Артемида-Диана, Потния Терон

0001

Артемида, Потния Терон (Ἡ Πότνια Θηρῶν, «Хозяйка животных») — это термин, впервые использованный (один раз) Гомером (Илиада 21. 470) и часто используемый для описания женских божеств, связанных с животными. Слово «Потния», означающее «хозяйка» или «леди», было микенским греческим словом, унаследованным классическим греческим языком и имеющим то же значение, что и санскритская патни

АРТЕМИДА (Ἄρτε­μις — эти­мо­ло­гия неяс­на, воз­мож­ные вари­ан­ты: «мед­ве­жья боги­ня», «вла­ды­чи­ца», «убий­ца»), в гре­че­ской мифо­ло­гии боги­ня охоты, дочь Зев­са и Лето, сест­ра-близ­нец Апол­ло­на (Hes. Theog. 918).

Роди­лась на ост­ро­ве Асте­рия (Делос). Арте­ми­да про­во­дит вре­мя в лесах и горах, охотясь в окру­же­нии нимф — сво­их спут­ниц и тоже охот­ниц. Она воору­же­на луком, её сопро­вож­да­ет сво­ра собак (Hymn. Hom. XXVII; Cal­lim. Hymn. III 81—97).

Молвила; сделано дело — и ты получила доспехи.

После направилась ты за сворой в Аркадию, к Пану

В сельский приют, и его ты нашла; он резал на доли

Меналийскую рысь, плодовитых сук насыщая.
Он, брадатый, тебе подарил двух псов черно-белой

Масти, а трех — огневой, одного ж пятнистого; хваткой

Крепкой впившись в загривок, хотя бы и льва они в силах

Довлачить живого на двор; а к ним он добавил

Семь собак киносурских, что вихрей быстрее и могут

Лучше всех затравить и лань, и бессонного зайца,

Без промедленья сыскать оленя иль дикообраза

Логово и, не сбиваясь, вести по следу косули.

Богиня. как и ее брат ездит в квадриге.однако запряжена онаособыми ланями .пойманными собственноручно богиней.

Вспять от Пана пойдя (а с тобою псы поспешали!),

Ты повстречала иа высях, в предгорьях горы Паррасийской,

Скачущих ланей, дивное диво! Паслися на бреге

Чернокремнистой реки Анавра они неизменно,—

Ростом больше быков, а рога их златом блистали.

Тотчас ты изумилась и молвила милому сердцу:

«Вот пристойная дичь Артемиде для первой охоты!»

Было всего их пять; четырех ты настигла немедля,

Псами их не травя, и в свою запрягла колесницу.

Но убежала одна, пересекши поток Келадона,

Судьба этой лани описывается по разному. но суть в том .что именно ее затем убил в четвертом подвиге Геракл.

По замышлению Геры, готовившей подвиг последний

В ней для Геракла; и скрыл беглянку холм Керинейский.

а вот другой миф говорит .что ее наслала в наказание сама Артемида.

Боги­ня обла­да­ет реши­тель­ным и агрес­сив­ным харак­те­ром, часто поль­зу­ет­ся стре­ла­ми как оруди­ем нака­за­ния и стро­го следит за испол­не­ни­ем издав­на уста­нов­лен­ных обы­ча­ев, упо­рядо­чи­ваю­щих живот­ный и рас­ти­тель­ный мир. Вот это сочетание агрессивности и справедливости отличает богиню от других жительниц Олимпа

Эврисфей знал, что в Аркадии живет чудесная керинейская лань, посланная богиней Артемидой в наказание людям. Лань эта опустошала поля. Эврисфей послал Геракла поймать ее и велел ему живой доставить лань в Микены. Эта лань была необычайно красива, рога у нее были золотые, а ноги медные. Подобно ветру, носилась она по горам и долинам Аркадии, не зная никогда усталости. Целый год преследовал Геракл керинейскую лань. Она неслась через горы, через равнины, прыгала через пропасти, переплывала реки. Все дальше и дальше на север бежала лань. Не отставал от нее герой, он преследовал ее, не упуская из виду. Наконец Геракл достиг в погоне за падью крайнего севера — страны гипербореев и истоков Истра. Здесь лань остановилась. Герой хотел схватить ее, но ускользнула она и, как стрела, понеслась назад, на юг. Опять началась погоня. Гераклу удалось только в Аркадии настигнуть лань. Даже после столь долгой погони не потеряла она сил. Отчаявшись поймать лань, Геракл прибег к своим не знающим промаха стрелам. Он ранил златорогую лань стрелой в ногу, и только тогда удалось ему поймать ее. Геракл взвалил чудесную лань на плечи и хотел уже нести ее в Микены, как предстала пред ним разгневанная Артемида и сказала:

— Разве не знал ты, Геракл, что лань эта моя? Зачем оскорбил ты меня, ранив мою любимую лань? Разве не знаешь, что не прощаю я обиды? Или ты думаешь, что ты могущественнее богов-олимпийцев?

С благоговением склонился Геракл перед прекрасной богиней и ответил:

— О, великая дочь Латоны, не вини ты меня! Никогда не оскорблял я бессмертных богов, живущих на светлом Олимпе; всегда чтил я небожителей богатыми жертвами и никогда не считал себя равным им, хотя и сам я — сын громовержца Зевса. Не по своей воле преследовал я твою лань, а по повелению Эврисфея. Сами боги повелели мне служить ему, и не смею я ослушаться Эврисфея!

А теперь представим на месте Артемиды. например Афину — богиню мудрости …в кого превратила бы его Афина?

Артемида простила Гераклу его вину. Великий сын громовержца Зевса принес живой в Микены керинейскую лань и отдал ее Эврисфею.

Вепрь был рожден кроммионской свиньей.( о ней и ее хозяйке — отдельно) Наслан на калидонские поля Артемидой, которой царь Калидона Ойней (Эней) забыл принести жертву при совершении ежегодных жертв всем богам. Арте­ми­да раз­гне­ва­лась  и насла­ла на Калидон страш­но­го веп­ря ; она вызва­ла раздор сре­ди роди­чей Меле­а­г­ра, воз­глав­ляв­ше­го охоту на зве­ря, что при­ве­ло к мучи­тель­ной гибе­ли Меле­а­г­ра (Ovid. Met. VIII 270—300, 422—540).Вепрь убил несколько человек, но был побеждён Мелеагром. Стрела Аталанты попала вепрю в спину. Потом Амфиарай попал в глаз, а Мелеагр добил вепря. Шкуру вепря Мелеагр отдал Аталанте — деве-воительнице, первой ранившей зверя, что вызвало обиду других охотников. Разгорелась схватка, в которой Мелеагр убил двух своих дядей по матери. Это привело в дальнейшем к междоусобной войне, в ходе которой Мелеагр погиб.

Арте­ми­да потре­бо­ва­ла себе в жерт­ву дочь Ага­мем­но­на, пред­во­ди­те­ля ахей­цев в похо­де под Трою, за то, что он убил свя­щен­ную лань Арте­ми­ды и похва­лял­ся, что даже сама боги­ня не суме­ла бы так мет­ко её убить. Тогда Арте­ми­да в гне­ве насла­ла без­вет­рие, и ахей­ские кораб­ли не мог­ли вый­ти в море, чтобы плыть под Трою. Через про­ри­ца­те­ля была пере­да­на воля боги­ни, потре­бо­вав­шей вза­мен уби­той лани Ифи­ге­нию, дочь Ага­мем­но­на. Одна­ко скры­то от людей Арте­ми­да унес­ла Ифи­ге­нию с жерт­вен­ни­ка (заме­нив её ланью) в Тавриду, где та ста­ла жри­цей боги­ни, тре­бу­ю­щей чело­ве­че­ских жертв (Eur. Ip­hig. A.).

Арте­ми­де Таври­че­ской при­но­си­ли чело­ве­че­ские жерт­вы, о чём свиде­тель­ст­ву­ет исто­рия Оре­ста, чуть не погиб­ше­го от руки сво­ей сест­ры Ифи­ге­нии, жри­цы Арте­ми­ды (Eur. Ip­hig. T.). Перед Арте­ми­дой и Апол­ло­ном дол­жен был оправ­дать­ся Геракл, убив­ший кери­ней­скую лань с золоты­ми рога­ми (Pind. Ol. III 26—30). Эти фак­ты, под­чёр­ки­ваю­щие губи­тель­ные функ­ции боги­ни, свя­за­ны с её арха­и­че­ским про­шлым — вла­ды­чи­цы зве­рей на Кри­те. Имен­но там ипо­ста­сью Арте­ми­ды была ним­фа-охот­ни­ца Бри­то­мар­тис.( с критской владычицей зверей мы уже знакомы по исследованиям эпохи неолита)

Древ­ней­шая Арте­ми­да — не толь­ко охот­ни­ца, но и мед­веди­ца. В Атти­ке (в Брав­роне) жри­цы Арте­ми­ды Брав­ро­нии наде­ва­ли в риту­аль­ном тан­це мед­ве­жьи шку­ры и назы­ва­лись мед­веди­ца­ми (Aris­toph. Lys. 645).( не вижу особой разницы медведица спокойно может убит и сьесть  ту же лань…Это две богини, или одна?имеется ли связь с оленными богинями?если учитывать роспись ссюжетом встречи Аполлона.где лань больше напоминает северного оленя, то возможно)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: