День угощения змей

Другие названия дня:

  • День Матвея
  • День Матфия
  • Матфей ненасытный
  • Матфей ненастный
  • Матфей – Змеесос коров

В старину верили, что в этот день змеи могут из коров все молоко высосать, поэтому скотину не выгоняли на пастбище. И хотя это народная сказка — молоко коровы могут терять по многим причинам, даже служители церкви использовали этот сюжет в своих проповедях. Вот отрывок из книги свт. Николая Сербского (Велимировича) «Мысли о добре и зле»:

«Если корова один раз позволит, чтобы молоко ее пососала змея, тогда она ежедневно бежит на определенное место, где змея сосет ее молоко. Это магия змеи и болезненное удовольствие коровы. Чем более змея толстеет, тем больше корова худеет. Ах, болезненное удовольствие коровы — как скоро превратится оно в боль без удовольствия! Ибо когда молоко в вымени иссякнет, корова будет вынуждена питать змею кровью. И если не отвыкнет от роковых встреч, змея высосет у нее и плоть, и мозг.»

Хозяйки на рассвете в этот день на улицу выносили кувшин или миску с молоком для змеи и оставляли его там до того времени, пока исчезнет утренняя роса. Верили, что после этого коровы будут лучше доиться. У многих в коровниках или в доме жили ужи — «домовые змеи», охранники домашнего хозяйства от мышей. Крупный уж справится и с крысой, и выгонит других змей. Так что и молочком его угощали время от времени.

Буренок доили в одиночестве, боясь дурного глаза. Ведро после дойки нельзя было ставить на стол или стул, ни на кадку. На стол подавали топленое молоко либо ряженку и простоквашу. Поставить в этот день парное молоко — считалось навести на него порчу и лишиться продукта, иначе у коровы молоко пропадет. Никому не стоит сообщать, сколько молока удалось с утра надоить, в противном случае животное может заболеть.

Змея дворовая — змея, обитающая во дворе; дух, «хозяин» двора; домовой, представляемый в виде змеи.

uzh-2

Змея — один из традиционных обликов домового, дворового. Это не только «змея — «хозяин» двора, скота», но, возможно, и предок, старший в доме. По очень давним поверьям, змея — один из обликов умершего или его души. Чаще всего «дворовым хозяином» представляется уж. На Ярославщине с домовым, дворовым ужом сравнивали рачительного хозяина: «Как уж все в дом тащит».

Ужа часто представляли увенчанным — с венцом, короной на голове (Влад., Тамб., Сарат.). В некоторых губерниях России считали, что ужа, спасшего Ноев Ковчег (он заткнул дыру в ковчеге) наградил короной Бог. «По преданию стариков, уж всегда защищает человека от змей. Если на дворе или в саду пришлось тебе лечь отдыхать, то уж тебя караулит»; «Если разбить ужовые яйца, то уж отомстит тебе» (Сарат.).

e9f2824192c71cebf5a158c88d308d54

Дворовой змеей могла быть и гадюка; «Пришла я, значит, доить корову. Утром рано… Ну, смотрю, серая, клубочком свернувшись, как раз около хребта, и лежит эта серая гадюка <на корове>. Ничего я доить не стала. И не то что побоялась, но как-то я слышала такое, что во дворе змею бить нельзя» (Новг.).

08160856.291942.5657

У дворовых змей бывают любимые коровы, которых они «доят», сосут. Крестьяне некоторых областей России считали, что это «к счастью». Полагая, что одну из коров облюбовал уж, ее переставали доить и предоставляли ужу, видя в этом залог благополучия дома, скота (Том.). Порою для дворовых змей специально оставляли молоко, подкармливая их.

Обилие молока, сметаны, высосанных и хранимых «в себе» змеей, как бы символизировало достаток, благополучие дома. К змее, почитаемой дворовой, относились с благоговением и опаской: ее нельзя было убивать, обижать. «Домового олицетворяют в гадах, появляющихся в домах: так, если в избу приползет змея или [прискачет] лягушка, то не решаются их убивать, боясь мщения домовых — в образе змеи или лягушки может быть убит сам домовой. Это известие подтверждали примером: когда в одной избе убили гада, то пол подернулся сметаной, и затем последовала смерть троих членов семьи» (Новг.). А. Потебня приводит южнорусский сюжет, в котором подкармливающая белого ужа девочка умирает после его гибели; аналогично гибель ужа влечет и гибель коровы, которую он сосал [Потебня, 1865].

В рассказе из Томской губернии уж нанес яйца в сапоги, оставленные мужиком в амбаре. Мужик находит, уносит яйца, и уж напускает яду в молоко. Когда же сапоги с яйцами возвращают на место, уж проливает отравленное молоко. «Есть и такая примета: если змея ползет со двора — быть беде»; «если ползет во двор — быть радости» (Арх.).

Дворовой змеей могла быть не только обычная, но и «придуманная», необыкновенная змея, более напоминающая змея. По поверьям Псковщины, у дворового голова петуха и тело змеи. Выводилось подобное существо из петушьего яйца, приобретавшего таким образом качество змеиного.

Вера в существование дворовых змей продолжает бытовать и у крестьян второй половины XX в.

В некоторых деревнях крестьяне пекли блины или оладьи. Они, как символ солнца, должны были отвести порчу от скотины.

cow_calf

divider07l

22 августа было принято заготавливать зелень на зиму, поскольку она широко применялась как для приготовления пищи, так и для лечения многих заболеваний.

Подготовка укропа и петрушки представляла собой целый ритуал. Пряности собирали, мыли водой из колодца, а затем раскладывали сушиться на печь. Затем раскладывали в льняные мешки. Считалось, что именно этот материал лучше всего сохраняет все свойства и аромат трав. А вот лекарственные травяные сборы в этот день не пили. По поверью, в этот день они источают яд и могут нанести сильный вред здоровью.

Святого Матфия почитали зажиточные крестьяне и купцы, потому что со дня его памяти повсеместно начинали готовиться к ярмаркам. В народе верили, что святой остужает суету и торопливость, которые только вредят при заключении сделок, и даёт напутствие в торговле.

Святой Матфий обладал даром исцеления и чудотворения. Поэтому считалось в этот день можно было лечить от потери памяти.

Существуют и определенные запреты для этого дня. 22 августа нельзя:

  • Носить металлические украшения.
  • Потирать руку об руку, иначе на некоторое время лишитесь прибыли.
  • Смотреть на луну, в противном случае будет сильно болеть голова.
  • Если вам приходится ездить в общественном транспорте, то не садитесь рядом с инвалидами и людьми, лишенными конечностей.
  • Нельзя сильно веселиться, устраивать гуляния и разврат. Также запрещается грешить в этот день.

Но при этом следует избегать тоски и одиночества. Необходимо гнать от себя грустные мысли. Хорошо заняться творчеством.

С Иванова дня ставят в кринках молоко под три росы — больше молока коровы дадут. Чтобы стельная корова принесла телку (не бычка), хозяйка едет доить ее в последний раз верхом на сковороднике. Куда стельная корова головой ложится (на полночь или на полдень), тогда и отелится.


НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ НА 22 ДЕНЬ АВГУСТА

  • Если 22 августа примечали южный вихревой ветер, значит, зимой стоило ждать много снега.
  • Ранний иней – к хорошему урожаю в следующем году.
  • Сурки свистят громко – первая половина осени будет теплой.
  • Ночь ясная, а росы утром не видно – к дождю.
  • Дождь в этот день предвещает ненастье до конца лета.
  • Если месяц хорошо на небе виден, то до конца августа будет жарко.
  • Если на Матвея непогода, то следующий год будет неурожайным.
  • Сильный ветер с юга сулит снежную зиму.
  • Овес поспел – к хорошему урожаю орехов.
  • Сильный ветер – зима будет холодной.
  • Спокойная и тихая погода – к теплой осени и поздней зиме.
  • Обильная роса – к теплому и солнечному дню.
  • Крутые вихри – к крутой зиме.
  • Тихая вода в водоемах на Матфея – зима будет без метелей.

Помните, что в зависимости от региона и климатической зоны, описанные приметы и погодные условия, могут быть для вас неактуальными.

 

ЛУННЫЙ ДОМ

Другие названия дня:

  • День Матвея
  • День Матфия
  • Матфей ненасытный
  • Матфей ненастный
  • Матфей – Змеесос коров

В старину верили, что в этот день змеи могут из коров все молоко высосать, поэтому скотину не выгоняли на пастбище. И хотя это народная сказка — молоко коровы могут терять по многим причинам, даже служители церкви использовали этот сюжет в своих проповедях. Вот отрывок из книги свт. Николая Сербского (Велимировича) «Мысли о добре и зле»:

«Если корова один раз позволит, чтобы молоко ее пососала змея, тогда она ежедневно бежит на определенное место, где змея сосет ее молоко. Это магия змеи и болезненное удовольствие коровы. Чем более змея толстеет, тем больше корова худеет. Ах, болезненное удовольствие коровы — как скоро превратится оно в боль без удовольствия! Ибо когда молоко в вымени иссякнет, корова будет вынуждена питать змею кровью. И если не отвыкнет от роковых встреч, змея высосет у нее и плоть, и мозг.»

Хозяйки на рассвете…

View original post ещё 1 022 слова

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: