Венчание

Венчание — один из кульминационных ритуалов свадебного обряда, оформляющих брак, наряду с обручением, брачной ночью и т. п.

К венчанию примыкают ритуалы отправления и поездки к венчанию и от венчания. Обряд венчания объединяет целый ряд ритуально-магических действий, направленных на обеспечение счастливого и прочного брака, достатка и хозяйственного благополучия, здоровья и долгой жизни, прогнозирующих будущие роды, главенство а семье, замужество подруг невесты.

00001

Венчание — переходный период, означающий преобразование статуса, особенно актуален для невесты. С переходностью этого периода связаны представления о его опасности и разнообразные обереги от порчи. Согласно поверьям, по пути к венчанию злые пожелания и проклятия имеют особую силу (минск.), молодые доступны влиянию колдовства, участники поездки к венчанию или от венчания могут быть обращены в волков, в камни, невесту может похитить водяной. Ритуально маркируются пространственные границы, преодолеваемые в этот период: порог дома, ворота двора, граница деревни, река,мост, порог церкви, алтарь. В обряде реализуется мифологический мотив преодоления водной границы, символизирующий заключение брака: молодые должны переехать через реку по пути к венчанию (ю.слав.) или после венчания (рус.), водой им переливают дорогу (з.укр.); мотив представлен в свадебных песнях о венчании (брод, мощение мостов, переход через Дунай).
00001
В процессе венчания молодые получают новый статус и ритуальное обновление, поэтому в обряде важное значение имеет магия начала (венчание в первый день недели — воскресенье, первый встречный у церкви, первое поздравление, новая одежда для венчания) и отделения, расставания с прошлым (запрет останавливаться по пути к венчанию, оглядываться, разрывание девичьей повязки, прекращение плача). Обрядовое время венчания дискретно (разрыв связи с прошлым), статично (к венчанию в некоторых местах едут медленно, в польской быличке оно останавливается, когда приехавший к венчанию жених заходит на церковное кладбище пригласить умершего друга на свадьбу) и обращено в будущее (все загадываемое в это время должно исполниться в будущем).

Сакральность венчания


Сакральность венчания проявляется и в его приуроченности к цикличному времени, во включенности обряда в космический порядок: едут к венчанию и возвращаются за солнцем (ср. рус. посолонь ходить ‘венчаться, сочетаться браком’)

Особый характер обряда сближает венчание с похоронами, что проявляется в изоляции молодых — в запрете прикасаться к ним, их молчании, неподвижности (невеста по пути к венчанию лежит, как сноп), отделении от внешнего мира (покров невесты).

Сакральность невесты в это время проявляется в ее сверхъестественных способностях: она может сглазить окружающих в момент снятия с лица покрывала в церкви (болг. родоп.), вызвать засуху, если ее не напоить по дороге к венчанию (Пиринский кр.), обладает даром прорицания (боснийск.герцеговин.).

Ее считают нечистым человеком (гроднен.); ср. в белорусских и украинских свадебных песнях мотив неузнавания невесты в церкви или по приезде от венчания.; в белорусских песнях матери жениха сообщают, что ей привезли «нявестку, як звера», «чорта з балота», «з цемнага лесу ваучыцу» — «на народ як глянець, дык народ аж вянець».

После венчания и брачной ночи новобрачных называют уже не князь и княгиня, а молодик и молодица, молодуха, впервые именуют по имени и отчеству в величальных песнях. В свадебных песнях венчание приобретает божественный и космический характер: происходит у св. Духа, на Иордани, невеста подпоясана сонечком, венчает молодых св. Спас, «солучает» св. Лука Божий (св. Сулука), св. Кузьма-Демьян кует венец. Пречистая вьет венок, ангелы наделяют долей.

Место венчания в свадебном обряде не всюду строго фиксировано. Обычно венчание происходит после обручения, в день свадьбы, до надевания невесте женского головного убора, перед брачной ночью. У болгар устраивали иногда предварительное венчание (половин венчило) со священником, чтобы скрепить помолвку. Ритуал перемены прически и головного убора невесты бывает разделен венчанием на две части (напр. у русских, поляков): расплетают косу и снимают девичий убор до венчания, а надевают женский убор после венчания.

Венчание и брачная ночь


Венчание и брачная ночь могут разделяться значительным промежутком времени. Венчание может происходить и до свадьбы (костром., бел. полес., чернигов., укр. карпат.), иногда за одну или несколько недель до нее (курск., мозыр.). В некоторых р-нах (укр., поляки зап. Ґалиции) Венчанию не придавалось значение оформления брака, и обвенчанные иногда и несколько лет жили врозь до свадьбы.

Церковный обряд венчания


Церковный обряд венчания включил и некоторые народные ритуалы, в том числе совершаемые в другие моменты свадьбы — соединение молодых (связывание рук, обмен кольцами, отдельное угощение и совместная еда и питье). Обходу молодых вокруг аналоя или алтаря в церкви в народном обряде соответствует их обход (часто посолонь) вокруг стола (или печи, колодца, дуба, дома, амбара и др.) на свадьбе у невесты или по приезде к жениху; вставанию на подножник, на пояс перед алтарем соответствует благословение родителями на кожухе или на поясе; брачным венцам — венок свадебный.

Нецерковное венчание


У юж. славян из-за удаленности церкви или отсутствня священника сохранялось домашнее венчание со священником или без него (некоторые его функции могли передаваться свадебному куму и куме). У болгар в р-не Смоляна священник венчал молодых на белой овечьей шерсти. У македонцев молодых ставили перед очагом лицом на восток (Пиринский кр.); отец невесты покрывал их платком, благословлял и вместе с кумом трижды поливал вином, кум осыпал сладостями ( кукуш.). Молодых обводили вокруг бочонка с вином (битол., призрен.). В вост. Словакии после венчания жених хватает невесту под мышку, и они три раза «венчаются» — оборачиваются кругом.

Жених с невестой (в случае умыкания или после церковного венчания) венчались под дубом (серб.), трижды обходили вокруг дуба (витеб., Воронеж.). В русской былине о Дунае сообщается о венчании «круг ракитова куста», по преданию, Стенька Разин велел венчать «около вербовых деревьев» (Юридич. вестник 1878/5:676), ср. также пословицы: рус. «Венчать вкруг ели, куста» (шутливо о невенчанных; Даль), бел. «Абвёу вакруг елі, і чэрці ім пелі, абвёу вакруг дуба, ди и няхай будзе люба» (могилев.). Возможно, дохристианский обряд венчания происходил возле дерева и включал в себя троекратный обход или оборачивание по солнцу: ср. мотив мирового древа (напр. золотой вербы у моря) в свадебных песнях, относящихся к венчанию.

Время венчания


Время венчания определяется народным календарем, днями недели, временем суток и фазами луни. У болгар не венчаются в погане дене — от Рождества до Нового года, у сербов (Лесковацкая Морава) — на Сретение, т. к., по поверью, в этот день венчаются воробьи, у которых жизнь недолговечна. У поляков р-на Кракова венчание на масленицу грозит супругам безумием. В ю.зап. Малопольше масленица благоприятна для венчания; неудачен день недели, на который в данном году пришелся день Невинных младенцев (28.XII), т. к. молодые имели бы много детей, а удачнее всего тот, на который пришлось Рождество; благоприятны также среда и воскресенье (утром).

Венчание в воскресенье распространено в различных регионах.

В некоторых районах Словакии (Орава) и у македонцев в целях оберега венчание могло быть ночью. У лужичан венчание на прибывающей луне способствует росту благосостояния, а на новолуние сулит бесплодие.

Ритуальные действия и гадания


При отправлении к венчанию невеста дотрагивается до печки: если она теплая, свекровь будет добрая (новгород.), переступает порог правой ногой, повернувшись лицом к солнцу, чтобы быть счастливой в браке (серб.). Когда поезд трогается, двигают стол, чтобы дело шло (вологод.); родственники невесты окликают невесту: если она оглянется, дети ее будут похожи на них (ю.слав.). Перед отъездом невеста разбрасывает булочки дремы, «чтобы дремы не было» (брест.); вслед уезжающей невесте бросают комья снега (твер.) со словами: «куда молода, туда и дремота» (петербург.). Когда поезд выедет, мать невесты считает оставшихся на дворе: если их окажется нечетное число, невеста овдовеет (могилев.). Путь к венчанию сопровождается различными оберегами (см. Поезд свадебный).

При приезде трижды обходят вокруг церкви (н.луж.). Церковный порог переступают правом ногой (с.рус., болг., краков.), не наступают на него во избежание ссор (бел. полес.) или из опасения порчи (хорв. адриатич.), не задевают порогов одеждой во избежание чирьев (арханг.). По пути встречних угощают пивом, вином, печеньем. У церкви угощают зрителей, детей, после венчания нередко угощают причт. У фракийских болгар священник, совершив венчание, угощает новобрачных калачом, разделенным над головой невесты, у сербов во время венчания трижды дает им вина, смешанного с водой.

В церкви во время венчания просят звонить в колокола, чтобы отогнать нечистую силу (владимир.) или чтобы у молодых не болели уши (рязан.). Под венцом невеста крестится покрытой рукой, чтобы жить богато (рус.), должна плакать, чтобы не пришлось плакать в будущем (з.бел.). Во время обхода молодыми аналоя ( сваха раздирает девичью повязку (рус.). Молодых осыпают  зерном, сладостями, деньгами и т. п. В момент отъезда к венчанию (минск., могилев.), при вступлении в церковь (жешов.) и т. д., чаще всего — при встрече после венчания. В церкви по окончании венчания священник сбрасывает с головы невесты ее девичий убор (новгород.), женщины рассыпают по храму зерна люпина и льна, желая молодым ни в чем не иметь нужды (з.бел.), невесту поздравляет первым мужчина, т. к. это приносит счастье (мазов.), молодые выходят из церкви боковыми дверьми, чтобы быть счастливыми в супружестве (подольск.), жених обегает церковь вправо, а невеста влево (мазов.). Больной лихорадкой, желая излечиться, должен в это время спросить невесту, когда он выздоровеет (боснийск. герцеговин.).

По пути после венчания жених не выпускает руки невесты, иначе она будет заглядываться на других (новгород.), гонят коней во весь опор (бел. полес.), поезд свадебный едет после венчания другим путем (рус., ю.слав., луж.), кружным, чтобы смерть сбилась с дороги (малопол.) и т. п. Для счастья в супружестве необходимо переехать через реку (ярослав.), на обратном пути первым молодых поздравляет еврей (минск.). С приездом после венчания и встречей молодых связаны действия, призванные обеспечить им семейное и хозяйственное благополучие.
00001

Ряд ритуальных действий символизирует соединение жениха с невестой и скрепление брачных уз


Отправляясь к венчанию, в пути или при входе в церковь молодые идут, схватившись за концы платка (укр., нижегород., арханг.), рушника (гроднен.), со связанными вместе руками (кубан.). Одновременно переступают церковный порог, чтобы быть неразлучными (болг. добрудж.), одновременно крестятся, «чтобы жить любовнее», и разом задувают свечи, чтобы жить и умереть вместе (рус.).

Во время венчания священник набрасывает на них плат (гуцул., макед.), соединяет (луж.) или связывает руки платком, полотенцем (укр., бел., серб.), двумя веночками со свадебного деревца (пал. тарнобжег.), у алтаря соединяют (пол.) или сталкивают молодых головами (макед.). Молодые встают на один расстеленный подножник (в.слав., пол.), на одну половицу (перм.), на вытканный невестой красный пояс (бел.).

В конце венчания молодые обходят алтарь, держась за платочки (мазов.), невеста прячется за алтарь, откуда ее выводят дружбы и вручают жениху (пол.); молодым дают по половине разломанного бублика (тарнобжег.), калача и яблока (словац.). Выходя из церкви, молодые переступают через замок, который замыкают и бросают в реку, «щоб життя молодих було навіки замкнуте» (екатеринослав.).

Ритуальные действия, направленные на рождение детей


Чтобы обеспечить рождение детей, перед венчанием на невесте ничего не зашивают (серб.), оставляют открытым ее сундук до возвращения с венчания и развязывают в нем все связанное (макед.), осыпают невесту житом, желая столько детей, сколько зерен (пловдив.); садясь в телегу, невеста не становится на колесо (брест.) или, наоборот, становится, загадывая: сколько спиц в колесе, столько будет и детей, а чтобы легко рожать, невеста забирается в телегу и сходит с нее одним прыжком (витеб.). При встрече с возчиками едущие к венчанию требуют нагрузить поклажей первого коня или развязать веревки, которыми связан груз (герцеговин.); перед тем, как войти в церковь, невеста грызет церковный замок или ключ, приговаривая: «Мне брюхатеть, а тебе [мужу] прихоти носить» (смолен.); подходя к церкви, невеста не должна считать на ней черепицу, а во время венчания — страницы, переворачиваемые священником, т. к. сколько насчитает, столько лет не родит (ю.в.серб.), при обходе аналоя свекровь поминутно дергает ее за подол, чтобы она скорее родила (михайловград.). Священник, провожая молодых, желает им: «Сколько на мосту клинышков, столько вам сыновей! Сколько в Кочаринове кочанов капусты, столько вам дочек!» (кюстендил.); разбивают на пороге церкви яйцо для легких родов (укр. закарпат.). Для поездки к венцу запрягают коня и кобылу, чтобы иметь и сыновей и дочерей (люблин.), выходя из церкви, невеста смотрит в сторону леса и, желая себе много мальчиков и одну девочку, говорит: «Всі в хащи дуби, лиш одна береза» (укр. верховин., Подкарпат. Русь) и т. п. (см. Девочка, Мальчик). Если невеста хочет избежать скорой беременности, отправляясь к венчанию, завязывает на правом чулке узелок, который развязывает когда захочет ребенка (серб.); по пути к венчанию проезжает между положенными на дороге ключом и замком, который после венчания замыкает со словами: «Когда этот замок открою, тогда забеременею» (ю.серб.); во время венчания держит за пазухой замкнутый замок, который кладет потом под подушку, чтобы не забеременеть (ц.бел.), угли, залитые водой после мытья, один из которых бросает в огонь, когда захочет иметь очередного ребенка (ц.серб.) и т. п. (ср. Бесплодие). Если невеста хочет остаться бездетной, она берет с собой к венчанию землю с могилы, кость мертвеца, нитки от покрывала покойника, змеиную кожу, крыло летучей мыши (с.х.), полную горсть проса (босн.), перед отъездом к венчанию бросает в колодец мак или просо (подляс.), замкнутый замок (ю.словац.), засовывает под себя обе руки, садясь ехать к венчанию (ю.серб.) и т. п.

Ритуальные действия, направленные на достижение главенства в семье


Чтобы достичь власти над супругом и главенства в новой семье, каждый из новобрачных старается обогнать другого по пути в церковь (могилев.), первым войти в нее (ю.слав.), ступить на подножник или опуститься на колени перед алтарем (рус., укр., пол.-лит., болг.-банат., хорв.), выше поднять свою свечу (твер.), наступить другому на ногу (с.рус., бел., укр., словац., в.морав., ю.слав.) и т. п. Перед венчанием невеста наступает на венчальную рубаху жениха (ц.боснийск.), обходя аналой, ступает в его след (вологод., костром.), у алтаря накидывает ему на ноги юбку (пол. жешов.) или фату (пол.), кладет свою руку поверх его руки (укр., краков., луж., серб., хорв.), просит жениха оглянуться (Новгород., вологод.), тянет жениха в свою сторону (подляс.), по окончании венчания старается быстро обежать жениха (вологод.), отбежать от него (укр. закарпат.), первой идти от алтаря (пол. замойск.), выйти из церкви (укр. закарпат., отчасти ю.слав.) и т. п. Садясь в повозку, каждый из молодых стремится дольше сохранять молчание (олонец., Новгород., твер.); невеста по пути от венчания, спросив жениха, чье это поле, и получив ответ «поле наше», тихо говорит: «Поле-то ваше, да воля-то будет наша» (вологод.).

Ритуальные действия для достижение скорейшего замужества


Для скорейшего замужества подруг перед отъездом к венчанию невеста кидает им клубок ниток, держа конец в руке, и кричит: «Каціцеся, дзеукі, усе за мною!» и т. п. (минск.), тянет подруг за нос (серб.), тянет стол до порога (олонец.), скатерть со стола (с.рус., твер.), перебрасывая ее через деревянный брус возле печи (новгород.), у аналоя вспоминает одну из подруг (бел.), отходя, тянет за собой подножник (бел., волын.), незаметно толкает ногой аналой (укр.), оглядывается на подруг (пол. варм., люблин., хелм.), после венчания снимает с одной из них головной убор (укр. закарпат.). Сами девушки бросают под ноги первой лошади веник с заплетенной из лент косой (нижегород.), окликают молодых, чтобы они обернулись (мазов.), стараются сесть на лавку, с которой встала невеста (укр., серб.), примеряют ее фату (люблин.), танцуют с ней (брест.), стараются заполучить ее венчальную обувь (босн.), венок и т. д.

Запреты


Невеста остерегается, чтобы венчание не пришлось на период месячных: это сулит недолгую супружескую жизнь (витеб.). Весь день до венчания жених и невеста ничего не должны есть (в.слав., малопол., чеш., серб.), ср. русскую поговорку «До венца тощи, после солощи». Лишь натощак молодые могут получить благословение умерших родителей на вступление в брак (укр. холм.). У поляков литовско-белорусского пограничья невеста в день венчания не ест и не пьет до венчания, иначе мыши поедят ее запасы, а гусеницы — капусту. Запрет на еду касается прежде вссго мяса и часто мотивируется благополучием скота (малопол., холм.). В Вятской губ. все садятся за стол и, не притрагиваясь к еде, сидят молча, сложа руки, а затем едут к венчанию.

Из опасения порчи или для достижения первенства в семье невеста и/или жених ханят молчание по пути к венчанию (с.рус., болг.), во время венчания (болг., пол. верхнесилез., вологод.), по пути от венчания (олонец., Новгород., твер.), по приезде после венчания (луж.). У македонцев р-на Прилепа все молчат по пути к венчанию, иначе у невесты будет биться посуда. К венчанию нельзя ехать на лошади, на которой везли покойника (бел.). При отправлении и/или по пути к венчанию невеста не должна оглядываться (болг.банат., покут., кубан.), чтобы не тосковать по родительскому дому (пловдив.); во время венчания (пол. силез.), по пути к венчанию и в церкви не должна глядеть на жениха, «а то опротивеет» (ярослав., вологод.), а жених не должен оглядываться на невесту, чтобы иметь власть над ней (с.рус.); молодым по пути от венчания нельзя оглядываться, иначе их ребенок будет болезненным (холм.). Невеста, одетая к венчанию, не должна смотреться в зеркало, иначе будет несчастлива в браке (хелм.). По пути к венчанию невеста неподвижно лежит на коленях у свах, и в пути проверяют, «тут ли невеста, не сноп ли положен» (вологод.).

Во время венчания молодым нельзя переступать с ноги на ногу, иначе приблизится смерть (луж.). Перед отъездом к венчанию невеста, сидя на коленях у свахи, не должна ни к чему прикасаться (нижегород.), перед венчанием никому нельзя дотрагиваться до жениха или невесты  это навлечет на них болезнь (ниж.луж.). В церкви нельзя проходить между молодыми, иначе они разлучатся (витеб.); перед алтарем они стоят вплотную друг к другу, чтобы жить дружно и чтобы злые духи не проскочили между ними (ниж.луж.). Во время венчания молодым нельзя иметь на себе нательных крестов и бус, иначе жизнь их будет полна страданий (витеб.), и т. п. Стоя под венцом, жениху нельзя поднимать оброненный невестой платок — это грозит ему скорой смертью (бел.). Присутствовать на венчании не разрешается родителям новобрачных (с.рус., у поляков иногда и братьям), старшему свату, незамужним подругам невесты (болг.); девицам строжайше запрещается даже смотреть венца (арханг.).

Приметы


Если в один день в церкви венчается несколько пар, то третьей паре это грозит смертью (болг.банат.); венчать в один день или год двух сестер — плохая примета (рус., мазур.). У болгар, македонцев, сербов Косова и белорусов Полесья плохим предвестьем является встреча по пути к венчанию или после венчания двух свадеб. Она опасна невесте кознями злых духов «лехус» во время будущих родов (болг.банат.) и тем, что одна невеста (та, что первой увидит другую) может отобрать у другой ее счастье и часть жизни. Встреча с похоронной процессией по пути к венчанию грозит смертью одному из новобрачных (малопол.), их первому ребенку (витеб.), а встреча с двумя похоронными процессиями (луж.) или с одной на обратном пути (витеб.) — смертью обоим молодым; встреча с белой лошадью или коровой по пути от венчания обещает им чадородие, с черной — бесплодие (чеш.). Первая встреча по приезде к церкви с помещиком — к богатой жизни молодых, с нищим — к плохой (гроднен.). Если воз с молодыми остановится, сломается, распряжется или опрокинется по пути к венчанию (луж., подляс., гроднен., брест.), перевернется на обратном пути (ровен.), молодые разойдутся (брест.) или один из них вскоре умрет. Ржание коней в пути предвещает раздоры в семейной жизни (ниж.луж.), фырканье — добрый знак (гроднен.); если во время венчания кони стоят смирно, семейная жизнь будет тихая и однообразная, если бодро — веселая (витеб.) и т. и.

Яркий огонь свечей в церкви предвещает хорошую, счастливую (вологод., мазон.), веселую (бел., харьков.) жнзнь в браке; спокойный, тихий, без вспышек — дружную или короткую (укр., закарпат.); ровный — ровную (архангел.), долгую жизнь (мазов.); трескучий — долгую жизнь или ссоры, разлад в семье (укр. закарпат., питеб.). У кого из новобрачных больше или меньше сгорит свеча, тот раньше умрет (в.слав., луж , болг.банат.). Если невеста под венцом уронит платок, ей придется вдовствовать (в.слав.); если у нее или у жениха упадет венец, один из них вскоре умрет (рязан., витеб., укр. закарпат.); если один из них обронит обручальное кольцо, то вскоре умрет (пол. галиц.) или будет несчастлив (хелм., рус.). Если во время венчания лицо у невесты или жениха покрывается красными пятнами, значит не удалось отвести порчу (архангел.).

Если по пути к венчанию молодые услышат колокольный звон по покойнику, они не будут счастливы в браке (с.х.), если в момент отъезда из церкви зазвонят к вечерне, жизнь их будет короткой (арханг.).

Много примет связано с погодой в день венчания (или свадьбы): дождь (снег) знаменует богатство или счастливую жизнь молодых (с.рус., ср.рус., бел., полес., ю.з.укр., кашуб., у нижних лужичан — при возвращении после венчания), несчастливую семейную жизнь со слезами (курск., с.укр., з.укр., подляс., малопол., чеш., рум., у нижних лужичан — во время поездки к венчанию), выплакивание Богом доли невесте (брян.) и др. Солнце, ясная погода — плохая примета (витеб.), знаменует бедность (владимир.) или, наоборот, светлую (калуж.), хорошую, счастливую (витеб., ровен., ниж.луж.), веселую жизнь (воронеж., малопол., чеш.), солнце, зашедшее за тучу, — размолвки (воронеж.); гром предвещает несчастье (витеб., ровен.), смерть одного из супругов (гомел.); ветер — несчастливую жизнь в браке (житомир., кашуб.) или свидетельствует о ветрености молодых (калуж.); метель — «все богатство выдует» (рус.); «коли на улице распута, быть свадьбе беспутной» (рус.).

Символическое венчание


У юж. сербов молодые супруги, у которых не рождаются дети, идут «развенчаться» и вновь «обвенчаться» в церковь, где священник читает им молитву «за не имушчих чадов». В полесском предании барыня приказывает венчать сироту с пестом из ступы (товкачом) в отместку за измену с ней своего муж. Пародийное венчание устраивается иногда в завершение свадебного обряда. Так, в Могилевской обл. ряженные «поп» и «дзяк» «вянчаюць маладых» (гостей, переодетых в одежду противоположного пола). В Житомирской обл. «молодые» — родители жениха и невесты, мать невесты с отцом или сватом (дядей) жениха или отец жениха со свахой (женой дяди) жениха, и «поп» «венчает» их на мусорной куче старым веником или обводя вокруг ступы; в том случае, когда родители жениха женят своего последнего сына, то на его свадьбе они бывают «молодыми» и их возят вокруг дома в конце свадьбы.

Русские и македонские святочные ряженые разыгрывают свадьбу (макед. василичарската свадба) с пародийным венчанием — обведением «молодых» вокруг ступы, корзины или стула (псков.), с пением «молитв» фривольного содержания и пародийными атрибутами «попа». В похоронном обряде девочке в знак символического венчания с умершим мальчиком дают платок (харьков.). В ю.вост. Сербии (р-н Пирота) «венчанием церкви» (венчаване церкве) называют ритуальное опоясывание церкви свечой (вощеным шнуром), символизирующей брачный венец. В Тверской, Псковской областях и Витебской губ. на Троицу венчают коров (что символизирует «вступление в брак» домашнего скота): пастух плетет один венок на рога корове, а другой — для ее хозяйки.

Обряд венчания коров совершается в селах Велижского района Смоленской области в троицко-купальский период. Ритуальная практика включает несколько важных компонентов, каждый из которых допускает вариативность форм воплощения. Именно благодаря этому возникает многообразие локальных версий обряда:

1. Плетение венков: дата, материал для венка, требования к венкам, «венчание» (действие), «венчание» (термин), количество венков.

2. Возвращение с пастбища: действия пастуха, особенности передачи венка, словесные формулы, вознаграждение, действия хозяйки с венком, гуляния.

3. Хранение и дальнейшее использование венков: место хранения, время хранения, приметы, действия с венком в течение года.

Чаще всего обряд совершается в этих местах в Духов день или в Духовскую субботу. В местной традиции наименования праздников Троица и Духов день не совпадают с общеупотребимыми: Духов день отмечается в воскресенье, а Троица — в понедельник. Соответственно, название кануна праздника Духовская суббота выглядит вполне логичным — по следующему дню, собственно празднику, которому она предшествует. имеется также одно указание на совершение данного обряда на Егорьев день. . Еще в одной записи время действия определяется как перед Купалом Иваном. Приуроченность обряда к Купале может быть спровоцирована как временнóй близостью этих дат, так и сходством троицкого и купальского обрядовых циклов.

Описывая материал венков — ветки, их которых они плелись, информанты как правило отмечают березу, однако из ряда текстов следует, что березовые ветки были обязательны, но недостаточны: вместе с ними для венков использовались также ветки калины, клена, в венки также вплетались цветы. Венки плел пастух и вешал на рог корове — так она и возвращалась с пастбища. В одном тексте содержится оговорка: если пастух и не повесит венок на рог корове, в этом случае он принесет его с пастбища и отдаст хозяйке. Еще в одном случае сообщается, что пастух раздавал венки хозяйкам животных по пути с пастбища. Соответственно, количество венков, сплетенных пастухом, должно было соответствовать количеству коров в стаде.

Забрав свою корову из стада или получив венок из рук пастуха, хозяйка должна была одарить последнего. В качестве платы (дара) выступали продукты, в первую очередь яйца. Иногда отмечается, что давали не просто яйца, а специальные, крашенные к Троице. Эти яйца, в отличие от пасхальных, принято красить листьями, так что они получаются желто-зелеными. Яйца были основным, но не единственным компонентом дара. Одаривая пастухов, хозяйки собирали обильное угощение, присовокупляя к яйцам также хлеб, блины, сало и самогон. В одном тексте упоминаются деньги (рупь).

Разнообразие ответов на вопрос, что с венками делают после возвращения коров, похоже, свидетельствует об отсутствии точной модели их использования. Это замечание, впрочем, касается деталей, общая же картина вполне ясна: венки снимают с коров (если они висят на рогах), и сохраняют. Местом хранения выступает обыкновенно хлев, что указывает на преимущественное использование венков для скота, а не для людей. Венки вешают перед двериной снутри, в углу хлева, забрасывают на потолок хлева, где он висит или лежит до следующего года. Венок считается оберегом, охраняющим скот от злых духов. Кроме того, он может использоваться как лечебное средство. Удалось также зафиксировать одно описание конкретного обряда лечения: если корова начинает доиться с кровью, ее доят сквозь этот венок.

Венки можно использовать в лечебных или иных целях в течение года, до следующей Троицы (Купалы).

 

Мотив венчания в поверьях


Мотив венчания представлен в календарных, метеорологических и др. поверьях (см. Брак): о венчании воробьев на Сретение (ю.серб.), о вихре — черт с ведьмою венчается (рус.), об «игре солнца» — солнце до венца идет (полес.). В быличках представлен мотив избавления от венчания с умершим женихом, который является ночью к девушке и отвозит ее в церковь (бел.); в быличках и топонимических преданиях с поездкой к венчанию или от венчания связывается превращение молодых в камни (бел.), в рыбок в колодце (хелм.), в волков. Мотивы венчания, «развенчания», «невенчанности» отражены в различных отвращающих или скрепляющих магических действиях. Так, при отгоне града обращаются к туче со словами: «Завенчайся там, не иди сюда!» (з.серб.), машут на тучи венчальным венком, чтобы они «развенчались» и ушли (з.серб.). У юж. славян засвидетельствовано «венчание болезни»: для избавления от лихорадки вещи больного относят на вербу. По белорусским и сербским представлениям, любая болезнь молодых «завенчивается» им во время венчания на всю жизнь, во избежание чего нужно трижды сказать: «С мужем/женой венчаюсь, с болезнью развенчиваюсь» (ю.серб.). Способность заговаривать болезни девушка может «привенчать себе» (привенча за себе), если будет венчаться, положив бумагу с заговорами в карман, или повторять их про себя во время венчания (банатские геры). У болгар невенчанных супругов считают виновниками засухи (пловдив.), во время града их выгоняют из дома (благоев-град.). Обрученная невеста, умершая до венчания (полес.), обвенчанная, но «неприлежана» оставшаяся девственной’ (бургас.), становится русалкой. В Полесье отец обрученной девушки, умершей до венчания, совершает символическое венчание ее с деревом, чтобы она не стала русалкой. Мотив венчания может иметь значение и преобразования. Так, согласно далматинскому поверью, девушка  душащая людей по ночам morica, , в результате венчания становится вештицей. В Пиринском кр. причину появления детей, способных сглазить, видят в повторном венчании их родителей. В лексике и фразеологии отражена связывающая, скрепляющая функция обряда венчания (рус. кровью венчаться «быть убитым», головой кончаться — смертью венчаться. Даль) и его форма (бел. полес. обвенчаць «обежать кругом»).

А.В. Гура

Венчание: Один комментарий

Добавьте свой

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: