Болотники и болотницы

Болотник — в славянской мифологии хозяин болота, затягивающий людей в трясинуБолотный— вариант названия болотникаБолотный дедко— вариант названия болотникаБолотный леший— вариант названия болотникаБолотный шут— вариант названия болотникаБолотяник— вариант названия болотника и его название на украинском языкеБолотяник— украинское написание названия БолотникаДедко болотный— вариант названия болотникаЛеший болотный— вариант названия болотникаШут болотный— вариант названия болотникаБолотник. Иллюстрация Ильи КомароваБолотник. Иллюстрация Ильи КомароваБолотник. Иллюстрация Ильи Комарова

​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌

Болото издавно считается местом обитания нечистой силы, о чем свидетельствуют многочисленные пословицы: «Было бы болото, а черти найдутся»; «Сидит, как черт в болоте»; «Бегает, как черт по болоту»; «Не ходи при болоте — черт уши обколотит» и др. Не случайно в заговорах нечистую силу и болезни отсылают «на леса, на болота» или «на мхи, на болота».​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​​‌‌​ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌​​‌ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​​‌‌‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

И во многих местах верили, что у болот есть особый хозяин — болотный , болотник или болотяник , болотный дедко , шут болотный . Впрочем, иногда его считали разновидностью водяного или даже лешего . Болотника представляли угрюмым неподвижным существом, сидящим на дне болота, безглазым толстяком, покрытым слоем грязи, с налипшими водорослями, улитками, рыбьей чешуей; или же человеком, поросшим серой шерстью, с длинными руками и закрученным хвостом. В отличии от другой нечистой силы, болотник не умеет менять свой облик.​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​​‌‌​ ​​​‌‌‌

Болотник заманивает человека или животное в трясину и губит его. Особенно легкой добычей становится человек, который по ночам играет на сопелке (пастушеской дудочке). Приманивает болотник свою жертву, крякая по-утиному, ревя по-коровьи, дико стонет или хохочет. Когда человек застревает в трясине, болотник хватает его за ноги и затягивает вглубь. Болотник не имеет ни жены, ни детей. В отличии от других демонов, он не боится громовых стрел, так как они теряют силу, соприкасаясь с поверхностью болота. Болотники гибнут при осушении болот и зимой, когда болото вымерзает.​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​​‌‌​ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌​​‌ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​​‌‌‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

Белорусы различали разных болотников . Самым старшим считался оржавиник * — он покрыт грязно-рыжей шерстью, с толстым животом и тонкими ногами. Помладше считался багник — хозяин багна*, угрюмое, неподвижное, грязное существо, одиноко живущее на дне багна и хватяющее за ноги случайных путников. Заметить багника можно по пузырькам, поднимающимся на поверхность, и по мелким бледным огонькам, которые иногда появляются на болоте. Самым младшим из болотных бесов считался просто болотник . А на Русском Севере часто наделяют болота не хозяином, а хозяйкой — болотницей » (58) .​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​​‌‌​ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌​​‌ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​​‌‌‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

В украинском фольлоре назывался болотяныком (укр.: «болотяник «). Считалось, что он утягивает в болото проезжающих или проходящих мимо людей, если они играют на сопилке (750: с.193) . Болотяник может пригласить человека к себе, чтобы над ним подшутить:​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​​‌‌​ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌

‌ ​​‌‌‌​​​‌​​‌ ​​‌​​‌ Дьячок был страшным пьяницей. Допился он до того, что лукавые стали его водить и в гости звать. Вот уговаривает, уговаривает его жена: «Ты бы молитвы читал «Да воскреснет бог» или какую другую». Так нет: «Не дают, говорит, читать: как начну читать, а они по губам бьют». Один раз она его заперла, не пускает ночью. А он вырвался и куда-то подался. Встречают его два господина, зовут его в гости: «Идём, брат, говорят: сегодня у нас вечер, так ты у нас побудешь». Ну, приходит: большой такой зал, хороший, музыка играет. Пришёл он, посадили его, принесли ему водки. Он выпил и давай танцевать по всему болоту. Танцевал, танцевал, закончился вечер. Провожают его домой и подарили ему шляпу за то, что он сделал им удовольствие. Жена спрошивает: «Ты где это был?» — «Да вот братья в гости меня позвали, так в гостях был». — А чего ты вершу на голову одел?» — «Это мне братья шляпу подарили».​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​​‌‌​ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌​​‌ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​​‌‌‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

Как в болоте, так и в камышах — черти там живут.​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​​‌‌​ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌​​‌ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​​‌‌‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

Борисовская волость, Валуйский повят, Воронежская губерня // Знадоби до української демонології. Зібрав Володимир Гнатюк. Том ІІ. Випуск 1 (755: с.182) ​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​​‌‌​ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌

​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ‌В историях Полтавской области болотяник может приглашать повитуху на роды своей жены — достаточно распространённый тип историй, который встречается часто про нечистую силу в славянском фольклоре и про народ хульдре — в скандинавском. После этого он может наградить так, что повитухе не требуется работать, чтобы прокормить себя, но она обязана выполнить всё, что он ей говорит. В другой истории мужчина, ехавший по дороге, встречает болотяника сидящим в луже, мнущим кожу и поющим песню. После этого болотяник начинает шить обувь, но замечает человека, ныряет в болото и запрещает тому приближаться (755: с.XXIII, перед) .​​​‌‌​ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​‌

Болотные духи различных культур

​‌​​​‌Багник ютится в торфяном, никогда не покрывающемся растительностью болоте, имеющем вид черной грязевой лужи. Он никогда не появляется на поверхности своей «багны» и присутствие в ней выдает лишь пузырями на поверхности да изредка — мелкими огоньками там же; те и другие сопровождаются особенным «пуктаньем», незначительным колебанием поверхности. Это дышит и пыхтит вечно бездеятельный багник , не поднимающийся с мягкого ложа и тогда, когда жертва попала в багну и мечется в грязи. Он уверен, что ей не уйти отсюда и что жертва сама подойдет к нему.​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​​‌‌​ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌​​‌ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​​‌‌‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

Не только люди, но и многие животные сторонятся багны, в которой постоянными живыми существами можно считать немногочисленных насекомых — улиток, жуков, пиявок, червей; за поисками сих насекомых прибывают на короткие сроки болотные голенастики, но и они спешат уйти от опасной багны, иногда убивающей тлетворными газами, испускаемыми время-от-времени багником .​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​​‌‌​ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌​​‌ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​​‌‌‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

По внешнему виду багник ещё грязнее болотника . Как и сей последний, он страшится канализации, хотя и не боится морозов, которым весьма редко удаётся закрывать багну, согреваемую тёплым пыхтеньем багника . К сожалению, для последнего есть отдельный бич, а именно: предприимчивые люди вычерпывают багновую грязь, для выработки топлива, удобрения полей и огородов, и тем крайне тревожат нечистика, который того и гляди очутится без багны; в сухое же лето, когда багна не только подсыхает, но и кое-где горит, полумёртвый багник томится на дне своего обиталища и едва переживает время до нового разжижения багны дождями и приточными ручейками.​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​​‌‌​ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌​​‌ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​​‌‌‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

Николай Яковлевич Никифоровский «Нечистики: Свод простонародных в Витебской Белоруссии сказаний о нечистой силе» (482: с.82-83) ​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​

​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​‌​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌​​‌ ​​‌​​‌Богинки — персонажи легенд и преданий западных славян, известные в Малопольше, южной Мазовии, в районах польско-украинского и польско-словацкого пограничья (Орава, Спиш). Главные функции этих женообразных демонов — преследование рожениц и беременных, подмена или похищение новорожденных.​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​​‌‌​ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌​​‌ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​​‌‌‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

Богинки чаще всего представляются в виде нескольких (обычно трех или двенадцати) безобразных женщин — высоких, худых, с отвислыми грудями, вздутыми животами и длинными распущенными волосами. Зачастую у них гусиные, куриные или собачьи ноги, зубы в виде свиных клыков и крючковатый нос (349: с.47) , а руки длинные с тремя кривыми как когти пальцами (1266: Т.1, с.215) . Изредка богинки предстают в виде красивых молодых девушек. Впрочем, они могут принимать почти любой облик: тумана, кошек, собак, лягушек.​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌

​​​‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​‌Происхождение богинок может быть различным. Нередко ими становятся роженицы, по каким-либо причинам умершие до совершения обряда очищения. В богинок превращаются дети, похищенные этими существами у родителей. Часто становятся нечистью женщины-самоубийцы и клятвопреступницы, а также матери, погубившие своих детей (217) .​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​​‌‌​ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌​​‌ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​​‌‌‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

Местом обитания богинок считаются реки, болота и пруды, нередко они живут в лесах или глубоких оврагах неподалеку от человеческих поселений. С весны до осени (как русалки ) богинки живут в прибрежных зарослях, а на зиму уходят под воду. Временем наибольшей активности богинок считается полдень и время после захода солнца.​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​​‌‌​ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌​​‌ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​​‌‌‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

В эти часы их можно увидеть на берегу водоема, где они расчесывают свои волосы или занимаются стиркой, колотя белье золотыми вальками или своими большими грудями (коли поймают кого за подглядыванием, то сделают все, чтоб его убить) (1266: Т.1, с.215) . В обозначенное время они всячески — песнями, танцами, уговорами, посулами и подарками — стараются выманить из дома какую беременную или недавно родившую женщину. И если это получается, то начинают тиранить ее самым жестоким образом: таскают по полям и болотам, вываливают в грязи и бьют вальками, выкручивают руки и сосут молоко из груди (349: с.47) . У беременных богинки могут выкрасть еще неродившегося ребенка (особенно зачатого вне брака) и сами выкормят его в страшилищ, а женщину могут утопить (1266: Т.1, с.216) . ​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​​‌‌​ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌​​‌ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​​‌‌‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

Воруют богинки и новорожденных младенцев, особенно некрещеных, рожденных вне брака или оставленных без присмотра. Таких детей богинки превращают в нечистых духов, заставляя прислуживать себе.​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​​‌‌​ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌​​‌ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​​‌‌‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

Впрочем, богинки могут и сами зачинать и рожать детей. Их родителями становятся обольщенные мужчины, мужчины-богинки (польские boginiarze или словацкие bohynary ), черти , а то и просто ветер (впрочем, известно, что ветер-вихрь зачастую является обителью кучи чертей или демонов ) (СДЭС, 216) . У богинок обычно рождаются девочки, если рождается мальчик, то он становится водяником . Богинки вообще не любят мальчиков, которых всегда стараются утопить. Зато к девочкам бывают благосклонны, особенно к сиротам — могут взять их под опеку, стирать им одежду, расчесывать волосы (1266: Т.1, с.216) .​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​​‌‌​ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌​​‌ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​​‌‌‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

Также богинки нередко насылают кошмары беременным, наводят порчу на людей и домашнюю скотину, способны наслать тяжелые болезни, уводят с дороги усталых путников (217) .​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​​‌‌​ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌​​‌ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​​‌‌‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

Наилучшими оберегами от богинок считаются зверобой и чеснок, мужской пояс, нож и вообще железо.​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​​‌‌​ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌​​‌ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​​‌‌‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

Близкий богинке персонаж — карпатcкая дивожена , дика баба .​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​​‌‌​ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌​​‌ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ Источники​​‌‌‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

Кривушина С.В. «Загадочные существа» — М.: «Вече», 2001 (217)Славянская мифология. Энциклопедический словарь. 2-е изд. — М.: Международные отношения, 2002 (349)Katarína Nádaská, Ján Michálek «Čerti, bosorky a iné strašidlá. Slovenské poverové bytosti» — Bratislava: Fortuna Libri, 2015 (1255)Славянские древности: этнолингвистический словарь в 5 т. — М.: Международные отношения, 1992-2012 (1266)



Подготовка статьи: Евгений Кот , Геннадий Коршунов

​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​‌ Болотница. В славянском фольклоре «родная сестра русалкам , тоже водяница , только живет она на болоте, в белоснежном цветке кувшинки с котел величиной. Она неописуемо прекрасна, бесстыдна и прельстительна, а в цветке сидит, чтобы спрятать от человека гусиные свои ноги, вдобавок — с черными перепонками. Завидев человека, болотница начинает горько плакать, так что всякому хочется ее утешить, но стоит сделать к ней хоть шаг по болотине, как злодейка набросится, задушит в объятиях и утащит в топь, в пучину» (8: с.34) :​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​​‌‌​ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌​​‌ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​​‌‌‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

У лесников чаруса* слывет местом нечистым, заколдованным. Они рассказывают, что на тех чарусах по ночам бесовы огни горят, ровно свечи теплятся. А ину пору видают середи чарусы болотницу , коль не родную сестру, так близкую сродницу всей этой окаянной нечисти: русалкам , водяницам и берегиням … В светлую летнюю ночь сидит болотница одна-одинешенька и нежится на свете ясного месяца… и чуть завидит человека, зачнет прельщать его, манить в свои бесовские объятия… Ее черные волосы небрежно раскинуты по спине и плечам, убраны осокой и незабудками, а тело все голое, но бледное, прозрачное, полувоздушное. И блестит оно и сквозит перед лучами месяца… Из себя болотница такая красавица, какой не найдешь в крещеном миру, ни в сказке сказать, ни пером описать. Глаза — ровно те незабудки, что рассеяны по чарусе, длинные пушистые ресницы, тонкие, как уголь, черные брови… только губы бледноваты, и ни в лице, ни в полной, наливной груди, ни во всем стройном теле нет ни кровинки. А сидит она в белоснежном цветке кувшинчика с котел величиною… Хитрит, окаянная, обмануть, обвести хочется ей человека — села в тот чудный цветок спрятать гусиные свои ноги с черными перепонками. Только завидит болотница человека — старого или малого — это все равно, — тотчас зачнет сладким тихим голосом, да таково жалобно, ровно сквозь слезы, молить-просить вынуть ее из болота, вывести на белый свет, показать ей красно солнышко, которого сроду она не видывала. А сама разводит руками, закидывает назад голову, манит к себе на пышные перси того человека, обещает ему и тысячи неслыханных наслаждений, и груды золота, и горы жемчуга перекатного… Но горе тому, кто соблазнится на нечистую красоту, кто поверит льстивым словам болотницы : один шаг ступит по чарусе, и она уже возле него: обвив беднягу белоснежными прозрачными руками, тихо опустится с ним в бездонную пропасть болотной пучины… Ни крика, ни стона, ни всплеска воды. В безмолвной тиши не станет того человека, и его могила на веки веков останется никому не известною.​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​​‌‌​ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌​​‌ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​​‌‌‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌
Павел Мельников-Печерский «В лесах» (1164: Т.1, ч.1, гл.15) ​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​​‌‌​ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌​​‌ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​​‌‌‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

Источники
Грушко Е.А., Медведев Ю.М. «Словарь славянской мифологии» — Русский купец, Братья славяне, 1996 (8)
Грушко Е.А., Медведев Ю.М. «Русские легенды и предания» — М.: Изд-во «Эксмо», 2007 (306)
П.И.Мельников (Андрей Печерский) «В лесах» // 2 тома — М.: Гослитиздат, 1955 (1164)

​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​​‌‌​ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌​​‌ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​​‌‌‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​Оригинал статьи: http://bestiary.us/bolotnik ​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​​‌‌​ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌​​‌ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​​‌‌‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​​‌‌​ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌​​‌ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​​‌‌‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​
​​‌‌

​​‌‌‌​ ​​​‌‌​ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌​​‌ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​​‌‌‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

​​​‌‌‌

​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​‌

​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​​‌‌​ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌​​‌ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​​‌‌‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

​‌​​​‌

​​‌‌‌​ ​​​‌‌​

​​​‌‌‌

​​​‌‌​ ​​​‌‌‌

​‌​​​‌ ​​‌‌‌​

​​‌​​‌ ​​‌​​‌

​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​​‌‌​ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌​​‌ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​​‌‌‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​​‌‌‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

​‌​​​‌ ​​‌​​‌ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​​‌‌‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​​‌‌​ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌​​‌ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​​‌‌‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​​‌‌​ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌​​‌ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​​‌‌‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

 ​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​​‌‌​ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌​​‌ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​​‌‌‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

​​‌‌‌​ ​​​‌‌​ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌​​‌ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​​‌‌‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​​‌‌​ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌​​‌ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​​‌‌‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: