Джейк Ричардс. Волшебство из дебрей: народная магия Аппалачей

137080_900

(C) перевод svart_ulfr

Народная магия Аппалачей

Вера в действенность колдовства позволяла людям не терять присутствия духа и стойко переносить удары судьбы. Многие горцы верили, что магия обязательно поможет им в трудную минуту. Едва ли вы разбогатеете в одночасье, но уж защитить вас от всевозможных бед магия вполне способна, — даже если вы бедны, как церковная мышь. За игорным столом магия подскажет вам, какие карты приготовил банкомет, и поможет изменить расклад в вашу пользу.

Колдуны из Аппалачей обычно не афишировали свои способности, сторонясь тех, кто относился к ним с недоверием и предубеждением – в основном это касалось священнослужителей. Все «дикарское» или «несоответствующее доброй книге» для церковников автоматически приравнивалось к «дьявольскому», и «бабушки» (1) только морщились при виде этих святош. Можно посетить каждую церковь в графствах Юника, Картер и Вашингтон, но это не приблизит вас к Богу. Когда богатого фермера одолевают напасти, ему нужен кто-то, способный отвести беду и оказать «особенные» услуги, в которых он так нуждается.

Американская народная магия — это гремучая смесь из ирландских, шотландских, немецких, итальянских и иных традиций Европы, с элементами африканских верований и индейского колдовства. Так, использования морской и дождевой воды – старинная практика английских колдунов. Пыль и грязь в своих ритуалах применяли индейцы и африканские невольники, а еврейские знахари ставили под кровать миски и сковородки; традиция выбрасывать все остающееся после обряда в реку или ручей прослеживается у многих европейских народов, тогда как использование могильной земли может иметь как европейское, так и африканское происхождение.

Порой нелегко понять, откуда берут свое начало те или иные ритуалы, — особенно с учетом того, как они изменялись и адаптировались к местным условиям. Некоторые компоненты добавляются и удаляются, в зависимости от местности, времени года, и целей знахаря. Вот почему для достижения какой-либо цели порой существует несколько разных путей, а в ритуалах используются различные инструменты или снадобья. К примеру, широко известный порошок «горячий след», к которому прибегают, чтобы заставить недоброжелателя оставить вас в покое или даже уехать из города, состоит из красного острого перца, специй и серы. Но все эти компоненты редко можно найти в Аппалачах, поэтому чаще в ход идут черный перец и соль – ингредиенты дешевые и легко доступные. Мне часто доводилось слышать, что в порошок, призванный отпугнуть или прогнать незваного гостя, добавляли толченых жуков или пауков. Кстати сказать, горцы практически не используют само название «горячий след» — для них это «выкорчевка» человека, когда он уходит, и больше не возвращается.

Хотя кто-то старается «держаться корней», любая живая традиция растет и меняется. При этом следует уважительно относиться к прошлому и почитать те силы, что хранили от бед и притеснений наших предков. Тем интереснее старинные обряды, благодаря которым «бабушки» преодолевали все испытания и невзгоды.

Издревле люди орошали эту землю кровью и засевали своими костями; снова и снова звучали здесь смертные стоны и плач новорожденных. Эти горы видели столько рождений и смертей, что наш разум и не в силах себе представить. Здесь проливалась кровь солдат и рабов. Эти испытания и невзгоды породили саму нашу культуру с ее народными песнями, ценностями и кулинарным искусством.

Очутившись в горах, люди заново учились охотиться, вести хозяйство и строить дома, причем это касается не только белых переселенцев – такова была судьба всех здешних жителей, даже тех, кто селился здесь задолго до индейцев чероки. Аппалачи учили людей охоте, домашнему хозяйству и колдовству. По сути, та земля, где живут ваши предки, и формирует их образ жизни и систему ценностей.

В этих краях прошлое неразрывно связано с настоящим, образуя причудливую паутину. Высокие горы, теплые реки… порой кажется, что сам воздух здесь полон волшебства. Особенно сильно это чувствуется осенью, в часы, когда землю укрывает туман, а церковные колокола еще не возвещают о начале службы. А какие здесь рассказывают удивительные истории: волшебные сказки, кладбищенские байки, былички о том, как в дверь стучатся гости из иного мира… Суеверия – это основа народной магии, и не следует считать их глупыми или нелепыми. В это верили наши предки, и у нас нет оснований сомневаться в их мудрости. Возьму на себе смелость утверждать, что большинство из этих историй правдивы. Суеверия отражают потребности человека, будь то богатый урожай, хорошая погода, крепкое здоровье или защита домочадцев. Из этих повседневных нужд появилась на свет, сформировалась и дошла до наших дней магия Аппалачей.

1. «Mamaw» — одно из местных обозначений «знающих» (Ульф)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
<span>%d</span> такие блоггеры, как: