Создайте подобный сайт на WordPress.com
Начало работы

Караконджул

Караконджул

Караконджул (болг. караконджул, макед. караконцол, серб. караконџула от греч. καλλικάντζαρος злой дух через турецкое посредство) — сверхъестественное существо, поверья о котором известны туркам и грекам, а также сербам, македонцам и болгарам, находившимся в контакте с ними. Считается преимущественно сезонным, святочным демоном.

В Сербии Мифол., фолькл. злой дух, приходящий ночью в облике получеловека-полуконя (иногда с крыльями) черного цвета или чудовища на белом коне, курицы, собаки, кошки, овцы, верблюда и других животных, а также мужчины или женщины с различными аномалиями (с железными зубами и рогами, с длинными ногтями).Караконджалы  в Греции — оборотни, способные принимать облик животных и людей. Чаще всего они выступают в облике коней с человеческой головой и двумя руками или крыльями, голых людей, покрытых колючками, антропоморфных лохматых красных или чёрных бесов с хвостом и рогами, маленьких человечков, приманивающих людей ко льду (сродни русских шуликунов), в облике собаки, овцы, телёнка или косматого, рогатого и хвостатого человека

Никто не уверен, как точно выглядят караконджулы. Чаще болгары всего их представляют с четырьмя конскими ногами и человеческой головой(то есть описание действительно напоминает кентавра). У них также есть крылья (как у мухи)и они могут летать . У них длинные уши и большие глаза. Они также могут появляться в других неожиданных образах — таких как собака, кошка, лошадь, курица, малыш или крупный, ужасный человек с одной ногой и одним глазом. В любом случаев облике караконджула существует двусмысленность, амбивалентность — ни человек, ни животное, существо нерешенного ужасного мира, называемого гетоном. Караконджул иногда описывается и как невидимая злая сила — ветер или голос. Верят, что они живут семьями и имеют детей.

Название, возможно, происходит от kalos-kentauros, что означает «красивый кентавр».Восточнославянскими параллелями караконджулам как святочным демонам являются шуликуны В народной вере болгар Караконджул — дух, похожий на вампира. Болгары называют его разными именами: караконью, каракконьер, понагетц и другие.

Считается, что они выходят из воды или из пещер и нечистых мест на период от Рождества (иногда от Игнатьева дня, 20 декабря (2 января)) до Крещения (или Бабина дня, 8 (21) января)Повсеместно караконджул — ночной дух, исчезающий с первым криком петухов. Нередко отмечается связь с водой, особенно у сербов и черногорцев. По внешним признакам и функциям уподобляется другим мифологическим персонажам: вампиру, волколаку, оборотню, которые вместе со всей нечистой силой активизируются в святки.

Появляется караканджул только по субботам (люди, рожденные в субботу могут стать после смерти караканнджулами) ночью от Рождества до Иордании.Сербы полагают, что караконджул появляется осенью. На северо-востоке Болгарии его уподобляют святому Тодору и временем его вредоносных действий считают первую неделю Великого поста  Видеть его могут только люди, рождённые в субботу.Это другая интерпретация связи караконджула и субботы Родится в субботу,считалось в определенном смысле святотатством,это т день в христианстве считается днем отдыха бога от дел творения.Не производилась ни какая работа и людьми. В дохристианский период день субботы был посвящен Сатурну,что так же определало его специфику.В происхождении отмечается временная привязанность и к святкам: Караконджул – это души свиней, заколотых к Рождеству; дети, рожденные или зачатые в период от Рождества до Крещения (их называют караконджулче). Умершие во время святок (особенно дети) также превращаются в этих существ.

Караконджул нередко уподобляется вампиру: «Это покойник, через тело которого до погребения перепрыгнула кошка или перелетела птица». По другим поверьям, Караконджолум становятся по наследству живые люди.В Болгарии считается, что каждый, кто отказался хоронить умершего родственника или присутствовал на похоронах и не отпрыгнул от трущегося об ноги кота , превращается в карагундула.

Привязанность к рождению в определенный день аналогична таким же представлениям о русалках

В этот период они ходят ночью по улицам и домам, собираясь в мельницах — имеются в виду именно водяные мельницы ,а не ветряки,не ветряные), играя всей компанией . Собравшись вместе, Караконджулы устраивают веселые застолья, празднуют свадьбы, водят хороводы. Караконджул может разговаривать (угрожать расправой или спрашивать  когда Крещение), подделывать голос и звать человека по имени. Когда он недоволен чем-либо, то пищит в дымоходе, стучит в двери дома и по крыше.

Чаще всего они могут встречаться вдоль рек и колодцев, по оврагах и вблизи водопадов, где растут герань и плющ А тут .я вижу много сходного с шиликунами. Также опасно встреть караканджула в месте , где недавно убили свинью и лежит свежее мясо..

39272702_650043845395117_5053376216015306752_n.jpg
Когда он появляется среди людей, разбивает ссорит компании доводя до драк ссоры, ослепляет яростью людей, встречает человека посередине поселка и с помощью магической силы его демонических воплощений приводит его в странные и опасные места смерти.То есть обратившись каким то животным может заманит к реке,обрыву,оврагу,в заброшенные постройки.Места обитания Караконджула – подводное или подземное царство, а  когда они выходят в мир людей ,это заброшенные мельницы, кладбище, глухой лес, ущелья и овраги,что  указывает на хтонический характер этого демона. Караконджул нападает на людей и ездит на них верхом или заманивает их к водоемам, обрывам и урочищам и душит людей, протыкает их гребнем для чесания льна (который носит на спине), длинными ногтями царапает женщинам лица, пьет кровь, похищает и съедает детей, разносит болезни и лишает людей рассудка. В доме, куда он  проникает через дымоход, он мочится на огонь или в незакрытые сосуды с водой. Если моча его попадет на ребенка, тот заболевает неизлечимой болезнью. Так же он заглядывает в окна, пугает детей и указывает на того члена семьи, которому предстоит умереть в следующем году. Караконджул мучает скотину, сплетает хвосты лошадей.

Если человек наступит на еду караудула, он заболевает и умирает.
Интересен вариапнт легенд о греческих караконджулах — каликанзаридах.Существует поверье, что караконджулы (греч. καλλικάντζαρος — «калликантзарос») живут под землёй и пилят Мировое древо, чтобы в конце концов оно пало вместе со всей Землёй. Однако, когда они приступают к отпиливанию последней части, наступает Рождество, и у них появляется шанс выйти наружу. Они забывают про Древо и выбираются на землю, чтобы устраивать бесчинства и донимать людей.
В конце концов на Богоявление (6 января) они спускаются обратно под землю, чтобы продолжать пилить, но обнаруживают, что Мировое древо зажило, и им приходится заново браться за работу. Так повторяется каждый год.

В некоторых местах Болгарии в последний день святок водили по селу ряженого «коня» с той целью, чтобы «караконджул ушёл из села» (Маринов 1981, с. 305).

Уберечься от него можно, соблюдая святочные запреты. Как стемнеет, стараются не выходить из дома и не выполнять домашнюю работу (прясть, стирать, белить и др.). От Рождества до Крещения носят с собой в кармане чеснок (детям зашивают его в одежду), за поясом — шерсть, гребень, узелок с хлебом и солью. В святки от Караконджула тщательно охраняют дом: затыкают дымоход, запирают двери, на крышу бросают ветки аспарагуса или ели. Опрыскивают комнаты освященной в Игнатов день водой, мажут кресты дегтем на воротах, в очаг бросают лошадиный череп, старую одежду, серу. Чтобы отвлечь Караконджула, ему дают «задания» : шерсть для чесания или головку подсолнуха для подсчета семечек. В кануны святочных праздников для Караконджула оставляют стол с угощениями. Повсеместно практикуются особые действия, чтобы родившийся или зачатый в святки ребенок не превратился в Караконджула, такому младенцу изготавливают обыденную рубашку, опускают его в прорубь, при купании в воду кладут полынь и грязную рубашку-сосульку. Караконджалы боятся огня, железа, пепла от бадняка, хлеба, соли и т.п. . Поэтому , от демона легко уберечься: достаточно вынуть из котомки хлеб, соль, любой железный предмет, показать чудовищу — а того уж и след простыл.

Караконджул – частый персонаж фольклорной прозы; во многом он идентичен черту и другой нечисти. Широко распространены былички о нём, которые рассказываются преимущественно на святки.
Материал взят с сайта:Ведьмы Болгарские обычаи и обряды http://witchesinthetypewriter.blogspot.com/2011/12/karakondjul.html

Karakondjul 

According to people’s traditional beliefs karakondjul is a spirit, resembling to a vampire. It is called by different names: Karakandju, karakondjer, poganetz  and many more. It is believed, that every buried men onto whom a priest hasn’t sang or onto whose grave a cat has jumped over after his or hers’ funeral transforms into karakondjul.

None knows how exactly a karakondjul looks like. But usually it is represented with four horse legs and with a human head and also with wings. It is also said that he can fly. Karakondjuli   have long ears and big eyes.They can appear in other unexpected forms   such as — a dog, a cat, a horse, a chicken, a little child or a big scary man with one leg and one eye. In all cases there is a certain indeterminateness, duality. A karakondjul is nor a human, neither an animal, it is a creature from the chaotic terrifying world, which is called Underworld.

He reveals himself only to people who were born on Saturdays only in the nights from Christmas Eve to Jordan’s day. During this period the evil ones are dismissed and walk on the streets, around the houses, they gather close to water-mills and dance horo on the stack –yard. Most often they can be seen close to wells, rivers, valleys near to gulches and waterfalls where crane’s bill and ivy grow. The place where a pig is killed is also dangerous.

When karakondjul appears among people, it breaks the tiled roofs of the houses,it dazes people’s heads,

If it meets a person on his or hers way karakondjul  with the magical power of his demonic transformations leads him or her to unknown and dangerous places.

From Bulgarian traditions and rites 

The witches.

Википедии и сайта

https://altay-magia.ru/karakondzhul-svyatochnyiy-demon/

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: