Артемида, Диана и образ Великой Матери

Хто­ни­че­ская необуздан­ность Арте­ми­ды близ­ка обра­зу Вели­кой мате­ри богов — Кибе­ле в Малой Азии, откуда орги­а­сти­че­ские эле­мен­ты куль­та, про­слав­ля­ю­ще­го пло­до­ро­дие боже­ства.

00

В Малой Азии, в зна­ме­ни­том Эфес­ском хра­ме, почи­та­лось изо­бра­же­ние Арте­ми­ды мно­го­грудой (πο­λύμασ­τος). Руди­мен­ты арха­и­че­ской рас­ти­тель­ной боги­ни в обра­зе Арте­ми­ды про­яв­ля­ют­ся в том, что она через свою помощ­ни­цу (в преж­нем свою ипо­стась) Или­фию помо­га­ет роже­ни­цам (Cal­lim. Hymn. III 20—25). Толь­ко появив­шись на свет, она помо­га­ет мате­ри при­нять родив­ше­го­ся вслед за ней Апол­ло­на (Apol­lod. I 4, 1).

Ей же при­над­ле­жит пре­ро­га­ти­ва при­но­сить быст­рую и лёг­кую смерть. Одна­ко клас­си­че­ская Арте­ми­да — дев­ст­вен­ни­ца и защит­ни­ца цело­муд­рия. Она покро­ви­тель­ст­ву­ет Иппо­ли­ту, пре­зи­раю­ще­му любовь (Eur. Hip­pol.). Перед свадь­бой Арте­ми­де, соглас­но обы­чаю, при­но­си­лась иску­пи­тель­ная жерт­ва. Царю Адме­ту, забыв­ше­му об этом обы­чае, она напол­ни­ла брач­ные покои зме­я­ми (Apol­lod. I 9, 15). Юный охот­ник Акте­он, неча­ян­но под­смот­рев­ший омо­ве­ние боги­ни, был ею пре­вра­щён в оле­ня и рас­тер­зан пса­ми (Ovid. Met. III 174—255). Она же уби­ла свою спут­ни­цу ним­фу — охот­ни­цу Кал­ли­сто, пре­вра­щён­ную в мед­веди­цу, гне­ва­ясь за нару­ше­ние ею цело­муд­рия и любовь к ней Зев­са .(Apol­lod. III 8, 2).

Но у тех, на кого ты с улыбчивой милостью призришь,

Нивы злаком обильным кипят, отменно плодится

Стадо, и счастлив их дом: притом и в могилу не сходят

Прежде они, чем успеют сполна вкусить долголетья.

Распри семейной не знают они, той распри, что часто

Даже и сильные домы губила; но ставят согласно

Рядом сиденья свои за столом золовки и снохи.

Диана в мифологии предстает нравственной и чистой девой, лишенной грез о мужчинах. От своих нимф она требует такой же невинности. Миф о Диане и Каллисто повествует о том, что Юпитера (Зевса) привлекла красота юной Каллисто и понимая, что та очень преданна Диане, решил использовать хитрость для того, чтобы соблазнить нимфу. Юпитер принял облик Дианы и принялся целовать Каллисто, которой было приятно внезапное внимание богини.

Спустя некоторое время, купаясь в источнике целомудренности Дианы, другие нимфы обнажили округлившийся живот Каллисто перед изумленной Дианой. Нимфа с позором была изгнана из окружения богини. На этом страдания Каллисто не закончились. Юнона, супруга Юпитера превратила несчастную в медведицу, которая была вынуждена скитаться по лесу. Юпитер пожалел Каллисто и превратил ее вместе с сыном в созвездия Большой и Малой Медведиц.


Арте­ми­да уби­ла страш­но­го Буфа­га («пожи­ра­те­ля быков»), пытав­ше­го­ся посяг­нуть на неё (Paus. VIII 27, 17), так же как и охот­ни­ка Ори­о­на (Ps.-Era­tosth. 32), но есть и другая версия мифа. что не убивала Артемида Олиона. Единственный, кому удалось заполучить ее внимание, это ее компаньон по охоте Орион. Но на охоте с Артемидой и ее матерью Лето на острове Крит он заявил, что убил бы всех зверей на земле. Гее, богиня земли, это не понравилось, и она наслала на него огромного скорпиона.Артемида умоляла отца воскресить Ориона. но он сказал .что не в его это власти , тогда она попросила .что бы  могла вечно видеть его и Зевс  поместил Ориона  на небо, где он до сих пор является одним из самых ярких созвездий.( из гимна Артемиде

Арте­ми­да Эфес­ская — покро­ви­тель­ни­ца ама­зо­нок (Cal­lim. Hymn. III 237).

Древ­нее пред­став­ле­ние об Арте­ми­де свя­за­но с её лун­ной при­ро­дой, отсюда её бли­зость к кол­дов­ским чарам боги­ни луны Селе­ны и боги­ни Гека­ты, с кото­рой она ино­гда сбли­жа­ет­ся. Позд­няя геро­и­че­ская мифо­ло­гия зна­ет Арте­ми­ду-луну, тай­но влюб­лён­ную в кра­сав­ца Энди­ми­о­на (Apoll. Rhod. IV 57—58). В геро­и­че­ской мифо­ло­гии Арте­ми­да — участ­ни­ца бит­вы с гиган­та­ми, в кото­рой ей помо­гал Геракл. В Тро­ян­ской войне она вме­сте с Апол­ло­ном вою­ет на сто­роне тро­ян­цев, что объ­яс­ня­ет­ся мало­азий­ским про­ис­хож­де­ни­ем боги­ни. Арте­ми­да — враг любо­го нару­ше­ния прав и усто­ев олим­пий­цев. Бла­го­да­ря её хит­ро­сти погиб­ли бра­тья-вели­ка­ны Ало­ады, пытав­ши­е­ся нару­шить миро­вой порядок. Дерз­кий и необуздан­ный Титий был убит стре­ла­ми Арте­ми­ды и Апол­ло­на (Cal­lim. Hymn. III 110). Похва­ляв­ша­я­ся перед бога­ми сво­им мно­го­чис­лен­ным потом­ст­вом Нио­ба поте­ря­ла 12 детей, так­же уби­тых Апол­ло­ном и Арте­ми­дой. (Ovid. Met. VI 155—301).

В рим­ской мифо­ло­гии Арте­ми­да извест­на под име­нем Диа­ны, счи­та­лась оли­це­тво­ре­ни­ем луны, так же как её брат Апол­лон в пери­од позд­не­рим­ской антич­но­сти иден­ти­фи­ци­ро­вал­ся с солн­цем.
Сре­ди антич­ных скульп­тур Арте­ми­ды — рим­ские копии «Арте­ми­ды Брав­ро­нии» Пра­к­си­те­ля («Арте­ми­да из Габий»), ста­туи Лео­ха­ра («Арте­ми­да с ланью») и др. Изо­бра­же­ния Арте­ми­ды встре­ча­ют­ся на релье­фах (на фри­зе Пер­гам­ско­го алта­ря в сцене гиган­то­ма­хии, на фри­зе Пар­фе­но­на в Афи­нах и др.), в гре­че­ской вазо­пи­си (сце­ны убий­ства Нио­бид, нака­за­ния Актео­на и др.).

В евро­пей­ском сред­не­ве­ко­вом изо­бра­зи­тель­ном искус­стве Арте­ми­да (в соот­вет­ст­вии с антич­ной тра­ди­ци­ей) часто появ­ля­ет­ся с луком и стре­ла­ми в сопро­вож­де­нии нимф. В живо­пи­си 16—18 вв. популя­рен миф об Арте­ми­де и Актеоне (см. в ст. Акте­он), а так­же сце­ны «охота Диа­ны» (Корреджо, Тици­ан, Доме­ни­ки­но, Джу­лио Рома­но, П. Веро­не­зе, П. П. Рубенс и др.), «отдых Диа­ны» (А. Ват­то, К. Ван­лоо и др.) и осо­бен­но «купа­ние Диа­ны» (Гвер­чи­но, П. П. Рубенс, Рем­брандт, Л. Джор­да­но, А. Хоуб­ра­кен, А. Ват­то и др.). Сре­ди про­из­веде­ний евро­пей­ской пла­сти­ки — «Диа­на-охот­ни­ца» Ж. Гудо­на, «Диа­на» Ф. Щед­ри­на.

Сре­ди лите­ра­тур­ных про­из­веде­ний — поэ­ма Дж. Бок­кач­чо «Охота Диа­ны» и др., дра­ма­тур­ги­че­ские про­из­веде­ния: «Диа­на» И. Гун­ду­ли­ча и «Диа­на» Ж. Рот­ру, фраг­мент пье­сы Г. Гейне «Диа­на» и др.

Один ответ на “Артемида, Диана и образ Великой Матери

Add yours

  1. Очень информативная статья. Кстати, Артемида считается покровительницей не только Амазонок, но и лесбиянок. Недаром Зевс обернулся Артемидой, чтобы соблазнить Каллисто, которая с радостью ответила на ласки мнимой богини. Никогда не могла понять, как это она ухитрилась заберементь от женщины, даже мнимой…

    Нравится 1 человек

    1. Есть версия . что Зевс принял облик Аполлона. видимо древних авторов также смущал факт беременности. В облике Артемиды (Овидий. Метаморфозы II 425—437) и это может быть или местным вариантом или мнением автора. С мифами всегда сложно. они даже указать родителей персонажей не могут точно. Таже Каллисто дочь Ликаона (Евмел, фр.14 Бернабе). Именуется паррасийкой (Овидий). Либо одна из нимф (по Гесиоду), либо дочь Никтея (Асий, фр.9 Бернабе), либо дочь Кетея (Ферекид, фр.157 Якоби). )))))

      Нравится 1 человек

      1. Овидий в Одессе весьма почитается как родоначальник Одесского юмора, поэтому «Метаморфозы» я прочитала еще подростком, и тогда и заинтересовалась этим вопросом.

        Нравится 1 человек

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com.

Вверх ↑

Создайте подобный сайт на WordPress.com
Начало работы