Археологический музей Ираклиона. История минойских фресок…

Крит – это не только теплое море, чистые пляжи, вкусная еда, природа и интересные традиции. Крит – это еще уникальная история цивилизации, которая уже для древних Греков была легендой, письменность которой еще до сих пор не полностью расшифрована, и о причинах гибели которой есть только предположения.
Именно о ней английский археолог сэр Артур Эванс сказал: «Я открыл цивилизацию не похожую ни на греческую, ни на римскую» и назвал в честь легендарного царя Миноса – Минойской.
Следы Минойской цивилизации на Крите встречаются на каждом шагу. Практически в каждой прибрежной деревушке есть своя вилла или захоронение, оставшееся от той загадочной эпохи. Но самое значительные памятники – это минойские дворцы.  Их четыре. И один из них Кносский дворец – где как продполагают и обитал мифический минотавр из мифа Тесее и Ариадне.
За этим воздухом, припитанным тайными и легендами, тоже стоит приехать на остров Минотавра. Криту повезло больше, чем Трое или Парфенону. Сокровища и памятники, найденые при раскопках не были разграблены, или вывезены за пределы Греции. Их вы можете увидеть в архелогических музеях Крита, ну а самый большой и один из самой значимых археологических музеев Европы – это археологический музей Ираклона. Музей обладает уникальной коллекцией произведений искусства Минойскох эпохи, и поэтому музей с полным правом называют музеем Минойской культуры.
В 2002 году в музее началась полная реконструкция. Через 10 лет в результате реконструкции открыты 2 зала постоянной выставки (зал скульптуры и минойских фресок). Вход в них пока свободный.
Именно об уникальных фресках, фрагменты которых были найдены при раскопка вилл и дворцов на Крите и пойдет речь.

AM3

Когда речь идет о Кносском дворце, предполагается, что большая часть дворца была украшена фресками в изображением природы, животных, священных ритуалов. За 3500 лет, прошедщих с того времени, сохранилось не так уж и много, но даже, по этим фрагментам можно получить представление как выглядели критяне эпохи Миноса.
Вот юноша, прекрасеный как цветок, который в конце года должен умереть, чтобы вновь вернуться — «Принц с лилиями».

Фреска в музее и реплика фрески во дворце, помещенная Эвансом на месте находки.

AM2

По предложению Артура Эванса фреска изображает Аристократа или Жреца. Однако фреска была собрана из нескольких разрозненных фрагментов (торса с рукой, локтя, ладони с веревкой, ноги и тиары), что хорошо видно на самой фреске в музее, поэтому есть несколько предположений, какое изображение могли содержать эти фрагменты. Также учитывая, что в традициях минойского искусства мужчин окрашивали в красный цвет, а фигура белая, — это могла быть даже женщина.
Также есть предположения, что на фреске было изображено как минимум два человека. Примерно вот  так.

king1

Священное животоное древних минойцев – бык. Практически не один турист на уезжает из дворца без похожей фотографии на фоне фрески с быком, копия которой находится  портике западного бастиона в Кносском дворце

AM14

Сам оригинал не такой впечатляющий. Как видно сохранились три фрагмента рельефной фрески изображают охоту на быка в скалистой местности с оливковыми деревьями. Основной элемент фрески – голова быка – является шедевром натурализма в минойском искусстве. Предположение, что на фреске изображена именно охота на дикого быка, основано, на изображениях на золотых кубках из Вафио, где нанесены похожие сцены. Да, да, в те давние времена на Крите водились дикие быки.

AM13

Минойские женщины – изящные, с выско поднятой головой, с дорогими украшениями, они играли не последнюю роль в жизни минойского общества. Есть предположения, что верховным жрецом – правителем Кноссоса – могла быть женщина.
«Дамы в голубом» — еще одна сильно повреженная, но от этого не менее известная фреска. Одетые по последней моде той эпохи дамы, скорее всего жрицы, учавструющее в священном ритуале. Вот эта фреска, скорее всего,  и вдохновила Ивана Ефремова создать образ критянки Таис.

AM8

. А современное трактование можно посмотреть в ролике, где дама с фрески играет главную роль.

https://l.lj-toys.com/?auth_token=sessionless%3A1536148800%3Aembedcontent%3A23493338%2627%26%260%26youtube%264iOOVeq9MEs%3A97f275a9111ac9c3e77845b2caeb6a536d6d8a34&source=youtube&vid=4iOOVeq9MEs&moduleid=27&preview=0&journalid=23493338&noads=

Знаменитая фреска «Парижанка», так назвал А. Эванс сохранившийся фрагмент, где изображена женская фигура со средиземноморскими чертами лица и ярким макияжем. Она скорее вписалась бы в богемный мир Парижа, чем в патриархальное общество Древней Греции.

AM7

Как видно, фрески не сохранились целиком, как мог бы предположить неискушенный турист. При раскопках первоначально находился  мусор из остатков осыпавшейся штукатурки с нанесёнными на неё красками.
Из этих то кусочков и собирали реставраторы фрески, выкладывая их как мозаику. Представленные в музее фрески состоят где-то наполовину из оригинальных фрагментов, а наполовину из дорисовок.

AM6

Одна из любимых тем в фресках — мартышки. Тема мартышек пришла из Египта. Вполне возможно, что в садах Кносского дворца обитали обезьянки – подарки фараонов Египта. В Египте бог Тот часто изображался в облике бабуина, и в фресках Кносского дворца, обезьянки часто встречаются как часть священного ритуала.

AM5

AM4

AM11

А это мальчик. Может и обязьянка, но не нашли хвостика, поэтому мальчик.

AM10

Предполагается, что традиция рельефной фрески пришла на Крит из Египта, но в своей интерпритации. А также характерной особенность настенной росписи на Крите – это микрофрески, на которых отражается повседневная жизни дворца.

AM9

Минойцы практически, за редким исключением, не строили крепостных стен вокруг своих дворцов и поселений. У них нет изображений батальных сцен, по крайней мере пока не найдено. Их жизнь была связана с морем. Стены, полы, потолки дворцов и вилл были украшены сценами на морскую тематику —  осминоги, рыбы, и самые известные – дельфины из Мегарона царицы в Кносском дворце.
Древний художник изобразил морской простор, синих дельфинов и разноцветных рыб. Поражает достоверность и точность росписей. От кораллов и губок, составляющих бордюр фрески, поднимаются вверх прозрачные пузыри.

AM12

Ярким подтверждением связей Крита с африканскими странами, которые осуществлялись, естественно, по морю, является фреска с изображением негра. Весьма показательна картина, на которой мы видим отряд чернокожих воинов под командой критского командира. Эта фреска находится в самом Кносском дворце.
AM1
Смотря на эти произведения искусства, порой кажется, что человечество что-то безвозвратно утратило. И как жаль, что тайны минойцев так еще и не разгаданы…

текст и фото взяты тут: https://spinalonga.livejournal.com/10285.html

ниже фото с сайта музея Heraklion Archaeological Museum

фото далеко не всех экспонатов, загляните на сайт музея не пожалеете.

 

Image 300

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: