Мифопоэтическое в названии восьмого зодиакального созвездия календаря Ш(умера (продолжение 2)

 

В ниппурском календаре есть одна особенность. Все месяцы имеют собственные имена и лишь восьмой называется просто «восьмой».

Неразрешимость  загадки такого имени  усилена тем . что : не удается установить основной ниппурский ритуал восьмого месяца, равно как и понять, почему восьмое зодиакальное созвездие называется «Скорпион». …. ответы на подобные вопросы легче всего находятся в заговорах, потому что заговорные метафоры подробнее всего демонстрируют исследователю ходы мифопоэтического мышления.
Попробуем пойти этим путем
1. В энциклопедии «Мифы народов мира» нет статьи «Скорпион», хотя в ней можно найти статью «Змея». Однако в обобщающей статье «Животные» В.Н.Топоров дает будущему исследователю методологический ключ к изучению мифологических ассоциаций с любым животным: «В мифопоэтическом сознании животные выступают как один из вариантов мифологического кода…, на основе которого могут составляться целые сообщения, в частности мифы или мифологизированные животные сказки.
Поскольку отдельные элементы зооморфного кода имеют постоянно закрепленные за ними значения, которые, однако, могут передаваться и другими кодовыми системами, устанавливается система соответствий между изофункциональными элементами разных кодов. При этом конкретные элементы зооморфного кода получают способность выступать как классификаторы, которые условно-символически описывают данную ситуацию и, кроме того, могут объединяться в целые комплексы, обнимающие разные сферы бытия (ср. цепи соответствий типа: данное животное — растение — страна света — цвет — небесное светило — элемент/стихия — металл — вкус — время года — божество)» (МНМII, 441).

Таким образом, задача исследователя будет заключаться в реконструкции логико-классификационных схем, связанных в данной культуре с определенным животным. Для такой реконструкции следует привлекать все известные жанры древних текстов снизу доверху — от заговоров до гимнов и астрономических текстов.
Начать наше исследование следует не с самого названия созвездия, а с названий месяца, в котором это созвездие восходило. В ниппурском календаре восьмой месяц назывался iti apin-du8-a ‘месяц освобождения плуга’ в октябре-ноябре заканчивался сезон пахотных работ.

Средневавилонский комментарий Астролябии Б на этот месяц гласит: «Месяц апин, когда мотыга и плуг в степи словесный поединок затевают; акиту пахоты устанавливается; месяц Адада, смотрителя каналов Неба и Земли» (Емельянов 1999, 107–111)3
( «Освобождение плуга» означает распряжение плужных волов и помещение плуга в специальном месте хранения. В тексте «Липит-Иштар и Плуг» сказано: dNin-gal x-dEn-lil2la2-ke4gišapin-ku3mu-un-du8 giššudul-zi imta-an-gar ‘Нингаль, … Энлиля, священный плуг освободила, крепкое ярмо отложила’ (Cohen 1993, 112). В новоассирийском списке соответствий между месяцами различных городов ниппурскому VIII месяцу соответствуют iti-ezen-d Šul-gi ‘месяц праздника (в честь) Шульги’, iti-ezen-d Šu-sin ‘месяц праздника (в честь) Шу-сина’ (Ур), iti-ezen-dBa-U2‘месяц праздника (в честь) богини Бау’ (Лагаш), iti-šu-eš-ša (Дрехем), iti-še-bu-ti ‘седьмой месяц’ (Элам) (VR 43, 11, 40–45; Çagirgan 1976, 279–280).)
Словесный поединок Мотыги и Плуга хорошо известен по шумерскому школьному тексту, в котором Мотыга говорит: «Мой полный срок (работы) — 12 месяцев, твое стояние (на поле) — 4 месяца, твое отсутствие — 8 месяцев» (Salonen 1968, 247). Таков аргумент, на основании которого Мотыга победила в этом споре. Тексты комментариев позволяют нам установить время активной деятельности Плуга: в разделе на IV месяц говорится о раннем севе и проращивании ячменя, а сам этот месяц посвящен богу пахарей Нинурте (Емельянов 1999, 79, 139).
Таким образом, плуг действительно стоит на земле четыре месяца, а на восьмой убирается с поля. О том же самом говорит и следующая строка комментария: акиту — ритуал временного пребывания бога в потаенном доме незадолго до новогодних праздников. «Акиту пахоты» означает именно убирание плуга в помещение до следующего аграрного сезона.
Последняя строка комментария не менее красноречива: Адад — бог дождя, порывистого ветра и непогоды. Временем Адада называли в Месопотамии сезон дождей, начинавшийся в середине осени. В это время происходило малое повышение воды в реках и каналах, сопровождавшееся обильными осадками (среднемесячная норма — 21 мм). Ни одного упоминания о ритуалах, проводившихся в этом месяце в городе Ниппуре, мы не знаем до сих пор. В аккадской традиции восьмой месяц назывался весьма оригинально — arahsamna, что означает просто «восьмой месяц»
Казалось бы, совершенно очевидна семантическая пустота в его названии. Но эта пустота обманчива.
Прежде всего, следует вспомнить о символике числа 8. Исследуя числовой код славянских заговоров, В.Н. Топоров делает следующий примечательный вывод: «Таким образом, в этих заговорах число в о с е м ь определяет количество женщин двух классов — жены и трясовицы-лихорадки, частей тела, уязвимых для болезни, — суставы, жилы, и самих болезней — недуги» (Топоров 2005, 242). Исследователь понимает восемь как минимальный излишек по сравнению с семью (там же). Надо понимать, что именно этот минимальный излишек, приращение к идеалу семерицы, сообщает бытию неустойчивость, обеспечивает его недугом.
В этом контексте число восемь хорошо известно и в шумерской традиции. В тексте «Энки и Нинхурсаг» бог Энки совокупляется со своей правнучкой, но та по совету прабабки изливает семя на землю, чтобы прекратить цепь бесконечных соитий-рождений. После этого из земли прорастают восемь растений. Эти растения жена Энки богиня Нинхурсаг делает запретными для Энки, но он улучает момент и съедает их, дабы познать их внутренние свойства. Узнав о нарушении запрета, Нинхурсаг проклинает Энки и он заболевает восемью болезнями, каждая из которых связана с какой-либо частью его тела.
В конце текста Нинхурсаг прощает супруга и рожает от него восемь божеств, чтобы вытеснить из его тела восемь болезней (Афанасьева 1997, 33–41). Итак, мы действительно можем сказать, что число восемь здесь связано с запретным сексуальным актом, запретным познанием, женским проклятием, растениями и частями тела. arahsamna — скорее всего, табуированное название месяца, нежелание называть то, что чревато разнообразными недугами.
Заглянем теперь в новоассирийский комментарий на VIII месяц, где сказано: «апин принадлежит мудрейшему из богов — Мардуку» (Емельянов 1999, 139). Мардук известен как сын бога водной бездны Эа, покровитель врачевателей и заклинателей; его постоянные эпитеты bēl nagbē ‘владыка источников’, bēl ṭuhdi ‘владыка изобилия’. Мардук связан с водной бездной и премудростью, а также с миром заговоров и лечебной магии. ( в зороастрийском календаре восьмой месяц называется apam «(месяц божества) вод» (Лившиц 1975, 326), что хорошо согласуется с месопотамскими представлениями о принадлежности месяца владыке источников Мардуку и богу дождя Ададу.)
Итак, мы видим на месте информации, которую сполна поставляет нам каждый шумерский или вавилонский месяц, систематическое ее утаивание с красноречивыми намеками об истинном содержании.
Это содержание, которое нетрудно прочитать из дошедших фрагментов, — дождевая вода, повышение воды в каналах, окончание сезона пахотных работ, болезни, мудрость, тайное знание, восьмерка как таковая. Вспомним теперь об оппозиции между месяцами первого и второго полугодий. Второй месяц ниппурского календаря называется gu4-si-sa2 ‘направление волов’. Календарь Шумера (продолжение 1)
Комментарий Астролябии Б гласит: «Гу, (в небе) Плеяды, семеро их — великие боги; отверзание земли, волы направляются, влажная земля открывается, плуг омывается; месяц Нингирсу, героя, энсигаля Энлиля» (Емельянов 1999, 58). Первая запашка проводилась вовсе не в четвертом месяце, когда насыпался и проращивался ранний ячмень, а во втором, причем это была ритуальная запашка: плуг открывал влажную землю, имитируя сексуальный акт (при этом части плуга носили название мужских половых органов). (Сам шумерский глагол, обозначающий акт любви, является составным: ki-ag2 ‘земля-мерить’ = ‘любить’. Следовательно, брак и работа на земле отождествляются в самом языке как два вида одной и той же деятельности.)

Такой же ритуал проводился и у славян вне зависимости от погоды в поле вывозили плуг и проводили борозду даже если лежал снег. Там где сугробы были слишком велики плуг заносили на чердак и проводили борозду по земле там. Этот символический акт должен был обеспечить урожай в наступающем году.
В это же самое время проводился обряд священного брака, причем браки между людьми были табуированы (Emelianov 1998, 141–146).

Так же под запрет попадают свадьбы в этот календарный период у славян.

Следовательно, просматривается довольно четкая оппозиция между вторым и восьмым месяцами: во втором месяце плуг впервые выходит на поле, чтобы открыть влажную землю — в восьмом месяце плуг удаляется с поля. Чрезвычайно важен и образ быка/пашущего вола, который был основным как для второго ниппурского месяца, так и для второго зодиакального созвездия gu4-an-na ‘Небесный Бык’, частью которого являются Плеяды.

Небесного быка считали образом Велеса с Плеядами-гнездом
Как он отразится в пнимании восьмого знака — увидим далее. В астрономическом компендиуме MUL.APIN сказано: «В 5-й день месяца апин созвездие Скорпион становится видимым» (Емельянов 1999, 182). Соответствие между восьмым месяцем и созвездием Скорпиона зафиксировано и в клинописных астрологических текстах Селевкидского периода (Емельянов 1999, 191). В книге о ниппурском календаре нам удалось показать буквальную связь между вторым месяцем и вторым созвездием вавилонского зодиака (бык), между седьмым месяцем и седьмым созвездием (суд, весы), между девятым месяцем и девятым созвездием (бог подземного мира Нергал-Эрра) и т.д. Поэтому следовало бы заняться поиском семантической связи и в случае восьмого созвездия.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Почему Скорпион называется именно так, а не иначе? И почему название данного созвездия не имеет в клинописной традиции никаких иных вариантов? Эту загадку оказалось возможным решить на материале двух текстовых жанров — астрономических табличек и заговоров.
Начать следует с покровительницы созвездия Скорпион. Ею считалась богиня Ишхара, известная в клинописной традиции еще со времен Эблы. Имя этой богини этимологизируется по-семитски как skr/shr ‘мрачная’ (Prechel 1996, 169). Ее эпитеты весьма разнообразны: bēlet râme ‘госпожа любви’, bēlet matāti ‘владычица стран’, bēlet dadmē ‘владычица жилищ’, iltum rēmēnītum ‘милосердная богиня’, ummu rēmēnītum ša nišē ‘милосердная мать человеков’, wāšibat kummim ‘насельница спален’, bēlet dīnim u bīri ‘владычица закона и оракула’, ša munabbiāti ‘(госпожа) пророчиц’, ummu IMIN ‘мать семерых (демонов)’ (Prechel 1996, 185–186). По составу эпитетов видно, что Ишхара связана с любовью, жилищами, спальнями, пророчествами и оракулами, а также с недугами, которые насылают на землю семеро ее детей, злобные демоны Подземного мира.
( не те ли это семь демонов . что устроили заговор против Сина?и посмотреть образ Исиды-скорпиона и момент свадьбы Гор с трансформацией яда скорпиона и очищающим его действием . и Селкет — водный скорпион (егип. Srqt; также известная как Серкет, Серкет-хетит) — древнееегипетская богиня, покровительница мёртвых, дочь Ра, помогающая ему поражать врагов. )
Рассмотрим теперь известные нам случаи соотнесения Ишхары с созвездием Скорпион в астрономических текстах (Prechel 1996, 147–153; Куртик 2007, 159–164).zuqāqīpu (GIR2.TAB) dIš-ha-ra be-let da-ad2-me ‘Скорпион: Ишхара, владычица жилищ’ (MUL.APIN I ii 29, CT XXXIII 3 II 29)kakkab (MUL) ša arki (EGER)-šu2 izzazu (GUB-zu)zuqāqīpu (mulGIR2.TAB) dIš-ha-ra ‘Звезда, идущая позади нее (Венеры):Скорпион, Ишхара’ (KAV 218 IIb 6–7).zuqāqīpu (mulGIR2.TAB) dIš-ha-ra tam-tim ‘Скорпион: Ишхара моря’ (tamtim) (VR 46 1 31)mulIš-ha-ra dKI.MIN6mulGIR2.TAB d Iš-ha-ra mulGIR2.TAB d KI.MIN Ti-amat
mulGIR2 .AN.NA mulGIR2.TAB mulNIN.MAH mulKI.MIN mulNIN.MAH ṣīrtu (MAH) banât (DU3-at) šamê (AN) u ṣeti (KI) mulNIN.GIRIM3 be-let te-lil-ti d Iš-ha-ra
Звезда Ишхара: Иштар, госпожа стран
Звезда Скорпион: Ишхара
Звезда Скорпион: Ишхара: Тиамат
Звезда Кинжал Неба: Скорпион
Звезда Нинмах: Скорпион
Звезда Нинмах: высокая, создательница Неба и Земли
Звезда Нингирим: госпожа очищения
Ишхара (CT XXVI 42 I 8–15) ina qaqqar (KI) zuqāqīpi (mulGIR2 .TAB) a-dir purussû (EŠ.BAR) tâmtu (A.AB.BA) u Tilmun (NI.TUKki): Bar2 -sip2 ki ‘На территории Скорпиона: страх/затмение, оракул/судебное решение, море и Дильмун: Борсиппа’ (MNB 1849 Rs 42)[mul]GIR2 .TAB HUR.SAG.KALAM.MA
‘Звезда Скорпион: Хурсагкаламма’ (LKU 44 Vs. 12)Гелиакическое восхождение Ишхары в восьмом месяце не сулит людям ничего хорошего: šumma (DIŠ) zuqāqīpu (mulGIR2 .TAB) d Iš-ha-ra ina edēš (GIBIL) urri (U4 .DA)-ša2 ir[as (GA]BA)-sa3 nam-rat zibbas (KUN)-sa3 e-ṭa-at qarnāt (SI.ME)-ša2 nen-mu-ra zunnu (ŠEG3) u mīlu (A.KAL) ina māti (KUR) i-har-ru-pu erbû (BURU5 .HI.A) itebbû (ZI)-ma māta (KUR) ikkalū (KU2) miqitti (ŠUB-ti) alpi (GU4 .ME) u gu-ub-ri [māt (KUR) nakri (PAP) x]x ik-kaš-šad
‘Если Скорпион-Ишхара гелиакически восходит (букв. ‘при обновлении ее света’),Грудь ее блестит, хвост ее темен, Рога ее мерцают, —Дождь и наводнение в стране будут ранними, Саранча нападет и страну пожрет, Падеж быков и жилищ скотоводов, Вражеская страна… захватит’ (SAA VIII 504 Vs. 5–8 — Rev. 1–3; Prechel 1996, 150; Куртик 2007, 168).(

Имя богини Ишхара — восходит, вероятно, к дошумерскому языковому субстрату
варианты имени с глубокой древности распространены по всей Передней Азии:

в Эламе — Ашхара,
в Вавилонии с периода III династии Ура — Эшхара,
в Угарите — Ужхара,
у хурритов — Ишхара (как и в Вавилоне)

В мифологии ряда народов Передней Азии архаическое божество неизвестного происхождения. Первоначально, видимо, богиня плодородия: в аккадском эпосе о Гильгамеше, где Ишхара замещает богиню Иштар, тот вступает с нею в священный брак. С Иштар — воительницей идентифицируется позднее.)
Эти сведения дополняются аккадским заговором, обращенным к Ишхаре (на случай если Вам захочется прочитать его на аккадском )): šiptu (EN2) zuqāqīpu (mulGIR2.TAB) [d Iš-ha-ra il-tum rem2-ne2-[tum še-mat ik-ri-bi qa-i-šat napištim (ZI)…d Iš-ha-ra ummu (AMA) rem2-ni-tum ša nišē (UN.MEŠ) ina lumun (HUL) attalī (AN.MI) Sîn (d XXX) ša2 ina arhi (ITI) annanna (NENNI) ûmi (U4) annanna (NENNI) [šaknū (GAR-nu)]lumnu (HUL) idātu (A2.MEŠ) ittātu (GISKIM.MEŠ) lemnētu (HUL.MEŠ) lā (NU) ṭābātu (DUG3.GA.MEŠ) ša2 ina ekalli (E2.GAL)-ia5 u māti (KUR)-ia5 bašâ (GAL3-a) a-na šu-a-ti ashur (NIGIN)-ki al-si-ki k[a-a-ši] aššum gi-mil dum-qi2 a[s-hur-ki] as-ruq-ki si-riq [mu-ši el-lu]za-ka-a da-aš2-pa ku-ru-u[n-na aq-qi2-ki] u2-ma-hi-ir-ki mu-u[h-ru] napištī (ZI-ti) ub-lak-ki [xxx]d Iš-ha-ra i-na šap-[li-ki kam-sa-ku] be-let mātāti (KUR.KUR) ina šap-[li-ki u-tam-mi] dup-pi-ri mim-ma l[ā (NU) ṭābu (DUG3 -GA) ša2 zumri (SU)-ia]mim-ma lem-nu u[s-hi] —
‘Скорпион, Ишхара, Милосердная богиня, Внимающая молитве, Дарующая жизнь,.Ишхара, милосердная мать человеков, Во время несчастья, которое затмение Сина в данный месяц, в данный день установило,Несчастных случаев, злых предзнаменований неблагоприятных, что во дворце моем и в стране моей существуют, К тебе я обратился, к тебе я воззвал: За благосклонностью к тебе я обратился, Святую ночную жертву тебе даровал я, Чистое, сладкое пиво тебе возлил я, Жертву тебе принес я,Душу свою тебе принес я, [xxx] Ишхара! У ног твоих я простерт! Госпожа стран! У ног твоих (тебя) заклинаю: Удали все недоброе от моего тела, Все злое исторгни!’ (BMS 7 Rs, 1–4, 26–38).
(упоминание о затмении Сина..вполне соответствует мифу о семи демонах..)
Из приведенных сопоставлений мы получаем весьма богатую информацию о той логико-классификационной схеме, в которую попадает Ишхара и вместе с ней созвездие Скорпион.
Во-первых, Ишхара сопоставляется с четырьмя богинями — богиней любви Иштар, богиней-матерью Нинмах, богиней заговоров и очистительных ритуалов Нингиримой и морским чудовищем, соперницей Мардука Тиамат (само имя которой значит ‘море’).
Во-вторых, пространственно ее ассоциируют с морем, островом Дильмун, городом Хурсагкаламма (место почитания Ишхары) и городом Борсиппой — местом почитания бога письма и школы Набу, сына мудрейшего из богов Мардука.
В-третьих, события, происходящие на территории Скорпиона-Ишхары — мрак или затмение, а также оракул или судебное решение.
Она может спасти от зла, вызванного лунным затмением, а для этого ей должна быть принесена ночная водная жертва.
Следует обратить внимание и на встречающееся здесь название созвездия Скорпион: GIR2.AN.NA ‘Кинжал Неба’. Гелиакическое восхождение этого небесного кинжала является причиной наводнений и дождей, гибели быков, разорения жилищ скотоводов, даже захвата страны врагом.
Обратимся теперь к представлениям шумеров и вавилонян о скорпионах. По-шумерски скорпион называется gir2-tab ‘сдвоенный кинжал’, что явно указывает на выделение его жала в качестве опознавательного признака. По-аккадски скорпиона называли zuqāqīpu. Это слово образовано от глагола zqp со значениями ‘быть прямым, делать прямым, выправлять, выращивать, воздвигать, поражать, пронзать’ (CDA, 444). На первый план у аккадцев выходит способность скорпиона к нападению, к спрямлению жала и наведению его на цель.
Однако достаточно много контекстов соотносят глагол zqp, с одной стороны, с эрекцией и сексуальным актом, с другой — с выправлением как организацией порядка, закона. (Богиня как скорпион и брак с Гором — да?)
Здесь сходятся три звена одной семантической цепочки — активная сексуальность, готовность к войне и готовность к созиданию чего-либо в рамках закона (Pientka 2004, 391–394)7. Все эти звенья хорошо видны на материале шумерских и аккадских заговоров против скорпиона
В большинстве случаев здесь цитируются только формулы зачинов.III династия Ура. Шумерский заговор. mul gu29-an-na am-gim du7-du7 ušum-gal ki-a [di] gi4 -gi4 gu4 kar-gim saman2 ga-a-šub am3 10 kar-gim gu2 -da ga-šub a2 -zu da-zu u3-ma-da-a-gar am-gim da [g]a-a-DUiri11-gal-la gi4-bi2-ed11-a11 ki-gal-la gi4-bi2-gub ga-na lu2-d En-kigu4 -ta im-ta-a-da12uš-zu he2-da me13-zu he2-zix (ŠEŠ)
‘Звезда, Небесный Бык,
Подобно дикому быку, бодучий,
Дракон, в Подземном мире ревущий!
Как на бегущего быка, лассо на тебя я наброшу!
Как на бегущего дикого быка, (лассо) на шею твою я наброшу!
Привязав руки твои на бок твой,
Как дикого быка, на бок (твой) тебя посажу я, В Подземный мир тебя возвращу я, В Великую Землю тебя я отправлю!
Ступай, человек Энки, (Скажи): «Из Подземного мира идущий!
Пусть яд твой будет излит,
Пусть язык твой будет вырван!»’ (Al-Rawi 2008, 21–22).
Старовавилонский период. Шумерские заговоры.
gu14 du7 si-ba mu-su-ra15 gu-da si-bi si uri3-am3 mu-ur-gu-bi u2-ša-laša3-bi ku3-GI ki-a tab-ba um-bi-(im)-bi za-ba-ra ki-a sur-am3 gu4-babbar i-in-da-am gu-kukku5 (MI) i-im-da-ri en-nam gir2 ba-an-tab en-gi6 -par4-ra gir2 ba-an-tab d Inanna e2 -gal-ši mu-te-e d Dumu-zi uš-ta im-ta-DU-DU16 a ka-ba mu-de2 izi-kun-ba mu-ba-ra a ka-ba šu ba-ti izi-kun-bi mu-de6 -en mu11-mu11-ga2 A-sa-ri Ab-za-a d En-ki-ke4 E2 -Engur-ra-ke4 nam-mu-da-an-bur2-re
‘Бодучий бык, рога свои простерший,
Рога быка — штандарт,
Его бок — связка тростника,
Его сердцевина — золото, к земле прилипшее,
Его колени — бронза, земли касающаяся (?)…
Светлый бык идет!
Темный бык шагает!
Эн жало раздвоил,
Эн гипара жало раздвоил,
Инанна во дворец (вошла?),
Думузи яд свой выплеснул,
Воду/семя устами своими он излил — огонь хвоста его вспых-
нул,
Семя уст его она приняла, огонь хвоста его понесла.
Заговорную формулу Асари в Абзу,
Энки в доме Энгурры не ослабят!’ (Cavigneaux 1995, 78–79).
pirig-e2-kukku5-ga‘Лев дома Мрака!’ (VS 17, 10 i 2; Cavigneaux 1995, 80).gu4-kukku5-Abzu
Обратим внимание на сам двухбуквенный семитский корень zq, имеющий общую семантику вытяжения вверх или вперед, в том числе и связанную с вытягиванием жала, cм. также zqr ‘быть высоким’, zqt ‘жалить’ (ziqtu — жало скорпиона) (CAD, Z, 51–56).
Заклинания против укуса скорпиона (их постоянный колофон KA-inimma-gir2-tab ‘слова (против) скорпиона’) никогда не составляли одной серии, не классифицировались самими древними писцами (Рудик 2005, 53) и записывались преимущественно из уст жрецов-целителей. Поэтому им присуща нерегулярная орфография: в одном и том же тексте слова и даже целые фразы могут быть записаны как по правилам клинописной орфографии, так и фонетически, по слуху. Это существенно затрудняет их филологический анализ. 9 Фонетическая запись gu4= alpu ‘бык, вол’.
‘Черный бык Абзу!’ (YOS 11, 37; Cavigneaux 1995, 80).i-in-ti17-kur-kur-ra gu4 giš-šu-dul5-la zi-ga-[(x)] ‘Герой всех стран,Вол, ревущий в ярме!’ (Finkel 1999, 234).
gu4-pirig a2 huš [ki]-ik-ki-in-DU an-ni-keš2 [ki] i3 -SAR mul-an-na i3 -keš2 lugal-mu-um-mu-ke4 a-ka-ba (zu?)-a i3-keš2 En-ki lugal-Abzu-ke4 d Asar-lu2-hi dumu-Ereduki-ga-ke4 inim-ma-a-ni nam-mu-un-da-bur2-re
‘Бык-лев, яростной дланью…,
Небо связал, Землю связал (?), небесные звезды связал!
Царь заговорных формул воду уст (твоих?) связал!
Энки, царь Абзу, Асарлухи, сын Эреду,
Слово свое не ослабят!’ (Cavigneaux 1996, 35).
mul-mul gu4-an-na gu4-si-sa2-an-na18
‘Созвездие Небесный Бык, Праведный Бык Неба!’ (VS 17, 10 VIII
46; Cavigneaux 1995, 80).d Nammu-me-en d Nammu-me-en dumu-Agrun-ka-me-ene2
-kukku2-še3a-ba-a hu-mu-da-duga2-e Abzu-še3he2-da-du (gišig-Agruna-ta) gu2-gid2
-da-zu-de3 muš-gir2-e2-a-ka gu2-kešda2-a he2 -ba-e-da-ga2-ga2
‘Я – Намму, я — Намму, дочь Святилища!
В Дом Мрака кто со мной пойдет?
кем в Абзу я пойду?
Только (из ворот Святилища) шею ты вытянешь, о домашняя
змея-скоропея, —Шею (твою) свяжу я!
’ (VS 17, 10 II 9–13; Святополк-Четвертынский 1998, 248).1I–I тыс. до н.э. Аккадские заговоры.
alap erṣetim etellum
‘Бык Подземного Мира превосходный!’ (A 15289; Cavigneaux 1995, 80).
qa2-ar-na-šu hu-ra-ṣum zi-ba-si2 uq-nu-um e-lu-um ša-ki-in i-na li-bi-im ša Eš4 tar2 ‘
Рога его — золото,
Хвост его — лазурит светлый,
Поселен он в сердце Иштар’ (YOS 11, 87 2–4; Cavigneaux 1996, 35)
.UR.BAR.RA ur-ši UR.MAH a-bu-us-sitar-ṣa qar-na-a-ša2 GIM ri-mi KUR-e tur-rat KUN-sa GIM UR.MAH gaš-ri
‘Волк спален, лев хлевов,
Простерший рога свои подобно дикому быку гор,
Развернувший хвост свой подобно могучему льву!’ (Maul 1994, 345).
Итак, именно заговоры против скорпионов открывают нам подлинную, глубоко скрытую семантику представлений, связанных с восьмым зодиакальным созвездием. Прежде всего, скорпион подобен быку, льву и волку. Его клешни подобны рогам быка, его хвост напо-минает львиный. Бык и лев могут скрещиваться в едином заговорном образе быкольва как олицетворения абсолютного могущества
Но каким именно быком является скорпион в этой мифопоэтической конструкции? Заговорные формулы показывают, что он — бык Подземного мира, бык мрака, черный бык, покоривший Небо, Землю и небесные звезды. В качестве черного быка скорпион сравнивается даже с созвездием Небесного Быка (с Тельцом), поскольку он противостоит ему, подавая голос из Преисподней. Итак, становится абсолютно ясной оппозиция «бык — скорпион» и родство этих животных по первому критерию — носитель боевых рогов, рогов-штандартов, витязь, герой.
Второе оппозитивное схождение рождается из эротических ассоциаций. Белый и черный быки-скорпионы — Инанна и Думузи. Думузи изливает свое семя в Инанну, как скорпион изливает яд в жертву. Более того, Думузи признается в заговоре существом, раздвоившим жало и таким образом превратившим его в скорпионье.
То есть Думузи это существо, семя которого является ядом, а его половые органы подобны жалу. Семантика любви-смерти, очевидная из этого заговора, является оппозицией к семантике священного брака, происходившего весной и бывшего прежде всего актом возрождения жизни. Перед нами некий «черный» брак, противостоящий весеннему «белому». Эротическая коннотация усиливается в заговорах упоминанием спален и хлевов, где происходит размножение людей и скота. В одном случае скорпион даже называется любимцем богини соитий Иштар.
Скорпион шумеро-аккадских заговоров — высоко ценимое существо, поскольку части его тела и он сам сравниваются с самыми дорогими сердцу шумера объектами поклонения: боевой штандарт, связка тростника, золото, лазурит, бронза, бык, лев, дракон, созвездие Тельца, богиня Иштар. Сравнение с волком встречается только в одном случае и внятных объяснений пока не имеет. Но можно предположить, что, как лев похищает скот из хлевов, так и волк может утащить человека из спальни. Имеется в виду абсолютная власть скорпиона над местами обитания и размножения живых существ. Но характерно отсутствие сравнения скорпиона с серебром или с какой-то серебряной вещью. Серебро в Месопотамии обозначает состояние святости и ритуальной чистоты (Емельянов 1998, 51–52), и, стало быть, скорпион не соприкасается с этой сферой бытия.
Подведем итоги нашего вынужденно краткого углубления в мифопоэтику восьмого зодиакального знака. После исследования астрономических и заговорных текстов получаем следующие логикоклассификационные схемы:
Клешни скорпиона — рога быка — боевой штандарт-лазурит
Хвост скорпиона — хвост льва — золото
Бок скорпиона — связка тростника
Колени (?) скорпиона — бронза
Скорпион — бык — лев — волк
Скорпион — бык — созвездие Тельца — подземный мир
Скорпион — Ишхара — море — Тиамат — темнота — оракул — прорицание — закон
Скорпион — Ишхара — Дильмун — Борсиппа — Хурсагкаламма
Скорпион — Ишхара — Нинмах — милосердная мать — родительница семерых демонов
Скорпион — Нингирима — заговор
Скорпион — Инанна — Иштар — Думузи — соитие — семя — яд
Ясно прочитываются и следующие оппозиционные пары:gu4-an-na ‘Небесный Бык’ (Телец) — gir2-an-na ‘Небесный Кинжал’ (Скорпион)gu4-si-sa2 (время выхода плуга и выгона запряженных волов) — apin-du8-a (время убирания плуга с поля и распрягания волов)
Рога быка — рога скорпиона (клешни)
Восхождение Скорпиона — падёж быков
Что же касается восьмого календарного месяца, в котором восходит созвездие Скорпион, то именно в это время начинается конфликт, известный нам по вавилонскому эпосу «Энума элиш»: хозяином VIII месяца является Мардук, но на 5-й его день восходит созвездие Тиамат. Сама битва Мардука и Тиамат разыгрывается уже зимой, когда в роли Тиамат выступает созвездие Козерога (Reynolds 2000, 371
В целом можно сказать, что семантика ночи-соития-смерти-познания-пророчества, связанная с образом скорпиона, имеет весьма раннее происхождение, поскольку зафиксирована впервые в заговорах, записанных в эпоху III династии Ура. Эта семантика объясняется естественными свойствами самого скорпиона как животного — именно, ночным образом его жизни, строением тела, способностью ужалить до смерти. Яд скорпиона воспринимался как слюна колдуна, поэтому скорпион связан с магией и с познанием тайн
Но одновременно яд это и семя смерти, соитие с жертвой, в результате которого прекращается ее жизнь. Впоследствии эта биосемантика переходит и на время выхождения астрального Скорпиона — созвездия, которое появлялось на небе в октябре-ноябре, в период нарастающего мрака, прекращения пахотных работ и усиления дождей. Со Скорпионом начинают сравнивать морскую соленую воду, островные территории или места, где находились оракулы, сопоставляют с его влиянием тайное знание и законодательную деятельность.
Таким образом, название восьмого зодиакального созвездия не является случайным или вариативным. Оно связано с событиями восьмого календарного месяца и демонстрирует семантическую оппозицию как ко второму месяцу, так и ко второму зодиакальному созвездию. Можно вычленить в происхождении астронима «Скорпи-он» трехходовую комбинацию мифопоэтического мышления:
1. Созвездие Небесный Бык (Телец) названо по имени второго ниппурского месяца и связано как с ритуальной запашкой, так и со священным браком. Оно восходит весной, в светлое время года.
2. Скорпион как животное имеет клешни, жало и ведет ночной образ жизни. Клешни Скорпиона напоминают рога быка, а сам он считается воином. Яд скорпиона — семя смерти.
3. Созвездие, противостоящее Тельцу, восходит через полгода в темное время года, оно должно быть не менее воинственным и иметь рога, его семя должно быть семенем смерти, а не рождения. Этому критерию в живом мире отвечает именно скорпион, потому созвез- дие и должно называться Скорпион.
Что же касается основного ритуала середины осени, то он попрежнему нам не известен.

10 — Фонетическая запись am = rīmu ‘дикий бык’.
11 Iri11-gal-la ‘большой город’ — здесь: одно из наименований мира мертвых. gi4-, без сомнения, фонетический вариант префикса наклонения 1 л. ед.ч. ga- ‘я хочу…’.
12 По-видимому, фонетическая запись. Я следую расшифровке Ф. ар-Рауи kur-ta im-ta-e3-a ‘из Подземного мира идущий’ (ar-Rawi 2008, 23).
13 Вне сомнения, фонетическая запись eme ‘язык’.
14 gu еще один вариант фонетической записи gu4
15 Впервые клешни скорпиона сопоставляются со штандартом, а нутро с золотом уже в заговорах из Фары и Эблы (XXV в. до н.э.) (Krebernik 1984, 8). Однако там скорпион не называется быком, хотя его клешни уже названы рогами (si).
16 Либо DU нужно понимать здесь как de6 ‘приносить’, либо DU.DU может быть неверной записью e11 (DUL.DU) ‘выводить’.
17 И. Финкель имеет в виду соответствие en-ti = qurdu ‘герой’ (Finkel 1999, 234).
18 Здесь, как нигде более, видно буквальное соответствие между названиями второго ниппурского месяца и второго зодиакального знака. Название месяца является эпитетом для знака.
19 Намму — богиня водной бездны Абзу. Существительное agrun может означать как святилище, так и дом бога суда и справедливости Уту. Здесь — эвфемизм Подземного мира.
20 Вариант из VS 17, 10 XV 121 (Святополк-Четвертынский 1998, 250).
21 Либо gu2ki-še3 he2-ba-e-da-ga2-ga2-de3 (или –ne) ‘шею (твою) к земле при-гнут’ (вариант из VS 17, 10 XV 122; Святополк-Четвертынский 1998, 250). Имеется в виду, что скорпиона вернут туда, откуда он пришел — в преисподнюю.
22 Сопоставляя употребляемые в заговорах шумерские и аккадские слова kukku ‘мрак’, abzu ‘бездна’, erṣetu ‘земля’ и qaqqaru ‘почва’, Н.Г. Рудик приходит к выводу, что все эти слова являются эвфемизмами Подземного мира, мира мертвых. Поэтому эпитет скорпиона alap erṣeti ‘бык земли’ и эпитет хамелеона nēšu ša qaqqari ‘лев почвы’ следует переводить ‘бык Подземного мира’ и ‘лев подземного мира’.
Автор статьи приводит мнения семитологов-библеистов, что западносемитское слово nḥš ‘змея’ могло быть сокращенным вариантом аккадского nēšu (ša qaqqari), поскольку пресмыкающееся (змею, скорпиона, ящерицу) могли назвать «земляным львом» или «львом Подземного мира» (Roudik 2003, 378–388).
Кроме того, скорпион в месопотамской традиции может ассоциироваться и с человеком (примером чему — изображение чернобородого человека-скорпиона на арфе из Ура и образ людей-скорпионов (GIR2.TAB.LU2.ULU3) в аккадском эпосе о Гильгамеше (George 2003, IX 42)). Отождествление скорпиона с быком, львом и человеком, помимо акцентирования власти над пространством, необходимо и для структурирования сакрального пространства-времени. Неслучайно в вавилонском зодиаке бык, лев и скорпион вместе с Великаном (один из образов Эа, прообраз Водолея) дают названия созвездиям Фиксированного креста, доминировавшим вэпоху, когда точка весеннего равноденствия располагалась в Тельце (IV-III тыс. до н.э.). Впервые этот тетраморф упоминается в Цилиндре А Гудеа, в сцене сна Гудеа, когда ему является бог Нингирсу: šag4-ma-mu-da-ka lu2 diš-am2 an-gin7 ri-ba-ni / ki-gin7 ri-ba-ni / a-ne sag-ga2-ni-še3 dingir-ra-am3 /a2-ni-še3 anzud2 mušen-dam / sig-ba-ni-a-še3 a-ma-ru-kam / zid-da gab3-na pirig i3-nu2-nu2
‘Во сне человек мне явился: рост его — точно небо, точно земля его рост. По голове своей он бог, по крыльям своим он птица Анзу, понизу своему он потоп, справа и слева от него львы лежат’ (A IV 14–19; Емельянов 2003, 76). На голове у бога была тиара с бычьими рогами, т.е. по голове он бык. В этом описании, как впоследствии и в образах духов-хранителей курибу, орел Анзу замещает скорпиона. В средние века знаку Скорпион будет соответствовать орел, а вместе скорпион и орел символизируют евангелиста Иоанна (Подосинов 2000, 14 и далее). Связь скорпиона и Анзу в мифопоэтическом мышлении шумеров и вавилонян пока не выяснена.
23 В эпосе о Гильгамеше люди-скорпионы живут в области максимально глубокого мрака, они сторожат вход в пещеру гор Машу и требуют у главного героя подробного отчета о цели и маршруте его пути, после чего подсказывают, как выйти на свет (George 2003, IX 42–135). Эта часть сюжета хорошо согласуется с представлениями о Скорпионе-Ишхаре, описанными выше. Однако остается непонятным, почему автор композиции отнес сюжет с людьми-скорпионами к девятой, а не к восьмой таблице, где он был бы более уместен в связи с точным соответствием месяцев года, знаков зодиака и таблиц эпоса.
24 Ср. также гороскоп женщины: «В области Скорпиона родилась… она будет ведьмой, она будет грешницей…, вдовой» (Reiner 2000, 425; Куртик2007, 163–164).
25 Просматривается также словесная игра двумя аккадскими соответствиями шумерских названий восьмого месяца и восьмого зодиакального знака: apin-du8= paṭru ‘освобожденный (о плуге)’ (MSL 5, 65, 179), gir2 = patru‘кинжал, меч’, zuqāqīpu ‘скорпион’ (CAD, Z, 163; см. также устойчивое словосочетание patru zaqpu ‘пронзающий кинжал’ (CAD, Z, 53)). Была ли эта игра сознательной или сходство двух слов случайно — неизвестно.

В.В.Емельянов

1 Эта статья была бы невозможна без работы в библиотеке Гейдельберг-
ского университета. Благодарю директора Института ассириологии профессора Штефана Мауля и доктора Клауса Амбоса за гостеприимство и за обсуждение некоторых положений работы.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: