Артемида — Богиня плодородия

Покровительницей Эфеса была Артемида — дочь Зевса и Лето. Эфесская Артемида даже близко не напоминала вечно молодую Богиню охоты, прекрасную и одновременно опасную. Исследователи предполагают, что культ богини Артемиды в Эфесе сложился на стыке двух верований: местного — малоазийского, и привнесенного греками. В нем Артемида — Богиня плодородия, Богиня-Мать.

Соответственно, в Эфесе почиталось изображение Артемиды «многогрудой»: с целым сонмом амулетов-коров на теле. Статуя Артемиды в храме имела внушительные размеры и выполнена была в хрисоэлефантинной технике — из золота и слоновой кости на деревянной основе.

Шедевр античности, знаменитая скульптура, украшавшая одно из 7 чудес света, храм Артемиды в Эфесе, имеет весьма странный облик.

Почему у статуи Артемиды Эфесской так много грудей? Артемида, Эфес, Археология, Загадка, Длиннопост

Копия статуи Артемиды Эфесской, превращенная в новое время в фонтан на Вилла-де-Есте в Тиволи.

От одного из самых величественных храмов античности, которым восхищались все, в том числе и римляне (потому что после поджога Герострата в 356 г. до н. э. его восстановили и хорошо украсили) ожидаешь и соответствующей красоты. Ждешь, что его самой главной культовой статуей, храмовой иконой (слово «икона» — «образ» греческое, применялось до возникновения христианства), будет что-нибудь на уровне Аполлона Бельведерского или Венеры Милосской.

Не тут то было.

Почему у статуи Артемиды Эфесской так много грудей? Артемида, Эфес, Археология, Загадка, Длиннопост

Копия в археологическом музее Неаполя.

Статуя представляет собой какой-то весьма странный, архаический предмет. Это даже не назовешь фигурой,  фактически столб с головой, из которого торчат руки, вдобавок он украшен каким-то необычным декором, с фигурками животных. А там, где у нормальных женщин две груди, здесь их — четыре ряда, висящих, словно виноградные гроздья.

Традиционно принято считать, что это как у самок животных — множество сосцов. Это, как часто пишут — символ плодовитости богини Артемиды Эфесской (эта богиня обитала на континенте, в области современной Турции, и по характеру культа отличалась от классической олимпийской богини-девственницы). Анатолийская Артемида Эфесская  весьма архаична, она была богиней плодородия и природы, помимо всего прочего, и вот в рамках вот этого занятия — обилие грудей это весьма соответствующий атрибут.

Почему у статуи Артемиды Эфесской так много грудей? Артемида, Эфес, Археология, Загадка, Длиннопост

Такая версия в рядах  археологов и историков была распространена очень долго, в плоть до 2000-х годов.  Отказались от нее ученые лишь в последние десятилетия. И вот почему,  выяснилось, что ни у одного античного автора описывавшего храм Артемиды в Эфесе подобной ассоциации в голове не возникало, и отсутствие таких ассоциаций — очень важно.  Так кто же  назвал Артемиду Эфесскую «многогрудой»? Впервые мы  встречаем такое  наименование в трудах позднеантичных христианских авторов, Блаженного Иеронима, Минунция Феликса и прочих. В этих описаниях важен контекст — их авторы обличали позднюю Римскую империю и её разврат. Поэтому отнесение этих загадочных штук к  грудями, скорей всего, надо относить  к своеобразному «идеологическому заказу».

Почему у статуи Артемиды Эфесской так много грудей? Артемида, Эфес, Археология, Загадка, Длиннопост

Копия с утраченной головой и руками, Villa dei Quintili.

Если отталкиваться от идеи «многогрудости», то возникает вопрос, почему ни на одной копии этой статуи, ни в одном варианте у этой «многогрудой» телесности нет такой важной штуки, как сосок? У фонтана на первом фото есть дырочки, но это очень поздняя интерпретация. А у античных копий статуи  — нигде нету, а античные скульпторы в плане анатомии были весьма точны.

Почему у статуи Артемиды Эфесской так много грудей? Артемида, Эфес, Археология, Загадка, Длиннопост

Из описаний известно, что оригинальная, самая первая статуя была деревянной, из черной древесины, пропитанной маслами. На нее был надет наряд и множество украшений, вероятно золотых. Когда античные скульпторы копировали первообраз, они делали руки, голову и ноги богини так же черными, как древесина, а вот все остальное оставляли светлым. Если бы эти «груди» были частью тела, они должны были бы быть тоже черными. Значит, это какое-то украшение, элемент наряда,  возможно подвески.

Почему у статуи Артемиды Эфесской так много грудей? Артемида, Эфес, Археология, Загадка, Длиннопост

Нет,  это явно не «грудь»  в четыре ряда!

Чем же могли быть эти элементы на самом деле? Есть оригинальная, но неаппетитная версия, что это тестикулы жертвенных быков. Этих животных приносили в жертву в  храме, а их «субпродукты» надевались непосредственно на статую. Это весьма вероятно так как на этой статуе в декоре очень много изображений быков.

Почему у статуи Артемиды Эфесской так много грудей? Артемида, Эфес, Археология, Загадка, Длиннопост

Есть так же версия  что это подвески из тыквы (тоже  известный символ плодородия), которые вешали на шею статуи, как жертвоприношение. Или это могли быть специальные кожаные мешочки с некими амулетами, молитвенными заговорами и тому подобным. Это так же вероятно, потому что при раскопках в районе храма в Эфесе были найдены подвески-амулеты похожей формы, они были изготовлены из янтаря.

Почему у статуи Артемиды Эфесской так много грудей? Артемида, Эфес, Археология, Загадка, Длиннопост

Существует также версия, что это изображение улья земляных пчел. Образ улья, так же  был очень сильной визуализацией идеи плодовитости.

Почему у статуи Артемиды Эфесской так много грудей? Артемида, Эфес, Археология, Загадка, Длиннопост

Что же изображено на самом деле?  Однозначных доказательств не существует, решайте сами. Вот только  изображенное  однозначно не грудь: в Анатолии археологами были найдены несколько изображений бога Зевса в похожем образе, а его-то уж точно не заподозришь в наличии подобного богатства.

Почему у статуи Артемиды Эфесской так много грудей? Артемида, Эфес, Археология, Загадка, Длиннопост

У меня есть своя версия. Вспомним «пальму Латоны» и критский образ богини дерева, богини на дереве.

Деревья так же встречаются на сюжетных композициях, посвященных эпифании Древесной богини.  В композициях, со столпообразным деревом и львами изображено что-то на подобии финиковой пальмы и подразумевает, скорее всего, какое-то иное божество, отличное от Древесной богини с мелколиственными деревьями.

00

Н.Маринатос показала на примерах, что финиковая пальма в микенском искусстве ассоциируется с жертвенными животными, так же со львами и грифонами, «гениями», сосудами для возлияний, а так же в некоторых случаях с рогами посвящения. Все это атрибуты Владычицы зверей и её мужского партнера.

00

исходный образ дерева объясняет столбообразность формы всех статуй Артемиды с Эффеса.

Образ богини связанной с финиковой пальмой мне кажется вполне логичным . даже учитывая .что она «помогла » Латоне родить Аполлона).

Финиковые пальмы являются одними из немногих растений, которые могут выжить в суровых условиях засушливых стран, это дерево символизирует саму жизнь: где есть пальма, там есть вода. Наличие воды – один из главных факторов выживания. Пальма –
уникальное дерево. Она прекрасно приспособлена к суровым условиям окружающей природы: её длинные корни пробиваются сквозь песок, достигая водоносных слоёв; её гибкие ветви с тонкими листьями, словно нарезанными ножницами, успешно противостоят песчаным бурям. Пальма живёт долго, давая жителям оазисов пропитание и тень в течение многих лет. Все части этого дерева используются людьми. Стройные высокие стволы и корни шли (и сейчас идут) на
строительство жилья или используются как топливо. Из ветвей делают крыши построек, ограждения. Древесное пальмовое волокно используют в качестве мочалки. Плотную широкую, лишённую листьев, часть пальмовой ветви, которая называется джарид (голый, без листьев), использовали для различных записей.
. Название целой пальмовой ветви с листьями сааф связано с корнем, обозначающим оказывать помощь.
Действительно, пальмовая ветвь – незаменимый помощник в жару: ею можно было обмахиваться, как опахалом, из неё можно было сделать навес, чтобы укрываться от солнца, и так далее. Кроме того, само слово пальма по-арабски обозначается лексемой нахл, нахиль, нахля. Эти слова – производные от корня со значением просеивать, а также отбирать, выбирать. Другими словами, в арабском
обозначении пальмы заложено понятие избранности.

Пожалуй, ни одно другое растение не изображали так часто древние египтяне и вавилоняне ещё 6000 лет назад. Однако археологи склоняются, что история этой пальмы в древнем Египте гораздо дольше – около 14000 лет. Пальмовое вино (сок растения, который собирали после спиливания старых деревьев и сбраживали) считали лучшим афродизиаком, а также использовали для приготовления ритуальных напитков. Ну, а плоды служили пищей поколениям бедных и богатых жителей этого региона.

На протяжении столетий различные части финиковой пальмы широко используются в традиционной медицине для лечения  нарушений памяти, лихорадки, воспаления, паралича, потерю сознания и нервные расстройства. То есть почти на все случаи жизни.

В доисламский период древние арабы сооружали из фиников памятники своим богам и поклонялись им. А поэты в своих стихах часто называли пальму невестой, или феей пустыни. Для арабов плоды пальмы – финики – не просто вкусная, сытная и полезная
еда. Это ещё и символ счастья.

Интересно. как трансформируются но не исчезают традиции . Мекка и Медина священные для мусульман города; оттуда родом Пророк Мухаммад. Финики из этих мест очень дорогие, но каждый паломник в Мекку, возвращаясь домой, привозит их как подарок родным и близким. Арабы также нанизывают финики этого сорта на верёвку и вешают их на шею детям как своего рода оберег и благословление.)

Многогрудая Артемида Эфесская покровительствовала семье и деторождению. Без пальмы и её плодов жителям, например, Аравийского полуострова было бы просто невозможно существовать. Поэтому в странах Персидского залива весьма популярен совет-поговорка: Везде сажай пальму.

Еще интересно . что дерево для изображения тела богини было черного цвета. Посмотрим .что сохранилось в исторической памяти.В арабском языке существует любопытный эпитет, который можно было бы
назвать «идиоматической» лексемой, так как это одно слово, хотя, в соответствии с арабскими правилами формообразования, оно обозначает два предмета (в арабском языке есть так называемое двойственное число). Это слово асвадани, что значит два чёрных. Эти два чёрных имеют отношение к совершенно конкретным вещам.

Во-первых, так говорят о змее и скорпионе. И здесь вопросов не воз-
никает: оба ядовиты и опасны, олицетворяют некие тёмные силы, несущиесмерть.

Во-вторых, этим словом обозначают финики и воду – важнейшие вещи
для выживания человека в условиях пустыни. В этом значении слово асвадани было употреблено женой Пророка Мухаммада Айшей, которая рассказывала, что как-то у неё с мужем из еды остались только два чёрных: финики и вода , что  относит нас и к значению многочисленный, которое несёт в себе лексема чёрный (асвад).

«в доме, где нет фиников, люди голодают» . Кроме того, помимо прямого и лежащего на поверхности значения, в этой фразе мы можем увидеть и нечто иное. Поскольку пальма и
её плоды – это символ счастья, достатка и разных положительных качеств, то данное высказывание указывает на то, что везде и всегда надо делать добрые дела, совершать хорошие поступки. Это арабское выражение вполне соответствует : сеять разумное, доброе, вечное. В определённом смысле с ней перекликаются египетская поговорка Если купить за дирхам финик, то во дворе вырастет пальма  и иорданская – Пальму мы видим сначала ростком из земли. Обе они объединены значением всё начинается с малого. Добрые дела тоже сначала могут быть незаметны, но на них не жалко потратить ни сил, ни средств, ибо все затраты рано или поздно окупятся.
Естественно, что качества этого великолепного дерева и отношение к нему стали связывать с достоинствами самого высокого нравственного уровня: стойкостью, прямотой, щедростью, мощью и так далее.
Щедрость находит своё выражение в таком высказывании: Щедрее кисти (с финиками), подпёртой палками . В этой фразе понятие щедрость ассоциируется с тяжёлой гроздью фиников, которая гнётся под тяжестью обильного урожая. Чтобы такие грозди не ломались, под них ставят опоры. Данное выражение бытует там, где растут низкорослые пальмы,  там грозди фиников находятся на уровне человеческого роста.

Артемида занималась акушерством, но она же приносила быструю и легкую смерть. Артемида многогрудая — девственница и защитница целомудрия. Если кто-то не приходился ей по нраву, она превращала его в животное. Вместе с Гекатой она была лунной колдуньей. А самое главное, Артемида требовала от всех верности традиции. Это — единственное олимпийское Божество, наказывавшее за предательство культа предков.

Именно это ее исконное свойство объясняет, почему Артемида не прославила себя в борьбе с титанами — детьми Матери-Земли — и сочувствовала Медузе горгоне. Очень похоже, что воспринимала она ниспосланное Медузе наказание, как подвиг служения ее древнейшему назначению, самой Богиней по обстоятельствам, не зависящим от нее, утраченному. Артемида впустила Медузу в храм  на острове Корфу. Здесь — на острове Корфу — по доброму отнеслись к Медузе. Приголубили ее, приютили, оказали честь. И сделали это вопреки тому, что Богиня Афина запретила Медузе входить в храм — не только свой, но и любой.

Остров Корфу. Храм АртемидыОстров Корфу. Храм Артемиды. VI век до н. э.
Тимпан входного портика с изображением плачущей Медузы Горгоны,
ее сыновей — Пегаса и Хрисаора — и двух пантер-защитниц

 

«Артемида» с острова Делоса (7 в. до н.э.), принесенная в дар богине некоей Никандрой (как следует из надписи на статуе), представляет собой почти нерасчлененный каменный блок со слабо намеченными формами тела. Голова поставлена прямо, волосы симметрично падают на плечи, руки опущены вдоль тела, Ступни ног кажутся механически приставленными к глыбообразной массе длинной одежды. Происхождение такой статуи от примитивного древнего канона не вызывает сомнений, и новым здесь является лишь некоторое стремление к правильной пропорциональности человеческой фигуры.
0001

В Корфу — столице одноименного острова — есть Археологический музей, в котором хранится горельеф западного фронтона храма Артемиды, массивный, 17-ти метровый. В центре — Медуза Горгона. Слева — бой олимпийцев с гигантами. Справа — эпизод из Троянской войны.

Для композиций архаических фронтонов типично сильное подчинение скульптуры архитектуре. Под коньком фронтона на оси симметрии располагается главная фигура. Угловые персонажи меньше размерами, чем центральные, значит, менее важные.

Прошу не упустить… В западном фронтоне храма Артемиды главной фигурой является Медуза горгона, прижимающая к себе своих сыновей — Пегаса и Хрисоара. Олимпийские боги с гигантами — на периферии, как второстепенный сюжет. Герои Троянской войны — там же, по той же причине.

Орнаментально решены завитки волос Медузы, извивы ее двух змей, косички, колечками спускающиеся на грудь. Еще две змеи, подпоясывающие одеяние Медузы, образуют замкнутую цепь. Справа и слева от Медузы возлежат две пантеры, головами и спинами касающиеся карниза фронтона, что позволяет им поддерживать конек. Шкуры пантер были раскрашены яркими кружками.

Здесь пантера — не хищница, а защитница. Здесь Медуза — не злобное чудовище, а страдающее существо. И это ее страдание ставится во главу угла в том мире, где все решают войны и убиение невинных.

Невозможная трактовка? Тогда объясните, как в центре мироздания может стоять чудовище, а боги и герои суетиться по краям? К тому же, Артемида (в своей древней ипостаси) защищает женщин и детей, облегчает страдания умирающих, то есть ассоциируется одновременно и с рождением, и со смертью.

 

Голова культовой статуи Артемиды Брауронии,
исполненной знаменитым скульптором IV века до н.э. Праксителем.

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: