Сезон чистоты

СЕЗОН «ЧИСТОТЫ И ЯСНОСТИ» ЦИНМИН 清明 НА СТРАНИЦАХ КИТАЙСКОГО КАЛЕНДАРЯ
Вот и наступил сезон (и одноимённый праздник) «чистоты и ясности» (Цинмин цзе 清明节) по китайскому календарю, и продлится он до 20-го апреля. О том, что это время знаменуется в Китае сбором чая, сегодня не знает разве что ленивый. Ну а наша сфера – традиции и быт Поднебесной. Так что сегодня – новая порция знаний о сезонной обрядности и обыкновениях этой удивительной страны.
Праздник Цинмин без преувеличения занимает важнейшее место в ряду традиционных весенних обрядов Поднебесной. Первые упоминания о нём мы находим в текстах эпохи Чжоу 周代 (1122 – 247). Ну а своими корнями он восходит к архаическому весеннему ритуалу «Обновления огня». Спустя столетия народная молва связала происхождение этого дня с именем Цзе Цзы-туя 介子推 – верного слуги одного из государей царства Цзинь 晋.
В знаменитом трактате Хуайнань-цзы 淮南子 в разделе «Небесный узор» (Тяньвэнь сюнь 天文训) мы читаем: «Через 15 дней после весеннего равноденствия чуньфэнь 春分 ручка ковша Большой Медведицы указывает на знак и 乙, приходят ветры, [приносящие] чистоту и ясность» (春分后十五, 日斗指乙, 则清明风至). Повсеместно устанавливается тёплая погода, начинается персиковое цветение, зеленеют ивы и тополя.
Это чудесное время традиционно знаменуется разнообразными играми и увеселениями. Одно из них – качание на качелях-дан цюцянь 荡秋千. Ведь в древности «Праздник чистоты и ясности» был также временем выбора жениха и невесты.
Другая забава – перетягивание каната-бахэ 拔河. Она возникла в конце эпохи Чуньцю, и в те времена называлось цяньгоу 牵钩, или гоуцян 钩强. Первоначально оно использовалось в армии, но позднее распространилось и в народе. Говорят, что сам император Сюань-цзун 玄宗 (Ли Лун-цзи, 685 – 756) именно на Цинмин устраивал показательные состязания по перетягиванию каната.
Ещё одно старинное развлечение – игра в мяч-цуцзюй 蹴鞠. Это, можно сказать, предшественник современного футбола, и он также первоначально использовался для тренировки воинов. До сих пор жива традиция увеселительных прогулок на лоне природы – так называемое «хождение по зелени» (тацин 踏青). Кто-то предпочитал совершать неспешные прогулки по родовому кладбищу, другие спешили посетить знаменитые своей красотой места.
Об обычае запускать воздушных змеев фан фэнчжэн 放风筝 знают многие. Но самое интересное то, что запускают их не только днём, но и в ночное время. Только в этом случае к ним прикрепляют небольшие фонарики, которые называют шэньдэн 神灯 (священные фонари).
Кроме того, в это время была популярна традиция обмениваться раскрашенными куриными яйцами, устраивать петушиные бои-доуцзи 斗鸡. А связано это было с яйцом как символом плодородия и жизненной силы.
Цинмин – праздник весеннего пробуждения жизни, поэтому издавна существует традиция сажать в это время плодовые деревья (чжишу 植树). Особое значение в народном сознании приобрела ива (лю 柳). Это растение жизнестойкое и долголетнее, оно покрывается зелёными листочками с первыми тёплыми лучами солнца, а потому символизирует бессмертие и связь с душами предков. Отсюда пошла традиция вплетать веточки ивы в волосы, украшать ими одежду (дай лю 戴柳).
Молодыми побегами ивы украшали семейные могилы, иногда их помещали под стрехой, и тогда можно было предсказать погоду: засохнет ветка – погода будет ясной, останется зелёной – к дождю. Качество ивы, за которое её ценили в старом Китае – это бисе 辟邪, т.е. способность устранять дурные веяния, отвращать нечисть. Поэтому её также называли «деревом, которого бояться черти» (гуй бу му 鬼怖木). Это особенно важно в Цинмин, ведь это время выхода в наш мир чертей и душ загробного царства, когда они входят в соприкосновение с людьми.
Но кроме общепринятого «светлого» названия, праздник этот носит такие «пугающие» наименования, как Фэнь цзе 坟节 (Праздник могил), Гуй-цзе 鬼节 (Праздник духов), а также Мин цзе 冥节 (Праздник мрака). Это говорит о том, что основное его содержание в последние столетия – поминовение душ усопших. Вместе с 15-м днём седьмого месяца (Чжунюань цзе 中元节) и 15-м днём десятой луны (Сяюань цзе 下元节) он составляет так называемые «Три праздника загробного мира» (сань мин цзе 三冥节). Сегодня Цинмин – праздник государственный. Наши студенты, кстати, тоже на несколько дней распущены по домам.
В эти дни увеселительный характер этого праздника уравновешивался строгим церемониалом, ведь для конфуцианской элиты Цинмин позволял на практике воплотить принцип сыновней почтительности-сяо 孝 – один из важнейших в конфуцианской доктрине.
Традиционно это время посещения кладбищ и уборки могил (саому 扫墓), которое сопровождается воздержанием от горячих блюд и стряпни (цзиньхо 禁火). В саому входит уборка и поновление могил, прополка сорной травы, после чего совершается подношение предкам ритуальной пищи и вина, проводится обряд сжигания бумажных жертвенных денег.
В эти дни часто заказываются буддийские молебны по усопшим, совершается поклонение Чэн хуан е 城隍爷 – божеству-покровителю города, святилища которого имеются в Китае повсюду. Они выступают в качестве загробных судей, карающих грешников, поэтому в народе существует традиция чествования этих божеств в дни Цинмина. Оно сопровождается возжиганием благовоний, молитвами об искуплении прегрешений, гаданием на специальных бирках (цюцянь 求签).
Что касается оздоровления-яншэн 养生, то недаром этот период предполагает массу забав, связанных со значительной долей физической активности. Дело в том, что согласно традиционным взглядам китайцев на здоровье, холодная пища может повредить организму. Так что этот неблагоприятный фактор необходимо компенсировать своеобразной тренировкой! Удивительно, но к скорби по ушедшим в это время всегда примешивалась изрядная доля позитива. В общем, как и во всём, китайцы здесь соблюдают «центрированность» и баланс.
Основная наша задача в этот сезон – сохранять жизнерадостный настрой, укреплять дух (исинь яншэнь 怡心养神). В трактате «Начала врачевания» (И сянь 医先) сказано: «Все болезни зарождаются в сердце, если сердце и дух покойны – откуда же взяться болезням?» В Китае считается, что основа душевного здоровья заключена в радости. Весной нам особо следует пестовать такие качества души, как открытость, оптимизм и возвышенное настроение. Уныния же стоит всячески избегать: весной дурное настроение приводит к нарушениям нервной и эндокринной систем. Также радость благотворно влияет на состояние печени, а это особенно важно в это время года. Есть стоит умеренно и регулярно, при этом ограничить калорийность, а упор сделать на овощи, бахчевые культуры и фрукты. Для тех, кто знает толк в китайской готовке, вполне подойдут такие блюда, как чжугань гэн 猪肝羹 (густой суп из свиной печени), лобо чжоу 萝卜粥 (каша с редькой), и цзячан гунцзи 家常鸡肉 (курица по-домашнему).

© Осокин А., Брылёва Н.
© Лес записей

https://vk.com/wall-185552706_127

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: