Артемида, Диана ( продолжение — Ф. ЛЮБКЕР. РЕАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ КЛАССИЧЕСКИХ ДРЕВНОСТЕЙ)

01_fF5a7Rg

Ἄρτε­μις (от ἀρτε­μής), Диа­на, дочь Зев­са и Лето, сест­ра Апол­ло­на , меж­ду жен­ски­ми боже­ства­ми то же, что ее брат меж­ду муж­ски­ми; одна­ко неко­то­рые чер­ты одной и той же мифо­ло­ги­че­ской сущ­но­сти нашли себе более пол­ное, дру­гие менее пол­ное выра­же­ние в пред­став­ле­ни­ях об Арте­ми­де, чем в пред­став­ле­ни­ях об Апол­лоне. Как Апол­лон, Арте­ми­да посред­ст­вом сво­их стрел может пора­жать вне­зап­ной смер­тью живот­ных и людей, осо­бен­но жен­щин (Hom. Od. 11. 172. Il. 24, 606), но в то же вре­мя она боги­ня-защит­ни­ца и спа­си­тель­ни­ца (σώ­τειρα, Sos­pi­ta).

Она бли­же сто­ит к при­ро­де, чем ее брат, кото­рый дей­ст­ву­ет более в обла­сти духа. Она дает свет и жизнь, она боги­ня родов (εἰλεί­θυια) и боги­ня-кор­ми­ли­ца (κου­ροτ­ρό­φος), она охра­ня­ет ста­да и дичь. Она любит лес­ных живот­ных, но и пре­сле­ду­ет их; сопро­вож­да­е­мая лес­ны­ми ним­фа­ми, она охо­тит­ся по лесам и горам. Od. 6, 102. Жизнь сре­ди сво­бод­ной при­ро­ды — ее наслаж­де­ние; она нико­гда не под­чи­ня­лась силе люб­ви и, как Апол­лон, не зна­ет уз бра­ка. Эта идея дев­ст­вен­ной охот­ни­цы (ἀγρο­τέρα) осо­бен­но раз­ви­та в пред­став­ле­ни­ях об Арте­ми­де, меж­ду тем как соот­вет­ст­ву­ю­щая чер­та в харак­те­ре Апол­ло­на совер­шен­но отсту­па­ет на зад­ний план. Напро­тив, дру­гие каче­ства, свой­ст­вен­ные Апол­ло­ну, напр. отно­ше­ние к музы­ке и дару про­ро­че­ства, в ска­за­ни­ях о его сест­ре выра­же­ны лишь сла­бы­ми наме­ка­ми. Hom. hymn. in Dian. 27. Pind. nem. 9, 5. Боги­ней луны и Гека­той, по мне­нию неко­то­рых, она сде­ла­лась лишь после того, как Апол­лон сде­лал­ся сол­неч­ным богом.

Почи­та­ние Арте­ми­ды сто­ит по боль­шей части в свя­зи с почи­та­ни­ем Апол­ло­на, но в Арка­дии ее почи­та­ли одну, без бра­та, как подоб­ную ним­фам боги­ню охоты, в рощах и у источ­ни­ков. В древ­ние вре­ме­на в неко­то­рых мест­но­стях, напр. в Брав­роне в Атти­ке, в Спар­те, где Арте­ми­да назы­ва­лась Ὀρθία(пря­мо сто­я­щая), эту боги­ню уми­ло­стив­ля­ли чело­ве­че­ски­ми жерт­ва­ми. Такие жерт­вы были впо­след­ст­вии отме­не­ны; одна­ко в Спар­те дол­го еще дер­жал­ся обы­чай в празд­ник Арте­ми­ды у ее алта­ря биче­вать маль­чи­ков так, что алтарь обаг­рял­ся их кро­вью. Эта жаж­ду­щая кро­ви боги­ня назы­ва­лась так­же Таври­че­ской: вери­ли, что Ифи­ге­ния, дочь Ага­мем­но­на (в Гер­ми­оне сама боги­ня назы­ва­лась Ифи­ге­ни­ей), и Орест при­нес­ли в Гре­цию кумир боги­ни и ее культ из Тавриды, где подоб­ное Арте­ми­де боже­ство было чест­ву­е­мо чело­ве­че­ски­ми жерт­ва­ми.

Эфес­ская Арте­ми­да была пер­во­на­чаль­но ази­ат­ским сти­хий­ным боже­ст­вом: оно было ото­жест­вле­но с гре­че­ской Арте­ми­дой пото­му, что и за ним при­зна­ва­ли силу, питаю­щую все живу­щее.

Арте­ми­ду изо­бра­жа­ли обык­но­вен­но строй­ной, быст­ро­но­гой охот­ни­цей в корот­кой одеж­де с луком и кол­ча­ном. В чер­тах ее лица замет­но сход­ство с Апол­ло­ном. Как боги­ня луны, она изо­бра­жа­лась в длин­ной одеж­де с покры­ва­лом на голо­ве, с полу­ме­ся­цем над челом и с факе­ла­ми в руках. Зна­ме­ни­тей­шая из сохра­нив­ших­ся ста­туй Арте­ми­ды — Вер­саль­ская в Пари­же. Эта ста­туя (см. рис.) изо­бра­жа­ет боги­ню, как покро­ви­тель­ни­цу диких живот­ных; в поры­ве гне­ва она хочет выдер­нуть из кол­ча­на стре­лу, чтобы защи­тить от пре­сле­до­ва­те­ля лань, ищу­щую у нее покро­ви­тель­ства.

Рим­ская Диа­на была так­же боги­ней-пода­тель­ни­цей све­та и жиз­ни, как и Арте­ми­да; поэто­му ее ото­жествля­ли с послед­ней и в рим­ской лите­ра­ту­ре ей при­пи­сы­ва­ли все те каче­ства, какие в позд­ней­шее гре­че­ское вре­мя были усво­я­е­мы Арте­ми­де.

Диа­на счи­та­лась боги­ней охоты, родов (Lu­ci­na), боги­ней луны, оди­на­ко­вой с Гека­той.(Люцина (лат. Lucina — светлая) — прозвище древнеримской богиниЮноны, весьма древнее и распространенное по всей Италии. Juno Lucina соответствует Юпитеру Lucetius (бог света).Она была покровительницей новолуния, родов и брака. Считалась покровительницей замужних женщин — матрон, справлявших в честь неё 1-го марта праздник «матроналии».( Баба Марта? Люция?, какое же поколение богинь  олицетворяет Диана-Артемида?) Святилище богини находилось на Эсквилинском холме в Риме)

В Ари­ции, в роще у источ­ни­ка Еге­рии, Диа­на под име­нем Ne­mo­ren­sis чест­во­ва­лась как боги­ня, тре­бу­ю­щая чело­ве­че­ской кро­ви: жре­цом (rex ne­mo­ren­sis) боги­ни был бег­лый раб, полу­чав­ший жре­че­ство после поедин­ка, в кото­ром уби­вал преж­не­го жре­ца. Эту боги­ню отож­дествля­ли с таври­че­ской Арте­ми­дой и рас­ска­зы­ва­ли, что ее культ был зане­сен сюда Оре­стом или сыном Тесея Гип­по­ли­том: после сво­ей смер­ти Гип­по­лит буд­то бы был вос­кре­шен Эску­ла­пом и при­веден Диа­ной в Ари­цию, где затем цар­ст­во­вал под име­нем Вир­бия. Verg. A. 7, 761. Ov. fast. 3, 263. 6, 731. met. 15, 497.

Диана (лат. Diana, возможно, тот же индоевропейский корень, что дэв, Див, Зевс, лат. deus ‘бог’) в римской мифологии — богиня растительного и животного мира, охоты, женственности и плодородия, родовспомогательница, олицетворение Луны; соответствует греческим Артемиде и Селене.

Позднее Диану также стали отождествлять с Гекатой. Диану ещё называли Тривией — богиней трёх дорог (её изображения помещались на перекрёстках), это имя толковалось как знак тройной власти: на небе, на земле и под землёй. Также Диану отождествляли с карфагенской небесной богиней Целестой.

Целеста (Celesta) — это латинское слово, означающее «небесный». С таким эпитетом в завоеванном Римом Карфагене продолжали поклоняться старой пунийской богине Танит, только теперь под именем Юнона Целеста, или Келеста.

Культ Танит зародился в Финикии, в городе Угарит (это территория нынешней Сирии и собственно места ,где были неолитические города,и где древнюю историю стирает война,как это не горько). В угаритском пантеоне было четыре главных персонажа: Отец-Мать-Сын-Дочь. Дочерью была богиня Анат (ставшая у пунийцев-карфагенян Танит). Анат отвечала за охоту и войну, т.е. ровно за то же самое, что и греческая Артемида. Из-за своего воинственного нрава Танит часто изображалась или с головой льва, или верхом на льве.(Мать зверей?)Танит выступала как богиня-защитница. К ней обращались за помощью в лечении болезней и для охраны покоя усопших. По этой причине символика Танит изображалась на погребальных стеллах. Отсюда и дальнейшее развитие представлений о связи культа Танит и смерти.
Добавим сюда лунный символизм, а Луна олицетворяла загробный мир. Танит же по совместительству была и богиней Луны, как дополнение своему брату — богу Солнца.Провожала людей в преисподнюю, то есть, в ад. Была проводницей душ. Всегда ходила со свечой в руке. Могла перевоплощаться в любого человека или птицу. Способна была исцелять раны, но только не смертельные. Если она дотрагивалась до смертного, то он сразу умирал и, если смертный дотрагивался до неё, тоже, сразу же умирал.была неуязвима и непобедима.
Кстати, латинские слова «селеств» и «селена» (Луна) — однокоренные.А Танит и вовсе похоже на Танатис, но я не настаиваю (Волков А.В. Карфаген. Белая империя черной Африки. — М.: Вече, 2004. — 320 с.)

Также следует сказать, что эпитетом Танит-Анат было Дева или Девственница, т.к. считалось, что несмотря на половые контакты с собственным братом (Баалом), богиня сохраняла девственность.

Символом Анат была сначала трапеция, а затем то, что сегодня известно как Звезда Давида. Ну и ещё одно замечание: Анат — самое популярное женское имя в современном Израиле.

В римских провинциях под именем Дианы почитали местных духов — «хозяек леса».(нимфа леса?,скорее  действительно дух «хозяйка леса»,что аналогично такой же функции внучки/дочки Марены…)

В Риме культ Дианы считался «иностранным» и не распространённым в патрицианских кругах, однако был популярен среди рабов, которые обладали в храмах Дианы неприкосновенностью. Царь Сервий Туллий, по преданию, сам рождённый в рабстве, посвятил Диане храм на римском холме Авентин. Годовщина основания храма считалась праздником рабов.С храмом Дианы на Авентине связано предание о необыкновенной корове, владельцу которой было предсказано, что тот, кто принесёт её в жертву Диане в этом храме, получит власть над Италией. Царь Сервий Туллий, узнав об этом, хитростью завладел коровой, принёс её в жертву и прикрепил рога к стене храма.

Изображали с полумесяцем на голове и факелами в руках, в длинной одежде.(наверное не очень удобно в длинной одежде бегать по лесу?)

Диана (произносится с длинной ‘и’ и ‘а’) — изначально прилагательное, произведённое от древнего divios, соответствующего более поздним divius, dius, как в именах божеств Dius Fidius, Dea Dia, а также форме среднего рода dium, что означает небеса. Корнями слово уходит к индоевропейскому d(e)y(e)w, что означает яркий день или дневной свет, от которого произошло имя ведийского бога Дьяус, а также латинские слова deus (бог) и dies (день, дневной свет).

Считается, что на таблицах Пилоса теоним διϝια употреблялся как имя богини — предтечи Артемиды. Современные исследователи в основном поддерживают эту теорию.Древние римские писатели Варрон и Цицерон считали, что этимология имени Дианы родственна слову dies и связывали его с сиянием луны.

Богиня слыла покровительницей пленённых Римом латинян, плебеев и рабов. Годовщина основания храма Дианы на Авентине, одном из семи римских холмов, считалась их праздником, что обеспечило богине популярность среди низших классов.. Сер­вий Тул­лий, покро­ви­тель низ­ших клас­сов наро­да, посвя­тил ей храм на Авен­тине, глав­ном место­пре­бы­ва­нии пле­бе­ев (Aven­ti­na).

Также считалось, что Диана участвовала в Троянской войне, где греки одержали победу.

Культ Дианы был родственен культу Ницневин (также известной, как Дама Хабонд, Перчта, Херодиана и так далее) в Европе периода Нового времени Она была связана с мифами о женской Дикой охоте.

В наше время существует ветвь Викки, носящая название Дианической, которая характеризуется чрезвычайным вниманием к женскому аспекту Божества. Имя Дианы также используется как третье божественное имя в викканском энергетическом пении — «Изида Астарта Диана Геката Деметра Кали Инанна».

В Италии «старая религия» Стрегерия включает в себя богиню Диану как Королеву ведьм; ведьмы — мудрые женщины, целительницы. Там говорится, что Диана создала мир из себя, имея в себе семена всех созданий, которые были и будут. Также говорится, что вне себя она разделила свет и тьму, оставив для себя тьму и создав своего брата Аполлона, свет. Диана была любима и правила вместе со своим братом Аполлоном, богом солнца.Как румынское слово для обозначения фей, Zânǎ, так и леонское слово для «водной нимфы» ксана, вероятно, происходят от имени Дианы.-(  связь с водоемами -)

 

О Делосе и Эфесе непременно…

https://putidorogi-nn.ru/evropa/196-ostrov-delos

https://pikabu.ru/story/pochemu_u_statui_artemidyi_yefesskoy_tak_mnogo_grudey_6686190

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: