Лугнаса — Празднество Урожая

🌻🌻🌽🍏 Лугнаса — Празднество Урожая 🍏🌽🌻🌻

aleksandra-kukinova

🌻Лугнаса также именуют Lughnasadh, Lunasa, Brón Trogain, Lunsadal, Laa Luanys, Calan Awst, Gouel an Eost, и, как предположил Алексей Кондратьев, к этим названиям можно добавить Aedrinia – так могли называть это празднество кельты Галлии (Kondratiev, 1998). Множество имен демонстрирует пан-кельтский характер этого сезонного празднества, подчеркивая, что его можно обнаружить во всех уголках кельтского мира. Несколько имен являются явными отсылками к периоду начала осени и сбора урожая.

Самое известное – ирландское – название празднества, Лугнаса или Лугнасад можно разделить на два составляющих слова «Lugh»-« Nasadh» и перевести со средне- и староирландского как «Собрание Луга» или «Поминальное собрание/ Поминки Луга (устроенные Лугом)». Связь с поминанием, несомненно, является отсылкой к тому факту, что праздник изначально был установлен богом Лугом в память о его приёмной матери Таильтиу, после ее кончины.

Другое ирландское название — Brón Trogain – обычно понимается как «Земная скорбь / Земное бремя», подразумевая тяжесть поспевающего урожая, и видится метафорой родов (MacNeill, 1962). Bron означает «скорбь», «страдание», «тягота», «стенание». Trogain же не только подразумевает землю и осень, но также и самку ворона, поэтому всё сочетание можно перевести и как «Бремя воронихи». Кроме того, Trogain связано с родами через выражение: «используется как злое проклятие troigh mhna troghuin foruibh для мук женщины в родах (eDIL, n.d.). Именно в такой форме название празднества встречается в «Сватовстве к Эмер»: «На Brón Trogaill, то есть в день Ламмаса, ибо он является началом осени, и это время, когда земля стенает под гнетом плодов. Trogam же имя земли». (Wooing of Emer, n.d.). Макнейл предположил, опираясь на отрывки из Acallamh na Senórach🌿, что Brón Trogain было более ранним названием празднества, которое только много позднее стали называть Лугнасадом.

Из четырех огненных празднеств🌿🌿 языческой Ирландии Лугнаса имеет наименьшее количество привязок в текстах мифов. Он возникает лишь раз на страницах Lebor Gabala Erenn («Книги захватов Ирландии»), как дата, когда Фир Болг вторглись в Ирландию (MacNeill, 1962). Само проведение празднования упоминается по крайней мере в двух местах: в «Сватовстве к Эмер» и в «Рождении Аэда Слейна». Цитату из «Сватовства» мы уже приводили, акцент в ней сделан на празднике как начале осени и времени плодов. Второй отрывок гласит: «ибо то были два главных собрания среди них: Пир Тары на каждый самайн (суть Пасха язычников); и на каждый лугнаса или же Ламмас-тайд, «Собрание Таильтиу» [на которое съезжались со всех сторон]» (Jones, n.d.). Таким образом, Лугнасад оказывается по значимости приравнен к Самайну и описывает как время общего собрания племени.

Сейчас Лугнасад празднуют 1 августа (один день), однако есть свидетельства, доказывающие, что фактически дата празднества отмечала начало проведения целого ряда многодневных ярмарок и торжеств, причем начинаться праздничный период мог, самое позднее, с 12 августа (MacNeill, 1962). В современной Ирландии слово Лунаса означает одновременно первое августа, но может выступать и названием месяца в целом. Есть полунамеки-полууказания на то, что точные даты празднества трудно определить, поскольку изначально они опирались на вычисления по лунным циклам, а знания эти утеряны🌿🌿🌿 (MacNeill, 1962). Тем не менее, по распространенному поверью, жатву нельзя начинать раньше правильной даты Лугнасада, поскольку это грозит несчастьями, а фермер таким образом распишется в своей никчемности как хозяин (Danaher, 1972). Это народное верование сохранилось вплоть до 20 века, что указывает на глубоко укоренившуюся связь между Лугнасадом и урожаем.

Существует ряд мотивов, светских и священных, а также промежуточных, характеризующие проведение этого празднества. По своей сути, Лугнасад является праздником начала жатвы и обновлением изобилия поступаемой пищи. Поэтому празднование тесно связано с приготовлением определенных блюд, ассоциирующихся с жатвой, особенно каш и хлебов, в которые добавлялись также свежесобранные фрукты (Danaher, 1972). Упоминают и о коровах, которых следует подоить утром, а молоко использовать во время праздничной трапезы. А также об особом виде хлеба, сделанном из зерна нового урожая, выпеченном вместе с рябиной или иным священным деревом. Хлеб этот затем раздается главой семьи всем ее членам, после чего все угощаются и ходят по солнцу вокруг очага, распевая благословения (McNeill, 1959).
Понятно, что жатве предшествовал период весьма скудного питания, что делало праздник сбора зерна, свежих фруктов и овощей особенным.(MacNeill, 1962). Этот факт может быть символически связан с другой легендой Лугнасада, битвой между богом Лугом и таинственным персонажем Кром Дуф [Crom Dubh] 🌿🌿🌿🌿. Crom Dubh означает «Черный Искривленный / Согнутый»; ему был посвящен особенный день — последнее воскресение июля — именуемый Domhnach Crom Dubh (википедия и серьезный книжный источник подсказывают, что всё-таки первое воскресение августа… возможно, здесь дано локальное поверие?…). Также с ним связывали опасного быка, которого следовало укротить, дабы спасти урожай (Kondratiev, 1998). Многие мифы, связанные с Лугом и Крон Дуфом, которого иногда называют еще Кром Круах, включают сюжет о битве, и о том, как Луг перехитрил Кром Дуфа, обеспечив сохранность и изобилие урожая. В некоторых случаях главной теме придается дополнительный смысл и упоминается поражение, жертвоприношение и поедание с последующим воскрешением быка Крома, который может свидетельствовать о старой традиции жертвоприношения быка в этот день (MacNeill, 1962). Среди записей, относящихся к шотландскому собранию Александра Кармайкла «Carmina Gadelica», упоминаются некоторые действия и заговоры, связанные с началом уборки зерна, дополняющие и подчеркивающие значимость этого поворотного момента года.

Еще одна распространенная практика на Лугнасад заключалась в том, что люди собирались на открытом воздухе в традиционном месте, часто всей общиной. Выбранное место должно было быть не только красивым и, что называется, «диким», но и достаточно удаленным от жилья, чтобы путешествие к нему представляло собой некую трудность (Danaher, 1972). Другие практики Лунасы включают украшение священных колодцев и стоячих камней, а также путешествия на холмы или горные вершины. Эти практики варьировались в зависимости от местности, что, в свою очередь, указывает на то, что, хотя сам фестиваль был широко распространен, характер празднования зависел от области и в каждой приобретал уникальный местный колорит (MacNeill, 1962). Есть упоминания о благословении скота накануне Лугнасы и о создании благословляющих оберегов для скота, которые сохраняли свою силу весь последующий год (McNeill, 1959).

Период Лугнаса в Ирландии, Шотландии, и на Оркнейских островах также был временем проведения обрядов пробных свадеб («связывания рук» (handfastings)) и свадеб настоящих, или же роспуска союзов, образованных в предыдущем году (McNeill, 1959). Пробные браки использовались, чтобы проверить намерения пары; если бы молодые люди решили расстаться через год, в этом не было бы ничего постыдного, а любой ребенок, появившийся в подобном союзе, был бы причислен к законным наследникам отца (McNeill, 1959). Наконец, Лугнаса был также хорошо известен ярмарками урожая, разнообразными спортивными соревнованиями и скачками; важно отметить, что древние ярмарки, или oenacha, были не коммерческими мероприятиями, а общинными сборами и празднованиями в первую очередь (MacNeill, 1962). Проводилось множество различных видов игр: состязаний на ловкость и силу, прыжки через огонь, заплывы как мужчин, так и лошадей (Danaher, 1972). В общей атмосфере празднества преобладали танцы и музыка, рассказывание историй, пиршества и костры (Evert-Hopman, 2008). В целом, ее можно реконструировать из широкого разнообразия обычаев Лугнасы, как собрание общины для празднования изобилия нового урожая, с радостью и удовольствием. Люди собрались, чтобы укрепить и отпраздновать общинные узы, обновляемые через заключение браков и социальное смешение-единение в рамках одного празднества, а также укрепить и почтить связи между людьми, духами земли и богами — через украшения колодцев и стоячих камней, сказительство или инсценировку мифов, акты благословения и ритуалы.

Сегодня точно не известно, какие языческие религиозные обряды могли бы проводиться во время Лугнасы, но есть несколько божеств, которые, как мы знаем, связаны с этим священным днем. Самое очевидное божество, конечно же, Луг, который сражался с Кром Дуфом, а также учредил игры в честь своей приемной матери. Сама Таильтиу является божеством, связанным со временем Лугнасы. Также сюда можно отнести богиню Айне, связанную мифологически с тремя днями Лугнасада, выступая супругой Кром Дуфа на этот период (Макнейлом, 1962). Еще одной богиней, связанной с празднеством, выступает Маха, одна из ипостасей Морриган, бежавшая, как считают некоторые, наперегонки с царскими лошадьми именно в эти дни; правда это или нет, но есть свидетельство давней традиции празднования Лугнасада в Эмайн Махе, а также на прилегающих территориях Ульстера (Макнейлом, 1962). Сам урожай также может быть связан со Старухой Кайлех; последний сноп в поле принято было называть ее именем, и даже существовал обычай «скручивания Кайлех»🌿🌿🌿🌿🌿 (Danaher, 1972).

Хотя в современном язычестве Лугнасаду часто не придается большого значения, в ирландском язычестве этот праздник действительно был очень важен и отмечался многодневными ярмарками и праздничными играми, а также специальными угощениями. Это было время общинного единения, браков и взаимодействия с богами и духами. Изучение народных практик может дать нам как лучшее понимание того, как этот праздник отмечался на протяжении многих лет, так и рабочий материал для реконструкции отвечающих современности практик.
___________________________________________________________________________
Ссылки на оригинальные труды, на которые опирался автор текста:
— Danaher, K., (1972). The Year in Ireland; Irish calendar customs. Minneapolis: Mercier Press.
— Evert-Hopman, E. (2008). a Druid’s Herbal of Sacred Tree Medicine. Rochester: Destiny Books
— Kondratiev, A. (1998). Apple Branch: a path to Celtic Ritual. New york: Citadel Press.
— MacNeill, M. (1962). the Festival of Lughnasa. Dublin: Oxford University Press.
— McNeill, F. M. (1959). the Silver Bough, volume 2: a calendar of Scottish national festivals, Candlemas to Harvest Home. Glasgow: Maclellan.
— The Wooing of Emer (n.d) http://www.ucc.ie/celt/online/T301021/text056.html
— Jones, M., (n.d.) The Birth of Aedh Slaine.
___________________________________________________________________________
🌿 «Диалоги старейшин», трактат, сохранившийся в рукописях XIII и XIV вв. и излагающий историю Ирландии через описание подвигов и деяний воинов Фианы и племени Туата Де Данаан.

🌿🌿Распространенное среди современных язычников наименование четвертных дней – Имболка, Бельтайна, Лугнасада и Самайна — «праздниками огня» (fire festivals) восходит к историку и англиканскому священнику Чарльзу Хардвику (1821 – 1859), который посчитал упоминание об очистительном «ритуале огня» (Bealtinne) в майский гэльский праздник родовым названием всех праздников подобного рода. –
«Дублинские лекции Филипа Хезельтона и Рональда Хаттона», перевод – Гарсиа, опубликовано в журнале «Время Луны», № 14, 2016.

🌿🌿🌿Полагаю, надо понимать, что утрачено точное знание о привязке к определенной – и какой именно — фазе луны.

🌿🌿🌿🌿Особой функцией Кром Дуфа почти наверняка была забота об урожае. В окрестностях озера Лох-Гур (графство Лимерик) говорили, что «Кром Дуф принес в Ирландию первый сноп пшеницы; он нес его на плече и сгибался под весом своей ноши, за что его и назвали “Кром” [т.е. “согбенный” или “склонившийся”]». Еще важнее то, что первое воскресенье августа, традиционный день начала сбора урожая, вплоть до недавнего времени назывался по всей в Ирландии воскресеньем Кром Дуфа. «В картографических книгах прихода Клахан (Клохан) за 1841 год находится интересное утверждение, а именно: Крум Дху (CroumDhu) был богом урожая, которому поклонялись язычники, пока их не обратил в христианство святой Брендан». — (с) Анна Блейз из Питер Смит, «У. Б. Йейтс и Племена Дану»: Больше о божестве можно прочитать в одноименной главе электронного перевода

🌿🌿🌿🌿🌿 Обряд «скручивания Кайлех» — куколки из последних колосьев на поле — традиционно проводил в Ирландии и Шотландии фермер, закончивший уборку урожая первым. Такая «Кайлех»доставалась тому фермеру, кто заканчивал уборку урожая последним. Он должен хранить куколку всю зиму, до наступления весны. В Белфасте такой сноп называли Бабушка.

Автор — Morgan Daimler (с) Lughnasa – Festival of the Harvest
Перевод и комментарии — Анна Ласомбра (с) 2018
https://vk.com/wall-48379994_948

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: