Береза -душа, дух ,дерево, образ, личина

Наша работа с календарными циклами привела к пониманию того, что описание самих дней не дает общей картины. Мы изменим формат подачи материала разделив его по слоям мировосприятия. Необходимость описания того . что именно стоит ЗА предписаниями или запретами на каждый день. за ритуалами и названиями видна все ярче. Мы шли к этому каждая своим путем . вдохновляемые . а порой и интенсивно попихиваемые богами.
И начнем мы с Березы.
Слово берёза происходит от праславянского слова berza и далее – к индоевропейскому корню bhereg-, выражавшему понятие о белом, светлом, блестящем. Возможно древнее название березы возникло благодаря цвету ее коры,, старшее значение – «дерево со светлой, белеющей корой». В славянских языках похожее с русским звучание – украинское бере́за, белорусское бяро́за, болгарское бре́за, сербохорватское бре̏за, словененское brė́za, чешское bříza, польское brzoza.
Похожее название осталось во многих языках: литовское beržas, латышское bērzs, английское birch, немецкое Birke, нидерландское berk, норвежское bjørk, шведское björk.
Ведь береза в славянской мифологии также считалась священным деревом. Порой не только дуб, но и березу почитали наши предки как мировое древо. Это представление осталось в древнем заговоре: «На море-океяне, на острове Буяне стоит белая береза вниз ветвями, вверх кореньями». Иногда этот райский остров так и называется — Березань.
Для большенства этих народов берёза являлась символом перехода от весны к лету и, в более широком смысле, символом смерти и воскрешения. Поэтому и мы ассоциируем березку с весной и молодостью.А вот унаших предков символизм ее был шире. Береза считалась также любимым деревом Марены.
В родильных и свадебных обрядах обязательно использовались прутья из березы, для отпугивания и нейтрализации, злых Духов. Березовую метлу выставляли на пороге дома, в котором появился новорожденный, для защиты от зморы.Вместо подушки в люльку укладывали березовое полено, чтобы Мара не душила и девять березовых прутиков, от нечисти. Каждой «лихоманке» по прутику .
В Польше одиноко стоящие в поле березы называли деревьями духов. По поверьям, в них вселялись души умерших девушек, которые по ночам выходили из березы и насмерть «затанцовывали» случайных похожих. Согласно польским же поверьям под одиноко стоящей березой покоится душа погибшего насильственной смертью, и вместо сока в ней струится кровь. Некоторые признаки необычного вида березы (искривленная или сросшаяся с другим деревом) были для белорусов свидетельством того, что под ней погребена невинно загубленная душа. Во многих восточнославянских преданиях, легендах и песнях погибшая девушка превращается в березку. К примеру, об умирающем говорили «в березки собирается». ». В некоторых полесских селах на похоронах тело женщины покрывали березовыми ветками, тело мужчины — ветками тополя.
Отличительной чертой погребального ритуала финно-пермян, согласно археологическим данным, является обёртывание умершего в бересту. Северные русские и старообрядцы укладывают покойника в гроб (домовину) на берёзовые веники без комля.Кельты хоронили умерших в шапках из берёзовой коры. Берёзу славяне считали деревом, в ветвях которого живут русалки, и которое является воплощением душ умерших родственников.
Береза всегда воплощала в себе особое женское начало. К ней приходили молоденькие девушки в обрядах кумления,невесты и в дни радости, и в часы отчаяния., жены и вдовы. Прильнув к тонкому белому стволу, осушали слезы, вновь обретя веру, надежду, любовь.
Зимние праздники приуроченные к периоду вокруг самой длинной ночи и к солнцевероту . к рождению нового солнца..Основное .что объеденяет эти праздникив кународов разных стран — это обходный ритуал сряжением, причем длился он додвух недель кряду. Кто же был основными героями этого ритуала. кто приходил в дома спожеланием благополучия и плодородия . это Бог и Богиня. они же Меланка и Василь, медведь и белая коза, остальные участники менялись взависимости от местности и времени .но обязательно был мехоноша. тот что носил мех в который собирали колядное и Береза -главный в группе колядныков. Впереди каждой колядницкий «партии» идет ее руководитель — «береза». В руках он держит деревянный крест. «Береза» — важнейшее лицо среди всех колядников, который безупречно знает все коляды, «плесф» (ритуальные танцы) и умеет достойно вести коляду согласно старинным обычаевыми требованиями. В румынском языке «бреза» замаскированный, у болгар «брезая»-маска.
Некоторые лингвисты связывают название дерева с глаголом «беречь». Это обусловлено тем, что славяне считали березу даром богов, оберегающим человека.
Известен сюжет сказок о превращении русалки или обиженной родственниками девушки в березу. Одна из них повествует о прекрасной русалке, которая жила в лесном озере. Ночами она выходила из воды и резвилась под луной. Однако как только появлялись первые лучи солнца, русалка тотчас ныряла в свое прохладное жилище. Однажды она заигралась и не заметила, как юный бог солнца Хорс появился на небе на своей солнечной колеснице. Он увидал красавицу и влюбился в нее без памяти. Русалка хотела скрыться в озере, однако златокудрый бог не отпустил ее. Так и осталась она навеки стоять, превратившись в белоствольную красавицу березу
Береза всегда воплощала в себе особое женское начало. К ней приходили молоденькие девушки в обрядах кумления,невесты и в дни радости, и в часы отчаяния., жены и вдовы. Прильнув к тонкому белому стволу, осушали слезы, вновь обретя веру, надежду, любовь.
Зимние праздники приуроченные к периоду вокруг самой длинной ночи и к солнцевероту . к рождению нового солнца..Основное .что объеденяет эти праздникив кународов разных стран — это обходный ритуал сряжением, причем длился он додвух недель кряду. Кто же был основными героями этого ритуала. кто приходил в дома спожеланием благополучия и плодородия . это Бог и Богиня. они же Меланка и Василь, медведь и белая коза, остальные участники менялись взависимости от местности и времени .но обязательно был мехоноша. тот что носил мех в который собирали колядное и Береза -главный в группе колядныков. Впереди каждой колядницкий «партии» идет ее руководитель — «береза». В руках он держит деревянный крест. «Береза» — важнейшее лицо среди всех колядников, который безупречно знает все коляды, «плесф» (ритуальные танцы) и умеет достойно вести коляду согласно старинным обычаевыми требованиями.
Известен сюжет сказок о превращении русалки или обиженной родственниками девушки в березу. Одна из них повествует о прекрасной русалке, которая жила в лесном озере. Ночами она выходила из воды и резвилась под луной. Однако как только появлялись первые лучи солнца, русалка тотчас ныряла в свое прохладное жилище. Однажды она заигралась и не заметила, как юный бог солнца Хорс появился на небе на своей солнечной колеснице. Он увидал красавицу и влюбился в нее без памяти. Русалка хотела скрыться в озере, однако златокудрый бог не отпустил ее. Так и осталась она навеки стоять, превратившись в белоствольную красавицу березу
Зима и береза, вроде не видно сразу рбщего. кромебелого цветаснега и коры, но если шагнуть в мир наших предков , то мы увидим каким бесценным даром людям она была.
Березовые дрова одни из лучших дров. при том что дерево это может вырасти там где другим не выжить. Берёзы растут на песчаных и суглинистых, богатых и бедных, влажных и сухих почвах. Она встречается на сырых берегах рек и морей, на болотах, в болотистых тундрах, на сухих каменистых склонах, в знойных сухих степях и при этом она достаточно быстро возобнавляется даже при вырубках.
Березовые лучины давали свет. Берёзовая лучина применялась в старину для освещения крестьянских изб — она горит ярко и почти без копоти.
Берёзовые веники для лечения в бане . а также заготавливаются как корм для домашнего скота, на зимний период.
Березовый деготь для лечентия людей . животных. для отпугивания грызунов. что очень важно в зимний период .Грызуны могут не только съесть запасы , но и принести эпидемии. Так что смазывание ступиц телег и кожи сапог было не единственным применением .
Благодаря присутствию смолистых веществ берёста отличается чрезвычайной прочностью и долговечностью. Береста шла на изготовление туесков, корзинок, коробок, ковшей, лукошек, другой кухонной утвари, простейшей обуви (лапти), служила материалом для письма (берестяная грамота).Именно благодаря этим грамотам . на котрых писали «смски» , мы и знаем многое о жизни людей того времени донесли онидо нашего времени и «письма Марене» .
Берёста прекрасно сохраняется в речных наносах и торфяниках,благодаря чему академик В. Л. Янин открыл в Новгороде целый клад древнерусских рукописей.
Известно также множество древних китайских и санскритских текстов на берёсте.
Береза ,как и ива содержит в себе ацетилсалициловую кислоту . основу совпременного аспирина.В прежние времена берёсту употребляли от любых лихорадочных состояний. даже от малярии.
Считалось, что запах берёзы излечивает от меланхолии и помогает от сглаза, а берёзовый сок, собранный в особые дни марта и апреля, очищает кровь. Дни берещения отличаются по датам из-за различия в климатических условиях сокодвижение наступает в разные даты .
В старину березу называли деревом четырех дел. «Первое дело — мир освещать». На протяжении столетий крестьянские избы России освещала березовая лучина: она горела долго и почти без копоти и искр. «Второе дело — крик утишать». В старину березовым дегтем смазывали колеса телег и карет, чтоб не скрипели. А младенцев «от крику», чтобы ночью спали спокойно, а днем не капризничали, поили отваром из березовых почек. «Третье дело — больных исцелять». Целебными свойствами обладают практически все части березы. По поверью береза могла взять на себя любые болезни, отведя их от человека. Кpестьяне, обpащаясь к березе с пpосьбой об исцелении, скpyчивали над больным беpезовые ветки, yгpожая не отпyскать до тех поp, пока болезнь не отстyпит. Верили – если под корни березы вылить воду, в которой купался больной человек, то недуг уйдет в землю. «Четвертое дело — чистоту соблюдать». Берёзовыми вениками и мётлами наводилиритуальную чистоту. От глаза дурного и нечистых сил березовые веточки хранились в доме как сильный оберег, которыми затем скот выгоняли на первый выпас .
Уголь от березовыхъ дров использовали как средство лечения( как и мы активированный уголь) . дляобеззараживания воды . для снятия порчи и пристрита.
Береза как дерево и дерево-дом русалок-берегинь одновременно тесно связано с символизмом воды и рождением Макоши как богини влаги или сказочной Снегурочки воплощения снега — замерзшей воды. дождя. росы. Хочешь быть красивой как Снегурочка — умывайся снегом 5 января.
В современную эпоху Земля проходит перигелий в период со 2 по 5 января, афелий — с 1 по 5 июля. В этот день вода настолько чистая от любых «человеческих» энергий . что может хранится не теряя своих свойств. длительное время.
Образование славянских названий рек, гидронимов, от названий деревьев — явление широко распространённое. Подсчитано, что на первом месте по частоте употребления в речных названиях находится берёза. Самое известное среди таких названий — Березина, правый приток Днепра. Существует гипотеза, что некогда Березина и Днепр ниже её впадения считались одной рекой с общим названием Березина, а известное античное название Днепра Борисфен представляет собой искажённое Березина
А еще говорили, что ведьмы летают только на берёзовых мётлах, а то и просто берёзовых палках. И это правда , березовые палки сами по себе очень легкие и имеют очень интересную структуру волокон . обеспечивающую «подъемную силу». Это легко проверить если связать их в пучок в однусторону верхними концами .
Береза — это еще и образ Космического Древа , во время весеннего праздника Семик, когда в поселение приносили срезанное дерево зазеленевшей березы и девушки надевали на головы зеленые венки. Таким образом девушку приравнивали к духу Березе. Береза как ритуальный символ известна также в германской, балтийской, азиатской мифологиях. О березе, как о Мировом Дереве, есть в заговорах: «На море, на океане, на острове Буяне стоит белая береза, книзу ветками, кверху корнями».
Например. усибирских шаманов, символизируя нисхождение энергии космоса и восхождение человеческого духа. то и лестница в небо со ступеньками -сучками
.Дерево-путь и дерево-конь. Отзвуки этого сохранились в более поздних сказках где белые кони, подаренные человеку чертом, превращались в кривые березы, а поданный чертом хлеб — в березовую кору.Женщину, в которую «вселился» бес, во время приступа «бросало» на березу. Все эти и подобные им россказни, относящиеся по большей части к деревьям странной или уродливой формы, часто придумывались церковнослужителями с целью истребления культа дерева.
Мы вновь встречаем белых коней и богинь рек . как и в кельтских сказаньях. Богини рек как Берегини, как владычицы определенных территорий , контролирующие истоки вод.

Береза -душа, дух ,дерево, образ, личина: 6 комментариев

Добавьте свой

      1. Кстати, точно!
        Мама моя давно этот приём знала: когда я зарывалась, говорила «о, мы пирожочков с папой испекли, пойди поешь»))

        Нравится 1 человек

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: