Гермес Криофор

Криофор, Агнценосец (др.-греч. Κριοφόρος «несущий барана») — эпитет бога Гермеса и тип древнегреческой скульптуры, изображающий мужчину, несущего агнца для жертвоприношения. Богов несущих на плечах ягненка было много и кроме Гермеса и смысл был разный.

Павсаний приводит легенду о беотийском городе Танагра, который был спасен богом от чумы тем, что он пронес барана на своих плечах вокруг городских стен:

Что касается храмов Гермеса, то один посвящён Гермесу Криофору (Несущий барана), другой — Гермесу, которого они называют Промахос (Воитель). Относительно первого наименования они рассказывают, что Гермес отвратил от них моровую язву, обнеся вокруг их стен барана; поэтому и Каламис создал статую Гермеса, несущего барана на плечах. Так и до сих пор на празднике Гермеса тот юноша, который будет признан самым красивым по внешности, обходит городскую стену с ягненком на плечах

800px-Hermes_crioforo

Hermes Kriophoros. Copia tardoromana de original grego do seculo V a.C. Fonte:File:Museo Barracco — Ermes Krioforos V 1010658.JPG

Кроме того, Павсаний сообщает, что в Мессении, в священном гроте Карнаса, Гермес Криофор и Аполлон Карнейос имели объединённый культ, а в обрядах мужской инициации участвовали агнценосцы.

Павсаний упоминает скульптуру Криофора, сделанную Онатасом и посвящённую в Олимпии. Согласно Брокгаузу, сохранившаяся копия этой статуи в конце XIX века находилась в Вильтонгузе, Англия.

Встречаются статуэтки, относящиеся к 520—510 гг. до н. э. В бостонской статуэтке,  как и в некоторых других, Криофор несёт агнца не на плечах, а подмышкой.

0u309f6f16-35614c8a-67ef2d25

0u503c1c65-7ffac241-26109fc4

Греция (вероятно, произведена в Сиционе в Пелопоннесе), поздний архаический период, около 500-490 до н.э. Сейчас в Музее изобразительных искусств, Бостон. (Источник фото: http://romegreeceart.tumblr.com/post/171340244491/didoofcarthage-votive-statuette-of-hermes)

Good.Shepherd.Vatican.Museum

Статуя «Добрый пастырь» музей Ватикана.

«Сходство этого рода в иных случаях настолько значительно, что ставит исследователя в затруднительное положение: как отличить христианское изображение Доброго Пастыря от языческого?»

 

 

В античном искусстве пастухи почти всегда изображены со свирелью, и очень часто подносят ее к устам. Особенно, аркадские пастухи славились искусною игрою на этом инструменте; изобретение его приписывалось богу покровителю стад – Гермесу, и звуки, извлекаемые им из свирели, обладали такой чарующей силой, что дикие звери, слушая их, смирялись – мысль, встречающаяся и в мифе фракийского певца Орфея.

«Добрый пастырь» стало наименованием особого типа символического изображения Христа в виде безбородого юного пастуха с жезлом, окруженного пасущимися овцами, или же, согласно евангельской притче, — с заблудшей овцой, вскинутой на плечи.

Пастырь обычно ребёнок или безбородый юноша (согласно эллинистическому идеалу красоты), он имеет трость, посох или флейту (дудку) — традиционные пастушеские атрибуты, одет в короткую тунику, перепоясанную по чреслам, обычно с короткими волосами и правильными чертами лица. Обувь разнообразна, подчас изображен босиком. Изображение Христа как сильного и молодого юноши — намек на молодого Давида, до воцарения трудившегося пастухом, и сумевшего защитить свою паству от волков и других хищников (1Цар. 17:34-36). Иногда присутствует пастушья собака и кувшин с молоком.

Голова Пастыря часто обнажена, изредка встречается над нею монограмма имени Иисуса Христа, сияние, «альфа» и «омега». Нимб с тремя лучами в поздних изображениях подчеркивал отождествление пастыря с Иисусом. В качестве атрибута Доброго Пастыря иногда также изображалось знамя с крестом, прикрепленное к пастушескому посоху.

Самыми превосходными образцами являются мраморные статуэтки ранних веков христианства, выполненные мастерами, владевшими техникой классической античной скульптуры. Также встречается в рельефах на саркофагах. Иконописные изображения крайне редки

binary23.png

фигура юноши, несущего овечку на плечах, существовала до христианства в античном искусстве, и до нас дошли памятники, несомненно доказывающие это. Так, например, в Берлинском музее сохраняется небольшая бронзовая статуэтка, изображающая молодого человека, несущего на плечах овцу ,сходство проявляется в позе юноши, в способе нести овцу на плечах, в положении его рук, держащих ноги животного. Статуэтка эта имеет характер произведений греческого искусства архаического периода; мы находим в ней отличительные черты художественных памятников этой эпохи, как, например: парикообразная прическа волос юноши, несколько косвенная постановка глаз, некоторая угловатость его членов, высокая грудь и впалая спина, наконец, широкие плечи и узкие бедра, особенность, заметная только у очень древних греческих статуй, созданных под влиянием египетского искусства, в котором еще живы его традиции.

Овценосец, описанный выше, представляет некоторое сходство со статуей Аполлона  из Пантеликского мрамора, находящейся в Мюнхенской Глиптотеке и, также, принадлежащей к первобытным произведениям искусства Греции. Без сомнения, берлинская статуэтка изображает бога, покровителя стад, несущего овцу. Об обыкновенном пастухе не может быть и речи, потому что в период создания этого художественного произведения, мало изображали простых смертных. В раннюю эпоху развития Греков, божество представлялось их воображению пастухом, заботящимся о животном,  покровителем которого и является. Впоследствии, отношения эти изменились и сделались холоднее. Трогательная забота бога, несущего, подобно заботливому пастуху, на своих плечах усталую или отбившуюся от стада овцу, следует считать произведением искусства, периода, близкого к патриархальному быту греков.

Но какой представлен тут бог? . По мнению некоторых археологов, это – Аполлон, по мнению других – Гермес. Первый был у древних Греков покровителем стад, – религиозный мотив, принесенный ими из Азии, общего отечества европейских народов. Впоследствии, место Аполлона, как пастуха, занял Гермес. Следовательно, тут можно видеть Гермеса, равно как и Аполлона, хотя нет другого примера изображения последнего из этих богов с овечкой на плечах.

Небольшие бронзовые фигуры Гермеса нагого, несущего барана на плечах, архаического стиля и очень напоминающие своей позой доброго Пастыря, являются, в виде ручек на крышках трех ваз, найденных около города Капуи и принадлежащих, как это видно по фигурам, украшающим их, к раннему периоду искусства греков.

Статуя, также, вполне архаического характера, пo ее стилю V, скорее даже, VI ст. до н.э была открыта в 1864 году в восточной части Акропольского холма в Афинах. Она – из гимметского мрамора и изображает мужчину, несущего на плечах молодого бычка, соединяя на груди, и держа обеими руками ноги животного.

Подбородок, часть носа, кисти рук этой фигуры отбиты, ног недостает, но по тому, что от них уцелело, видно, что они были соединены и, что левая нога стояла, несколько, вперед, как у многих архаических статуй. На голове, в том месте, где темя, сделана дыра, залитая свинцом; из чего можно заключить, что к голове было что-то прикреплено, может быть головной убор или . если это изображение Митры, могли крепится солнечные лучи,  Над лбом идет двойной ряд небольших завитков; три ряда, столь же грубо исполненных, локонов падают сзади больших ушей, вдоль шеи, на грудь. Борода передана гладкой поверхностью, несколько возвышающейся над остальным лицом; точно так же представлены волосы на голове, над завитками. Эти части, т. е. борода и верх головы оставленные гладкими, по всей вероятности, были раскрашены; в нескольких местах на статуе заметны следы красной и голубой краски. Рот широк и улыбается той типической улыбкой,  не без оттенка хитрости, какою художники Греции раннего времени, оживляли лица своих статуй; она долго сохранилась и потом, несмотря на усовершенствование искусства, только приняла в изображениях богов, священный характер. Мы видим эту улыбку на лице Аполлона из Тенеи, о котором говорено выше, на устах фигур фронтона храма Паллады, находившегося на острове Эгине, и, особенно, на лице самой богини, стоящей посреди сражающихся Греков и Троян.

Глаза описываемой нами статуи с Αкροполя, исполнены выпукло; зрачки переданы углублениями, которые, вероятно, были наполнены цветной массой, что, несмотря на довольно грубое исполнение лица, должно было придавать ему некоторую оживленность. Нельзя положительно сказать, хотел ли художник представить одетую или нагую фигуру,

 Статуя, открытая на Акрополе, есть подражание архаическому и, потому, произведение более поздней эпохи, что, как известно, делалось в Греции, а, равно, и в Риме; во-первых: самое подражание могло произойти до н.э., а во-вторых: оно уже ведь предполагает существование типа, к которому стараются приблизиться.

По словам того же Павзания, в Танагре находился еще другой храм Гермеса, именно, Гермеса πρόμαχός, т. е. защитника. Он был построен в память чуда, будто бы, совершенного этим богом, который, появился среди танагрийских юношей со скребком – Slrigilis – в руке, помог им отбить нападение жителей города Эретрии (на острове Эвбее). Статуя Гермеса, находившаяся в этом храме, потому и держала в руке Strigilis; но, так как Гермес был бог палестры, то очень может быть, что изображение его с этим инструментом предшествовало изображению его  чудесного появления, и что Танагрийцы увидели его в своих рядах в таком виде, как его уже представляли.

tumblr_nw4a88t7SG1toti4zo1_1280

Там, где прежде стоял город Танагра – положение этого места теперь хорошо известно и в точности определено, – была найдена статуэтка из обожженной глины, изображающая молодого человека, по всей вероятности, Гермеса, в хламиде и с остроконечной шапкой на голове. Он несет на левой руке барашка, покрывая своим плащом его задние ноги, а в правой держит Strigilis. Эта фигура Гермеса Танагрийцев, с обоими его атрибутами – барашком и Strigilis – очень хорошо сохранилась, особенно, голова бога; она преисполнена грации и напоминает лучшие произведения греческого искусства. Статуи Гермеса бараноносца находились и в других городах Греции, – по Павзанию – в Коринфе, в Мессине и т. д. Известно также, что жители города Фенеоса – Θενέος в Аркадии, послали, как приношение по обету, в Олимпию статую работы художников Каллителеса и Оната, изображавшую Гермеса, несущего барашка на руке.

Гермеса Криофора очень почитали в Аркадии; он был там, по преимуществу, богом, покровителем пастухов и умножителем их стад. Есть также примеры изображения Гермеса с бараньей головой в руке; это делалось с намерением напомнить сокращенным атрибутом этого бога, что он покровитель стад. Еще большее упрощение в этом роде состояло в придании Гермесу бараньих рог.

 

Во времена, относительно более поздние, т. е. в римскую эпоху, Гермеса, как учредителя и блюстителя приношений в жертву барана, изображали несущим на руке или на блюде баранью голову, остаток и обычный символ этого приношения.

Вообще, у Греков и Римлян нередко соединяли Гермеса с бараном. Но самая известная и всего чаще повторяемая статуя Гермеса Криофора, была та, которую создал Каламис для Танагрийцев. Мы, вероятно, видим более или менее точное воспроизведение ее на алтаре из нентеликского мрамора; памятник этот был открыт в 1867-м г. в Афинах. Тут Гермес, с длинной остроконечной бородой, несет на плечах барана. Барельеф этот, прежде раскрашенный, следует считать оригинальным созданием древнего аттического искусства, именно, эпохи, предшествовавшей лучшему времени его развития. Материал, стиль работы – очень тонкой и не лишенной грации, – место, где был открыт самый памятник, говорят в пользу этого предположения. Если нельзя положительно утверждать, что перед нами произведение Каламиса, чьи работы, как известно, составляли переход от строгого, архаического стиля к грандиозной красоте греческого искусства времен Фидия, то памятник этот, без сомнения, современен первому из, названных выше, ваятелей.

Предполагают также, что изображение на монете города Танагры, и мраморная статуэтка собрания лорда Пемброка (в Вильтонгаузе) были вдохновлены статуей Каламиса. Повторение ее составляют, вероятно, и, сохранившиеся от мира античного, в живописи и в пластике фигуры юношей неизменно нагих, с бараном или овечкой на плечах. Мы находим их на росписных вазах, как, например, на вазе этрурского стиля586, из Вульчи – Vulci, находящейся в Берлинском музее, на другой плоской этрурской вазе, формы, употребляемой при жетвоприношениях – patera, – открытой в одной из гробниц около города Кьюзи в Тоскане, и несколько раз в стенописи Помпеи и Геркуланума. В последнем из этих городов была найдена фреска следующего содержания: юноша с лавровым венком на голове, имеющий вид жертвоприносителя, наготу которого прикрывает только овечья шкура, наброшенная ему на плечи, держит в правой руке корзину с плодами, а левой соединяет на своей груди четыре ноги ягненка, помещенного на его плечах. Эта фигура представляет некоторое сходство с добрым Пастырем из крипты Lucina.

В одном из недавно открытых домов Помпеи, называемом балконным – casa de balcone, – написана на стене парящая женщина в развевающихся одеждах, несущая на плечах овечку или козленка – хорошо не видно. Это единственный пример женской фигуры в подобном положении. Известна, также, статуя римской эпохи, часто повторяемая, и изображающая Фавна, преисполненного движения, с оживленным лицом, несущего на плечах козу, придерживая ее передние ноги левой рукой, и держа в правой пастушеский посох.

Что касается небольших фигур юношей, с овечкой на плечах, то их не трудно встретить во многих художественных собраниях Европы; так, например, в Луврском музее, в отделении бронзовых вещей, поступивших туда из коллекции Кампаны, находятся две статуэтки: одна 1/4 аршина вышиною, другая – вполовину меньше. Первая из них изображает молодого человека, нагишом, с барашком на плечах; вторая – тот же сюжет, но барашек заменен козленком.

В античном искусстве есть и другая фигура, также напоминающая позой доброго Пастыря; это Эрот или Амур Криофор. На квадратном алтаре из белого мрамора, открытом в Пальмире , виден барельеф, изображающий пирамидальный кипарис; из этого дерева, посвященного, как известно, Афродите, выходит до половины туловища бескрылый Амур, несущий на плечах барашка. К тому же роду фигур относятся Эроты с ягнятами на плечах, повторенные два раза в помпейской живописи. Замечательна также бронзовая статуя, в половину натуральной величины, изображающая нагого юношу, несущего на плечах барашка. Ее открыли в 1849-м г. в Сирии, приблизительно в 18 верстах от развалин Сидона, в искусственном гроте. Против нее стояли два бронзовые мужские бюсты с лучами, кругом головы, вероятно, олицетворение солнца или одного из солнечных богов. Не без основания можно предположить, что тут, также, представлен Амур Криофор588.

В римском языческом искусстве довольно часто изображали и простых пастухов, заботливо несущих овечку или козленка на плечах. Римляне любили, живя в городе, напоминать себе дни, проведенные среди природы, пастушескими сценами, и украшали ими стены домов. Пастух, пекущийся о своем стаде, был, как нельзя более, в характере подобного рода сочинений. Описания их мы находим в римской идиллической поэзии; так, например, у Тибулла (Eleg I 1 V. 31) сказано, что оставленного ягненка, пастух приносит на груди домой, а поэт Кальпурний (Eglog V. 39), подражая Тибуллу, советует Пастырю взять на плечи усталую овцу. Подобные сюжеты украшают также гробницы и саркофаги древних Римлян. Один из самых замечательных примеров изображения этой фигуры, находился во фресках ипогея фамилии Nasoni. Он был открыт случайно в 1674-м г. в холме, около консульского фламиниева пути, в двух милях от Ponte-Molle. Nasoniо Amvrosio, потомок поэта Овидия, устроил эту подземную гробницу, но впоследствии, когда угасла фамилия Nasoni, она перешла в руки других владельцев и сделалась общим местом погребения многих семейств. По характеристике надписи, открытой в ней, видно, что она была выкопана в первой половине II-го столетия, а по стилю ее живописи, можно заключить, что ее расписали в хороший период римского искусства, никак не позже времен Антонинов и, следовательно, вскоре после ее устройства589. Тут, между прочим, был представлен молодой пляшущий пастух, с козой на плечах, наготу которого прикрывал только плащ, брошенный на его правую руку; ею же он соединял на груди четыре ноги животного, а в левой держал пастушеский, загнутый у оконечности, посох – pedum. Возле него была изображена нимфа, также пляшущая; в одной руке она держала корзину из тростника, наполненную цветами, а в другой – цветок на длинном стебле. Пирамида роз, выходящая из вазы, украшенной зеленью, разделяла эти две аллегорические фигуры весны, как видно по сюжетам, написанным возле, которые символизируют остальные времена года. В живописи другой языческой гробницы, изданной тем же Sante Bartoli, снова является пастух в тунике, с посохом в руке и козой на плечах, очень напоминающий доброго Пастыря катакомб. В барельефах некоторых римских, языческих саркофагов, мы находим, также, заботливого пастуха, несущего овечку, как, например, на гробнице П. Элия Сабина и на саркофаге, находящемся в Villa Marco Simone, около Рима; в последнем примере – возле трех Граций.

Все вышеописанные памятники доказывают нам, как нельзя положительнее, существование типа доброго Пастыря до христианства, и не только одного типа, но даже и несколько больше. Потому что сострадание божества, отвратителя чумы и благодетельного покровителя животных, равно как и добродушие пастухов, заботливо несущих на плечах усталую или отбившуюся от стада овцу, имеют нечто общее с милосердием доброго Пастыря.

Справедливо, что некоторые из приведенных нами изображений настухов языческого искусства, представляющих, отчасти, сходство с добрым Пастырем, принадлежат ко временам уже христианским. Но, едва ли можно предположить, что языческие мастера переняли у верующих эту фигуру и употребили ее в своей декоративной живописи. В классическом искусстве, как мы видели, существовал уже этот тип, и художники античного мира не имели, следовательно, надобности перенимать его у христиан. Притом, языческие пастухи с овечкой или козой на плечах, христианской эпохи, слишком характеристичны; инстинкты и приемы классического искусства слишком ясно выказываются в них, чтобы допустить предположение заимствования. Это можно сказать, особенно, о пляшущем Фавне гробницы фамилии Nasoni. Подражание становится вероятнее, когда заботливый Пастырь является в барельефах римских языческих саркофагов, принадлежащих, как известно, почти исключительно ко второму и последующим столетиям – тем более, что на подобного рода памятниках заметны следы влияния других восточных верований, повторение их символов и выражение их доктрин.

Нельзя, потому, не согласиться, что христианские художники, желая представить доброго Пастыря евангельской притчи, переняли у классического искусства тип, уже существовавший в нем и созданный Каламисом, в высшую эпоху греческого художества. Это объясняет нам красоту фигуры Доброго Пастыря. В самом деле, первые по времени, дошедшие до нас примеры изображения ее, выше в художественном отношении других, современных ей, произведений катакомбных мастеров. В образе доброго Пастыря,периода катакомб отражается постепенное понижение технического исполнения и артистического вкуса. Заимствование христианами этого мотива, повело за собою и повторение пастушеских сцен, взятых также у античного искусства.

Христианские художники, изображая «доброго Пастыря», имели перед глазами только тип, созданный языческими мастерами, естественно эта идея . настолько любимая народом не могла не быть украденой христианством . как и идея с материнством и статуями Изиды . Видя привычные образы и символы народ станет меньше отвергать новую веру.

Как бы то ни было, фигура эта преобразовалась у христиан и получила у них  дальнейшее существование в образе Христа

Если, даже, и допустить предположение, не совсем безосновательное, что милосердный характер бога-избавителя от чумы, отвратителя бедствий и покровителя стад, был первоначальной причиной представления Христа под таким видом, первыми новообращенными из язычества, и что только впоследствии фигура доброго Пастыря приобрела большую важность и распространилась под влиянием известной евангельской притчи о заблудшей овце, то и тогда заимствование не было произведено без отмены. Оно незначительно, если мы будем рассматривать только одну внешность, и состояло лишь в том, что Гермесы, Аполлоны и пастухи с овечкой или козой, часто представлены нагими, тогда как нет до сих пор ни одного примера совершенно нагого «доброго Пастыря.»

Образ Гермеса воителя, произошедщий от бога охранителя границ.претерпел сильную трансформацию, как и образ Аполлна. На фетишистскую древность Гермеса указывает его имя, понимаемое как производное от греч. έρμα — груда камней или каменный столб. Гермы были путевыми знаками, фетишами — охранителями дорог, границ, ворот (отсюда Гермес Пропилей, Προπύλαιος — «привратный»); повреждение герм считалось страшным святотатством.
Хитрость и ловкость Гермеса делают его покровителем плутовства и воровства. Ещё младенцем Гермес в шутку украл скипетр у Зевса, трезубец у Посейдона, у Гефеста щипцы, у Афродиты пояс, золотые стрелы и лук у Аполлона и меч у Ареса. Описание воровских подвигов Гермеса и история кражи младенцем Гермесом прекрасного стада коров у Аполлона дается в гомеровском «Гимне Гермесу».

За то, что друг наяд, он знает козьи нравы
И овна делает желанным для овцы,
За то, что множатся и самки и самцы
И бродят по лугам галезским, щипля травы,

Устроим пир ему, и пусть посулы славы
Из тесной хижины летят во все концы:
Бог-пастырь будет рад, что мы не гордецы
И глиняный кувшин не затаил отравы.

Почтим Гермеса! Он, я думаю, не зря
Открыто предпочел сиянью алтаря
И жертвы чистые, и руки трудовые.

Насыплем же курган – там, к межевому рву,
И кровь козлиная из волосатой выи
Пусть глину очернит и обагрит траву.
(Жозе-Мариа де Эредиа, пер. В.Портнова)

0341-05

Мра­мор­ная голо­ва (столб-гер­ма). Боро­да­тое лицо боже­ства, чей лоб укра­шен бара­ньи­ми рога­ми.

0341-06

Дву­ли­кая мра­мор­ная голо­ва (столб-гер­ма). Лицу юно­ши про­ти­во­по­став­ле­но лицо зрелого мужчины (вид в про­филь).

0341-07

Мра­мор­ная голо­ва (столб-гер­ма). Лицо юно­ши, лоб кото­ро­го укра­шен кры­лыш­ка­ми (веро­ят­но, Гер­мес).

 

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: