Календарь февраля продолжение 2

Третий лунный день февраля  — Волчьи Святки..Волчьи Свадьбы .Пекут ватрушки, выпечка на «чистом огне».Кроме того что был убран весь дом и вычищена печь,огонь разводили наново,ведь обычно на шестке имелась маленькая печурка где хранились тлеющие угли для последующего розжига печи. В февральские праздники все огни в доме гасили . В этом основной смысл,огонь высекали кресалом  ,это был новый,»чистый огонь»

3 февраля — Максимов день. По народным поверьям Молитвы к Максиму – Утешителю помогают в любых бедах. Ему нужно молиться за вдов и сирот.

В этот день обычно добрым словом и делом вспоминали тех, кто приходил на помощь. День Марены сводящей судьбы суженых. Так же молились о супружеском счастье и благополучии, супруги, взявшись за руки выходили во двор. Им нужно было стряхнуть иней или снег с ветвей плодовых деревьев на себя» Как Благославение Великой богиин времени снег не упавший на землю, «чистый снег» с неба нес энергии счастливой семейной жизни, смывая все лихое,что могло пылью притрусить яркость чувств,тот внутренний жар ,что делает семью единым целым.

Максим -это лишь отзвуки того, что первые дни февраля были посвящены Госпоже и Господину,Владыке,королю, Василю — переделанное от Василевск,Базилевск — князь.Максим — найбольший….Он же есть в европейских романтических преданиях как король Марк, тот самый из истории про Тристана и Изольду. Но об этом в другой раз

4 февраля — Велес Студеный,Никола Студёный («На Студёного Николу снегу навалит гору», «Никола Студный — Волчий Сват, маковый закат») — время «звериных свадеб»;.

 

telenok3

5 день февральской луны — Велес Корович (или Велес Коровятник— стал Агафья Коровятница в православном календаре, Агафья Коровница. Агафья с греческого Добрая,Хорошая ,Благродная, а в народе еще и «коровья смерть» («На Агафью Коровья Смерть по сёлам ходит») — в деревнях творили обереги на скот.

Нельзя было обижать скотину,тем более бить ее . В этот день коровы могли нажаловаться Велесу на плохих хозяев,плохо кормивших,или жестоких. Если били корову палкой то бог не давал таким хозяевам молока.Начинается период отела и естественно нужна забота,уход и постояный контроль состояния стельных коров

.По традиции в этот день хозяйка ,а иногда старшая женщина в семье, кормит коров кашей. С утра кропят хлев и коров святой водой ,принесенной из церкви,а ранее для этого также собирали снег с плодовых деревьев) и брызгали уже талой водой.

Мученица Агафья почиталась среди крестьян как покровительница домашнего скота. «На Агафью заморенная коровья смерть по сёлам ходит
Коровьей смерти в этот день опасались не случайно. К Агафьиному дню в неурожайные годы обычно заканчивалось сено, и по хлевам начинал ходить мор — Голодуха (отсюда второе название этой даты). Коровы, которым корма нужно было больше всего, страдали от голода в первую очередь. С этим днем связано множество поговорок — в первую очередь, о коровах: «Агафья-коровница, береги коров»; «Корова в тепле — молоко на столе»; «Корову бить — молока не пить»; «Избил дед бычка, да хватился молочка»; «Сметанку любить — коровку кормить». Агафья считалась также заступницей от пожара. В день ее памяти освящали хлеб, который хранили в доме как надежное средство от «красного петуха». В случае пожара этот хлеб нужно было бросать либо в огонь, либо, наоборот, в чистое поле, в сторону от избы. Кроме того, на Агафью было принято поминать предков, отошедших в мир иной.
Поселяне чуму рогатого скота олицетворяли мифом и разными сказаниями. Исходя из них можно скзать следующее. Коровья смерть является людям в виде старой, отвратительной женщины. Это не то, что старая ведьма с хвостом. У коровьей смерти есть своя примета: «руки с граблями». Она сама никогда в село не заходит, а всегда мужики завозят её с собой. Зато уж как заберётся куда эта гостья, то досыта натешится: переморит всех коров, изведёт всё племя до конца. Коровья смерть появляется более сильной в конце зимы или в начале весны .
Твёрдо верели, что если падеж уже начался одно только «опахиванье» изгоняет коровью смерть.В случае падежа скота или для его предотвращения в день Агафьи Коровницы, как и во Власьев день, во многих местах в России совершали обряд опахивания деревни: ночью тайно собирались все женщины селенья, одетые только в рубахи, с распущенными волосами, брали в руки кто дубину, кто косу, на одну из вдов надевали хомут без шлеи и запрягали ее в соху, а затем совершали процессию вокруг деревни. Землю взрывали сохой так, чтобы пласты отваливались в сторону от селенья. С собой брали петуха, кошку и собаку. Во время шествия женщины выкрикивали: «Смерть, смерть коровья — не губи нашу скотину; мы зароем тебя с кошкой, собакой и кочетом в землю!» После обхода животных погребали за пределами деревни, веря, что «коровья смерть» не войдет на территорию, очерченную магическим кругом с помощью сохи. От этого обряда она скрывается по лесам и болотам до тех пор, пока скотина выйдет на солнце обогревать бока. Тогда она, чахлая и заморенная, бегает по селам и с горя скрывается в степи, если не успеет пробраться в хлевы. Поселяне тогда запирали свои хлевы, убирают хлевы лаптями, обмоченными в дёготь, с уверенностью, что такие лапти отгоняют от скота заморенную коровью смерть.
Если видно было ,что пришла пора корове отелится брали сковороду и самый длинный сковордник) на нем верхом и «ехала » хозяйка первый раз доить корову после отела. На сковороде зажигали защитные травы от коровьей смерти,в том числе и вереск. В уши корове шептали защитные слова. Дополнительно хлев охраняют развешивая и растыкивая старые лапти щедро смазанные дегтем.На самом деле прошла половина зимы, с лесов и полей к жилью тянулись грызуны всех размеров ,приносящие с собою и «коровью смерть»,что бы защитить от их проникновения хлев и использовались такие вот «сильно пахнущие средства» дабы стаи голодных крыс обминали двор.

Говорят и сковорода помогает) мол круглая как солнце и нечисть ее боится. Сразу вспомнился мультфильм с Рапунцель))) Отбиваться от крыс?и мышей..думаю все же дым и длинный сковородник,чтобы и самой не надышаться
С этой же целью совершали и другие действия: например, вешали корове на рога куски хлеба или опахивали деревню сохой, в которую впрягали вдову (считалось, что такую борозду нечистая сила не может перешагнуть).
В зажиточных селениях, где печи были построены с трубами, в этот день случались большие хлопоты. С вечера закрывали трубы крепко-накрепко, замазывали глиною, на загнетках окуривали чертополохом. Никто не спал ночью, от малого до большого. И все эти хлопоты для того, что будто в этот день вылетают из ада нечистые духи в виде птиц и заглядывают в трубы. Где оплошают, не примут предосторожностей, там уж наверняка поселятся нечистые. «Выживай тогда их, отыскивай знахарей. Сколько хлопот и забот с ними. Всё лучше, как заранее примешь меры, и после живи, не тужи. Вот если уж куда заберётся нечистый, так весь дом поднимет вверх дном Всё перебьёт и переколотит, ничего не останется на месте. Хозяева бегут вон, если хотят быть живыми». Достаётся и соседям, и прохожим. Когда-то считали, что такие беды бывали в старину и в городах.
Согласно легенде, Агата-Агафья спасла древнюю Каганию от пожара, возникшего в результате извержения вулкана, поэтому в народной традиции славян-католиков ее почитали как защитницу от пожара. Считалось, что освященные в этот день хлеб, соль, вода (у поляков, кроме того, платки, кольца) получали способность оберегать семью, дом от болезней, пожара, молнии. Ср. польскую поговорку: «Хлеб (соль) святой Агаты от огня хранит хаты». Чтобы в дом не ударила молния, хлеб затыкали за матицу или за кровлю (силез., кашуб., морав.словац.). Хлеб и соль св. Агаты при пожаре бросали в огонь, чтобы помешать его распространению.
Кашубские рыбаки кидали хлеб, соль и лили воду св. Агаты в море при наводнении.
В некоторых р-нах Силезии (Глубчице, Ополе) такой хлеб охранял от укуса змеи (у моравам в р-не Ждяра, Вельке-Мезиржичей также вода и соль), бешеной собаки; давали коровам, чтобы хорошо доились и не болели; им лечили сибирскую язву у коров.
В Ловиче (Мазовия) в этот день ели освященные хлеб и соль, чтобы зубы не болели.
Чтобы вода была чистой, в колодец бросали соль (пол.), лили воду св. Агаты (морав.). «Агатской» водой кропили весной зерно (морав.), а летом посевы, чтобы уберечь урожай от града (силез.), от вредных насекомых и грызунов (ю.морав.). При этом говорили: [Св. Агата, прошу, не допускай ни к нашему жилищу, ни к нашему скоту!]
.В Моравской Словакии в этот день запрещалось стирать, носить воду, печь хлеб, вывозить навоз на поле.
Кроме того, нельзя было брать из бочки квашеную капусту, картофель из погреба, чтобы не завелись лягушки. В этот день шли в погреб и обращались к св. Агате с просьбой выгнать гадов — змей, лягушек, крыс — вон. Водой св. Агаты окропляли постройки: кладовые, конюшни, хлев, амбар, а также огороды и сады, приговаривая: [Сегодня св. Агаты день, лягушки, крысы, из погреба вон!], [Св. Агата день, всякая нечисть, вон!]. Иногда эта слова писали освященным мелом на дверях хозяйственных построек (морав.). С днем св. Агаты связывались некоторые приметы о погоде. Поляки считали, что в этот день бывает тепло, а хорваты Адриатического побережья Далмации предсказывали на день св. Агаты снегопад: [Св. Агата снегом богата].

В этот день, третий после Сретения, внимательно следили за погодой: если было тепло, то больших холодов не предвиделось. В то же время мороз предвещал дружную весну, сухое и жаркое лето.

6 февраля —6 лунный день   — Велес Телятник, Вукол Телятник («На Вукола телятся жуколы»);Само имя Вукол с греческого означает  — Пастух. Жуколы — имеет несколько трактовок,самая интересная — черные коровы,т.е цветом,мастью как жуки.Коров растелившихся ,окотившихся овец окуривали чабрецом, Малышей забирали в дом ,а домовому,что бы любил скотинку ставили большую миску молока с накрошенным туда щедро хлебом. довольный домовой присмотрит и за коровой и за теленком.

7 февраля Велес луковый . Велес лукавый. В этот день отмечается память Луки Елладского  На Руси в день Луки было принято печь пироги — естественно, с луком, луковым духом отгоняли болезни и всякую нечисть. Семья, как правило, съедала только часть их, а остальное раздавали нищим — «на счастье». Считалось, что все отданное вернется сторицей.
Также на Луку поминали усопших предков. По этому поводу говорили: «Живы родители — почитай, умерли — поминай».

Кроме того, этот день считался самым подходящим для приготовления целебных снадобий из кореньев. Особые свойства на Луку обретала лапчатка — трава, листочки которой напоминают крест. В народе ее называли «могущницей», то есть растением, в котором заключена большая сила. От этого слова произошло второе название праздника.

Следили на Луку и за погодой. К примеру, полуденный ветер сулил урожай яровых. А вот редкое природное явление — зимний гром — в этот день считалось нехорошим знаком. Это означало, что сенокос будет очень плохим.

 

Календарь февраля продолжение 2: 2 комментария

Добавьте свой

  1. Уведомление: Велес — ЛУННЫЙ ДОМ

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: