Вариации на тему «Колесницы»

Мое углубление в историю Ниппура,  изначально основывалось на интересе к ниппурскому календарю. Где интерес — там и энергия ) А древним богам только это и необходимо. На сайте Археологической иллюстрации нашла картину

Это реконструкция ритуала в шумерском храме. Жрец возносит молитвы  перед образами Иштар и Бога Бури.  Картина создана по оттиску с цилиндра (Урук, ранний бронзовый век.). поэтому в общем и целом соответствует реально происходившему в храме.

Инанна стоит на крылатом льве , ставшем прообразом сфинксов на карте Таро Колесница, а также по совместительству, льва с карты Сила

Инанна -Иштар в аспекте победительницы

Вооруженная, крылатая Иштар со львом на цепи; в верхнем углу — восьмиконечная звезда, символ богини
Фрагмент оттиска печати аккадского периода. Восточный институт Чикагского университета

Глядя на Бога Бури в  колеснице. вспоминаешь всех дождевых богов — громовников . которые создают «гром и молнии «, проезжая по небу в колеснице.Перун представлялся славянам в образе немолодого длиннобородого мужа, разъезжающего по небу на огненной колеснице в сопровождении грозной свиты — Грома, Молнии, Дождя и Урагана.

Пророк Илья в славянской народной традиции — повелитель грома, небесного огня, дождя, покровитель урожая и плодородия. Илья — «грозный святой».Представления о том, что Илья ездит по небу на колеснице, гремит и пускает молнии, преследуя змея, не являются славянской новацией. Об их широком бытовании ещё среди византийцев свидетельствует «Житие Андрея Юродивого», написанное не позднее X века.

Тор (др.-сканд. Þōrr, Þunarr, др.-англ. Þunor, Þūr, др.-сакс.Þunær, др.-нидерл. и др.-в.-нем. Donar, прагерм. *Thunaraz, буквально «гром») — в скандинавской мифологии один из асов, бог грома и бури.Древнеисландское слово Þorr произошло от прагерманского *thunaraz — «гром».Его огромную бронзовую колесницу тащили по небу два козла,

(Вдруг поднялся стук да гром, весь дворец затрясся. Гости напугались, повскакали с мест, а Иван-царевич говорит:- Не бойтесь, честные гости: это моя лягушонка в коробчонке приехала. — отзвуки можем найти даже в сказках)

Укко — верховный бог, громовержец, общий для всех прибалтийских финнов. Эстонцы называют его Уку, другие его имена — Ванамеес, Ванем («старик», «дед»).Укко — старик с седой бородой. В синем плаще (синем, как тучи) он едет с грохотом на колеснице по каменной небесной дороге. «Громовые когти» Укко связаны с очень древним представлением о птице-громовержце. Этими каменными когтями он высек небесный огонь, который — на земле — достался Вяйнемейнену. Укко катает небесные камни (гром) и поражает молнией злых духов, которые могут скрыться от него только в воде.(узнаете Илью?)) Лук Укко — радуга, стрела его — щепка от дерева, разбитого молнией (найти такую щепку означает обрести талисман, наделенный очень большим могуществом).

.Раскаты грома в сознании людей , населявших дроевний Шумер, также ассоциировались с тем, что они знали и наблюдали в жизни, — с рыканием льва.

Поэтому они стали представлять себе божество, управляющее грозами (а заодно и жизнью степей), как птицу с головой льва. Это существо они назвали Имдугуд. Стремление к антропоморфизации можно проследить по изменению изображений этого бога. Если вначале он был представлен в виде птицы с головой льва и человеческими ногами, то позднее это уже просто человек, а птица Имдугуд — лишь его символ. Изменяется также имя бога: в Лагаше и Гирсу его называют Нингирсу, в Ниппуре — Нинуртой, а ещё дальше на север — Ишкуром .А птица с головой льва. стала львом с птичьими крыльями)) ,запряженным в колесницу бога бури.

Мы не знаем, откуда пришли шумеры. Тем более нам неизвестно, каких они «принесли» с собой богов и чем руководствовались, создавая основы «новой», унаследованной от предков. в смеси с  позаимствованной у местного населения религии. Самые древние из шумерских богов, списки которых, относящиеся к середине III тысячелетия, сохранились на древнейших табличках,   были боги неба, моря, пресной воды, луны, солнца, ветра и др. Наряду с этими богами существовала целая плеяда богов, ответственных за рождение человека и его успехи, за урожай в целом и за отдельные сельскохозяйственные культуры .

Фрагмент гимна Ишкуру:

Отец Ишкур, Господин, оседлавший вихрь, имя твоё…

Отец Ишкур, оседлавший огромный вихрь…

Отец Ишкур, оседлавший большого дикого быка…

Ишкур, небесное животное, великий бык, появляющийся светозарно,

Имя твоё достигает краёв небес.

Имя твоё, словно бык, обрушивается на Шумер.

Твой всепроникающий блеск, словно покров, распростёрся над страной,

Услышав твоё рыкание, Большая Гора, отец Муллиль, опускает голову,

Услышав твоё рыкание, пугается мать Нинлиль…

После этого в гимне появляется Энлиль, который говорит «сыну своему Ишкуру» о том, что он отдаёт во власть ему вихри и громы, вверяет их ему «как запряжку» из «семи ветров», что молния, его «посланец», мчится впереди Ишкура, наводя на людей страх и трепет .

Еще одна грань добавилась к  символизму Колесницы. И с воскресающим богом вроде нет ничего общего. Не тот климат). что бы бог грозы мог замерзнуть-уснуть на зиму. Отец Ишкура Энлиль бог ветров. единственный кто может утихомирить сына, (привет Гром и Ветер китайской теории Гуа))

Вариации на тему «Колесницы»: 16 комментариев

Добавьте свой

  1. Здесь же месоамериканские боги Ветра и Дождя — Кетцалькоатль «Пернатый Змей» (он же Кукулькан) подметает дорогу Тлалоку «Заставляющему расти» (он же Чак)

    Нравится 1 человек

  2. И как же ты права! Знаешь сама, что ведь ето все про один персонаж, бурную, неукротимую стихию, которая куда выше человеческих сил, сколько бы мы себе не придумывали….

    Нравится 1 человек

  3. Крылатый лев — прообраз не только сфинкса, но и Марзoкко (Marzocco или Marzoccho), символа республики Флоренция со времен позднего Средневековья / раннего Возрождения. Правда, где-то в 14м веке он крылья потерял, но зато приобрел корону и породнился с Римским Марсом, по мнению Пьетро Аретино (вот кто был сплетник и шантажист!). В Венеции крылатый лев появился еще раньше, в 12м веке, но там он символизирует Евангелиста Марка, который, по преданию, и похоронен в одноименном соборе. «Если вы не верите, можете проверите,» как говорят в Одессе.

    Нравится 1 человек

    1. Прекрасное дополнение) Благодарю. Тоже всегда считала .что евангелистами заменили Хранителей сторон света. что особенно заметно в текстах Эклезиаста. Не скажу жил ли этот Марк в реальности . но очень символично. что он еще и Марк )

      Нравится 1 человек

      1. Спасибо, дорогая Бригитта! Марк, или Иоанн Марк, скорее всего собирательный образ, поскольку существуют обе традиции, как одного и того же Марка, день которого отмечают в Венеции, как и двух разных, и соответственно, двух праздников. Что именно в тексте Экклезиаста, написанном примерно на тысячу лет раньше, чем Евангелия, вызывает такие ассоциации? Очень интересно — пойду перечитаю.

        Нравится 1 человек

      2. Это могут быть мои личные ассоциации)Совершенно согласна, думаю образ собирательный и включал ли он только исторических Марков или и ставших частью мифологии мне сложно сказать . Даже крылатый лев не факт что взят исторический образ . он мог быть и составленный на основе геральдической символики. Подобные львы существуют с совершенно другими атрибутами в передней лапе. а вот Марка опирается на открытую книгу. Следовательно до появления книг именно в такой форме не мог использоваться. Тут можно провести целое расследование)

        Нравится 1 человек

      3. Книга — это уже, разумеется, христианский образ — символ евангелиста. Тем не менее, ни Флорентийский, ни Венецианский лев изначально книг под лапами не держали и геральдическими символами не работали, насколько мне известно. Скорее, оба были связаны с пророчествами и видениями Исайи и Иеремии, где крылатый лев — один из четверых животных, на которых стоит Трон Г-сподний.

        Нравится 1 человек

      4. Вот это я и имела в виду. Благодарю. А то я на сегодня выпала. с дохлой мышкой в лапках. У нас грозы и ураганы, как и положено.когда пишешь о богах грома и бури. Естественно без мышки не выходит даже комп включить.. С другой стороны в гости приехал отец мужа из Америки. и я не смогла бы отвлечься на компьютер. Он мусульманин)))Это для пущей прелести дискуссий

        Нравится 1 человек

      5. Живой источник информации — замечательно! А у нас просто сезон ураганов, который продолжается 2, а то и 3 месяца, вне зависимости от темы написанного.

        Нравится 1 человек

      6. видимо такой сезон скоро и у нас появится.падающие деревья,летабшие крыши.Наверное нужен особый вид строительства?что бы было меньше разрушений

        Нравится 1 человек

      7. Теперь уже так и строят, конечно, но страдают, в основном, старые районы. Ну и деревья, разумеется. Электричество выпадает в глубокий осадок на какое-то время. Но мы привыкли, живем.

        Нравится 1 человек

      8. Я только сейчас поняла . простите, о чем Вы. Нет . конечно же нет. я вовсе не имела ввиду каких либо евангельских отсылок. Это было о том . что использовали намного более древний образ…который как в игре в»испорченный телефон » переходил сквозь века из рук в руки ..Это как трон на изображениях Исиды .частенько находящийся у нее на голове(как поясняющий значок) превратился в славянских землях в подойник на головах ведьм)

        Нравится 1 человек

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: