидии Мейона, брошенная отцом в младенчестве на горе Кибелий, вскормленная леопардами и другими зверями, найденная пастушками и получившая имя от горы, подруга Марсия, возлюбленная Аттиса, изобретательница тростниковых свирелей, кимвалов и литавр. Когда её отец убил Аттиса, она побежала по стране с тимпанами, дошла до Нисы, там её полюбил Аполлон и преследовал до гипербореев.Запомим эту историю происхождения. так как гора — извергающийся вулкан выбрасывает не только дым и пепел. но и камни . среди которых и особо ценившийся в древнем мире, обсидиан.

Поклонение камням широко распространилось во времена неолита и восходит к еще более древним временам. Как сказал Мирча Элиаде (Очерки сравнительного религиоведения):  «…В величии, твердости, форме и цвете камня человек встречает реальность и силу, принадлежащие иному миру, нежели тот профанный мир, частью которого является он сам.»

КААБА

Кааба — это строение кубической формы, обтянутое черной тканью; по мнению некоторых исследователей, отcюда происходит само слово «куб». В восточный угол Каабы был вмонтирован черный камень размером примерно с человеческую голову.

413725_600

Закладка камня. Иллюстрация из Джами ат-таварих (1315 год)

Священный камень подвергался нападениям неверных, много раз горел и сохранился фрагментарно. Известно, что сейчас он состоит из нескольких обломков, вставленнных в темную основу и обрамлен серебряным ободом.

ЧЕРНЫЕ БОГИНИ

Почему же они черные? Культ Великой матери у разных народов часто изображает богиню-мать в нескольких ипостасях, одна из которых — ее страшная карающая сущность. Такова Сехмет — львиноголовая богиня, насылающая эпидемии и смерть, одна из ипостасей египетской богини любви Хатхор. Такова грозная индийская богиня Кали (темная ипостась богини Парвати) и Дурга (супруга Шивы в одной из грозных форм). Известны многие скульптурные изображения богинь из черного камня.

416552_600

Артемида (Диана) Эфесская — одно из воплощений Кибелы. Римская копия (музей Capitolini). Головной убор в виде башни или городских стен, популярный в изображениях Кибелы в эллинистический период, первоначально был атрибутом сирийской Тич — богини Фортуны.

В долине Хабура в Ираке в 1000 км на север от Урука найдено святилище Храм Глаз 3-4 тыс. до н.э. (раскопанный Маллоуэном) — в нем обнаружено несколько тысяч «глазастых» идолов из черного и белого алебастра — идолы имели по одной или несколько пар глаз. Возможно это вотивные статуэтки, пожертвованные всевидящей богине.Но скорее всего .это статуэтки №присутствия» так как они постоянно находились в храме в присутствии богини, в сфере ее влияния, перенося постоянно ее покровительство на дарителя. их глаза постоянно «лицезрели» лик богини.

417504_600
Глазастый месопотамский идол, 3600 — 3000 гг до н.э., Британский музей

Сехмет — яростная ипостась прекрасной богини любви Хатхор, статуя 6-3 вв до н.э. Во времена Аменхотепа III в Египте свирепствовала страшная чума и фараон заказал изготовить сотни  статуй Сехмет, благодаря этому каждый музей мира сейчас имеет скульптурное изображение Сехмет. В Эрмитаже их несколько. Ходит легенда, что в полнолуние на коленях Сехмет появляется лужица крови.

Кали — в переводе с санскрита «черная», темная яростная форма Парвати, темная Шакти и разрушительный аспект Шивы. Известна как Каликамата — Черная земная мать, Каларати — черная ночь.

418039_600

Многим важным дохристианским богиням с черным лицом поклонялись одновременно с Христом до VI века, а затем тайно примерно до XI века. Черный цвет символизировал Землю и Богиню-мать. Черный — цвет вод Нила .несущих ил на поля, плодородной земли, символ урожая,  рождения и творческой созидательной энергии.

Сохранились описания языческих весенних ритуалов, посвященных возрождению природы на территории Европы. В них фигурировал одетый в белую одежду юноша с лицом, выкрашенным в черный цвет. По той же причине Озирис зеленый ))) Подобные обряды были характерны и в культах поклонения дереву. Обычай украшать новогоднюю елку и совершать вокруг нее некие ритуальные действия уходят корнями мимо майских деревьев к древнему священному дереву — сосне и эти культы древнее культа Кибелы. О том, чем была сосна  для древних людей и как совершались такие обряды — поговорим дальше.

А что касается древних богинь  — они могли даровать жизнь, но могли ее и отнимать. Поэтому черный цвет символизирует также смерть и разрушение, в  европейской христианской традиции сложилось представление о Великой темной матери как о «вратах жизни», которые могут открываться и для жизни, и для смерти.

КИБЕЛА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ  БОГИНИ

Культ Кибелы корнями уходит в эпоху неолита. Известно несколько распространенных культов богини-матери, Великой матери и Матери всех богов. Среди знаменитых богинь — Инанна в Шумере (Иштар в Вавилоне), в Анатолии — Кибела, Исида в Египте. Хотя  в мифологии этих областей сохранились упоминания о еще более древних богинях, прародительницах всех богов. Cвященные животные древних богинь — львы или пантеры.

Постепенно представления об этих богинях легли в основу идеи о ветхозаветной Софии, а еще позднее — в основу культа Девы Марии. Культ Кибеллы характерен для хеттов, в период Римской империи культ Кибелы был распространен по всей империи и Ближнему Востоку. Близка к Кибеле критско-эгейская Ма. Греки отождествляли ее с богинями Геей и Реей как матери Зевса, а римляне с богиней плодородия Опс. Культ Деметры тоже сязывают с Кибелой. Во многих случаях культ Кибелы связан с медом и пчелами. На одеянии Артемиды Эфесской также пчелы и львы…В культе фригийской Кибеллы отчетливо проступают черты поклонения дереву (сосне).  Позднее Фригия стала наследницей хеттской культуры. Культ поклонения дереву характерен и для кельтских религий.

Корни культа Кибелы усматривают в древнем Шумере, хурритсском пантеоне богов (Хебат), ее прообразом могла быть и богиня Ханнаханна (от хеттского ханна — бабушка). Эта богиня была матерью бога бури Тархунта (Тушуба), сыном которого был Телепину. Отправившись на поиски пропавшего сына Ханаханна посылает впереди себя пчел, которые сына не только находят, но и излечивают. Известно, что священные пчелы — частый признак  Кибеллы, при ее храмах часто держали пасеки. Главным признаками Кибелы были золотая колесница, запряженная львами и львиный трон.

Посмотримна прообраз этого трона. трон с леопардами богини Чатал Хююка

Богиня из Чатал Хёюк. Подобное изображение встречается во многих местах по всей Центральной Турции, в том числе в Каппадокии. Музей анатолийских цивилизаций, Анкара

Кибела была самой известной богиней, ассоциировавшейся с  черными камнями. В Анатолии Кибелу знали под именем Кубаба еще во 2 тысячелетии до н.э., многие ученые считают, что у этого имени те же корни, что и у Каабы и предполагают, что Кубаба была тем божеством, поклонение которому лежало в основе религиозных представлений у народов, живших на территории Мекки до пророка Мухаммеда. Есть теории, что в чёрном метеорите почиталась тройственная богиня, похожая на греческие божества луны:  Q’re — полумесяц, девушка; Al’Uzza —  «сильная», полная луна, материнский аспект, Al’Menat — убывающая луна, старая женщина, мудрая богиня судьбы, пророчица и предсказательница. Исламская традиция признает эту троицу, называя «дочерьми Аллаха».На самом же деле это три разные богини.

В основном упоминаются три женских божества — дочери Аллаха, который некогда был главным божеством языческого пантеона арабов — ал-Лат, ал-Узза и Манат.

Наиболее чтимой из них считалась ал-Лат (Аллат, Алилат, Лат, Илат), которую почитали богиней небес, чье имя переводится, просто «Богиня».

363071_600
ал-Лат на троне, у подножия которого лев
рельеф из Пальмиры

Как уже упоминалось, у арабов Центральной Аравии её почитали дочерью Аллаха и сестрой Манат и ал-Уззы, на юге — дочерью ал-Уззы, у набатеев Сирийской пустыни, как Алилат (так её назвал Геродот) — она была женской паралелью Аллаха, его супругой, матерью богов.


Известная эмблема мусульман — полумесяц и звезда, не что иное, как символическое обозначение Лунного бога Аллаха и богини Венеры ал-Лат (подобно Иштар и Афродите, это божество ассоциировалось с утренней звездой Венерой)
Этой женской троице богинь арабское племя курайшитов поклонялось в Священном городе Мекка, когда совершали свои паломничества вокруг Каабы. Ведь Кааба — это святилище языческой ал-Лат.
364577_600
Главная святыня мусльман — Кааба

Древние летописцы указывают, что существовало, по крайней мере, 24 таких Кааба, каждый посвященный своему божеству. Но той, что в Мекке поклонялись все племена.

Как многие её семитские родственницы — она почиталась в виде камня. В древние времена кумиром ал-Лат ал-Уззы в Мекке был куб из белого гранита и роща акациевых деревьев.Основным центром поклонения аль-Уззе была долина Хурад около Мекки, в начале торгового пути в Сирию и Ирак. В Нахле, между Меккой и Таифом, находилось одно из святилищ аль-Узза (аль-Узза ас-Са’ида). Оно представляло собой три священных дерева—самура (акация), под которыми было сооружено  строение, покрытое покрывалом и священный камень.


Отполированный Черный Камень в Мекке, установленный в серебряную оправу, напоминает женский половой орган (ал-Лат).
Согласно исламской традиции, Авраам принял роды своего сына Измаила,  предка всех арабов, на Черном Камне богини Каабы

Черный Камень имеет метеоритное происхождение, как и камни других богинь — к примеру, бетиль Афродиты в Пафосе, «игла Кибелы» в Пессинунте. Этот камень лежит в Хараме, что созвучно слову «Гарем».
413725_600
Мухаммед переустанавливает Черный Камень в Мекке

Семь жриц ал-Лат, совершая службу в честь своей повелительницы, семь раз обнаженными обходили вокруг Черного Камня в Мекке. А сегодняшний обычай Таваф — семикратный обход Каабы против часовой стрелки — то память о том древнем обычае.

Манат (араб. مناة‎ — судьба, рок, смертный рок) — древнесемитская богиня судьбы и возмездия. Почиталась на всем Аравийском полуострове, в частности, на северной и в центральной части. Была видимо покровительницей города Медина, а её святилище было центром племенных собраний. Статуэтки Манат служили домашними божками. Также почиталась как царица загробного мира и хранительница могильного покоя.

Муж охраняющий Каабу, известен, как «Сын старой женщины», » Сын сабы», а на арабском — «Бени Шейба». Одно из прозвищ ал-Лат было Саба (Шейба), что значит «родовспомогательница» или «мудрая старуха» . До пришествия Ислама Каабу охраняли жрицы, которых звали «Бати Шейба» — «жрицы Шебы», «женщины мудрой старицы».(Вам не напоминает Кайлех и ее деток в виде камней, Старуха живущая в горной пещере . а то и вовсе сама гора-вулкан «рождающая «камни и швыряющаяся ими в гневе..ее муж назывался «темным» или серым..)

Особо почиталась она у племени тхакиф, живших в поселении ат-Таиф на востоке от Мекки, где её так же знали под именем ар-Раббат («Дама»). В её святилище в Таифе вся жизнь считалась неприкосновенной: ни одно растение не должно было быть собранным, ни одно дерево не должно было быть вырублено, ни одно животное не должно быть убито, ни капли человеческой крови не должно было быть пролито, согласно древним законам.

Особым предпочтение пользовались у ал-Лат подношения из ячменной каши и пшеничные лепешки, поскольку эта богиня была и покровительницей зерна. Вот откуда появились колосья в руках Кибелы, которых не было в ее древних форомах.


ал-Лат на троне, рядом с которым стоит лев, в руках у богини пшеничные колосья
рельеф из Пальмиры, храма Баала.

Рамадан — девятый месяц мусульманского календаря (Хиджра — мусульманский календарь основан на лунных месяцах, а не солнечных, как в Грегорианском календаре), во время которого благочестивые взрослые мусульмане не едят, не пьют, не поддерживают половые отношения до тех пор, пока луна не появится на небе. Возможно, что это символика связанна с беременностью ал-Лат, которая на девятый месяц рожала.

Слово Хадж (паломничество в Мекку) происходит от арабского Hack — «трение», поскольку был такой языческий ритуал, при котором женщины терлись своим половым органом о Черный Камень в надежде на беременность (Джавад Али «История арабов до Ислама»).

У богини было множество имен и эпитетов, например, Умм аль-Алиха («мать бгов»), Умм ас-Шамс («Мать солнца»), в Имьяратском царстве ей поклонялись, как Асиратан или Ллат, в Гадрамите, к востоку от Имьярата, её называли Ллахатан, сирийские арамеи — Элат.
Не исключено, что поименование ал-Лат использовалось для нескольких арабских богинь. Например, так называли Астарту и Ашират-Ашеру. То есть это не только имя, но и титул, которым награждали многих Великих Богинь.

В Набатеи, Хатре и Пальмире её сближали с Афиной, Тихе  и изображали вооруженной. Возможно потому .что аль-Узза переводится как могущественная ?

364920_600
ал-Лат-Афина, Сирия, ас-Сувейд, Сирия, 2 в .н.э.

Геродот считал её эквивалентом Афродиты Урании:

«Они не верят в иных богов, кроме Диониса и небесной Афродиты… Они называют Диониса Оротальт; и Афродиту Алилат«.


Немезида, Аллат и посвящаемый

ал-Лат продолжали поклоняться до возышения Ислама. Именно гибель её идола вызвало особую горечь у почитателей (в Каабе, кроме идола ал-Лат было еще около 300 кумиров других божеств).

Её храм разрушил и сжег аль-Мугира ибн-Шубаб:

«Не приходите к ал-Лат, Аллах обрек ее на разрушение.
Как можете вы поддерживать ту, которая не смогла победить?
Поистине, она не сопротивлялась огню, когда ее подожгли,
И не спасли ее камни, бесславные и ничего не стоящие.
Поэтому, когда прибудет к вам Апостол, а затем уедет,
У нее не останется ни одного приверженца

(слова Шаддид ибн-Арида аль-Джишами, который предупредил жителей после разрушения храма, не возвращаться к почитанию языческой богини)

Авс ибн-Хаджар кланяясь именем ал-Лат сказал: «Клянусь ал-Лат и ал-Уззой и теми, кто в них верит, и Аллахом, поистине Он больше, чем Обе«.Священными животными ал-Лат помимо льва, который часто присутствует рядом с ней на рельефах, была так же газель и верблюд.
364448_600
ал-Лат на верблюде, с копьем в руках
копия барельефа из Таифа, ок 100 г. н.э.

Племена, которые поклонялись ал-Лат почитали её изобретательницей седла для верблюда, которое дало им возможность доминирования на больших территориях.
Не сомненно,что ал-Лат ближайшая родственица всех ближневосточных богинь — вроде Астарты-Иштар.

Ашер путешествовала на горном осле. который также был не менее важен в торговых перевозках. но в горных районах

В шумерских текстах Кубаба упоминается как реально существовавшая царица, а также как богиня.  В хурритской мифологии она  — богиня плодородия, изображалась сидящей между двумя львами. Во второй половине II тысячелетия она входила в патентеон хеттских богов.

Черные камни, связанные с Кибелой, обнаруживают даже в Британии. В последующие времена с этой богиней свяжут культ Пресвятой Девы Марии в образе чёрной Мадонны. Кумбха — это также другое имя Кундалини на санскрите. Кумбха означает «священный Сосуд, содержащий первичные Воды».

5 идеограмм Кумбаба алфавита хеттов содержат также и идеограму Сосуд. Есть версия также, что ее имя происходит от львов, которые были неизменными ее спутниками на всех изображениях.

Статуи Кибеллы были найдены даже в Крыму, Румынии и на Украине. Культу богини Кибелы свойственны мистерии с обрядами, в которых значительную роль играли самоистязания, омовение кровью жертв. очищение  кровью жертвенных животных и самооскопление. В Риме такой оргиастический характер мистерий был ограничен, а служение римских юношей жрецами Кибеллы было запрещено, в основном ее жрецами были кельты.

410556_600

Кубаба (Кабаба и др. имена) с зеркалом и гранатом,  Музей анатолийских цивилизаций, Анкара.

После завоевания Александром персидской империи Анатолия становится частью эллинского мира. Предполагается, что Кибеле первоначально был посвящен знаменитый храм Артемиды в Эфесе. Эти две богини тоже отождествлялись греками. Кибела все же войдет в греческую мифологию, ей будут поклоняться в Греции и Риме. Ахейцы во время Троянской войны даже будут просить помощи Кибелы в завоевании Италии. Культ Кибелы был распространен в Греции, затем в Риме — с 204 до н. э. культ Кибелы в Риме установлен как государственный.

411910_600

Храм Артемиды Эфесской

Начало культа Кибелы связывают с образованием в Малой Азии на территории современной Турции Фригийского царства и с правлением царя Мидоса в 8 веке. По этой причине Кибелу называют фригийской богиней. Фригийская одежда представляла собой длинную тунику с шароварами и островерхой шапкой.Хотя исследователями золотых серег-подвесок из скифских захоронений. ориентировавшиеся на римские образцы изображений Кибелы, шаровары были определаны как элемент скифского костюма))

Известно много изображений Кибелы в похожем костюме и высоком головном уборе. Для Римских изображений Кибелы станет характерным головной убор, похожий на корону в виде башен и городских стен. как у богинь-защитниц городов. Позже одним из самых сильных ее центров стал Лион — столица галлов. С продвижением римской империи в Западную Европу культ Кибелы смешается с культом кельтских богинь.

Богиня Кибела из Фригии. Музей анатолийских цивилизаций, Анкара

В конце III века до н. э. римляне попросили прислать им священный камень Кибелы для защиты от карфагенского полководца Ганнибала Барки. Согласно пророчеству, Рим должна была спасти восточная богиня. Свидетельства о храме, из которого был привезен камень противоречивы. Сохранилось много свидетельств, что камень был привезен из храма в Пессинунте, где был похоронен Аттис (нынешняя Турция), об этом пишет и Тит Ливий. Храм находился на территории современной Турции недалеко от деревни Балихисар в 13 км от Сиврихисар, 120 км на юго-восток от Анкары. Но был еще Пергамский храм Кибелы, в который переместил камень царь Аттал (это нынешний город Бергам тоже в Турции). И есть также сведения, что римляне привезли камень именно из Пергама. Развалины обоих храмов, кстати, сохранились.

КИБЕЛА В РИМЕ

Камень встречал весь Рим, всем хотелось увидеть черный камень восточной богини. Описывали его как небольшой легкий камень, «черный словно сажа, неправильной формы, близкой к конической, на котором сама природа вырезала узор, напоминающий женский лик». Сам камень не производил особого впечатления, зато процессия, которая сопровождала его на вершину Палатинского холма с литаврами, барабанами и криками жрецов, надолго врезалась в память римлян. До сих пор на Палатинском холме, в самом древнем месте Рима, cохранились руины Magna Mater (храма Кибелы). Культ Кибелы в Риме не прижился — несмотря на запрещение римлянам становиться жрецами Кибелы, прецеденты случались.

Введение культа Кибелы в Риме,  Андреа Мантенья, 1505/6
Камень поместили в серебряную оправу. Как бы то ни было, но магия сработала — в том же году был получен невиданный урожай, а на следующий год Ганнибал покинул земли Рима. Интересно, что в Карфагене в то время существовал культ Баала и Танаит, которым в критических ситуациях приносили в жертву мальчиков-первенцев. Полководец Ганнибал отказался принести в жертву своего сына. Может быть и правда есть договор с высшими силами? В общем, чем закончились Пунические войны все знают, судьба Ганнибала была, в конечном счете, незавидной.

В Риме же напротив, все наладилось. Омрачала гармонию только эксцентричность жрецов Кибелы — корибантов и кровавые оргиастические ритуалы богини. Ее жрецами становились самооскопившиеся юноши, расхаживающие в женоподобной одежде, а сами ритуалы выглядели довольно кроваво. Крестили новообращенных обливанием кровью жертвенных животных, а жрецы во время церемоний доходили до экстаза и наносили себе удары ножами. То есть кровь лилась рекой.

Барельеф 2-1 вв до н.э. —  прямоугольный алтарь, дерево с шишками, обвитое змеей, сидящая богиня Кибела  с двумя львами с тимпаном в руке. В другой руке Кибела держит ритуальную чашу фиалу (phiale) с вогнутой частью в центре. На голове Кибелы традиционная корона в виде городских башен. Слева Аттис на коне, изображения собаки и кабана. По одному из преданий, Аттис был растерзан вепрем, как и Адонис, поэтому приверженцы культа Кибелы-Аттиса не ели свинину.

Во время всеннего праздника возрождения бога Аттиса в ритуале используется сосна — священное дерево Кибелы, которое окропляли человеческой кровью —  это символизировало оживление и возрождение Аттиса. Жрецами Кибелы в большинстве были галлы. Римский Сенат стал запрещать римским юношам становиться жрецами Кибелы, впоследствии культ был запрещен, главным образом, по этой самой причине. Шествия галлов, жрецов-скопцов Кибелы в восточных одеждах, несущих изображение богини под музыку кимвалов, барабанов и рогов и просящих подаяния для богини воспринимались римлянами как зрелище фантастическое, но привычное. Древнее государство галлов граничило в Малой Азии с Фригией, его столицей была нынешняя Анкара. Среди галлов было распространено поклонение богине. Просто удивительно, как сочетался образ галлов-воинов, жестких наемников и галлов-жрецов Кибелы в женских одеждах.

411810_600

Бюст Кибелы, галло-римская бронза, 1-й век н.э.
Особое место в культе Кибелы занимает Аттис, полубог, который символизирует смерть и воскресение (как шумерский Думузи, египетский Ассирис и т. п.). Кибелу, особенно в более ранние периоды изображали женщиной крупной, грубоватой и мужеподобной. Аттиса изображали молодым и красивым пастухом или охотником, который погиб в результате несчастного случая (растерзан вепрем), но боги вняли плачу Кибелы и воскресили его. Кстати, по этой причине последователи культа не ели свинину — чтобы не съесть случайно кусочек бога, съеденного вепрем. По другой легенде Аттис дал клятву верности Кибеле, но изменил ей, в результате в порыве раскаяния и безумия оскопил себя под сосной — священным деревом Кибелы. И превратился в сосну. Собственно, безумие на Аттиса наслала из ревности сама же Кибела. В этом мифе слышны отголоски веры в духов деревьев.

413185_600

Изображение на сохранившемся  деревянном троне из Геркуланума — Аттис собирает шишки у сакрального соснового дерева. Его мать была девственна, зачала его приложив к груди миндаль (или гранат). Во Фригии миндаль почитался как отец всего сущего — его сиреневые цветы появлялись первыми на голых ветках.

В Кунтиллет-Аджруде был найден обломок кувшина с изображением цветущего миндального дерева, по три ветви с каждой стороны, и венцом из миндального ореха. С двух сторон от него нарисованы два козла, а само дерево стоит на льве.

Изображение ашеры в виде священного миндаля из Кунтиллет-Аджруда (начало VIII до н.э.)

Дерево граната по легенде выросло из детородных органов получеловека Агдестиса — двойника Аттиса. Кибела также часто изображалась с миндалем или гранатом в руках.

408910_600

Кибела. Изображение римского времени. Мрамор. Национальный музей. Неаполь

Сопровождали богиню корибанты или куреты (=хурриты?).
Изначально они считались духами деревьев, но потом развились в более сложные мифические существа. Они изобрели мечи, шлемы и танцы с оружием. По легенде куреты помогали Рее найти место, чтобы тайно от Кроноса родить Зевса и чтобы Кронос не услышал голоса ребенка подняли невообразимый шум.( то что вместо ребенка ему дали камень в пеленках .не особо удивило Кроноса))

Праздники, посвященные Кибеле и Аттису, отмечали весной, проводились шумные шествия, звучали барабаны и флейты, шествия носили оргиастический характер, проливалось много крови. Возможно, они стали прообразом аналогичных кровавых шествий на Страстную пятницу, которые до сих пор проходят, например, на Филиппинах. Мифическими жрецами Кибелы (и Реи) были корибанты, которые в диком воодушевлении служили Кибеле, танцевали обнаженными в шлеме и с мечом. Реальные жрецы богини поступали так же — в порыве неистовства наносили себе раны и совершали самооскопление.

Патера с изображением Кибелы и Аттиса, Археологический музей Милана, 4 в н.э.

Известно, что евнухами были также жрецы Артемиды Эфесской, а также жрецы сирийской богини Астарты из Иераполиса. На теле жрецов был вытатуирован узор из листьев плюща. Святилище Астарты привлекало в праздники толпы паломников из Сирии, Вавилонии, Аравии и Финикии. Жрецы Астарты и Кибелы были очень похожи.(лысые и оскопленные). не знаю являеться ли это критерием. но тогда тонзура и целебат вызывают интересные идеи))

Статуэтка Аттиса, фригийского бога. Найдена недалеко от г. Эдирне в Турции, в древнем Адрианополое. 2 век, Лувр, Париж.

Сохранились подробные описания весеннего праздника Кибелы в Риме, скорее всего по такому же сценарию проходили они и в Малой Азии. Излагается по Джеймсу Джорджу Фрэзеру «Золотая ветвь». Начинался праздник (Аттидеи) 22 марта. За 3 дня до весеннего равноденствия из леса в храм приносили сосну. Священное дерево приносили члены особой касты — дрендофоры. Ствол перебинтовывали повязками из шерсти, украшали фиалками, к середине ствола привязывали статуэтку Аттиса,  отождествляя с богом. 23 марта трубили в трубы.

Кибела, древнеримский барельеф

24 марта — третий день праздника назывался Кровавым. Архигалл — первосвященник вскрывал себе вены на руке. Остальные жрецы, возбужденные музыкой, кружились в танце, пока не впадали в транс, когда они не чувстовали боли — тогда они начинали наносить себе удары ножами из кремния, забрызгивая алтарь и священное дерево кровью. По-видимому кровь была нужна для придания сил Аттису для воскрешения. Скорее всего, совершались и оскопления новых жрецов — эта кровь и жертва давала божеству мужскую силу. Отрезаанные части тела бросали богине, потом их погребали в подземной части жертвенника Аттису. Весь обряд  имел целью оживить бога и природу. Это сочетается с верой в то, что мать зачала Аттиса приложив к груди плод гранатового или миндального дерева, выросшего из детородных органов андрогина Агдистиса.

415237_600

Кибела, статуэтка из халцедона. Рим,1 век

Религиозный экстаз и льющаяся кровь так действовал на толпу, что многие сбрасывали одежду и подвергали себя самокастрации (на всякий случай специально!) подготовленными и разложенными кругом мечами. Затем они в таком виде бежали по городу и бросали отрезанную часть тела в какой-либо дом. Это считалось большой честью и жители этого дома давали евнуху женское платье и украшения, которые он теперь носил до конца жизни. Оскоплений было так много, что даже на «правительственом уровне» ужесточались меры для уменьшения подобных жертв. Таким образом в Кровавый день богине приносилась в жертву мужская сила — в этот день среди сосен зацветали фиалки, по легенде вырастающие из крови раненого сына. День заканчивался трауром по Аттису — статуэтку божества закрывали. Во время траура не ели хлеб, чтобы не осквернить израненое тело бога. Такой же пост выдерживался во время плача по Думмузи — Таммузу в других странах. Ночью вспыхивал свет, могила бога открывалась и он вставал из мертвых.  Все, участвующие в культе радостно приветствовали бога и воспринимали это и как свою собственную победу над смертью.

На следующий день — в день весеннего равноденствия все предавались необузданному веселью. В Риме этот праздник принял форму карнавала. Люди ходили в масках и вели себя, как им заблагорассудится. 26 марта был днем отдыха от всего этого веселья. 27 марта праздник в Риме заканчивался шествием к реке Альмону, к тому месту, где река впадает в Тибр.  В телеге везли статую богини из серебра с лицом из шершавого черного камня. Первосвященник в пурпурной одежде омывал повозку и богиню водой из реки. На обратном пути богиню вместе с повозкой украшали цветами. Все были радостны и счастливы. В ритуал также входили тайные обряды посвященных, очевидно это была священная трапеза, крещение кровью, принесение в жертву быка, лоб которого украшали золотой пластиной, и затем закалывали священным копьем.  Этой кровью в глубокой яме, которая символизировала одновременно и могилу и лоно матери Земли, крестили неофитов. Крещеный таким образом возрождался для новой жизни и с него смывались кровью все грехи (кровь тельца возрождает умершего к новой жизни). В Риме отпущение грехов пролитием крови происходило в храме Аттиса на Ватиканском холме на месте нынешней базилики святого Петра.

Бронзовая статуэтка Аттиса из Салоников, Лувр

Многие обряды из языческих религий заменены христианскими, но совпадают и по смыслу и в датах с предшествующими им более древними праздниками. Многие христиане продолжали отмечать крестный путь и распятие Спасителя 25 марта, даже в самом Риме — настолько языческие праздники имели глубокие корни. То есть смерть его приходится на день сотворения мира — весеннее равноденствие, на воскресение Аттиса, сочетающего в себе бога отца и сына. Празднование дня святого Георгия совпало с языческим праздником Париллий, день св.Иоанна Крестителя — с летним праздником воды, праздник Успения Пресвятой Богородицы вытеснил праздник Дианы, день Всех Святых в ноябре — древний языческий праздник мертвых. Рождество Христово совпадает с зимним солнцестоянием — ранее этот праздник считался рождением Солнца. А праздник фригийского бога Аттиса, приходившегося на весеннее равнодействие — совпадал с главным  христианским праздником Пасхой.
ЧЕРНЫЕ МАДОННЫ

Самая знаменитая черная мадонна находится в Шартрском соборе во Франции. Сосуд в ее руках многие считают священным граалем. Между тем, его вполне можно трактовать как сосуд Кибелы. Напомню, что имя Кибелы связывают со словом «Кумбаба», а Кумбха на санскрите означает другое имя Кундалини. Оно означает «священный сосуд, содержащий первичные воды». Кстати — две первые ассоциации, которые у меня возникли в связи с этим — это кувшин богини Лакшми и сосуд в руках половецких баб.

409606_600

В «подземной капелле Богоматери», до XVIII в. хранилась древняя статуя Черной Мадонны с Младенцем (грушевое дерево, потемневшее от времени). В годы Французской революции подлинник сгорел и его заменили копией. Шартрский собор построен на месте древнего язычекого храма и это 6-е по счету сооружение храма на этом месте, все предыдущие были разрушены при стечении самых разных обстоятельств. В архитектуре собора много тайной символики и мистического смысла. Его можно трактовать как утробу Великой матери, что в той или иной стерени характерно для всх храмов Великих богинь, арочный вход символизирует женское лоно. Главный витраж на западной стороне храма — символ древнего женского божества. В центре главного нефа на полу выложен кольцевой лабиринт, который был должен пройти паломник босиком, прежде чем пройдет в храм. Символ лабиринта восходит также к глубокой древности. В 37 метрах под центральным алтарем (точнее под тем местом где он находился) находится древний «колодец друидов».

414449_600

Мадонна в Лорето, Италия


Кибела с тимпаном и львенком. Лувр. Тимпан — музыкальный инструмент, похожий на бубен, предшественник литавр. В Грецию попал в V веке с Востока, распространен в оргиастических культах Диониса и Кибелы.


Кибела. Глиняная статуэтка из Ольвии. II—I вв. до н.э.

Церемониальная чаша с изображением Кибелы в золотой колеснице с запряженными львами. Богиня направляется для жертвоприношения богу Солнца. Позолоченное серебро, Ай-Ханум, 2-й век до н. Древнее ювелирное искусство Афганистане.

Кибела. Мраморный рельеф. Ольвия.III в. до н. э.

Жрица с факелами Цереры в алтаре Кибелы, нач. 5-го века, кость, Клюни (Cluny)

Черные камни — Кибела: Один комментарий

Добавьте свой

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: