Понтия Терон.

Повелительница животных является широко распространённым мотивом в древнем искусстве средиземноморского мира и Древнего Ближнего Востока, показывая центральную человеческую, или человекоподобную, женскую фигуру, которая захватывает двух животных, по одному с каждой стороны. Самое старое такое изображение, Сидящая женщина Чатал-Гююка, — это глиняная скульптура из Чатал-Гююка в современной Турции, сделанная примерно 6000 лет до нашей эры.

Museum_of_Anatolian_Civilizations
Сидящая богиня Чатал-Гююка в окружении двух львиц.

Хотя связь между образами и понятиями в различных древних культурах остаётся не очень ясной, такие образы часто упоминаются как Potnia Theron (π πττνιαηηρνν, «повелительница животных»), термин, впервые использованный когда-то Гомером (Илиада 21. 470) и часто используется для описания женских божеств, связанных с животными. Слово Potnia, означающее «госпожа», было микенским словом, унаследованным классическим греческим языком, с тем же значением, родственным санскритскому patni.

Гомеровское упоминание потнии Терон, как полагают, относится к Артемиде; Уолтер Буркерт описывает это упоминание как «хорошо устоявшуюся формулу». Божество типа Артемиды, «хозяйка животных», часто считается существовавшим в доисторической религии и часто упоминается как Потния Терон, причём некоторые учёные предполагают связь между Артемидой и богинями, изображёнными в Минойском искусстве.

Emprunte_d'un_sceau_de_Cnossos
Минойская богиня в окружении двух львиц.

Pithos
Богиня из Кносса с двумя львицами.

Artemis,_Parian_pottery_plate,_675-600_BC,_AM_Mykonos,
Артемида как повелительница животных, Парская керамика, 675-600 гг. до н. э.

Artémis_Orthia
Артемида Ортия в обычной позиции Потнии Терон на архаическом жертвоприношении из слоновой кости, (Национальный археологический музей Афин).

Возвращаясь к минойскому искусству, нельзя не упомянуть одну фреску из Акротири, которую традиционно называют «Потниа Терон» (Ἡ Πότνια Θηρῶν) — по гомеровскому эпитету, означающему «повелительница зверей». Богиня сидит на троне на фоне пейзажа с шафраном, который составлял одну из наиболее богатых статей торговли. Девочка с частично выбритой головой (что указывает на инициацию) опорожняет корзинку с собранным шафраном. Справа от богини сидит гриф, а слева — приносит ей в дар шафран голубая антропоморфная обезьяна. У богини змеи в пышной прическе, золотая диадема, золотые серьги, в волосах золоченая лента. На шее у нее ожерелье из драгоценных камней в виде уточек и другое — в виде стрекоз.

Акротири 1

Акротири 2

Акротири 3
Источник картинки.

Анатолий Иванов в своём исследовании «Цивилизация Мадонны» сообщает следующее:

«Дж. Пендлбери ещё не знал имени этой богини, но отмечал те же её характерные черты, разобранные потом разными греческими богинями: «На протяжении всей своей истории критяне поклонялись <…> Великой матери богов, повелительнице диких зверей и владычице деревьев и гор. Её часто изображали с сыном — богом-мальчиком. В греческие времена её атрибуты были распределены между различными богинями: Афина получила её змей, Афродита — её голубей и её сына, Артемида — её оленей, а различные нимфы — её горы, потоки и леса».»

https://holy-matriarchy.livejournal.com/340149.html#cutid1

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: