Луна как зеркало Богини и «Глаз Божий»

В храме Хатхор Дендерской есть изображение Луны. Это Лунное Зеркало Матери Богов.Само зеркало выполнено в виде лунного диска с Великим Предвечным Оком в середине. Как гласят египетские тексты, Зеркало Матери Богов сделано из серебра и электрума,(сплава золота с серебром) у него есть рукоятка. На изображении перед лунным зеркалом стоит Бог мудрости Тот с головой ибиса, который ведет ритуал. По направлению к Зеркалу матери богов идут боги и лестница повышается с каждым шагом, это пятнадцать фаз луны и с каждой фазой луна увеличивается и в триумфе она является в полнолуние. В этот момент богиня смотрится в зеркало и к ней возвращаются силы, красота молодость и здоровье. Ввиду того что лунный цикл самый быстрый — это способствует быстрой ее регенерации.  В храмах Великой Матери в Египте даже был ритуал «Подношения Зеркал», когда сам фараон  исполнял танец , держа в руках золотое и серебряное зеркала. При этом золотое зеркало символизировало Бессмертные Дни богини, а серебряное соответственно Бессмертные Ночи. Очень важный момент заключается в том, что в классическом древнем Египте Луна- это мужское божество.и это символ бога Осириса Побеждающего Смерть . Луна как женское божество приходить из Передней Азии намного позднее. Традиционные культы азиатских богинь Анат, Ашторет, и других богинь , что пришли из Сирио-Финикии. Вот они были связаны с лунно-женским правлением. В Египте же это только мужское божество, поэтому здесь показана Луна как подношение богине, некий символ ее внутренней регенерации в который она смотрится…На следующем изображении Луна в триумфе, с предвечным оком , теми богами которые представляют фазы луны и не рожденным богом младенцем в зрачке, дает возможность не только омолаживать тех кто ее видит но и ускорять победу жизни над смертью. Ее приветствуют в позе одарации шакалоголовые Великие Боги Запада и Бог Северного Ветра с головой овна. Пожелание северного ветра это праздничное, пиршественное пожелание благодати в знойном климате Египта.

 

image-9

(по материалам лекции В.Солкина «Дендера», кадры из видио -лекции В.Солкина «Дендера»)

Согласно традиционным воззрениям,глаза есть не только у человека, но и у мифологических персонажей, но их глаза и зрение отличаются от человеческих.

Анатомия глаз мифических существ может как полностью не совпадать с анатомией человека или животного, так и иметь много сходных с ней черт, но при этом есть и существенные различия: мифологические существа обязательно отличаются от человека по ряду признаков. В народной традиции наиболее детально разработаны верования, относящиеся к глазам демонов, а также некоторых животных в их демонических ипостасях (волк, медведь, змея и пр.)
А «тема зрения и глаз покойников непосредственно связана с мотивами вИдения и невИдения иного мира, вИдения и невИдения представителей этого мира, представителей сверхъестественной силы, живыми людьми и покойниками,а также живыми людьми и живущими рядом с ними домовыми, русалками, лешими и прочими «нечистиками”.

Тема трансформации Глаз Божих в египетской мифологии, наверное самая разветвленная)

Если разделить лексику, обозначающую зрачок по символике  то получим :
I. Названия, мотивированные глаголами со значением ‘смотреть’.
II. Названия, мотивированные словами, означающими образ,
отражающийся в зрачке. Основную часть составляют слова со значением
‘маленький человек’, ‘девочка’, ‘кукла’ (игрушка) и т.п.
III. Названия, мотивированные черным цветом зрачка.
IV. Названия, мотивированные словами, означающими небольшие предметы круглые, святящиеся и блестящие.
V. Уменьшительные названия глаза.
.
Все перечисленные модели номинации основываются на
логических, формальных, внешних признаках. Первая характеризует глаз
как инструмент зрения, вторая объясняется присутствием в глазу
отражения образа собеседника. Третья мотивирована цветом, четвертая –
преимущественно формой зрачка с добавлением признаков блеска и
света, исходящего от него. Наконец, пятая характеризует зрачок с точки
зрения его размера и местоположения (сердцевина, ядро глаза).
Однако особого внимания заслуживает одна из
центральных моделей, вторая по классификации Я. Сятковского,
касающаяся отражения в зрачке (человечек, девочка, мальчик, кукла). В
этой группе исследователь выделяет две подгруппы: к первой относятся
названия зрачка, мотивированные словами со значением «маленький
человек», ко второй – мотивированные словами со значением «ребенок»,
«кукла», «девочка»(и «мальчик»).Как подчеркивает Я. Сятковский, модель «маленький человек» является характерной не только для славянских, но и для других индоевропейских и даже для не индоевропейских языков. Помимо логического объяснения через отражение в зрачке образа собеседника, которое предлагает Я. Сятковский, оно имеет также мифологический подтекст, связанный и с народной анатомией человека, и с демонологическими представлениями.
Так, на Западной Украине отмечено поверье, согласно которому в
зрачке помещается душа человека: «Про чоловiчка в оцi (здрiчок, здрак)
каже дехто, що се душа. Є люди, що дивлячись другому в очи, можуть
того чоловiчка з’iсти, а тодi чоловiк тяжко занедужає, а – не ратований –
може й зi свiта пiти» (Гнатюк 1912: 131-424). «Тот чоловiчок у оцi, то душьа того самого чоловiка… Иншi кажуть: там пробуває ангель-хранитiль того чоловiка» (Там же: 307). Или бесы, «бісики очами пускати» — кокетничать.
А теперь о не рожденном мальчике, боге младенце, в зрачке Луны как глаза. Он одновременно и жив и не растет, его развитие приостановлено. Египтяне верили, что тело человека полностью соответствует его энергетическому телу, или эфирному в европейской традиции, что они находятся в энергетическом уравновешенном состоянии. В связи с этим по их мнению люди имеющие физические нарушения, например карлики, имеют дополнительный запас энергии в тонком теле,больший чем у людей полностью проявленных в плотном. Именно поэтому было приостановлено развитие бога-младенца(мальчика в глазу), его не воплотившаяся в мир энергия была передана Осирису.

и на десерт…(Русский диалектный фразеологизм
мальчики в глазах (бегают) зафиксирован в значении «рябит в глазах»,»зеленеет в глазах» (пск.) (Даль 2: 293), «угланчики в глазах бегают», «мальчики», мухи, пестрит, темнит (Даль 4: 465). Выражение «мальчики в глазах» могло также применяться и к состоянию алкогольного опьянения (подробнее об этих фразеологизмах в сопоставлении с пушкинским «мальчики кровавые в глазах» см. Долгушев 1998; Коршунков 2000:
113). Анализируя идиомы, описывающие состояние опьянения («напиться до чертиков», «чертей мешком ловить»), В.Г. Долгушев ставит в тот же синонимический ряд и фразеологизм «мальчики в глазах бегают»
(Долгушев 1998: 111), а Коршунков приходит к выводу, что «черти,которые видятся пьяному, и чертики-мальчики в его глазах – явно одной породы» (Коршунков 2000: 119)).Очень интересно, что именно алкогольное отравление или состояние гнева, травмирующие печень, которая является местом прикрепления Жизненного тела, дают антропоморфные видения  чертей и бесов( я не имею в виду реальный облик существ нижнего мира , а лишь видения в состоянии алкогольной деменции) . Эти состояния снижают вибрацию  Жизненного тела и одновременно ослабляют Цензора в мозгу .

немного о физиологии…зрительные клетки на глазном дне находятся ЗА сосудистым слоем .При изменении внутричерепного давления или внутриглазного сосуды расширяются и могут соответственно появляться «стеклистые червячки» из сказок о Ходже Насредине,, который к стати тоже называл их бесами, или кровавая сетка колышущаяся.перед глазами. Такое движение вызвано микромоторикой глаза.

(использованы материалы дисертации М.Ясинской )

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: