Черный, Чернигов и Светлые Силы

Совершенно самобытная ипостась Украины — северная. Или — северская, ведь северянами называли славянские племена на левобережье Днепра, столицей которых и был Чернигов. Лесистый, таинственный, полудеревянный Украинский Север весьма похож на Россию, причём куда как более северную, чем прилегающие чернозёмные области, но только с этой особой  замороченностью и мистичностью. Черниговское княжество, на пике расцвета простиралось до Тамани и Мурома .Черниговщина — это самая аутентичная Древняя Русь.

Чернигов — город с древней историей. Настолько древней, что все исследователи теряются в догадках — почему он так называется и что означает его название?
Всем, кто задавался таким вопросом ясно, что речь идёт о чём-то чёрном. Поэтому во всех гипотезах, существующих на сегодняшний день — версиях, где предпринята попытка объяснить и перевести на понятный язык слово «Чернигов», присутствует слово «чёрный». Сложнее всего оказалось объяснить наличие и значение буквы «г».
Попробуем сформулировать задачу: «О чём чёрном идёт речь»?

Рассмотрим сначала известные гипотезы.
1. Чернигов — это Чёрный Гай, т.е. чёрный лес. Довольно просто и понятно:
Чёрный Гай — Чернигай — Чернигав — Чернигов.
По этой версии в стародавние времена леса в тех местах были непроходимыми, дремучими и черными (тёмными). Оттуда и название города в окружении такого леса. А помимо того . там росли черные дубы…
Однако эта простая и понятная гипотеза, объясняющая даже присутствие в слове буквы «г» не верна в связи со следующими доводами:
» Если все леса вокруг были чёрными, то почему именно это место так названо?
» Если вокруг был сплошной чёрный лес, то это название менее всего отличает данное место от других. Это было бы равносильно тому, как если бы участок степи назвали — «Степь», а часть моря — «Море».
» Наконец, слова «гай» и «лес» не совсем равнозначны. Гай — это скорее редколесье или перелесок, нежели лес или же если и лес то не такой темный уж и темный  . Во всяком случае, гай, в особенности в солнечную погоду, наполнен светом, и никак не может быть чёрным.
Итак: Чернигов — это не Чёрный Гай.

  1. Князь Чёрный.Чернигов происходит от имени (прозвища) черниговского князя, которого звали Чёрный. Князь Чёрный жил и правил в X веке. К сожалению и эта версия имеет свои недостатки: Чернигов со своим названием существовал задолго до рождения князя Чёрного. По местному преданию, зафиксированному в XIX веке, название города восходит к имени князя Черного, который похоронен в «Чёрной могиле» — кургане древнерусского происхождения.
  2. Однако рассматриваются и иные версии. По одной из них, название города — притяжательное прилагательное на -ов; -ев, происходящее от патронима Черниг — Чернег (семантика: черный), что совпадает с семантикой названия народа, которому принадлежал город: северы, севериты, северяне, — возможно этимология восходит к названию тюркского (по иным версиям скифо-сарматского, угорского или самодийского) племени савиров, — от индоевропейского корня «сев» — «черный». Высказывается также гипотеза, что это наименование связано с упоминаемым Геродотом этнонимом населения данной территории: «меланхлены» (греч.) — «черные плащи», «черноризцы», «черносвиты». Однако из-за обрывочности данных, приведенных Геродотом, локализация меланхленов на данной территории в V в. до н. э. это толкование является  спорным.
  3. Вождь Чернига. Чернигов — это притяжательная форма имени древнего местного вождя по имени Чернига. Город назвали в его честь: Чернигов-град или просто Чернигов. Эта версия тоже имеет свои недостатки:
    » История не донесла до нас имени вождя Черниги. Чернига — лицо гипотетическое.
    » Лексика того времени требовала притяжательного суффикса -ин-, а не -ов-. Поэтому имея в основе имя Чернига, мы имели бы топоним Чернигин, а не Чернигов.
  4. Давным-давно, лет так полторы тысячи назад, долина Десны наверное правда была самым северным местом, куда добирались славяне, но северянами их прозвали… не за это. По другой версии, это ассимилированные савиры — разошедшиеся те же полторы тысячи лет назад по свету среднеазиатские кочевники, к другим ветвям которых возводят названия Сувар (Чуваш) и Сибирь. Другие возводят «север» то к иранскому «чёрный» (что хорошо сочетается с названием Чернигова и его мифическим основателем Чёрным Князем), то к праславянскому «левый» («сеу»), и тогда северяне — «левобережные люди». Как бы то ни было, среди восточно-славянских народов северяне были одним из самых многочисленных и самобытных, и до сих пор по Черниговщине и русскому Черноземью разбросано немало мелких субэтносов не до конца ассимилированных северян —  севрюки, горюны да цуканы. Но важнее всего в истории северян то, что из днепровского левобережья они перебрались через водораздел и стали первыми из славян обживать верховья Оки, то есть бассейн Волги, таким образом овладев путём даже не «из варяг в греки», а «из латин в басурмане».
  5. Иногда рассматривается патронимическая гипотеза: от «Чер-нег», который является двусоставным именем по типу: Мило-нег, Мило-слав; Пере-нег, Пере-слав, — в восточно-, западно- и южнославянском мире. Такая широкоареальность является свидетельством сложения данного имени в общеславянском глоттогенетическом единстве, до «разделения языков» — выделения обособленных западнославянских диалектов на исходе раннего средневековья. По еще одной версии, в патрониме Чер-нег, Чер-ниг, «чер» этимологизируется из тюрских — «племя». «Нег» — древний индоевропейский формант (санскр.: «наг»), часто встречаемая составляющая в таксономии урочищ речных долин, пойменных лесов, заболоченных местностей в отюреченных фино-угорских (в ареале суварского языка чувашей Поволжья). Тогда название рода от патронима Чернег должно означать: «люди леса», «люди речных долин» — «чернеги», что представляется термином близким к упомянутому Константином Порфирогенетом названию — «Чернигоги», которая может быть соотнесена с названием рода или местности, нежели с названием самого средневекового города, но близка к названию центра северитов в Подунавье (Чернигов)

    Известно что поселения в этом месте были с 4 века до н.э   следы их пребывания обнаруживаются в самом центре города – на Валу. Это не удивительно, место подходящее: есть возвышенности, которые можно укрепить, есть две реки – Десна и ее приток Стрижень, вокруг местность окружена непроходимыми лесами, служащими естественной преградой на пути возможных агрессоров.Десна в древности была важнейшим водным путем, она была судоходной на большом протяжении и связывала Северщину с Востоком: притоком Сейм она соединена была с бассейном Дона и рекой Болвой – с бассейном Оки.

Русь — это название народа, как чудь или весь. Внутри себя русь подразделялась на более мелкие группы с какими-то своими отличительными признаками. Например, русь делилась на полян и древлян. Однако, как позже выяснилось, русь ещё делилась по какому-то иному признаку на Русь Белую, Русь Красную и Русь Чёрную. Возможно деление произошло по преимущественному цвету волос или по цвету традиционной одежды.

Непосвящённому может показаться, что русь пришла на пустое, необжитое место — туда, где не было местного населения. Но это не так. Именно наличие городов указывает на наличие местного населения. Для защиты от набегов были вынуждены строить города. Все знают выражение «огород городить». Городить — это значит огораживать, отгораживаться, строить преграду, крепостную стену, чтобы нельзя было беспрепятственно проникнуть на огороженную территорию. Город — это ограждающая стена, обычно сооружавшаяся в виде частокола. Древесина — самый распространённый и доступный материал того времени и места. Через несколько лет после установки частокол чернел под воздействием осадков. Так возникал чёрный город, в отличие от белого города, стены которого делали из известняка. Чернигов, как Чёрный Город, не единственный в своём роде. Если поискать в истории, то можно найти аналогичные названия.
Что же касается белых городов, то их много на современной карте: это и Белгород, и Белград, и Белогородня и др. Необходимо подчеркнуть, что только особые причины вынудили бы назвать этот город Чёрным. Дело в том, что почти все первые города были деревянными и, следовательно, чёрными. Все деревушки всегда чернели вдали. Значит обычно чёрный город (чёрная городская стена) не являлся отличительным признаком и не мог служить причиной названия.
Что же ещё могло заставить назвать это место, этот город Чёрным?
Чернигов и Киев — два наиболее значительных города в рассматриваемой местности. Чернигов и Киев — города-соперники и даже старые враги. Например, зимой 1610 года киевский подкоморий Горностай обманным путём захватил Чернигов и сжёг его дотла. В Киеве были каменные строения, покрытые белой известью. Киев — белый, а Чернигов? Чернигов — чёрный. Возможно, что в данном случае мы имеем дело с противопоставлением. Только к Киеву слово «белый» не пристало, а вот за Черниговом слово «чёрный» закрепилось.
Кстати сказать, для славян очень характерно радикальное противопоставление. Все мы называем пшеничный хлеб белым, а ржаной — чёрным. В то же время, англичане называют хлеб white bread (белый хлеб) и brown bread (коричневый хлеб), что гораздо точнее, но абсолютно лишено эмоциональной окраски.
Однако и эта версия противопоставления двух городов не лишена недостатков. Чернигов, конечно же, был чёрным. А вот Киев, был ли он белым? Киев не имел крепостной стены из белого камня. Он был окружен земляным валом, и лишь надвратная церковь сияла золотом и белизной. Издалека Киев не выглядел белым.
Давайте зайдём с другой стороны. Предположи, что город был основан представителями чёрной руси.  Где бы ни находились люди чёрной, белой или красной руси, они всегда оставались сами собой. Они постоянно помнили, кто они есть, и поступали и мыслили примерно одинаково вне зависимости от места нахождения.
Чёрная русь стала однажды компактно проживать на территории современной Белоруссии в районе реки Неман, там, где сейчас находятся города Несвиж, Лида, Слоним, Новогородок и Гродно. Для понимания эволюции названия Чёрный Город очень характерен тот факт, что прежде город Гродно имел название Городно. В то время как многие славяне сокращали слово «город» до слова «град», чёрная русь сокращала его до слова «грод».
Давайте посмотрим, как могло эволюционировать название «Чёрный Город». Видимо очень быстро Чёрный Город был трансформирован в Чернигород. Конструктивно это название очень характерно для этих мест: всем известное название «Звенигород» возникло под Киевом и происходит от имени его основателя — Звен (или Свен).
Далее Чернигород по логике чёрной руси мог превратиться в Чернигрод.
Можно предположить, что существовала, причём очень недолго, промежуточная форма названия города в виде слова «Чернигров». Кто-то, скорее всего неславянская часть населения, например, угро-финны или варяги, не понимая значения слова «Чернигрод», искажали его, подгоняя под форму названий вроде Псков, Снов, Львов или Немиров. Кстати сказать, варягов в Чернигове было много. Всем известные князья Волконские и Нарышкины являются черниговскими князьями, и каждый из них ведёт свой род от варягов. У каждого из них была своя челядь и своё войско, и все они на протяжении многих поколений помнили, что они варяги, и при этом они думали и говорили, как варяги.
Попробуйте три раза подряд без запинки произнести слово «Чернигров», и вы сразу же почувствуете, что вам приходится делать над собой усилие, чтобы произнести вторую букву «р». Поэтому трудное для произношения слово «Чернигров» было, как бы отшлифовано до «Чернигов». Подобных случаев трансформации географических названий в истории немало. Например, город Вольск (казалось бы — вольный город) изначально назывался Волжск, т.к. расположен на Волге. Но никто не хотел «ломать язык», и, в конце концов, название стало лёгким для произношения.

Необходимо отметить, что было время, когда на территории Киевской Руси одновременно существовало два общества, две цивилизации, две нации — славяне и варяги — которые пересекались, смешивались, перенимали многое друг у друга, и всё же существовали розно и параллельно. Видимо поэтому, несмотря на то, что название «Чернигов» уже давно устоялось, и было официально закреплено в документах, народ называл Чернигов, как и прежде — Чернигород.
Читаем «Стих про Егорья Храброго»:

 Много Егорей святой мучился,
Он и тридцать лет и три года.
Из-под города Чернигрода
Там явилась ему явленная
Сама мать пречистая богородица.
   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пошёл Егорей во славен во Чернигород —
Чернигород разорён стоит.
Хотелось бы отметить, что компактное проживание чёрной руси в районе Чернигова косвенно подтверждается появлением на исторической сцене уже упомянутого князя Чёрного.

К этимологии топонима Чернигов: Все города т. н. «Киевской Руси» были основаны в то время, когда славяне еще не выделяются (если не считать ими любое подданное население)и за несколько столетий до их захвата русами. При анализе истории и топонимики нельзя не учитывать, что савиры/северы/сабиры изначально упоминались вместе с булгарами, которыми и основаны многие города позже ставшие русскими. Даже в т. н. «руских летописях» об этом упоминается. Например: «… а се болгарские и волоские грады: Каменец, Иловечь, Браславль, Соколечь, Звенигород, Черкасы, Чермень, Новый городок, Веничя, Скала, Бокота» [ПСРЛ., Т.3. С. 475]. Поэтому, полагаю, что топоним Тсернигоган необходимо членить на форманты Терни-го+ ган(кан), где вторая часть означает ‘город’. Ср.: старая столица северов Варакан (‘западный город’). А первую часть топонима следует исследовать вместе с западноболгарским тырн(ово).

» Во-первых, князь Чёрный мог быть из рода «чёрных», т.е. чёрной руси, основателей города, местной знати, и его имя подчёркивает и символизирует его происхождение.
» Во-вторых, история часто повторяется, и вполне возможно, что князь Чёрный был назван в честь своего более древнего, неизвестного нам, предка.
» Не исключено, что Чёрный — это вообще фамилия, название рода, династия — как у великих князей: Рюрик и его потомки Рюриковичи. Ведь даже княжеская дочь носила имя Чёрна.

Другая легенда гласит, что название города связано не с самим князем Черным, а с его дочерью, не пожелавшей выйти замуж за хазарского кагана. В результате оскорбленный каган собрал нескольких тысяч воинов и устремился покорять сердце неприступной красавицы. Лазутчики кагана все-таки выследили княжну, и в результате — княжна Черна выбросилась из высокого терема. Ют имени погибшей девушке Чернигов и получил свое название.

В эту легенду можно было верить до 1873 года, то есть до времени, пока известный русский археолог Д. Я. Самоквасов не закончил раскопки Чёрной могилы, в которой, по устному преданию, похоронили того самого князя Чёрного. Курган хранил в себе не только людские останки, но и оружие, орудия труда, ритуальные предметы, предметы быта, а также золотые византийские монеты.

Как раз именно эти монеты и поставили под большое сомнение легенду об основании нашего города князем Чёрным. Дело в том, что среди найденных византийских монет самая поздняя по времени её чеканки относится к правлению в Византии дуумвирата императора Константина VII Багрянородного и его сына Романа. Эти императоры правили в своей стране в период с 945 по 959 годы. Сохранность этой золотой монеты, не бывшей в употреблении, позволяет датировать создание кургана Чёрная могила 60-тыми годами X века.

Учитывая, что раньше своего изготовления монета попасть в курган не могла, а в 988 году произошло крещение Руси, и князей уже хоронили по христианскому погребальному обряду, то отрезок времени, в течение которого возвели насыпь после кремации, колеблется в пределах не более 20-30 лет и относится именно ко второй половине X века. При раскопках в 19 веке профессором Самоквасовым в нем действительно были обнаружены остатки погребения с разнообразным инвентарем (оружие, украшения и предметы быта), останков не нашли – наши предки-славяне своих покойников сжигали. Нашли кострища, на которых, по всей вероятности кремировали трупы двух или трех людей – предположительно воинов или семьи.

Нашли в погребении два ритуальных кубка, украшенных серебряными поясками с витиеватым орнаментом, их, возможно, использовали во время тризны. Обнаружена была также странная статуэтка, явно не славянская: забавный человечек держит себя за бороду. Предполагают, что фигурка скандинавского происхождения. Погребение можно датировать концом Х века, так как в нем найдены византийские монеты времен Василия Македонянина. Некоторые историки полагают, что похоронен здесь современник Святослава Игоревича летописный воевода Претич.

Вообще на территории Чернигова более сотни курганов-погребений: Гульбище в районе Болдиных гор и Безымяный (это у нас Х век), а еще курганы 11-12 веков: Болдины горы, Олегово поле, «Старое кладбище» в Берёзках, Стрижневская и Бобровицкая группы курганов, курганы в Еловщине. Раскопки погребений продолжаются до сих пор.
В 12 км от Чернигова к юго-востоку располагается другой курганный комплекс примерно того же времени, что и Черная могила – Шестовицкий. Историческое название его неизвестно, находится он в урочище Коровель рядом с селом Шестовица. Здесь раскопали уже более 150 курганов, многие из которых – явно скандинавские. Здесь же обнаружено городище – укрепленный форпост.Предположительно, здесь была варяжская крепость, возведенная на подходах к Чернигову и большое воинское поселение, неподалеку хоронили погибших и умерших. Вероятно, местную славянскую знать хоронили в самом Чернигове, а варягов – здесь. Это похоже на самый древний на славянских землях комплекс поселений Ладоги: воинский форпост Рюриково городище был чуть в стороне от самого торгового города Ладога, на подходах к нему.  Наверняка, первоначальная структурная организация и Киевского поселения была подобной: торговые и ремесленные кварталы (Подол) – на берегу Днепра, а крепость, где жили воины и их конунг – на возвышенности. Таким образом торжище было защищено с востока, со стороны степей; ведь именно оттуда обычно нападали орды кочевников.


Если название города и происходит от имени его основателя князя Чёрного, то это неизвестный предок известного всем другого князя Чёрного, жившего в X веке.
Есть ещё одно обстоятельство. Язык в то время сильно отличался от современного. Скорее всего, основателя города звали не Чёрный, а Черни. Тогда так же, как и в случае с названием «Звенигород», происходящего от имени Звен, Чернигород может происходить от имени Черни. Имя (фамилия) Черни известно всему миру. Так звали великого австрийского пианиста и композитора Карла Черни (Czerny), славянина, чеха по происхождению. Такое же имя мог носить и основатель города Чернигова.
Давайте обобщим и посмотрим, что у нас получилось. Вероятно что:
1. Чернигов был основан представителями чёрной Руси.
2. Название города Чернигова происходит от топонима «Чернигород».
3. Город назван в честь его основателя — Черни. Буква «г» в названии — это остаток от слова «город».
Возможно эта гипотеза верна и мы, что называется, попали в точку. Осталось только ответить на вопрос: «Был ли Черни?».

В древнерусские дохристианские времена на месте Болдиных гор находилось городское кладбище. На территории современного Чернигова сохранилось много курганов, но Болдиногорская группа из них самая большая. К тому же этот курганный некрополь является одним из двух, сохранившихся в черте города на всей территории существовавшей когда-то Киевской Руси.

У названия «Болдины горы» есть несколько версий происхождения: — от древне-славянского «болд» — дуб или староукр. — «Болд» — горы, молдавского «болд» — верх. В древние времена местность была покрыта дубовыми зарослями и собственно располагалась в нескольких километрах от города;Высокий холм на правом берегу Десны древние славяне выбрали в качестве места для некрополя. — еще согласно одной теории название является тюркизмом, и образовано от балда/балта «топор»? хотя логичнее гора или дуб.

Болдины горы это цепьс 20-35-метровых холмов, развернутых дугой на юге от поймы реки Стрижень. Заселены с древних времен и сохранили многие исторические, археологические и архитектурные памятники.На пример, курганный комплекс Гульбище.Размещенный на Болдиных горах на площади 1,2 га курганный комплекс является одним из крупнейших, известных науке, в Украине некрополей IX-XI веков, состоит из 6 курганных групп, определявших заселенную тер. города. Связан с поселением на Подоле. Исследовался 1872 и 1908 Д. Я. Самоквасовым, 1965 — С. С. Ширинским. Насчитывает ок. 230 курганов. Одни из крупнейших — курган «Гульбище» находится в северо-восточной части некрополя, имеет высоту 6 м (в древности 8,5 м), диаметр — 22 м, и курган «Безымянный», который по мнению профессора Бориса Рыбакова относится к 1 -й половины X века. Курганы Болдиных гор исследовались в 1872 и 1908 годах Д. Я. Самоквасовым, в 1965 году С. С. Ширинским.

Курган Гульбище известен тем, что в нем было найдено оружие и воинское снаряжение огромных размеров. Среди них меч, самый большой из известных древнерусских, длиной 126 см. Здесь был найден самый большой узкий меч длиной 1м и 26см (средние размеры мечей того времени достигали 80-90 см). Захоронение было совершено по языческому обряду. Вероятно здесь похоронен один из легендарных богатырей, подобных герою русского эпоса Илье Муромцу

.На Болдиных горах были похоронены княжеские воины дружинники. Эти погребения сделаны уже по обряду кремации. В общих чертах обряд погребения в больших курганах схож с описанием арабского путешественника Ибн-Фадлана: сначала на месте будущего погребения делали небольшую подсыпку, на которой сооружалась домовина для покойника. В домовину ложили покойника, убивали его боевого коня, наложницу-жену. Часто жены сами соглашались быть убитыми, чтобы еще в этой жизни не достаться нелюбимому. Туда же складывалось все, чем человек пользовался при жизни: посуду, еду, одежду, украшения, оружие, воинское снаряжение.

В представлении славян потусторонний мир был подобен реальному. После этого домовину поджигали, все это перегорало в костре. Считалось, что чем выше поднимался дым над землей, тем высшее место на небе будет занимать человек. Когда огонь догорал, насыпали небольшой курган на котором справляли тризну по покойнику. Затем, на месте тризны, насыпался окончательный курган – чем выше был социальный статус умершего, тем выше курган ему насыпали.

Таким образом, с древних времен, Болдины горы стали традиционным местом погребения, в том числе и известных людей, чьи имена связаны с Черниговом.

В документах Чернигов впервые упоминается в «Повести временных лет» в 907 году в связи с договором Вещего Олега с Византией – в списке городов, для которых взымалась дань, вторым после Киева числится Чернигов – это говорит о важности города еще в те времена. Также он упоминается в торговых договорах с Византией начала Х века.
А вот начало настоящему расцвету Чернигова положил князь Мстислав Владимирович, сын Владимира Крестителя – личность яркая, незаурядная и явно недолюбленная историками, гораздо больше славы досталось его брату Ярославу Мудрому.

Мстислав —  истинный сын своего времени – отважный, решительный, в меру буйный и при этом не лишенный мудрости, хоть прозвище «Мудрый» получил не он, а брат. Не ясно, были они от разных матерей или от одной, вроде бы обоих родила Рогнеда Рогволодовна, но другие источники утверждают, что Мстислав был сыном некой «чехини». Известно, что Мстислав был младше Ярослава и еще одного их брата Святослава, и, судя по скупым сведениям из летописей, отношения между братьями никогда не были безоблачными.

Отец отдал Мстиславу дальний удел – Тмутаракань, неспокойное княжество на Таманском полуострове, которое к владениям русов присоединил еще его дед Святослав после разгрома Хазарского каганата.  Правда, в тех землях и во времена Мстислава жили хазары и представители других народностей (аланов, например, и зихов, и с ними молодой князь вполне себе уживался, даже приятельствовал, можно сказать. Не дружил он с касогами — народность, отождествляемая с современными адыгами или черкесами. В 1022 состоялось сражение между дружиной князя и касогами во главе с воеводой Редедей.

По всей вероятности, Редедя был опытным воином, обладающим недюжинной физической силой. Без всяких опасений он вызвал Мстислава на рукопашный поединок. Победитель по правилам забирал себе семью и войско побежденного и лишал его жизни, что и сделал Мстислав: неожиданно для всех он одолел богатыря Редедю, повалив его на землю, после чего зарезал. После чего забрал себе жену и отпрысков Редеди, причем сыновей касожского князя он воспитал как своих, за одного впоследствии даже отдал свою дочь. Странные порядки, да. А армия касогов присоединилась к его армии. Скорее всего именно после этого случая, вошедшего в летописи, Мстислава стали называть Храбрым или Удалым.

По легенде, во время боя он попросил помощи у Богородицы, обещая за это возвести храм в ее честь в Тмутаракани, и обещание свое выполнил.

Совершенно очевидно, что роль забытого всеми второстепенного удельного князька такого удальца совершенно не устраивала.  Тмутаракань была дальним уделом, не даром название его со временем стало нарицательным, характеризующим забытую глухомань. Сыновья Владимира Великого были потомками воинственных варягов, и похоже, из них всех миролюбивый нрав был только у Бориса и Глеба, и их печальная судьба известна. Почти одновременная гибель сразу трех Владимировичей (еще Святослава) – история темная. Традиционно их убийства приписывают Святополку, но выиграл-то в конечном итоге Ярослав – он и занял Киевский стол в 1018 году, но Мстислав с таким положением мириться не собирался.

Пока Ярослав воевал с племянником Брячеславом Изяславовичем и усмирял бунт в Суздале в 1023 году, Мстислав двинул войска к Киеву, осадил его, но штурмовать не стал, а пошел дальше – в Чернигов, где и обосновался. Ярослав вернулся с наемной дружиной варягов во главе с ярлом Хаконом Слепым и подступил к Чернигову. Навстречу ему выступил Мстислав с войском, приведенным из Тмутаракани: все с теми же касогами и хазарами. Войска сошлись возле летописного Листвена (ныне – село Малый Листвен Черниговской области).

Бой грянул безлунной ночью во время страшной грозы и продолжался несколько часов. В ходе сражения войско Мстислав одержало победу, Ярослав и Хакон бежали, киевский князь засел в Новгороде – напомню, что изначально Ярослав был князем новгородским.

Примечательно, что в летопись попали слова Мстислава-победителя, когда он утром обозревал поле битвы: «Кто тому не рад? Вот лежит северянин, а вот варяг, а дружина своя цела». Цинично, да, но ведь при другом раскладе вполне могло бы получиться наоборот – лежал бы тут Мстислав со своими тмутараканцами, а северяне и варяги радостно разглядывали бы их трупы.

После победы Мстислав вполне мог бы претендовать на многое, но совершает немыслимое и, на первый взгляд, необъяснимое: он посылает в Новгород к брату гонца со следующим сообщением: «Садись в своем Киеве: ты старший брат, а мне пусть будет эта сторона Днепра». Теперь уже совсем иначе выглядит его злорадство на поле брани, усыпанном трупами: Мстислав – мудрый и рассудительный правитель, берегущий своих людей и избегающий бездумного кровопролития.

Вот и летописец так описывает его: «Был же Мстислав дебел телом, прекрасен лицом, с большими очами, храбр на ратях, милостив, любил дружину без меры, имения для нее не щадил, ни в питье, ни в пище ничего не запрещал ей». По-моему, вырисовывается вполне привлекательная личность!

Правда, Ярослав не спешил возвращаться в Киев, он настолько боялся брата, что после предложенной мировой не вступил в столицу, пока не собрал новое войско. Официальный мир был заключен только через три года, в 1026. Как пишет летопись: «И разделили по Днепру Русскую землю: Ярослав взял эту сторону, а Мстислав ту», по сути, братья основали дуумвират. В 1031 году они даже организовали совместный поход на поляков и отвоевали побужские Червенские города, которые при содействии Святополка Окаянного когда-то захватил король Болеслав.

При всей видимости тишины и благополучия, соперничество между братьями негласно сохранялось.  По сути, Ярослав по-настоящему развернулся только после смерти Мстислава. Противостояние Владимировичей перешло в более культурное русло — градостроительство. Каждый украшал свой город, как только мог. Главным храмом Мстислава стал черниговский Спас, Ярослава – София Киевская. Причем не исключено, что Черниговский храм древнее.

О датировке Софии до сих пор идут яростные споры, вы даже не представляете, какие! Кто-то утверждает, что собор еще Владимир Святой заложил, а кто-то настаивает, что строить его начали уже после смерти Мстислава в 1036 году, а прежде Ярослав усердно занимался возведением укреплений, явно не забывая об опасном соседстве. Расслабиться он смог только после того, как нестарый еще Мстислав внезапно умер.

Летописец сообщает нам, что с Мстиславом произошла какая-то неприятность на охоте – то ли он простудился там, то ли получил ранение, после чего разболелся и скончался. И погребли его в недостроенном еще храме Преображения, где к тому времени выгнаны были только стены: «И положили его в церкви святого Спаса, которую сам заложил; были ведь при нем выведены стены ее в высоту, сколько можно, стоя на коне, достать рукою» (то есть на 4 метра максимум). История не терпит сослагательного наклонения, но можно поразмышлять о многом – интересно, как бы все сложилось, поживи Мстислав еще, лет до 70-75, как Ярослав.

Современные черниговцы князя не забывают – в его честь ежегодно в городе проводится костюмированный фестиваль «Мстислав-фест».

Считается, что возводить Спасо-Преображенский собор начали в 1030-х годах, однако точная дата его закладки не известна. Строили на месте старой деревянной церкви, возведенной, в свою очередь, на языческом капище. Есть свидетельства (правда, не на 100% убедительные), что в 17 веке во время перестройки Спасо-Преображенского и Борисо-Глебского соборов в земле откопали две серебряных головы языческих идолов, которых, по всей видимости, местные язычники спешно закопали в землю во время насильственной христианизации. Якобы именно из этого серебра в немецком Аугсбурге ювелирами были изготовлены изящные «Мазепинские ворота» — церковные царские врата, экспонируемые сейчас в музее Борисоглебского собора. Легенда не самая достоверная, но вполне возможная – это не единичный случай, когда после принятия христианства правитель приказывал снести капище и на его месте построить церковь, так произошло и в Киеве.

Черниговское воеводство (польск. Województwo czernihowskie) — административная единица Речи Посполитой, которая существовала в 1635—1667 годах в составе Малопольской Провинции Короны Польской (ныне территория Украины). Центром воеводства являлся город Чернигов.

Создано на основе Черниговских и Северских земель, которые оказались в составе Польши в 1618 году после русско-польской войны по Деулинскому соглашению. Входило в состав Малопольской провинции польского региона Русь. Возглавлялось черниговскими воеводами. Сеймик воеводства собирался в Чернигове. Малое представительство в Сенате Речи Посполитой состояло из 2 сенаторов. Делилось на 2 повета (уезда) — Черниговский и Новгородский. После Зборовского договора вошло в состав Гетманщины.

В 1633 году король Владислав IV наделил статутом Черниговское воеводство, тогда же утверждён герб — чёрный двуглавый орёл с вензелем короля на груди. В XVIII веке на практике на польских картах использовался иной герб — серебряный двуглавый орёл под короной на золотом щите и без вензеля.

Окончательно ликвидировано 1667 по условиям Андрусовского мира. Территория воеводства вошла в состав Черниговского полка Войска Запорожского. Название воеводства продолжало употребляться в титулярных урядах шляхты Речи Посполитой (воевода черниговский, хорунжий черниговский и т.д.), что подчеркивало желание правящих слоев Речи Посполитой вернуть эти земли в ее состав.
Я не просто так решила начать писать о городах черниговщины . Очень уж много интересных историй связано с этими местами. А началось все .как обычно…начался период Хтони и силы потребовали . так что это лишь начало) И я обязательно расскажу о удивительной мистике этих мест.

 http://cyclowiki.org/wiki/

https://varandej.livejournal.com/851347.html

https://agritura.livejournal.com/265919.html

https://wiki2.org/ru/

Черный, Чернигов и Светлые Силы: 12 комментариев

Добавьте свой

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: