Укко, Акка и мифология финов

К моим относкам к старику и старухе  — Кайлех и Крому. Вспомним описание Холле- Перхты-Кайлех .как богини с утиной-гусиной-лебединой лапкой.Перхта и перхты

 Фрау Холле и Дикая Охота.

И снова Баба Яга, Инжибаба, Баба Пехтра..

Любимыми оберегами у финно-угров были изображения утки или лапы утки. Они осуществляли постоянную связь и обращение к первоутке (первоптице) из яйца, которой создан Мир, т.е. к самому Верховному Божеству. Обереги носили на середине груди или на поясе. У финно-угров в качестве оберегов также использовались изображения птицелюдей и людей с головами хищных птиц. Это, видимо, относится к культу почитания Верховного Божества в виде птицы.Мифопоэтические образы «яйцо»,»птица»,»змей» в мировой культуре

Мифология угро-финнов включает в себя комплекс мифологических представлений целого ряда этносов, относящихся к финно-угорской группе – финны, карелы, эстонцы, мордва, мари, удмурты, угры, венгры.
Мифологические представления этих народов имеют немало общего, но также содержат и оригинальные мотивы. К общим представлениям относятся, прежде всего, космогонические мифы, примерно схожие по содержанию. Бог-творец велит младшему брату в образе водоплавающей птицы достать со дна океана ком земли, из которого творит твердь и все полезное, а его брат из частички земли, утаенной во рту – все вредное.

В «Калевале» говорится, что воздух – мать всему на свете. Старший брат – вода, средний брат – огонь, младший брат воды – железо. Это соответствует индоарийскому разделению мира на основные стихии: воздух, вода, огонь и землю,а  в данном случае — железо. Причем, младшего брата, железо, надо понимать как архетип металла. Там же сказано, что железо (мягкое, серая сталь, некрепленое железо) появилось из молока трех дев творения, среда обитания которых — воздух. Воздушные девы родились от потирания рук Укко у себя на колене.(, одна нога Имира с другой зачала великанов — о ногах. пальцах ног . о рождении Диониса из бедра….).

.А Укко, творец верховный, отделил от неба воду, разделил воду с сушей.

Дева творения Ильматар – перворожденная (Каве): создательница моря, родительница Вяйнямейнена, вышла из воздушной среды и, возможно, является одной из вышеупомянутых дев, создательниц железа.

Очень важен момент, что по аналогии с Библией (хотя заимствований нет никаких) Укко создает Мир не на прямую, а создает принципы (матрицы мира).

В Библии «В начале сотворил Бог Небо и Землю, Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водой».

Решила для разнообразия не цитировать египетские мифы))

Это говорит о том, что Земля и Небо – не земля и небо, в нашем понимании, а разделение божественного принципа и принципа материи. Также и Укко разделяет Воздушное пространство и воду. Но это не та вода, матерью которой стала Ильматар. Она мать морей, воды рек и озер. Она их одухотворила, привнесла в них себя из воздушной среды, удалилась от нее.

Укко остается в Воздухе и на Небе. Именно из-за этого разделения «нечисть» и может скрыться от гнева Укко только в море.( совершенно логичное объяснение. относящееся к целому комплексу календарных запретов)

Царство смерти и Манала (Туонела) связаны с морем, т.е. отделены от Укко. Царство Канмы, смерти, тоже связано с морем.

Священная жена Укко, Рауни – является одним из проявлений воздушного пространства, а также является богиней Земли. Жена Укко, Рауни (финнск. rauni – «куча камней», восстанавливается из герм fraujan, ср. готское, «господин», ср. сканд. Фрейя).Старуха Кайлех-Богиня жизни и смерти

Хозяйки Мегалитов: Пещерная Мари

На самом деле, Рауни – Земля, находится внизу и составляет с Укко-небом священную пару, характерную для мифологии всех народов. На небе находится душа Земли – Рауни. В мифологиях различается тело бога, которое может быть горой, священной рощей, источником и его сакральная сущность, близкая человеческой душе. Под личностью бога и понималась эта сакральная субстанция, которая могла по своему желанию перемещаться по Вселенной. Поэтому богиня Земли могла жить в доме своего небесного мужа (ср. в греческой мифологии присутствие богини Земли Геи на Олимпе).

Обратим внимание на различные способы создания мира в финно-карельской мифологии: Укко в первую очередь создал трех небесных дев – потер руки на колене. По основному мифу создание земли, солнца, месяца, звезд, туч, небесного свода произошло из железных и золотых яиц, отложенных на колене Ильматар, когда она носилась в водах. Яйца отложила утка,

Другая версия состоит в том, что яйца отложены на колене Вяйнямейнена, (что сходен с нашим Велесом), сына Укко и Илматар.  Вяйнямейнен – не только культурный герой, но еще и демиург. Причастный к творению мира, Вяйнямейнен оформил его, а кроме того добыл огонь, сплел первую сеть, создал музыкальный инструмент кантеле. Проникнув в загробный мир Туонелу, Вяйнямейнен овладел мудростью, не существовавшей еще на земле. Он вернул людям похищенные хозяйкой Похъёлы (Севера) солнце и месяц, а заодно выкрал сампо (источник изобилия). В пути спутник героя Еукахайнен уговорил Вяйнямёйнена запеть. Эта песня пробудила Лоухи, та догнала лодку, поставив на ее пути скалу. Во время борьбы сампо разбилось, отчего людям досталась лишь часть благ.

По третьей версии, солнце, месяц и небесный свод выковал божественный кузнец Ильмаринен, аналогичный небесному кузнецу Сварогу в славянской мифологии и Гефесту – в греческой. Ильмаринен, демиург и божественный кузнец. Ильмаринен выковал небесный свод, плуг, меч и пр. Он – соперник Вяйнямейнена, уступая тому в силе, прежде всего из-за магических способностей последнего. В одних эпизодах Ильмаринен выходит победителем, в других терпит неудачу. Из легенд о Ильмаринене интересно предание о том, как тот заманил в сундук смерть, опустив ее на дно моря, из-за чего люди не умирали триста лет.
Еукахайнен – тоже культурный герой, но с характером трикстера. В отличие от мудрого Вяйнямейнена Еукахайнен вечно попадает впросак, проигрывает в спорах, портит все то, что делает старший собрат: лодку, меч и т.д. Он – виновник того, что людям не досталось сампо.

Бесполое рождение мира говорит о том, что Рауни – принцип жены, а не персонифицированная жена Укко. Возможно, в древности Укко, как и многие верховные боги-создатели, совмещал в себе женский и мужской принцип. И т.к. в Калевале явно прослеживаются следы матриархата, то, видимо, к его женскому принципу – Рауни и были обращены молитвы предков карел, финнов, эстонцев. (Под матриархатом здесь и далее понимается не всевластие женщин, а их влияние на социум в родоплеменном обществе, когда даже наследование часто происходит по женской линии. В такого типа обществах часто большое влияние имеют женские жреческие коллегии и сообщества. В любом случае, матриархат  понимается не в марксистско-ленинской трактовке.)

Наличие семи небес – традиционный вариант во многих культурах. . Укко – бог неба. Все небо — это его физическое тело. Персона бога – его душа — может жить в этом теле на одном из уровней; для Укко — в верхнем. Семь небес – это семь энергетических частей тела бога Неба. Эти небеса составляли воздушное пространство.

Небеса заселены перворожденными девами и их детьми. Принадлежность этих небес женским божествам говорит о древности представлений, относящихся, видимо, еще к временам матриархального женского правления. К богам среднего неба часто обращаются в заговорах и песнях. Важнейшие из них: Кейто – бог металлов, Терхенетер – богиня туманов, Туймики – божество ветра, Суонетар – богиня жил, крови, жизни, которая плавает в воздухе в медной лодке.

В акте творения Земли, пригодной для жизни человека, основную роль сыграла богиня Ильматар (Каве). Она, создательница вод и берегов, дева света, зачала главного устроителя Земли – Вяйнейменена.Ильматар

На небесном своде располагались солнце, луна и звезды. Ильмаринен – «небесный вековечный кователь», сковал над Землей свод неба, отделяющий семь небес Мира Укко от Земли. Он же сковал солнце и месяц. Кроме этого, Ильмаринен еще и хозяин бури, повелевающий воздушными стихиями. Вместе с братом своим Вяйнемейненом он и занимается устройством Земли.

Очень важно упоминание в карельских и финнских рунах о том, что вещий кузнец Ильмаринен (в данном случае, не бог а культурный герой) потеряв жену, выковывает взамен нее золотую женщину. У финно-угров было поклонение золотой бабе, как хранительнице рода и солнечной жене. У хантов ранее — муж или жена, позднее — жена после смерти мужа, — делала его изображения из дерева, одевала, кормила, сажала на место мужа. Предки рода тоже имели свои изображения и бережно хранились.

Вяйнямейнен – брат Ильмаринена, он же Вейно, Увантолайнен, Осмайнен, Сувантолайнен, певец и вековечный заклинатель, устроитель благоденствия Финнляндии, Прачеловек. Со времени почитания старшего в роду, а также предка рода (не тотемического) сохранились названия – Ванамеес, Ванем (старик, дед, старший), Таеватаат («небесный дед»), Вана Таат, Ванаиса. Интересна параллель с Ванами, противостоящими Асам в мифологии скандинавских народов.

Хозяин моря – Ахто и его жена Велламо безраздельно правят морской стихией. Кроме природных обитателей моря в их подчинении находятся русалки, чайки, утопленицы. Интересен миф о том, что при появлении огромного дуба, загородившего солнце на земле, на помощь Вяйняйменену из моря появляется закованный в медь карлик. Этот карлик превращается в великана и помогает срубить «злое дерево». Видимо, Бог Ахто и является этим карликом. Характерно то, что морские божества в отличие от хтонических не противостоят, а помогают героям в устройстве Земли. Сын Ахто и Велламо, по имени Ику Турсо (Турсос) помог Вяйняйменену в полевых работах, вынес из моря огонь. Но море может не только помогать, но и карать. Это отражено в том, что Турсос иногда принимает вид морского чудовища.

Описание морского царства у финнов и карел близко к описанию водной стихии в фольклоре приильменских славян. Его населяют Морской царь  с царицей  и русалки, часть из которых бывшие утопленницы.

Между морем и небесным сводом пребывали боги, Например, Раккой, творящий лунные затмения, дух Рахко, управляющий фазами Луны, и Капеет – мифологическое животное, пожирающее Луну.

Древние финны и карелы, так же как и славяне, рассматривали Землю как место, населенное бесчисленными духами и богами. За каждую работу, растение, животное отвечали определенные боги и духи, которых в песнях и молитвах надо было просить о помощи. Вот основные из них: Тапио, он же Куктана – хозяин доброго леса (разновидность лешего), имеющий дом, двор, зверей, которые были его стадом. Нюрикки – хозяин охоты. Хийси (Ютас, Лемпо) – дух злого леса, которого призывали для злого колдовства, запугивания, у него просили удачи на охоте, особенно на лося. Лось – конь Хийси. Сампса Пеллервойнен засеял мир деревьями. Изображался маленьким мальчиком – духом деревьев.

В поучениях против язычества XV века находим многие поминания треб богам славянским еще в те времена (Лет. рус. лит. т.IV, 89, 92, 97, 107): «и приступиша къ идоломъ и начаша жрети молнiи и грому, и солнцю и луне, а друзiи Переуну, Хоурсу, вилам и Мокоши, упиремъ и берегынямъ, ихже нарицають тридевять сестриниць, а инiи въ Сварожитца верують и в Артемиду, имже невеглаши человечи молятся, и куры имъ режуть… и инеми въ водахъ потопляеми суть. А друзiи къ кладезямъ приходяще моляться и въ воду мечуть… жертву приносяще, а друзiи огневи и каменiю, и рекамъ, и источникомъ, и берегынямъ, и в дрова – не токмо же преже въ поганьстве, но мнози и ныне то творятъ»[95].

Все виды хозяйственной деятельности у финнов имели своих покровителей и защитников.. Вот имена некоторых из духов покровителей хозяйства.

Кратой – дух оберегающий имущество. Тонту – покровитель домашнего хозяйства. Калевантиойят – косари лугов (великаны, сыны богатыря Калева). Рынготеус – дающий рожь. Пеллон Пекко – дух ячменя. Виранканнос – дух овса. Эгрее –отвечал за  урожай бобов, гороха, репы, капусты, льна, конопли. Кендес – покровитель пахоты. Укко и Рауни (дождь земля) – хорошая погода, забота об урожае. Кекри – увеличивал приплод скота. Ведеи-эма – покровитель рыбной ловли.

Мир смерти финнов делился на две части: Место ужаса, или Ад, называлось Манала (Туонела), и жилище богини смерти – Канмы. Аналогичное разделение мы можем наблюдать в германской мифологии.

Злые духи и боги были многочисленны. Многие связывались с силами природы. Куу — богиня Луны, появилась из белка яйца при сотворении мира Ильматар Лемпо — бог зла и демонов. Управляет лесными и другими злыми духами. При этом иногда его наделяют свойствами, подобными римскому Купидону. Другие имена — Юнтас, Ютас Лоухи — колдунья, властительница Похъёлы. Обладает способностью менять облик, и творить могущественные заклинания. Она главный противник Вяйнямёйнена в эпосе Калевала, а также мать нескольких дочерей, которых добиваются Ильмариен, Лемминкяйнен и другие.Слово «лоухи» или «лови» также может относится к состоянию магического транса. Миеликки — богиня лесов. Помогает животным, избежавшим капканов и птенцам, выпавшим из гнезд. Также знает свойтсва лечебных трав и может сообщить о них людям, которые смогут ее спросить. Имя происходит от финского слова mielu, которо обозначает удачу. Накки — водяные существа. Известны тем, что утягивают детей под воду, если они перегибаются через перила моста, глядя на свое отражение. Говорят, что накки очень красивы спереди, а со спины покрыты шерстью и уродливы. Другое название Накки — ветехинен или весихиси. Пайватар — богиня солнца Пекко — бог урожая, в частности ячменя и покровитель пивоварения Сампса — бог семян, сеятельства и плодородия. Его праздник отмечают 29 июня. Другое имя — Пеллерво. Сурма — олицетворение насильственной, внезапной смерти, ужасное чудовище, охраняющее ворота Туонелы Тапио — бог леса, муж Миеликки

Мана (Кальма) – царь страны страха и мертвых Маналы или Туонелы. Страну окружают ущелья и черная река смерти, где плавает черный лебедь, громадная щука и  змея. Туда доставляют души в лодке. Страну населяют злобные демоны. Жена Маны звалась Туони. Их сын был олицетворением страха, другой сын Маны, Каммо, – дух ужаса. Ему поклонялись в образе камня. Киви или Киммо – сын Каммо, хозяин речных порогов, имел священный камень со своей генеалогией. Мелатар – женское божество смертельно опасных речных порогов.

Все данные божества связаны с опасностью или смертью на воде. Рыболовство у финнов и карел было одним из важнейших и древнейших занятий. Поэтому и боги, представляющие опасность на воде, более архаичны, чем боги покровители сельскохозяйственных работ.( так далеко обитавшие шумеры. также считали богов моря более древними именно по причине рыболовства.как источника пищи . и все связанные с морем опасности были важнее сельскохозяйственных проблем)

Интересен миф о появлении гадюки. Она появилась из мозгов уток и чаек и из слюны ведьмы Сюэтар. Волны растащили этот «коктейль», солнце согрело, ветер качал на воде и выбросил на берег. Жизнь в гадюку вдохнул злой бог Хийси.( слюна «ведьмы богов» Исиды. сотворила змею.которая укусила Ра, слюна Хатхор .упавшая в бездну ,породила змея Апопа )

Сюэтар сохранилась в сказках до настоящего времени. Из людоедки, живущей в норе и колдовством вредящей людям, она преобразилась в аналог русской бабы-Яги. Сохранилась в сказках до наших дней и память о Ловьятар-матери девяти болезней и недугов, зачатых ею от бури и ветра.  Даже   Мороз, ужасен, он вспоен гадюками в чужих землях, мать его без груди, отец – злодей.

Стоит остановиться на сходных изображениях птицечеловека у карелов и веси (IV-VI в.в. н.э.), а также у коми (I-VIII в.в.н.э.). У коми встречаются птицелюди, увенчаные головами хищных птиц, орлов. Это является косвенным доказательством тому, что верховный бог, финно-карел Укко почитался в обличье орла.

Укко – «отец небесный, правит туч грозою, облаками управляет», держит «в небесах совет правдивый», «посылает дождь небесный», подобный мёду (руна 2, 329-338).
Да и добрый вековечный певец Вяйнямёйнен сообщает, что ему страшен лишь сам творец Укко – «в погоде властен, он ключи судьбы имеет, не чудовищу иметь их, не врагу держать руками».Со слов старого мудрого Вяйнямёйнена мы узнаём, что Укко благой хранитель посевов и урожаев от напастей. В руках Укко прижизненное счастье человека и благополучие его рода, а также и конец жизни, то есть смерть (руна 43, 350–361, 415–449).

«Сотворил великий ветер, непогоду сделал Укко», так пелось ещё в первой трети XIX века в рунах рода Перттуненов. Укко – благой и могучий защитник праведных людей на жизненном их пути
от всех напастей (руна 30, 470–485), «творец небесной тверди» (руна 26, 524–536).

Только Укко использует свое оружие во творение, он высекает этим мечом искры, чтобы зародить на небе новые месяц и солнце (руна 47). Когда Ильмариннену и Вяйнямёйнену в руне «Рождение огня» понадобился особый нож, Укко скидывает им оружие с небес.

Акка — женский дух в саамской и финской мифологии.
У саамов первой акка был Мадеракка и ее дочери Саракка, Уксакка и Юксакка. Ямбе-акка — саамская богиня подземного мира. Ее имя означает «старуха мертвых».
В финской мифологии Акка жена Укко, верховного бога, и богиня плодородия. Когда они занимаются сексом, гремит гром. Другое ее имя — Рауни, богиня дерева рябины. Праздник середины лета раньше назывался Праздником Укко. Халтия — домашний дух-защитник или покровитель места

Хийси — духи мест в балтийской фольклоре, особенно в Финляндии. Чаще всего считаются вредоносными или по крайней мере пугающими. Они живут на мысах, в ущельях, крупных камнях (особо почитаемые называют садами Хийси), лесах и холмах. Позже они стали считаться просто злыми духами вроде троллей. Хийси могут гулять в шумной толпе, и нападать на людей, которые не посторонились. Его животные — лось и жеребенок.

Это так, «на десерт» )Акка Кебнекайсе — гусыня , которая приходилась бабушкой доброй половине гусей )

 

Источники: http://galdrarun.com/viewtopic.php?t=9030

http://mythologies.ru/index.php/europe/2011-07-25-10-22-28/5-2011-07-25-10-21-00

 

.

 

Укко, Акка и мифология финов: 4 комментария

Добавьте свой

    1. Это вобще интересная тема и довольно частая.Что вобщем то согласуется с астрологическими точками возможной смерти,которые можно обойти

      Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: