Вихри в славянских поверьях

Вихрь
Вихрь (рус. вихорный, вихравый, вихрик, ви́хо́р, ветер, вихровой атаман, ветряной царь, ви́хорь, ви́хорный, вихрово́й, ви́хрик; белор. подвей; укр. вихор; польск. wietrznica) — в славянской мифологии , опасный для людей ветер, производимый по привнесенным христианским представлениям , нечистой силой или являющийся её воплощением. По мифологическим свойствам близок к ветру, буре и метели. Представления о вихре близки у разных славян, обособляется разве что карпатская поветруля[uk], отчасти близкая к польской богинке (например, подменой детей). которая собственно ни ветром ни вихрем не являющаяся. (повітруля — дочка ветров)
Считалось, что вихрь — это крутящиеся, дерущиеся, играющие свадьбу черти, ведьмы, чаровницы, алы[sr], самовилы, караконджулы, полудницы, лешие, шишиги и др. Также вихрь возникает в результате смерти человека, особенно «неправильной».Появление Вихря связывается с неестественной смертью, в частности с самоубийством. Считается, что ихрь. летит в ту сторону, куда повернуто лицо висельника, он гонит душу повесившегося, ночует на могиле самоубийцы. С Вихрем прилетает домой душа умершего родственника, мужа. Вихрь сопровождает смерть ведьмы или колдуна.
Кроме того у восточных и западных славян существовали представления о вихре, как об отдельном персонаже. Вихрь возникает в полдень или полночь, чаще летом, в засушливое время или перед дождём или грозой, в яблочные дни Марены . Он образуется на дороге, в поле или в лесу, иногда в печной трубе, а также на месте «неправильной» смерти, могилы самоубийц и места самоубийства.
Согласно народным представлениям, вихрь выглядел как столб пыли, в котором крутятся солома, листья и всякая мелочь. Он мог видеться чёрным или огненным, с большими руками. . В вихре можно увидеть демонов в облике молодого человека, серого кота, чертей и ведьм с куриными лапами вместо ног, для этого нужно нагнуться и посмотреть между ног, посмотреть через левую руку, через рукав или вывернутую рубах..( .Смотреть сквозь…)
Вихрь может валить деревья, срывать крыши домов, разбрасывать сено, раскручивать холсты. Он мог подхватить человека и унести вдаль, или ударить о землю. Считалось, что вихрь может вызвать у человека слабость, физические (моровая язва, паралич, искривление лица, помешательство, онемение, глухота, колтун, выкидыш) и психические (падучая, слабоумие, «бесноватость») болезни, смерть, навести на него порчу, вызвать несчастливый брак, принести прочие несчастья или сделать ясновидящим. Вылечиться же от принесённых вихрем болезней считалось невозможным, по другим представлениям, могли помочь специальные заговоры и различные «магические» предметы и действия.О людях, попавших в вихрь, говорят, что их «пидвияло», «вихор перейшов». Таких людей, если они не умирают, разбивает паралич, у них искривляется рот, лицо, вырастает колтун, они становятся немыми.
Чтобы избежать болезни от вихря, использовали обереги (у болгар — зашитые в одежду пижма, донник, полынь, чеснок) и отгонные средства (креститься и читать молитву или браниться).
Вихревые болезни предотвращали купанием на Благовещение (в Подолье), празднованием дня святого Варфоломея (у сербов).если и лечить то только специальными заговорами или «иорданской» водой (т.е. водой, освященной на Крещение в проруби). Помогает нож, семь раз освященный на Пасху, которым крестят больного, произнося заговор, или сено и листья, закрученные Вихрем.
Прогнать вихрь можно плевком, киданием в него пуговицы, палки или камня)). Считалось, что нельзя показывать вихрю кукиш и лицо( на самом деле голую попу)), разговаривать при нём, бросать в него нож( а вот нож то куда эффективнее чем пуговица. но боялись крутящего момента и возможнгых ранений от острого предмета).
Нельзя ругать детей, говоря «носи тебя вихрь», ничего шить из полотна, закрученного вихрем ( это уже выбранная ветром жертва. и его следует отдать Стрибогу), носить одежду, в которой попал в вихрь (пока не выстираешь или не обкуришь).
Вихрь передаёт свои магические свойства предметам и явлениям, на которые он, по народным поверьям, воздействовал: выворотню, колтуну, омеле, закрученному ветром сену и полотну. По болгарским поверьям, человек побывавший в вихре приносит другим неудачи и несчастье.
В русских заговорах вихрь назывался помощником совершавшего его, или он уносил болезни прочь. Вихрь упоминается в ругательствах. В русских сказках и болгарских легендах вихрь похищал царевну. В болгарской песне он приходит на помощь самодиве.
Считалось, что вихрь снился к заботам и хлопотам. В народной метеорологии вихрь после полудня предвещал дождь в течение девяти дней (у лужичан), в день святого Павла — высокую стоимость свиней весь год (у гурали в Венгрии)
источники : Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Вихрь_(славянская_мифология)

Вихри в славянских поверьях: 3 комментария

Добавьте свой

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: