Создайте подобный сайт на WordPress.com
Начало работы

Алебастр из гробницы Тутанхамона

Говард Картер
«Гробница Тутанхамона»
Кладовая

«Вход в кладовую шириною всего 1,25 метра при высоте 90 сантиметров был заложен неровными обломками песчаника, замазанными снаружи известью. Пока известь была еще сырой, на ней оттиснули многочисленные отпечатки четырех различных погребальных печатей царя. Когда мы обнаружили этот проход, в нем сохранилась лишь верхняя часть кладки, так как воры выломали нижнюю и образовавшуюся брешь больше ни разу не замуровывали. Оттиски четырех печатей на верхней части кладки имеют следующие надписи: «Владыка Верхнего и Нижнего Египта Небхепрура, который посвятил свою жизнь созданию образов богов, дабы они ниспосылали ему каждодневные фимиамы, возлияния и приношения»; «Небхепрура, который создал изображение Осириса и построил дом его»; «Небхепрура — Анубис, торжествующий над «Девятью луками»», «Могущественный владыка Анубис, торжествующий над четырьмя покоренными народами». Как я уже сказал, воры, чтобы проникнуть в кладовую, проломили в замурованном проходе брешь. Через эту брешь мы и произвели первый беглый осмотр.

Комната оказалась сравнительно небольшой — она имела 4 метра 20 сантиметров в длину, 2 метра 55 сантиметров в ширину при высоте 2 метра 52 сантиметра. Она не производила впечатления завершенности и не имела даже намека на какое-либо оформление. Грубо высеченная на скале, эта комната точно отвечала своему назначению — служить складским помещением, кладовой. Время отметило ее следами разрушения. Высеченные в скальном грунте стены и потолок обесцвечены сыростью.

У этой маленькой комнаты была своя, хоть и горькая, но от этого не менее романтичная история. В том, что открылось нашему взору, было нечто поразительное, захватывающее. Беспорядочное нагромождение всевозможных вещей, разбросанных с бессмысленным равнодушием грабителями, могло бы рассказать удивительную повесть, если бы вещи могли заговорить.

Наши электрические лампы залили ярким светом груды предметов, рельефно выхватывая отдельные необычные детали из общей кучи погребальных принадлежностей, достигающей метровой высоты. Мы увидели странные вещи, наваленные одна на другую и неясно выплывающие из дальних углов. Ближе всего к нам лежало широкое перевернутое кресло, похожее на наши раскладные, однако украшенное в соответствии со вкусами той отдаленной эпохи. Протянувшись через всю кладовую, сверху в шатком равновесии едва держались ложа, весьма напоминающие те, что и сегодня еще встречаются в верховьях Нила. Здесь лежала ваза, а оттуда на нас беспомощно смотрела изящная головка. Оружие всех видов, корзины, глиняные и алебастровые сосуды, игорные доски, разбитые и заваленные камнями, которые обрушились внутрь, когда воры пробивали брешь сквозь запечатанный проход, — вот что предстало перед нами.

В противоположном углу, на самой верхушке груды, еле держался взломанный ларь, полный хрупкой фаянсовой посуды, готовый рухнуть в любую минуту. Посреди беспорядочно сваленной утвари и погребальных эмблем стоял почти не поврежденный сундук, укрепленный на тонких ножках и потому похожий на стол. Между ящиками и другими предметами самой разнообразной формы виднелись алебастровая лодка, лев и голова блеющего каменного козла. Опахало, сандалия, части одеяний, перчатка… А рядом, в странном соседстве — эмблема жизни и смерти. Поистине, кажется, что эта сцена задумана и создана искусственно, как в театре, в расчете на то, чтобы потрясти зрителя».

SmUPqEneQNo

Кубок в форме цветка водяной лилии с именами Эхнатона и Нефертити.
Травертин (алебастр). 14 в. до н.э.
Нью-Йорк. Музей Метрополитен.

(с) фото — MMA

Сосуд с фигуркой лежащего льва на крышке. Алебастр. XIV в. до нэ.1
Около 1334 — 1328 до н.э.
Высота 26,8 см; диаметр 12 см
Кальцит (алебастр), слоновая кость, краска
Каир. Египетский музей

2



1
Фигурка бога Беса

 

1

Около 1334 — 1328 до н.э.
Высота 60 см; ширина 19,8 см
Кальцит (алебастр), слоновая кость, краска, позолота
Каир. Египетский музей

1

2

сосуд объединяющий символику знака «дыхание» и объединения двух Египтов ,верхнего и нижнего , образ богини матери  Небет и две богини кобры

1

 

2

3

канопа из гробницы фараона Тутанхамона. Алебастр.95c72b05aa54f74c8b0e849e34d67925_1024_768

Верх канопы из гробницы фараона Тутанхамона. Алебастр.

1336562363_386

ShQzpuGsM3M

I-17-PARADOX-aleb-f04_640

Toutankhamon_Treasures-_025

5088

Т.н. «чаша благопожелания» — кубок из гробницы Тутанхамона в форме цветка белой водяной лилии с изображениями бога миллионов лет Хеха на бутонах. Надпись на чаше желает царю вечной жизни и «северного ветра».

Алебастр. 14 в. до н.э.
Каир, Египетский музей
(с) фото — Кеннет Гаррет

4

Фигурка Антилопы Автор Simon Hayter.

Около 1334 — 1328 до н.э.
Длина 38, 5см; ширина 18,5 см; высота 27,5 см
Кальцит (алебастр), рог, слоновая кость, краска
Каир. Египетский музей

5

Алебастровая ладья

6

Алебастровая лодочка Тутанхамона в египетском музее Каира Фото (с) Гарри Бёртон

«В той же комнате стоял на полу один из самых замечательных предметов, изваянных из алебастра. Это была хрупкая, но почти совершенно целая барка, плывущая по водоему. Скульптура служила, очевидно, главным украшением стола. Она вырезана из полупрозрачного алебастра, гравированный водоем украшен изображениями гирлянды цветов и плодов, и вся группа так и представляется на каком-нибудь пиршестве или торжестве. В ней есть нечто очень необычное и вместе с тем чрезвычайно любопытное. Она, словно луч, вырвавшийся из мрака гробницы, освещает нам померкшее прошлое.
Группа невелика по размерам: в ней всего 70 сантиметров длины при 68 сантиметрах высоты. Детали ее, расцвеченные красками и отделанные золотом, достаточно ясно видны на фотографиях мистера Бертона и почти не требуют дополнительного описания.

Здесь и далее фото (с) Ганс Олерман


images (10)

Водоем служит одновременно пьедесталом. Снаружи он имеет форму прямоугольного пилона на четырех цилиндрических ножках. Внутри он полый — для воды и цветов; только в центре водоема оставлен островок, который поддерживает алебастровую лодку.

Лодка представляет собой египетский вариант гондолы: она круглодонная, нос и корма плавно загнуты кверху и заканчиваются головами каменных козлов. Посредине лодки стоит навес, поддерживаемый четырьмя папирусообразными колоннами. Под навесом установлено нечто похожее на открытый саркофаг. Вся группа в целом, по-видимому, представляет погребальную барку для небесного плавания фараона, «всеблагого бога».

На носу лодки фигурка: глядя вперед, сидит, поджав ноги, очаровательная обнаженная девушка, прижимающая к груди цветок лотоса.

images (12)

фото с сайта https://konsuslov.livejournal.com/56196.html

Toutankhamon_Treasures-_016

Комментарий Виктора Солкина по поводу назначения «лодочки»:
http://egyptianin.livejournal.com/7205.html

«Это один из вариантов композиций, распространенных на поминальном пире, эдакий древнеегипетский сюрту-де-табль*. Сама ладья, с головами ориксов, — это ладья бога Сокара хену, связанная с понятием о глубинном состоянии смерти. В центре ладьи — саркофаг. В бассейн наливалась вода и ставились папирусы и водяные лилии, которые символизировали собой переправу царя, пребывающего в состоянии смерти, сквозь символические болота первого этапа пространства Именет. Цель — возрождение, символически обозначенное цветком голубой водяной лилии, которую держит в руках женщина, сидящая на носу, — возможно, царица; об этом говорит и фриз из плодов солнечного дерева ишед, которым «опоясан» постамент памятника…

В частном погребальном ритуале с той же целью использовалась чаша, в которой на скобе, под которую засовывали цветы, стояла корова Хатхор, таким образом совершающая ритуал сешеш уадж…»

RPMUoyLSxio

Декоративная чаша для поминального пира. Ставилась в центр стола. В центре, под скобу, на которой стоит миниатюрная фигурка коровы — священного животного богини Хатхор — собирались цветы водяной лилии и папирусы. Наливалась вода.

6gqZLcbE40M

Хатхор, шествуя по грани миров — нашего и иного, которую египятне представляли себе, как подобие предвечной топи, совершает ритуал сешеш уадж — «сотрясение великой зелени», раздвигая болотные растения, создавая шум жизни, противостоящий тишине смерти, и указывая душам умерших правильный путь и новую судьбу.

Из гробницы везира Рехмира.
Медный сплав. Диам. чаши — 22 см.
15 в. до н.э.
Нью-Йорк, Музей Метрополитен.
(с) фото — MMA

*СЮРТУ ДЕ ТАБЛЬ (франц. surtout de table — «середина стола», от surtout — «главная, большая ваза» и table — «стол») — настольное украшение в виде большой вазы, скульптурной группы, «фонтана» или иной композиции.

https://vk.com/id16492809?w=wall16492809_6545

http://egyptianin.livejournal.com/7205.html

https://blognews.am/rus/news/89811/sokrovishcha-velikikh-civilizaciiy—klad-tutankhamona.html

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: