Другие названия дня:
- День Матвея
- День Матфия
- Матфей ненасытный
- Матфей ненастный
- Матфей – Змеесос коров
В старину верили, что в этот день змеи могут из коров все молоко высосать, поэтому скотину не выгоняли на пастбище. И хотя это народная сказка — молоко коровы могут терять по многим причинам, даже служители церкви использовали этот сюжет в своих проповедях. Вот отрывок из книги свт. Николая Сербского (Велимировича) «Мысли о добре и зле»:
«Если корова один раз позволит, чтобы молоко ее пососала змея, тогда она ежедневно бежит на определенное место, где змея сосет ее молоко. Это магия змеи и болезненное удовольствие коровы. Чем более змея толстеет, тем больше корова худеет. Ах, болезненное удовольствие коровы — как скоро превратится оно в боль без удовольствия! Ибо когда молоко в вымени иссякнет, корова будет вынуждена питать змею кровью. И если не отвыкнет от роковых встреч, змея высосет у нее и плоть, и мозг.»
Хозяйки на рассвете в этот день на улицу выносили кувшин или миску с молоком для змеи и оставляли его там до того времени, пока исчезнет утренняя роса. Верили, что после этого коровы будут лучше доиться. У многих в коровниках или в доме жили ужи — «домовые змеи», охранники домашнего хозяйства от мышей. Крупный уж справится и с крысой, и выгонит других змей. Так что и молочком его угощали время от времени.
Буренок доили в одиночестве, боясь дурного глаза. Ведро после дойки нельзя было ставить на стол или стул, ни на кадку. На стол подавали топленое молоко либо ряженку и простоквашу. Поставить в этот день парное молоко — считалось навести на него порчу и лишиться продукта, иначе у коровы молоко пропадет. Никому не стоит сообщать, сколько молока удалось с утра надоить, в противном случае животное может заболеть.
Змея дворовая — змея, обитающая во дворе; дух, «хозяин» двора; домовой, представляемый в виде змеи.
Змея — один из традиционных обликов домового, дворового. Это не только «змея — «хозяин» двора, скота», но, возможно, и предок, старший в доме. По очень давним поверьям, змея — один из обликов умершего или его души. Чаще всего «дворовым хозяином» представляется уж. На Ярославщине с домовым, дворовым ужом сравнивали рачительного хозяина: «Как уж все в дом тащит».
Ужа часто представляли увенчанным — с венцом, короной на голове (Влад., Тамб., Сарат.). В некоторых губерниях России считали, что ужа, спасшего Ноев Ковчег (он заткнул дыру в ковчеге) наградил короной Бог. «По преданию стариков, уж всегда защищает человека от змей. Если на дворе или в саду пришлось тебе лечь отдыхать, то уж тебя караулит»; «Если разбить ужовые яйца, то уж отомстит тебе» (Сарат.).
Дворовой змеей могла быть и гадюка; «Пришла я, значит, доить корову. Утром рано… Ну, смотрю, серая, клубочком свернувшись, как раз около хребта, и лежит эта серая гадюка <на корове>. Ничего я доить не стала. И не то что побоялась, но как-то я слышала такое, что во дворе змею бить нельзя» (Новг.).
У дворовых змей бывают любимые коровы, которых они «доят», сосут. Крестьяне некоторых областей России считали, что это «к счастью». Полагая, что одну из коров облюбовал уж, ее переставали доить и предоставляли ужу, видя в этом залог благополучия дома, скота (Том.). Порою для дворовых змей специально оставляли молоко, подкармливая их.
Обилие молока, сметаны, высосанных и хранимых «в себе» змеей, как бы символизировало достаток, благополучие дома. К змее, почитаемой дворовой, относились с благоговением и опаской: ее нельзя было убивать, обижать. «Домового олицетворяют в гадах, появляющихся в домах: так, если в избу приползет змея или [прискачет] лягушка, то не решаются их убивать, боясь мщения домовых — в образе змеи или лягушки может быть убит сам домовой. Это известие подтверждали примером: когда в одной избе убили гада, то пол подернулся сметаной, и затем последовала смерть троих членов семьи» (Новг.). А. Потебня приводит южнорусский сюжет, в котором подкармливающая белого ужа девочка умирает после его гибели; аналогично гибель ужа влечет и гибель коровы, которую он сосал [Потебня, 1865].
В рассказе из Томской губернии уж нанес яйца в сапоги, оставленные мужиком в амбаре. Мужик находит, уносит яйца, и уж напускает яду в молоко. Когда же сапоги с яйцами возвращают на место, уж проливает отравленное молоко. «Есть и такая примета: если змея ползет со двора — быть беде»; «если ползет во двор — быть радости» (Арх.).
Дворовой змеей могла быть не только обычная, но и «придуманная», необыкновенная змея, более напоминающая змея. По поверьям Псковщины, у дворового голова петуха и тело змеи. Выводилось подобное существо из петушьего яйца, приобретавшего таким образом качество змеиного.
Вера в существование дворовых змей продолжает бытовать и у крестьян второй половины XX в.
В некоторых деревнях крестьяне пекли блины или оладьи. Они, как символ солнца, должны были отвести порчу от скотины.
22 августа было принято заготавливать зелень на зиму, поскольку она широко применялась как для приготовления пищи, так и для лечения многих заболеваний.
Подготовка укропа и петрушки представляла собой целый ритуал. Пряности собирали, мыли водой из колодца, а затем раскладывали сушиться на печь. Затем раскладывали в льняные мешки. Считалось, что именно этот материал лучше всего сохраняет все свойства и аромат трав. А вот лекарственные травяные сборы в этот день не пили. По поверью, в этот день они источают яд и могут нанести сильный вред здоровью.
Святого Матфия почитали зажиточные крестьяне и купцы, потому что со дня его памяти повсеместно начинали готовиться к ярмаркам. В народе верили, что святой остужает суету и торопливость, которые только вредят при заключении сделок, и даёт напутствие в торговле.
Святой Матфий обладал даром исцеления и чудотворения. Поэтому считалось в этот день можно было лечить от потери памяти.
Существуют и определенные запреты для этого дня. 22 августа нельзя:
- Носить металлические украшения.
- Потирать руку об руку, иначе на некоторое время лишитесь прибыли.
- Смотреть на луну, в противном случае будет сильно болеть голова.
- Если вам приходится ездить в общественном транспорте, то не садитесь рядом с инвалидами и людьми, лишенными конечностей.
- Нельзя сильно веселиться, устраивать гуляния и разврат. Также запрещается грешить в этот день.
Но при этом следует избегать тоски и одиночества. Необходимо гнать от себя грустные мысли. Хорошо заняться творчеством.
С Иванова дня ставят в кринках молоко под три росы — больше молока коровы дадут. Чтобы стельная корова принесла телку (не бычка), хозяйка едет доить ее в последний раз верхом на сковороднике. Куда стельная корова головой ложится (на полночь или на полдень), тогда и отелится.
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ НА 22 ДЕНЬ АВГУСТА
- Если 22 августа примечали южный вихревой ветер, значит, зимой стоило ждать много снега.
- Ранний иней – к хорошему урожаю в следующем году.
- Сурки свистят громко – первая половина осени будет теплой.
- Ночь ясная, а росы утром не видно – к дождю.
- Дождь в этот день предвещает ненастье до конца лета.
- Если месяц хорошо на небе виден, то до конца августа будет жарко.
- Если на Матвея непогода, то следующий год будет неурожайным.
- Сильный ветер с юга сулит снежную зиму.
- Овес поспел – к хорошему урожаю орехов.
- Сильный ветер – зима будет холодной.
- Спокойная и тихая погода – к теплой осени и поздней зиме.
- Обильная роса – к теплому и солнечному дню.
- Крутые вихри – к крутой зиме.
- Тихая вода в водоемах на Матфея – зима будет без метелей.
Помните, что в зависимости от региона и климатической зоны, описанные приметы и погодные условия, могут быть для вас неактуальными.
Другие названия дня:
- День Матвея
- День Матфия
- Матфей ненасытный
- Матфей ненастный
- Матфей – Змеесос коров
В старину верили, что в этот день змеи могут из коров все молоко высосать, поэтому скотину не выгоняли на пастбище. И хотя это народная сказка — молоко коровы могут терять по многим причинам, даже служители церкви использовали этот сюжет в своих проповедях. Вот отрывок из книги свт. Николая Сербского (Велимировича) «Мысли о добре и зле»:
«Если корова один раз позволит, чтобы молоко ее пососала змея, тогда она ежедневно бежит на определенное место, где змея сосет ее молоко. Это магия змеи и болезненное удовольствие коровы. Чем более змея толстеет, тем больше корова худеет. Ах, болезненное удовольствие коровы — как скоро превратится оно в боль без удовольствия! Ибо когда молоко в вымени иссякнет, корова будет вынуждена питать змею кровью. И если не отвыкнет от роковых встреч, змея высосет у нее и плоть, и мозг.»
Хозяйки на рассвете…
View original post ещё 1 022 слова
Добавить комментарий