Культ Ардвисуры Анахиты в Древнем Иране.

…Из всех религий и верований Древнего Ирана на его территории до сих пор существует и действует религия зороастризма. От остальных же древних верований остались лишь разрушенные места поклонения и разрозненные письменные источники, но только с их помощью можно приобрести сведения об этих религиях. Например, поклонение Митре и Анахите в далёком прошлом перешло границы Ирана и приобрело своих последователей на других территориях, оставив там следы этих культов, сохранившиеся до сегодняшних дней.

Но вернёмся в Иран, поскольку именно там всё ещё стоят и храмы Огня — священные места зороастрийцев, и храмы Воды (правда, уже без воды) — бывшие места поклонения богине небесных вод — Ардвисуре Анахите.

anahita
Одно из многочисленных изображений Ардвисуры-Анахиты.

В философии древнеиранского пророка Заратуштры Ардвисура Анахита является обладательницей вод мира, и её имя обозначает «полноводная, сильная, чистая река». Поэтому понятно, что слова Заратуштры «не обижайте Ардвисуру Анахиту» означают «не загрязняйте чистую воду». Со временем это имя превратилось в имя Анахита, смешалось с древнеарийскими легендами и приняло облик прекрасного Изеда, ангела женского рода.

Таге-Бостан
Изображение Анахиты на вершине колонны в Таге-Бастан (Иран). Барельеф с изображением Анахиты, Хосрова ll и Ахура-Мазды.

Согласно ахеменидским письменам, Анахиту считали одним из главных зороастрийских Изедов, охраняющим воды и дающим изобилие, богатство и могущество тем, кто строит свою жизнь по принципу чистоты и мудрости. Ещё одной обязанностью этого Изеда была защита поколений и помощь в рождении большого количества детей (одна из обязанностей Анахиты — очищение семени у мужчин и яичников у женщин; также считалось, что Анахита помогает женщинам во время родов).

В Абан-яште Авесты Ахура-Мазда поставил Анахиту защитником святых творений и хранителем его собственных созданий (Абан-яшт, 13-15).

Согласно письменам Берасуса, Ардашир Длиннорукий впервые в Иране сделал поклонение этой богине обычным делом, и какое-то время, согласно Абан-яшту, этот ангел имел множество сторонников и почитателей.

Говорится также, что в Древнем Иране цари и воины просили у этого ангела быстроходных лошадей и действенного оружия, чтобы она сделала их победителями в войне с врагами Ирана, религиозные лидеры просили у неё знания и мудрости, девушки — добрых, сильных и трудолюбивых мужей (Абан-яшт, 17-106), а женщины — об облегчении им состояния беременности и наполнения их грудей молоком (п. 87).

Также сказано о том, что Ардвисуру злят те, кто загрязняет воды, и в особенности те, кто бросает в воду мёртвые тела или падаль (Вендидат, р. 6, п. 26-29).

Название «Ардвисура-Анахита» использовалось как для названия Изеда Воды, так и для названия мифической Небесной реки, и эта река, стекая с горы Хакар, впадает в море Фарахкадр, заставляя вскипать океан. И от этой великой реки отходит тысяча рек, каждая из которых может напоить весь мир (дословно «хафт кешвар», что означает «семь стран»), и на берегу каждой из этих рек стоит дворец с тысячей колонн и тысячей дверей.

Именно такой древнейший дворец Анахиты, точнее музей его руин, стоит в Иране в небольшом городе Кангавар. Но когда-то это было важнейшее место поклонения Богине Нахид (или Анахит, или Анаит) — покровительнице воды, изобилия, плодовитости, плодородия, идеалу женской красоты. Здесь находился «маабад» Анахиты, расположенный на одной из главных дорог персидских царей между Хамаданом (в древности Экбатаны) и Керман-шахом. Согласно данным археологических раскопок, размеры этого некогда великолепного дворца составляли 220 метров в длину и 210 метров в ширину. Наибольшая высота его стен, которая располагалась на южной стороне, была 32 метра (то есть примерно с 10-этажный дом!). Колонны, украшавшие дворец, составляли 3,54 метра в высоту и состояли из трёх частей — основания, столба и головы. Дворец впечатлял своей монументальностью и великолепием.

bishapur_palace_1
Руины дворца Ардвисуры Анахиты (маабад Анахиты — место поклонения) — г. Кангавар, Иран.

PalaceTemple Plan

Схема дворца Анахиты г. Бишапур, Иран.

Другой не менее интересный дворец Анахиты находился в своё время в городе Бишапур в Иране (построен Сасанидским шахом Шапуром I). Сейчас это руины храма-музея Анахиты, под камнями которого осталось огромное количество ценнейших исторических экспонатов. Те же, что находились па поверхности земли, были вывезены в Лувр (Париж).

Согласно рассказам смотрителя музея, во времена Шапура I все подвальные помещения этого храма раз в неделю в обязательном порядке заполнялись чистой водой — «новая вода» поступала из протекавшей рядом реки (в настоящее время река полностью высохла), а «старая вода» уходила на орошение находившихся рядом сельскохозяйственных угодий. Подвалы храма представляют собой узкие длинные коридоры, размещённые на разных уровнях по высоте, в которые ведут многочисленные лестницы-ступеньки.

Tunnel2 water canal
Туннели и каналы для воды в храме.

Но более всего привлекает внимание высокая передняя стена храма, с которой, словно гирлянды, спадают настоящие зелёные растения. Невзирая на зной пустыни (вокруг лишь песок и камни), листья растений зелёного цвета. И даже раз в году (в Новруз) они зацветают белыми цветами, радуя многочисленных посетителей.

bishapur_temple_anahita_3

Стена храма Ардвисуры Анахиты, на которой растут цветы даже в летний зной при температуре 40-45°
г. Бишапур, Иран.

Как видим, преемники ахеменидских царей показали большее стремление к религиозной свободе — вместе с храмами Огня они строили маабады Анахиты.

Попала Анахита и в знаменитый некрополис персидских царей Нагше Рустам, расположенный в стене высокой горы и украшенный каменными рельефами, рассказывающими о жизни царей, их деяниях и подвигах. В частности, заслуживает внимания рельеф, на котором изображена коронация шаха Парси (293-304 гг. н.э.), получающего диадему из рук Ардвисуры Анахиты, древнеиранской богини небесных под и месопотамской богини изобилия.

коронация
Коронация шаха Нарси (рельеф в Нагше-Ростам, Иран).

Богиня Анахита, изображённая как женщина, стоит справа от Нарси. Её извивающиеся волосы выступают над зубцами короны. Её драпирующееся платье в виде стекающих вод опоясано на талии и зафиксировано брошью на груди ниже ожерелья из жемчуга. Между шахом Нарси и богиней Анахитой находится младенец (голова которого стёрта на рельефе), вероятно, это наследный принц Хормозд П. Корона короля выполнена в виде земного шара и по своим размерам выше короны богини, подчёркивая тем самым его величие . Все украшения шаха (костюм, ленты) тоже показывают блеск царского сана.

Когда же в Иран пришёл ислам и на зороастрийских богов был наложен запрет, храмы Анахиты стали называть «Башнями Девы» или «Башнями Девушки» [2]. И до сих пор развалины этих храмов называются «Башнями Девы», например, Чехель-дохтар — «Сорок дев», или Поле-дохтар — «Мост Девы».

Одним из самых больших храмов Ардвисуры Анахиты считается храм по дороге в Нейшабур, Туе и Торбате Хейдарие, который местные жители называют «Бальгур-ханэ-дохтар», что означает «Дом Девы». О величии его стен трудно что-то сказать, можно лишь надеяться на то, что случай поможет оказаться там и увидеть его своими глазами. Ещё один огромнейший древний храм поклонения Анахите находится на юго-западе Бардаскана Кашмира.

Не меньшего внимания заслуживает и храм Ардвисуры Анахиты, называемый в наши дни «Крепостью Девы», который был выстроен Ардаширом Бабаканом в городе Фирузабад [3] на юге Ирана.

Firuzabad01 dvorec Ardashira
Дворец Ардашира в Фирузобаде.

mosika_901_00001

Согласно историческим сведениям Ардашир, младший сын Бабака Сасана, был жрецом этого храма Анахиты, выстроенного им на берегу водоема.

Источник.

От себя добавлю несколько строк.

Вполне очевидно, что культ персидской богини Ардвисуры Анахиты является этническим «ответвлением» и продолжением культа богини Анат (букв.«источник», богиня источников). У армян она почиталась как верховная богиня Анаит. Эпитет Анат — «Девица». Эта богиня часто упоминается в Ветхом Завете. Исследователь религии и мифологии Рафаэль Патай полагал, что «Царица Неба», культ которой включал в себя выпечку пирожков, совпадала с Анат. Также замечено сходство с шумер. Инанной, аккад. Иштар и индус. Кали.

Изображение богини воды с парой львов . говорит о том ,что она была не только «чистой водой»

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
<span>%d</span> такие блоггеры, как: