Божественные слова (ч.6)Бет

Бет.

Сначала пишется укороченная буква Реш (A→B→C). Затем проводится широкая горизонтальная черта (D→E) вдоль нижнего края поля. Следите за тем, чтобы нижняя черта начиналась правее точки (C), иначе буква Бет окажется точно такой же формы, как буква Каф. И не делайте черты слишком короткими, иначе будет похоже на букву Нун

00000

Буква Бет состоит из трех штрихов Вав, соединенных между собой под прямыми углами и оставляющих разрыв слева. При написании этой буквы надо выполнять шесть законов: 1. Прямые углы справа вверху и внизу. 2. Вверху слева (но не на самом углу!) должен быть небольшой таг, похожий на скипетр. 3. Вверху справа — небольшой окец. 4. У буквы Бет должна быть «пятка» (то есть нижняя горизонтальная черта должна выступать вправо от вертикальной). Бет напоминает Далет, вставленный в горло Вав. 5. Длина и ширина буквы равны 3 кулмусим. 6. Ширина промежутка между чертами равна ширине каждой из черт (1 кулмус).

Связь между буквами алеф и бет не ограничивается их соседством в алфавите. Если алеф указывает на единство Всевышнего, то следующая за ним буква бет – на множественность и разнообразие Его проявлений в мире, и ее числовое значение – 2. Слово брия – «творение» – начинается с бет.

Человек не может ощутить единство Творца во всем многообразии бытия. Оно воспринимается нами только умозрительно. Однако создание мира и человека в нем привело к появлению новой формы восприятия реальности; мир предстает перед творениями сложным, полным противоречий и парадоксов. Но именно они-то и открывают дорогу творчеству, созиданию.

Противоборство сил выстраивается в знаменитую формулу диалектики: «теза + антитеза = синтез». Синтез, основа творческого потенциала человека, существует только благодаря противоречиям. Эту идею можно проиллюстрировать с помощью слова браха – «благословение», – также начинающегося с буквы бет и образованного от корня бет–рейш–хаф, означающего благословение, изменение и увеличение численности, то есть именно множественность и способность к изменению несет в себе благословение.

Сама Тора – и, соответственно, рассказ о сотворении мира – также начинается с этой буквы; ею открывается первое из Десяти речений, создавших мироздание и положившее начало диалектике: «В начале (б-рейшит) сотворения Всесильным Неба и земли…»

Бет, как мы уже говорили, указывает на двойственность природы мироздания, на возможность синтеза. Мир создан для людей, а предназначение человека – созидать, реализуя заложенную в нем потенцию. Но в этом ему дарована свобода выбора между добром и злом.

В своем существовании творение не автономно, оно целиком зависит от Творца. Намек на это дан в написании буквы бет, словно тянущейся от предыдущей, алеф (в иврите, как известно, пишут справа налево). Концепции, воплощенные в бет, представляют собой лишь развитие идей, переданных буквой алеф. Соединившись, названия этих букв образуют слово алефбет – еврейский алфавит, основа обучения.

Название буквы ­бет связано со словом байт – «дом». Она и по форме напоминает жилище, символ семьи, совместного созидания. Да и что такое семья, если не синтез начал, двуединство мужчины и женщины? Слово байт входит также в понятие Бейт–ѓа–микдаш – Храм. Именно в Храме, объединяющем дух и материю, ощутимо присутствие единого Б-га.http://www.judaicaru.org/tora/letters_1.html

Цель: место обитания Бога внизу
Буква Бет, название которой означает «дом», указывает на дом Божий: «дом Мой назовется домом молитвы для всех народов»<Ис.56:7.> Мидраш утверждает, что Божественной причиной творения было желание Пресвятого место обитания в низшей реальности. Исполнение этого желания начинается с сотворения человека, который должен «завоевать» весь мир и сделать его царством Божьим.

Перед тем, как подробно описать Скинию и ее сосуды, Тора указывает ее главную цель: «Да построят они Мне Храм, и буду обитать в них».<$FВ русской канонической Библии — «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их»; см. Исх.25:8.> Не «в нем», объясняют Мудрецы, но «в них» — во всех и каждом еврее. «Обитать в них» — это, в сущности, откровение Божественности в народе Израиля, вечно присутствующей, но иногда «затемненной» — как, например, во времена изгнания и разрушения Храма. Внутренняя святость народа Израиля, «святилища Бога», когда она будет открыта и связана со святостью страны Израиля, позволит Святой Земле расширяться и в конце концов поглотить всю землю (низшую реальность): «страна Израиля в грядущем распространится на все страны земли».

Нумерологически буква Бет соответствует слову таава,<То есть суммы нумерологических значений букв в словах «бет» и «таава» равны одному числу, 412.> означающему«желание» или «страсть». В целом таава указывает на негативное человеческое качество. Но в некоторых местах таава означает позитивное желание цадика, то есть праведника. В Притчах сказано: «Желание праведников исполнится»<Прит.10:24.> и далее: «Желание праведных есть одно добро».< Прит.11:23.> Таава Бога, «всемирного Цадика», — выше всякого разума и логики. На этом уровне невозможно спрашивать «почему» и «зачем». Поскольку Бог есть сущность добра, Его желание — «одно добро».

Этот «Цадик вверху» обитает в Доме, построенном для Него цадиком внизу. Здесь достигает осуществления глубочайшее желание Творца. Большой Бет, первая буква Торы и начало Творения, выражает эту конечную цель, ибо не зря говорят: «Свершенное дело прежде зарождается в мысли». В первом слове Торы, берешит tycarb, три буквы-«слуги» — префикс Бет и суффиксы Йод и Тав — складываются в слово бет, «дом» (и это же — название буквы Бет). Корень же слова берешит, рош, означает «голова». Таким образом, самое «естественное» преобразование слова берешит читается как рош бет, «голова дома». А одним из преобразований слова рош будет ошер, «счастье». Когда праведник-цадик приводит Бога, то есть «Главу», в Его Дом, последний становится домом истинного и вечного счастья.

Привести «Главу» в Его обитель, Его «Дом» внизу, в истинное счастье — вот в чем секрет благословения (браха); это слово тоже начинается с буквы Бет. Наши Мудрцы учат, что Большой Бет начинает и Творение, и Тору благодаря силе благословения.(http://bezogr.ru/22-svyashennie-bukvi.html?page=4

Рабби Лоренс Кушнер («Книга букв»):
У буквы Бет два острия — одно указывает вверх, а другое назад, то есть вправо. Итак, когда спрашивают букву Бет: «Кто сотворил тебя?», она указывает вверх, а когда спрашивают: «Как зовут его?», она показывает на букву Алеф, как бы отвечая: «Имя его — Единый».

Рабби Бенджамин Блех («Тайны еврейских слов»):
Почему Тора начинается с буквы Бет, соответствующей числу два? Потому что, как учат нас наши Мудрецы, Бог сотворил не один мир, а два. Есть «этот мир» и «грядущий мир». Мы всегда должны жить с осознанием того, что смерть — не конец, но второе начало.

Харриетт Огаста Кертисс, Ф. Хоумер Кертисс («Ключ ко вселенной»):
Вторая буква, Бет (b)
Он произвел букву Бет и связал ее с мудростью; Он увенчал ее и сочетал с Луной во вселенной, первым днем в неделе и правым глазом в человеке.

(Бейт-мидраш)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: