Иной взгляд на мифы о Медузе

Остров Корфу. Храм Артемиды. VI век до н. э.
Тимпан входного портика с изображением плачущей Медузы Горгоны, ее сыновей — Пегаса и Хрисаора — и двух пантер-защитниц

Горельеф западного фронтона храма Артемиды, массивный, 17-ти метровый. В центре — Медуза Горгона. Слева — бой олимпийцев с гигантами. Справа — эпизод из Троянской войны.

Для композиций архаических фронтонов типично сильное подчинение скульптуры архитектуре. Под коньком фронтона на оси симметрии располагается главная фигура. Угловые персонажи меньше размерами, чем центральные, значит, менее важные.

Прошу не упустить… В западном фронтоне храма Артемиды главной фигурой является Медуза Горгона, прижимающая к себе своих сыновей — Пегаса и Хрисоара. Олимпийские боги с гигантами — на периферии, как второстепенный сюжет. Герои Троянской войны — там же, по той же причине.

Орнаментально решены завитки волос Медузы, извивы ее двух змей, косички, колечками спускающиеся на грудь. Еще две змеи, подпоясывающие одеяние Медузы, образуют замкнутую цепь. Справа и слева от Медузы возлежат две пантеры, головами и спинами касающиеся карниза фронтона, что позволяет им поддерживать конек. Шкуры пантер были раскрашены яркими кружками, что подчеркивало их леопардовый окрас, это не черные пантеры

Здесь пантера — не хищница, а защитница. Здесь Медуза — не злобное чудовище, а страдающее существо. И это ее страдание ставится во главу угла в том мире, где все решают войны и убиение невинных.

Невозможная трактовка? Тогда объясните, как в центре мироздания может стоять чудовище, а боги и герои суетиться по краям? К тому же, Артемида (в своей древней ипостаси) защищает женщин и детей, облегчает страдания умирающих, то есть ассоциируется одновременно и с рождением, и со смертью.

 

1269

Пришло время суммировать все то , что не давало отвлечься от образа Медузы. Это было не просто .Нам только кажется . что мы знаем греко-римскую мифологию. Думаю большинство неспециалистов знает мифы Греции в пределах одноименной книги или диснеевских мультфильмов. Эти мифы долго считались чуть ли не единственными достойными прочтения и служили базой так называемой классической живописи и скульптуры. в тех случаях .когда это были не библейские сюжеты. Познакомившись с ними в детстве .я ощутила стойкое неприятие . я их не понимала . а не понимание оно и есть чаще всего основой нелюбви. Боги воспринимались самодурами. а герои эгоистами. убийцами и яркими образцами того, какими люди не должны быть.
Мир энергий един . и совсем не смотреть в сторону Олимпа не выйдет. тем более что в определенный момент Греция стала тем местом куда сходились все нити .Изучать богинь и богов с одной стороны пучка и с другой. не обращая внимания на трансформирующий их узел .больше не представлялось возможным. Хорошо понимая .что боги переименовывались, объединялись по сходству части функций в одно божество и порою даже меняли пол. преодолевая внутреннее не приятие подхода греков к изучению внешнего мира » все свалим в кучу и назовем как удобно нам»…я взялась за распутывание для себя тех нитей. которые звучали громче всего.
Для меня началом стал образ Артемиды. Не скажу .что уже все о ней написала. но основная нота мне понятна .Артемида стала первой так как она в некоторых своих проявлениях. ближе всего к моей богине, а возможно они лишь грани одной, той которую я еще не отделила от общего образа. Деметра стала второй. А вот третья — Медуза .Она появлялась вновь и вновь. напоминая привидения в кино. которые не находят покоя пока не найдут их тело или убийцу или не очистят их доброе имя.
Медуза. В мифах она одна из сестер Горгон. Причем бессмертных сестер . она единственная смертная среди них. Где еще встречаем такое несоответствие? Яма, бессмертный бог .отказавшийся от своего бессмертия ради того что бы его можно было убить. И он не единственный , Велес отдал свое тело для мироформирования. Тиамат смешав свои воды с водами Абзу дала начало миру. а ее потомки использовали расчлененное тело Тиамат для формирования неба и земли. Тиамат изображалась в виде дракона или гидры с семью головами. В германской мифологии боги создали мир из тела великана Имира, убив его.
Кем были те кого сделали «смертыми» вернее чье тело отобрали . оставив мудрую и частенько говорящую голову? Это боги  — бессмертные боги ,дети Хаоса те кто мог принять любую форму и этой их особенностью и воспользовались .
Если принять эту теорию по отношению к Медузе. нужен был «герой», тот кто убьет и отделит голову. Да. мы все читали про Персея. Но есть другие варианты, в которых Медузу собственноручно убила Афина, и вовсе не в нелепом сюжете с Посейдоном, а в битве гигантомахии.
Что же голова отрублена. но как и все головы существ близких к Хаосу, она продолжала жить. как и ее кровь.
Представление совершенно необходимого процесс расчленения (анализа) с целью создания мира сотворенного( синтеза) как убийства жуткого чудища. возникло из-за потери понимания смысла этого разделения .а в ориентированном на мужчину обществе . кто убил жуткое чудовище и всех спас — тот и  герой.
Но мы знаем что в древности основными участвующими в установлении миропорядка были богини. К;огда понимание их созидательной функции было затерто. их сменили боги убивающие чудовищ.
И так Афина. В стандартном мифе отнюдь не похожая своим поведением на мудрую богиню и богиню справедливой войны. Афина легко отличима от других древнегреческих богинь благодаря своей необычной внешности. В отличие от других женских божеств, она использует мужские атрибуты — одета в доспехи, держит в руках копьё; однако  её также сопровождают священные животные, змеи. Её называли «сероокой и русоволосой» на ее доспехах чешуя змей.
Афина, что везде подчеркивается, родилась без матери. И родилась она из головы Зевса.( Геродот отмечает, что авсеи в Ливии считают Афину дочерью Посейдона. запомним про Ливию…согласно Аполлонию Родосскому, когда она родилась у озера Тритон, там её встретили ливийские Героини. По Лукану, родившись из головы, она прежде всего посетила Ливию и назвалась Тритонидой…Эти рассказы связаны с эпитетами Афины Тритония и Тритогенея, встречающимися уже у Гомера.)
Теперь у нас есть две составляющие мифа о сотворении мира. Не отформатированное и концентрированное божество. не имеющее конкретной формы . но обладающее свойствами морской волны и на уровень плотнее — морской змеи. Божество потенциальное мать-отец Второе — Божество владеющее анализом и синтезом . а следовательно мудрое и разрушающее. Божество пряха. бог/богиня мудрости, бог/богиня войны и смерти .
Третим будет божество поддерживающее этот процесс создания-зарождения . сотворения-рождения, роста-развития и возвращения к истокам. Божество не участвующее как производящая сила в рождении . не из ее плоти создается мир или дитя, не божество принимающее в свое лоно исчерпавшее свою энергию творение, но помогающее , оберегающее . следящее за надлежащим порядком и исправляющее возникающие сбои. Божество -повитуха, божество гармонии, божество музыки, творчества , ремесла . магии. Кого же мы видим? Артемиду.

Артемида занималась не только охотой, но и акушерством,  она же приносила быструю и легкую смерть.  Если кто-то не приходился ей по нраву, нарушал запреты она превращала его в животное. А самое главное, Артемида требовала от всех верности традиции. Это — единственное олимпийское Божество, наказывавшее за предательство культа предков.

Именно это ее исконное свойство объясняет, почему Артемида не прославила себя в борьбе с титанами — детьми Матери-Земли — и сочувствовала Медузе Горгоне. Очень похоже, что воспринимала она ниспосланное Медузе наказание, как подвиг служения ее древнейшему назначению, самой Богиней по обстоятельствам, не зависящим от нее, утраченному. Артемида впустила Медузу в храм на острове Корфу. Здесь — на острове Корфу — по доброму отнеслись к Медузе. Приголубили ее, приютили, оказали честь. И сделали это вопреки тому, что Богиня Афина запретила Медузе входить в храм — не только свой, но и любой.


И три древние богини пришедшие на землю Греции открывают свои истинные лики.

Главный экспонат Археологического Музея Корфу, фронтон 6-го века до н.э. с Горгоной. Это единственная в мире полностью сохранившаяся скульптурная композиция этого периода истории Древней Греции.

Медуза в центре храма Артемиды , тогда как боги Олимпа в самом уголке. Медуза , о волосах которой не забывает ни один миф .Медуза — из капель крови ее родился крылатый конь поэзии Пегас и великан Хрисаор. Он родился с золотым мечом в руках.
Из капель крови, упавшей в пески Ливии, появились ядовитые змеи (по Лукану, это были т. н. Ливийские змеи: аспид, амфисбена, аммодит и василиск)Да , это та самая Ливия в которую отправилась Афина едва появившись. а то и вовсе родившись там.
Остров Сицилия традиционно считается местом, где жили горгоны и была убита Медуза. Афина гнала колесницу с парой коней против Энкелада, а когда тот обратился в бегство, обрушила на него остров Сицилию. Медуза, Афина и Посейдон о их взаимосвязи в другой статье. Иначе мои посты превращаются в монографии)
Но Афина собрала кровь Медузы и отдала Асклепию . Кровь, которая текла из левой части, несла смерть, а из правой — использовалась Асклепием для спасения людей. Получаем сюжет о живой и мертвой воде. Что кровеносные сосуды убитого божества превращаются в реки, в источники воды . есть в каждой мифологии .где тело бога используют как основу сотворенного мира .
Медуза не порождает зло, она амбивалентна добру и злу.
Миф об изобретении богиней флейты (авлоса) упомянут многими авторами, это миф о том что Афина была так впечатлена воплями сестер Горгон. что создала музыкальный инструмент. В подражание жалам Горгоны Афина изобрела двойной авлос.
В Беотии Афина-изобретательница авлоса, даже почиталась под особым именем Бомбилея. Афина создала инструмент из рогов оленя. Она даже научила игре на нем Аполлона Поскольку игра на авлосе требовала изрядного напряжения лицевых мышц, некоторые авлеты использовали кожаные ремешки (φορβειά), которые, охватывая шею, натягивались на щёки. Эти ремешки хорошо видны на сохранившихся древних изображениях авлетов . Сатир Марсий победил Аполлона в игре . за что и был убит а его шкура прибита к сосне, но об этом отдельно. (сосна не только дерево Кибелы, но и Посейдона)
Богиня убивающая и музыка? Но Сехмет — Гневное Око Ра , рождает бога музыки .Я до понимания насколько широко применялся авлос ,не связывала Афину и музыку. Но если посмотреть на музыку как ритмообразующий фактор , то становится ясно видна взаимосвязь .Разобранный на микрочастица мир нуждается в сборке по определенным принципам . на волну должна быть наложена частота.
Этот же принцип описывает египетский миф о творении . Задумавший мир в сердце своем Атум не может сотворить его без звука . Бог Тот . называемый «языком богов» не только знает правильные слова . произносимые для воздействия на океан Хаоса , но и знает правильное их произнесение. Он знал музыку))слов то есть какие именно слова и как именно должны быть произнесены. И все вещи обретают существование , при правильном наложении ритма на энергию. Когда понимаешь внутреннюю логику все фрагменты становятся на свои места.
И вот одновременно с сотворением мира словами и вследствие этого процесса правильного возникает Маат. Именно потому что создается космос из хаоса возникает и божество отвечающее за соблюдение правильности. То есть появление Артемиды как поборницы устоев и хранительницы древних обычаев. карающей за их нарушение, обусловлено самим появлением структурированного мира. Теперь понятно почему именно Медуза в центе храма Артемиды, почему Артемида дала ей убежище в своем храме после превращения ее в чудовище. И почему собственно прекрасная девушка с дивной красоты волосами стала «вдруг» чудовищем .
Мудрая Афина рождается из головы Зевса. Тот -бог мудрости . подобно языку находящийся в голове Атума. Еще один персонаж — это Великий Гоготун. Гоготун божественная птица , первой влетевшая в космическую тьму и нарушившая вековечное безмолвье Хаоса, летал над водами Нуна в поисках хоть какого-нибудь твердого места на глади вод. И тогда Атум создал изначальный холм «Бен-бен». Великий Гоготун свил гнездо в ветвях вербы на холме и снес яйцо. Если визуализировать то мы видим холм . на холме гнездо . в гнезде гусыня.
Кто еще контактирует с будущей Грецией . это земли протославянских народов . Ищем момент творения земли в велесовских мифах . Вот Мировая Уточка , она сидит в гнезде . но Земли еще нет — есть воды Мирового океана и бог Велес. на голове у которого и свила гнездо утка. Ничем не хуже место чем колено финской Ильматар.)
Тема с уткой в гнезде очень большая и будет отдельно . Но Посейдон превращался в птицу для того что бы зачать детей с Медузой. Мы знаем коней Посейдона, знаем быков «Землесотрясателя». но образ Посейдона как птицы вовсе не так известен.
Почитавшиеся вместе с Посейдоном его кони первоначально были хтоническими, а не морскими. Древнейшее представление о Посейдоне связано с плодородием земли, пропитанной влагой. В древнепеласгическое время Посейдон был не только богом моря, но и богом всех вод, распространённых на земле ..; он дает начало источникам, рекам и озерам. Поэтому он был также питателем и оплодотворителем растительного царства.
Пока что подведем кратко итоги: Медуза — древнее хтоническое божество . чья мифология развивалась вместе с образами Афины и Артемиды. Я проследила истоки ее мифологии до Ливии, но это еще не точка начала. Божество принимавшее участие в сотворении мира . как основа для формирования упорядоченного мира. Косвенное свидетельство сохранившееся в памяти : Продолжающая жить голова Медузы, кровь Медузы ставшая живой и мертвой водой. По Павсанию, её голова лежит в земляном холме около площади Аргоса… Циклопы изготовили голову Медузы из мрамора и установили у храма Кефиса в Аргосе. Две потрясающие огромные головы Медузы в Цистерне-Базилике Константинополя могут быть из этого храма.

Архитектурной особенностью Базилики считается то, что практически каждая колонна отличается уникальным оформлением и размерами. Некоторые из них украшены лепниной и декоративными элементами. Самыми ценными считаются две колонны с головой Медузы Горгоны. Интересно, что одна повернута головой вниз, а на другой голова смотрит в бок. Предположительно, такая задумка связана с тем, чтобы посетители цистерны не боялись окаменеть . Сам факт присутствия Медузы в одном из этажей огромного водохранилища очень гоаорящий.

Снаружи Цистерна совсем небольшая . Само водохранилище размещается на глубине 11 метров. Его залы занимают площадь 145 × 65 метров. Особенно впечатляет высота потолка, достигающая 8 метров. Его поддерживают 336 колонн, выстроенных в 12 рядов. Толщина каждой из них составляет примерно 4 метра.Строительство подземного водохранилища длилось более 200 лет. Оно началось при императоре Константине Первом в 306 году и закончилось в 532 году во времена правления императора Юстиниана. Интересно , а что они знали о Медузе? По историческим причинам о ней забыли и огромные залы были загрязнены наносами. Французский путешественник Пьер Жилль узнал о существовании водохранилища по привычке местных жителей ловить рыбу в колодцах и подвальных проемах. Со временем Цистерна была найдена под фундаментом частного дома, и правительство Турции занялось ее реставрацией

Неизвестно, откуда привезены головы Медузы и какому древнему сооружению принадлежали раньше (блок с похожей головой находится во дворе Археологического музея Стамбула). По соседству с Базиликой находится «Бассейн желаний».

Иной взгляд на мифы о Медузе: 4 комментария

Добавьте свой

  1. История (и сама жизнь) была переврана, как обыцно. Особенно последние две тысячи лет, о чем говорит Йешуа Левию Матвею у Булгакова.
    Прекрасные богини стали злобными существами. А все куда куда сложнее….

    Нравится 1 человек

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
<span>%d</span> такие блоггеры, как: