КИБЕЛА В РИМЕ

В конце III века до н. э. римляне попросили прислать им священный камень Кибелы для защиты от карфагенского полководца Ганнибала Барки. Согласно пророчеству, Рим должна была спасти восточная богиня. Свидетельства о храме, из которого был привезен камень противоречивы. Сохранилось много свидетельств, что камень был привезен из храма в Пессинунте, где был похоронен Аттис (нынешняя Турция), об этом пишет и Тит Ливий. Храм находился на территории современной Турции недалеко от деревни Балихисар в 13 км от Сиврихисар, 120 км на юго-восток от Анкары. Но был еще Пергамский храм Кибелы, в который переместил камень царь Аттал (это нынешний город Бергам тоже в Турции). И есть также сведения, что римляне привезли камень именно из Пергама. Развалины обоих храмов, кстати, сохранились
Камень встречал весь Рим, всем хотелось увидеть черный камень восточной богини. Описывали его как небольшой легкий камень, «черный словно сажа, неправильной формы, близкой к конической, на котором сама природа вырезала узор, напоминающий женский лик». Сам камень не производил особого впечатления, зато процессия, которая сопровождала его на вершину Палатинского холма с литаврами, барабанами и криками жрецов, надолго врезалась в память римлян. До сих пор на Палатинском холме, в самом древнем месте Рима, cохранились руины Magna Mater (храма Кибелы). Культ Кибелы в Риме не прижился — несмотря на запрещение римлянам становиться жрецами Кибелы, прецеденты случались.

Введение культа Кибелы в Риме,  Андреа Мантенья, 1505/6
Камень поместили в серебряную оправу. Как бы то ни было, но магия сработала — в том же году был получен невиданный урожай, а на следующий год Ганнибал покинул земли Рима. Интересно, что в Карфагене в то время существовал культ Баала и Танаит, которым в критических ситуациях приносили в жертву мальчиков-первенцев. Полководец Ганнибал отказался принести в жертву своего сына. Может быть и правда есть договор с высшими силами? В общем, чем закончились Пунические войны все знают, судьба Ганнибала была, в конечном счете, незавидной.

В Риме же напротив, все наладилось. Омрачала гармонию только эксцентричность жрецов Кибелы — корибантов и кровавые оргиастические ритуалы богини. Ее жрецами становились самооскопившиеся юноши, расхаживающие в женоподобной одежде, а сами ритуалы выглядели довольно кроваво. Крестили новообращенных обливанием кровью жертвенных животных, а жрецы во время церемоний доходили до экстаза и наносили себе удары ножами. То есть кровь лилась рекой.

Барельеф 2-1 вв до н.э. —  прямоугольный алтарь, дерево с шишками, обвитое змеей, сидящая богиня Кибела  с двумя львами с тимпаном в руке. В другой руке Кибела держит ритуальную чашу фиалу (phiale) с вогнутой частью в центре. На голове Кибелы традиционная корона в виде городских башен. Слева Аттис на коне, изображения собаки и кабана. По одному из преданий, Аттис был растерзан вепрем, как и Адонис, поэтому приверженцы культа Кибелы-Аттиса не ели свинину.

Во время всеннего праздника возрождения бога Аттиса в ритуале используется сосна — священное дерево Кибелы, которое окропляли человеческой кровью —  это символизировало оживление и возрождение Аттиса. Жрецами Кибелы в большинстве были галлы. Римский Сенат стал запрещать римским юношам становиться жрецами Кибелы, впоследствии культ был запрещен, главным образом, по этой самой причине. Шествия галлов, жрецов-скопцов Кибелы в восточных одеждах, несущих изображение богини под музыку кимвалов, барабанов и рогов и просящих подаяния для богини воспринимались римлянами как зрелище фантастическое, но привычное. Древнее государство галлов граничило в Малой Азии с Фригией, его столицей была нынешняя Анкара. Среди галлов было распространено поклонение богине. Просто удивительно, как сочетался образ галлов-воинов, жестких наемников и галлов-жрецов Кибелы в женских одеждах.

Бюст Кибелы, галло-римская бронза, 1-й век н.э.
Особое место в культе Кибелы занимает Аттис, полубог, который символизирует смерть и воскресение (как шумерский Думузи, египетский Осирис и т. п.). Кибелу, особенно в более ранние периоды изображали женщиной крупной, грубоватой и мужеподобной. Аттиса изображали молодым и красивым пастухом или охотником, который погиб в результате несчастного случая (растерзан вепрем), но боги вняли плачу Кибелы и воскресили его. Кстати, по этой причине последователи культа не ели свинину — чтобы не съесть случайно кусочек бога, съеденного вепрем. По другой легенде Аттис дал клятву верности Кибеле, но изменил ей, в результате в порыве раскаяния и безумия оскопил себя под сосной — священным деревом Кибелы. И превратился в сосну. Собственно, безумие на Аттиса наслала из ревности сама же Кибела. В этом мифе слышны отголоски веры в духов деревьев.

Изображение на сохранившемся оргаистическом деревянном троне из Геркуланума — Аттис собирает шишки у сакрального соснового дерева. Его мать была девственна, зачала его приложив к груди миндаль (или гранат). Во Фригии миндаль почитался как отец всего сущего — его сиреневые цветы появлялись первыми на голых ветках. Дерево граната по легенде выросло из детородных органов получеловека Агдестиса — двойника Аттиса. Кибела также часто изображалась с миндалем или гранатом в руках.

Кибела. Изображение римского времени. Мрамор. Национальный музей. Неаполь

Сопровождали богиню корибанты или куреты (=хурриты?). Изначально они считались духами деревьев, но потом развились в более сложные мифические существа. Они изобрели мечи, шлемы и танцы с оружием. По легенде куреты помогали Рее найти место, чтобы тайно от Кроноса родить Зевса и чтобы Кронос не услышал голоса ребенка подняли невообразимый шум.

Бронзовая фигура из двух борющихся женщин, Восточная Греция, 6 век до н.э., вотивная статуэтка, предназначенная для принесения в дар богине Кибеле по обету, мягкая форма жертвоприношения

Праздники, посвященные Кибеле и Аттису, отмечали весной, проводились шумные шествия, звучали барабаны и флейты, шествия носили оргиастический характер, проливалось много крови. Возможно, они стали прообразом аналогичных кровавых шествий на Страстную пятницу, которые до сих пор проходят, например, на Филиппинах. Мифическими жрецами Кибелы (и Реи) были корибанты, которые в диком воодушевлении служили Кибеле, танцевали обнаженными в шлеме и с мечом. Реальные жрецы богини поступали так же — в порыве неистовства наносили себе раны и совершали самооскопление.

Патера с изображением Кибелы и Аттиса, Археологический музей Милана, 4 в н.э.

Известно, что евнухами были также жрецы Артемиды Эфесской, а также жрецы сирийской богини Астарты из Иераполиса. На тале жрецов был вытатуирован узор из листьев плюща. Святилище Астарты привлекало в праздники толпы паломников из Сирии, Вавилонии, Аравии и Финикии. Жрецы Астарты и Кибелы были очень похожи.

Статуэтка Аттиса, фригийского бога. Найдена недалеко от г. Эдирне в Турции, в древнем Адрианополое. 2 век, Лувр, Париж.

Сохранились подробные описания весеннего праздника Кибелы в Риме, скорее всего по такому же сценарию проходили они и в Малой Азии. Излагается по Джеймсу Джорджу Фрэзеру «Золотая ветвь». Начинался праздник (Аттидеи) 22 марта. За 3 дня до весеннего равноденствия из леса в храм приносили сосну. Священное дерево приносили члены особой касты — дрендофоры. Ствол перебинтовывали повязками из шерсти, украшали фиалками, к середине ствола привязывали статуэтку Аттиса,  отождествляя с богом. 23 марта трубили в трубы.

Кибела, древнеримский барельеф

24 марта — третий день праздника назывался Кровавым. Архигалл — первосвященник вскрывал себе вены на руке. Остальные жрецы, возбужденные музыкой, кружились в танце, пока не впадали в транс, когда они не чувстовали боли — тогда они начинали наносить себе удары ножами из кремния, забрызгивая алтарь и священное дерево кровью. По-видимому кровь была нужна для придания сил Аттису для воскрешения. Скорее всего, совершались и оскопления новых жрецов — эта кровь и жертва давала божеству мужскую силу. Отрезаанные части тела бросали богине, потом их погребали в подземной части жертвенника Аттису. Весь обряд  имел целью оживить бога и природу. Это сочетается с верой в то, что мать зачала Аттиса приложив к груди плод гранатового или миндального дерева, выросшего из детородных органов андрогина Агдистиса.

Кибела, статуэтка из халцедона. Рим,1 век

Религиозный экстаз и льющаяся кровь так действовал на толпу, что многие сбрасывали одежду и подвергали себя самокастрации (на всякий случай специально!) подготовленными и разложенными кругом мечами. Затем они в таком виде бежали по городу и бросали отрезанную часть тела в какой-либо дом.

(Смутно себе представляю как они могли бежать …даже  если они перед этим пили что то очень обезболивающее.)

Это считалось большой честью и жители этого дома давали евнуху женское платье и украшения, которые он теперь носил до конца жизни. Оскоплений было так много, что даже на «правительственом уровне» ужесточались меры для уменьшения подобных жертв.

Таким образом в Кровавый день богине приносилась в жертву мужская сила — в этот день среди сосен зацветали фиалки, по легенде вырастающие из крови раненого бога. День заканчивался трауром по Аттису — статуэтку божества зарывали. Во время траура не ели хлеб, чтобы не осквернить израненое тело бога. Такой же пост выдерживался во время плача по Думмузи — Таммузу в других странах. Ночью вспыхивал свет, могила бога открывалась и он вставал из мертвых.  Все, участвующие в культе радостно приветствовали бога и воспринимали это и как свою собственную победу над смертью.

На следующий день — в день весеннего равноденствия все предавались необузданному веселью. В Риме этот праздник принял форму карнавала. Люди ходили в масках и вели себя, как им заблагорассудится. 26 марта был днем отдыха от всего этого веселья. 27 марта праздник в Риме заканчивался шествием к реке Альмону, к тому месту, где река впадает в Тибр.

В телеге везли статую богини из серебра с лицом из шершавого черного камня. Первосвященник в пурпурной одежде омывал повозку и богиню водой из реки. На обратном пути богиню вместе с повозкой украшали цветами. Все были радостны и счастливы.

В ритуал также входили тайные обряды посвященных, очевидно это была священная трапеза, крещение кровью, принесение в жертву быка, лоб которого украшали золотой пластиной, и затем закалывали священным копьем.  Этой кровью в глубокой яме, которая символизировала одновременно и могилу и лоно матери Земли, крестили неофитов.

Крещеный таким образом возрождался для новой жизни и с него смывались кровью все грехи (кровь тельца возрождает умершего к новой жизни).

В Риме отпущение грехов пролитием крови происходило в храме Аттиса на Ватиканском холме на месте нынешней базилики святого Петра.

Бронзовая статуэтка Аттиса из Салоников, Лувр

Многие обряды из языческих религий заменены христианскими, но совпадают и по смыслу и в датах с предшествующими им более древними праздниками. Многие христиане продолжали отмечать крестный путь и распятие Спасителя 25 марта, даже в самом Риме — настолько языческие праздники имели глубокие корни. То есть смерть его приходится на день сотворения мира — весеннее равноденствие, на воскресение Аттиса, сочетающего в себе бога отца и сына. Празднование дня святого Георгия совпало с языческим праздником Париллий, день св.Иоанна Крестителя — с летним праздником воды, праздник Успения Пресвятой Богородицы вытеснил праздник Дианы, день Всех Святых в ноябре — древний языческий праздник мертвых. Рождество Христово совпадает с зимним солнцестоянием — ранее этот праздник считался рождением Солнца. А праздник фригийского бога Аттиса, приходившегося на весеннее равнодействие — совпадал с главным  христианским праздником Пасхой.

по материалам :https://world-jewellery.livejournal.com/36545.html

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: