Дунин-Борковский, Василий Касперович

Вот одна из черниговских легенд.

Василий Касперович Дунин-Борковский (укр. Василь Дунін-Борковський; 1640— 4 марта 1702) — генеральный обозный, черниговский полковник Войска Запорожского. Наказной гетман Левобережной Украины в 1687 году.

Отцу Василия, коронному полковнику Анжею-Касперу Дунину в 1638 году за участие в Смоленской войне король Владислав IV пожаловал село Борковка в Черниговском воеводстве. С тех пор эта ветвь Дуниных стала носить фамилию Дунины-Борковские. Эта фамилия вписана в 6-ю часть (древнейшее дворянство) Родовой книги дворян Черниговской губернии.

О молодых годах Дунина-Борковского ничего неизвестно, однако существуют сведения, что его отец был убит в 1649 году во время восстания Хмельницкого, а его мать Татьяну и сестру Катерину, которые пытались укрыться в Нежине, взбунтовавшиеся казаки тоже убили.

После Андрусовского перемирия в 1667 году Дунин-Борковский записывается в Войско Запорожское. Чтобы не утратить родовые земли, он принимает православие. В сентябре 1668 года Василий Дунин-Борковский получает уряд Выбельськой сотни Черниговского полка. После ареста и ссылки в Сибирь черниговского полковника Василия Многогрешного, его место в 1672 году занял Дунин-Борковский. Став черниговским полковником, Дунин-Борковский получил от гетмана Самойловича на ранг 28 июня 1672 года в Понорницкой сотне села Авдеевку, Казиловку и Холмы, а также Бобровицу.

В 1674 году Дунин-Борковский получает грамоты от царя Алексея I Михайловича, утверждающие его в правах на земли отца Подобные свидетельства на право владения Дунин-Борковский получал и от Фёдора Алексеевича, Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича.

Дунин-Борковский много жертвовал на нужды православной церкви. На его деньги приобреталась драгоценная церковная утварь и иконостасы, а также были построены церкви Вознесения, Петра и Павла, трапезная и кельи Елецкого монастыря, производился ремонт Спасо-Преображенского и Успенского соборов, Пятницкой церкви.

Умер Дунин-Борковский 4 марта 1702 года и был похоронен в Успенском соборе Елецкого монастыря в Чернигове. В стену собора вмуровали портрет покойного и большую бронзовую плиту, на которой была отлита эпитафия, написанная архиепископом Иоанном Максимовичем

Плита на месте погребения генерального обозного по неизвестной причине была заменена на другую, спустя 15 лет после смерти Дунина-Борковского. Возможно плита была каким-то образом повреждена или причина была в тексте первой эпитафии, который надо было заменить.

По одной из версий в тексте первой эпитафии (записанной Максимовичем) было упоминание «изменника» гетмана Мазепы и именно это послужило причиной замены надгробия:

В год Господен тысящный и семсотный вторий,
От временной сей жизни в небесние двори,
Марта дня четвертого духом преселися,
А зде в храме Успенском телом положися

Всегда царем и вождям служаше без лести.
Первый би по гетману праведно славимый,
Всим бо бяше любезен делами своими,

Погребен в храме, в немже пречиста Дева
Славися успением и по смерти жив

 

.Полковник Дунин-Борковский (в некоторых современных публикациях ошибочно именуемый графом) был женат дважды — на дочери писаря Лубенского полка Фомы Тризны и на Марии Васильевне Шубе. Сыновья Михаил и Андрей служили бунчуковыми товарищами. Сохранились имена трёх его дочерей — Елизавета, Софья, Анна. Внучка Софья Андреевна была женой миргородского и киевского полковника Василия Петровича Капниста и матерью поэта В. В. Капниста

Имя Василия Дунина-Борковского связано с легендой, которую записали во второй половине XIX века этнографы М. А. Максимович и П. С. Ефименко. Эта же легенда упомянута украинским историком и этнографом Николаем Маркевичем в книге «Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян», изданной в 1860 году в Киеве.

Вероятно, причиной возникновения легенды стала необычная роспись, сделанная по заказу Дунина-Борковского на стене Троице-Ильинского монастыря. На росписи якобы было изображено загробное путешествие упыря.

Троицкий собор — один из многих храмов Черниговщины, возведённых на средства полковника Дунина-Борковского
Троицкий собор — один из многих храмов Черниговщины, возведённых на средства полковника Дунина-Борковского

В Черниговских газетах конца XIX века к легенде про упыря-полковника был неугасающий интерес, под разными псевдонимами авторы не уставали пересказывать легенду, публиковали народные сказания на эту тему:

Кажуть люди:
що полковник
По ночах блукає,
То душа його страдная
Упокою все шукає.

В 1890 году газета Черниговские губернские ведомости, не ссылаясь ни на один источник, печатает «подробности» из жизни генерального обозного:

Он ел скоромное в страстную пятницу, тягал к себе дочек и жён своих селян, тиранил самих селян, одевал их в медвежий мех и травил медведями.

В различных интерпретациях легенды встречаются следующие события:

Якобы спустя полгода после смерти генерального обозного в конце 1702 года в окрестностях Чернигова началась серия странных смертей. По этому поводу даже было произведено специальное следствие, которое установило, что за год пропало без вести 30 человек и умерло «смертию немочной» около 20 человек. Кто-то пустил слух, что виной всему — вурдалак Дунин-Борковский.

При жизни генеральный обозный якобы слыл алхимиком и чародеем. Стало также известно, что генеральный обозный не исповедался и не причастился перед смертью и не велел звать на свои похороны священника, и жена его не звала к нему священника.

Начали распространяться слухи, что каждую ночь из могилы генерального обозного вылетает карета, запряженная шестеркой вороных лошадей, и мчится к родовому имению Дуниных, которое располагалось на Чёрной круче над Десной.Черные кони мчались по Красному мосту.

Там мертвец обходил свою усадьбу, наводя при этом ужас (?)на слуг и домочадцев. Перед первыми петухами он останавливался возле старого колодца, указывал на него перстом, а потом исчезал после петушиного крика..Граф обходит поместье, дает указания слугам (мертвым, естественно. непонятно почему их пугает мертвый хозяин), останавливается около старого колодца в саду и исчезает (между прочим, эта деталь — исчезновение около колодца указывается во всех вариантах легенды. Рассказывают, что когда колодец раскопали (где-то в начале нашего века), то нашли подземный ход. Ход этот вывел в маленькую комнату, в которой стоял гроб (пустой), а на столе лежали остатки книги, обтянутой черной кожей).Такие ходя были во множестве крепостных колодцев . вот только их использовали или как возможность для побега при осада. либо как доступ к воде из осажденной крепости . реже прятали сокровища. По- видимому граф и правда не нуждался в услугах православного священника перед смертью

Наконец родственники и жители Чернигова обратились за помощью к церкви. Когда поздно ночью призрачная карета снова появилась в воротах Елецкой обители и помчалась к Чёрной круче, возле Красного моста через Стрижень ей вышла на встречу процессия священников и мирян во главе с архиепископом Иоанном Максимовичем. Процессия и призрак встретились на середине моста, архиепископ поднял крест и призрак Генерального обозного провалился в реку, а карета поплыла серым туманом над рекой и вскоре растворилась в воздухе.

По легенде утром следующего дня гробницу генерального обозного в соборе вскрыли и Дунин-Борковский лежал в саркофаге как живой, румяный и с дымящейся трубкой.)))

Архиепископ Иоанн Максимович якобы распорядился вбить в грудь генерального обозного осиновый кол. После этого гроб с телом из церкви изъяли и похоронили его в родовом имении Борковских на берегу Десны (по другой интерпретации легенды в Бобровице). Той же ночью над городом разразилась невиданной силы гроза и река вышла из берегов, затопив могилу генерального обозного.

Это один из вариантов легенды про Василия Касперовича Дунина-Борковского (1640-1702), потомка датских королей, а еще графов Священной Римской империи, одного из богатейших магнатов Гетманской Украины конца 17 века, черниговского полковника, Генерального обозного Войска Запорожского, любимца гетманов Самойловича и Мазепы. (ВСЕ титулы верны!)

Биография графа вся в «белых пятнах». Неизвестно даже, где он родился и когда. (Еще как известно — 1640 год, имение его отца Каспера Борковка). Каких-либо данных про детские и юношеские годы тоже не сохранилось. Известно только, что его отец, Каспер-Анджей Дунин-Борковский, шляхтич «герба Лебедя» (родовой герб — белый лебедь в красном поле щита) (на рисунке справа) был полковником и за службу у польского короля Владислава получил (в 1638 году) в награду украинское село Борковку (село тогда числилось в Черниговском воеводстве, затем с 1648 – в Черниговского полка Березнинской сотне, а потом – Сосницкого уезда Малороссийской Черниговской губ. В 1801 г – по ревизии – 308 «мужеска полу» плательшиков налогов).

Существует версия, что семью Каспера (кого именно? У него было ТРОЕ ДЕТЕЙ – старший Иван, в 1702 году еще был жив, Василий, 1640–1702, и Юрий, войсковой товарищ на 1669*),  уничтожили за нападение на поместье другого шляхтича — Коссаковского, и спастись удалось только Василию (однозначный вымысел). На протяжении 20 лет про Василия не было слышно ни слуху, ни духу. Никто не знает, где он провел эти годы. По одной версии — в европейских университетах, по другой — в военных походах (интересующийся историей читатель сам знает сколько войн в Европе и в Украине шло в это время). Но в этом случае — под чужой фамилией. Потому что как Дунин-Борковский он записывается в Войско Запорожское (Низовое на Сечи (которое меняло свои политические симпатии от про-московских анти-турецких до анти-московских про-турецких и наоборот? Или в реестровое гетманское, и в какое именно?) только в 1667 г, (сразу же после Андрусовского перемирия России с Польшей, фактич. раздел Украины на Левобережную и Правобережную, каждая со своим гетманом. И почему «только»? Как будто 27 лет не самый расцвет для военной карьеры? Тем более мы знаем что уже через год он стал сотником**). В памяти современников он остался как человек очень образованный (знал 12 языков), хотя опять же непонятно, где он эти знания получал. Говорили, что он занимался «характерничеством» (это один из вариантов украинской магии). (БЕЗ комментариев!:). Днем он вообще редко на люди показывался, а все совещания проводил или вечером или по ночам. Как и большинство украинских магнатов того времени, граф щедро жертвовал на церкви. Только в Чернигове на его деньги построены церкви Вознесения и Петра и Павла, келии Елецкого монастыря, отреставрированы Успенский и Спасо-Преображенский соборы. Жертвовал он и на церковную утварь и иконостасы. Жертвовал даже по меркам того времени щедро. Но в церкви граф ходил как-то не шибко, и сплетни про то, что граф вообще-то не совсем человек, пошли уже тогда (про каждого успешного и неординарного человека есть такие сплетни, что ж криминального в таланте и успешности?). Кроме того, он не был женат, и детей у него не было (***). Для Украины того времени это было абсолютно НЕнормальное явление (если только человек не шел в монахи, или не был болен). (Согласен, ненормальным явлением было безбрачие, но позволю себе просто процитировать В.В.Кривошеию, с.241-242: Василий Касперович был дважды женат, о первой жене ничего не известно, а вот вторая жена – вполне зафиксированный в истории персонаж: Мария Степановна Шуба (?-1704-1719-?), дочь сотника выбельского (1659-1661) а затем священника (!!!) черниговского (с 1668).

Обстоятельства его смерти тоже туманные (по крайней мере дата известна 4 марта 1702 – ничего туманного). Известно только, что священника не звали, графа не исповедовали и не причащали. (Думаете дочь священника, вдова, позволила бы не исповедовать и не отпеть мужа???)  Но похоронили его в притворе Успенского собора (еще бы — такие деньги в него вбухать!), поставили бронзовую плиту с эпитафией (попрошу отметить — не крест, что тоже не характерно для того времени). (Отмечаю в свою очередь следующее – если человека хоронят внутри церкви – он УЖЕ под сенью КРЕСТА на ее куполе! Попросту не нужен второй крест если могила в церкви! Это аксиома! Даже Ярослав Мудрый в Софиевском соборе Киева лежит в гробу без креста! Может он тоже вампир?)
А вот через полгода в околицах Чернигова началась серия странных смертей. Я работала в Черниговском историческом архиве, смотрела документы того времени, и материалы следствия в том числе (будет время и оказия заехать в Чернигов – потружусь перепроверить эти следственные данные. Кстати, почему автор не удосужилась найти материалы с биографическими данными Василия Касперовича, которые нашли другие исследоватили, откуда их почерпнул в.п.с.?). Проводили его препохабно, надо сказать. Вердикт тоже на грани фантастики и сказок Гофмана — «шел, упал, и помер». В таком вот духе. За год пропало без вести 30 человек и умерло «смертию немочной» где-то человек 20. «Смерть немочная» — это малокровие, анемия. Следователи или просто не хотели доводить дело до конца, или им было начихать, но в украинском богатом селе 17 (рубеж18) века 20 человек умерших от малокровия — это нонсенс! (Может автор позабыла что «действие происходит» не в селе, а в полковом, (бывшем велико-княжеском и будущем губернском!) городе Чернигове?! См. начало легенды! В Чернигов (как и в Киев) со всей России сотнями сьезжались всякие паломники, нищие, беглые и прочий ослабленный долгими пешеходными прогулками малокровный люд. И 20 умерших (бомжей или нищих) в большом городе – никакой не нонсенс****). А 30 пропавших куда делись? По мнению следствия «убежали воевать с турками, или в поисках приключений на свою голову». (есть мнение – война была не с турками, а с шведами — Северная война (1701-1721), а еще полнокровных и крепких козаков-малороссов в те времена направляли тысячами на строительство Санкт-Петербурга (крепости и каналов), вот и прятались и разбегались те, у кого не было всяких отсрочек или льгот от призыва).

Когда бедные черниговцы поняли, что от властей толку чуть, а жизнь дороже, обратились за помощью к церковникам. Собралась толпа, пошли в церковь, вскрыли гроб. По легенде граф там лежал ну как живой, никакого тления и видно не было. Нашелся какой-то умный и задействовал осиновый кол. Гроб с телом перенесли из церкви в родовое поместье графа (так понимаем в селе Борковка) и похоронили на берегу Десны. Кстати, в ту же ночь Десна вышла из берегов, и было приличное наводнение — факт, исторически подтвержденный. (Еще бы уточнить не было ли дело по весне, когда Десна разливается и выходит из берегов регулярно, каждый год, прям хоть часы сверяй).
Необходимое пояснение: на Украине в 17-18 веках вампиром (упырем) считали колдуна-чернокнижника, т.е. человека, который подписал договор с нечистым ради мирских благ. Одним из условий этого договора было питание человеческой кровью. Интересно, что такой образ вампира существовал только в Центральной и Восточной Украине. (существовал в украинском фольклоре еще и образ колдуна-кузнеца (коваля), в первую очередь колдуном считали кузнеца, а уже потом книжников и зодчих) На Западной Украине и на Волыни вампиры уже были совершенно другими. (напомню, статья написана для «вампирского», а не генеологического сайта 🙂 и тем не менее) Это одна из самых поэтичных легенд о восточно-славянских вампирах 18 века.

     * * ** — данные из уже ставшей классической в украинской ист. науке книги В.В.Кривошеии, «Генеалогія Украинського Козацтва», Киев 2002, с.241-242
** — читаем у В.В.Кривошеи в «ГУК» : Василий Касперович — … хозяин сел Борковка, Бакланова Муравейка. После Андрусовского перемирия принимает православие и вступает в козацкую службу. Впервые как участника полит. событий встречаем его в сентябре 1668, когда гетман П.Дорошенко (Правобережный гетман перешедший на Левобережье) этому 28-летнему сотнику выбельскому подтвердил универсалом право владения «вотчиной» (напомним, что отцу его, шляхтичу польскому, ее даровал ярый враг козачества король польский Владислав, значит за год своей новой службы у украинцев Василий Касперович делом доказал свою лояльность делу православия. Ведь всем известно что одной из главных причн войны козаков с поляками была борьба за свою, запрещаемую поляками, исконную веру православную.) Довольно быстро стал сотником полковым Черниговским (1669-1672), полковником Черниговским (1672-1687), обозным генеральным (1687-1702). (приведено по статье Лазаревского в «Киевской Старине», 1894 год, т.44,кн.3).
*** — у того же Кривошеи В.В. я обнаружил Дунин-Борковского Михаила ВАСИЛЬЕВИЧА. Читаем в родословии Апостолов, с.306-307: У гетмана Данилы Павловича Апостола (1653-1734, гетман с 1727 по 1734) была дочь Параська Даниловна (? – 1731), которая была замужем за Михайлом Васильевичем Дунин-Борковским (? – 1727). (Разница дат смерти его и графа Василия Касперовича – 25 лет, самая идеальная разница одного колена:), да и брак дочери гетмана и сына графа и генеарльного обозного (это второй после гетмана чин в козацкой иерархии) абсолютно равный и естественный.
**** — В описи Черниговской Губернии 1810 года (Изд. АН Украины, Киев 1997г) в разделе население Чернигова, с. 259 читаем: «…сверхъ того приездомъ работами по службе и другими случаями привлекаемихъ стекается в годъ по примерному исчислению до 15 000 душъ». При том что основное население Чернигова составляло 6 800 душ (не считая младенцев). На фоне 15 тысяч «стекающихся» душ  — 20 малокровных и 30 пропавших– вполне еще приемлимый показатель, даже по нынешним временам! Смею вас уверить что и в 1702 году наблюдалась такая же демографическая ситуация в Чернигове, с четкой тенденцией притока приезжего некоренного «лимитного» элемента (на заработки ли, паломничество ли, или просто – на юг, «где тепло и яблоки».
***** — приведу еще пару источников по Дунин-Борковским, которые было бы полезно принять к сведению автору статьи «Украинский Дракула» и всем интересующимся историей, краеведением и генеалогией:
— Dunin-Borkowski J.H. “Almanach B?ekitny. Genealogia ?yj?cych rod?w polskich”. Lw?w, 1908.
— «Родословная дворян и графов Дунин-Борковских», Чернигов, 1890 – «Черниг. губ. ведомости» 1890, №№43-46).
— Студеньова Л. «Чернігівські князі, полковники, губернатори”. Чернігів, 1998.

попытка развенчания жутко-красивой легенды
с ист. комментарими и ген. пояснениями
Богдана Кіевлянина, kievstud@mail.ru – КiевлянинЪ © )
Автор статьи — Лина (desteni@iname.ru)
найдено 16.09.03 на: vamplilit.narod.ru/ukraindracula.htm

.https://wiki2.org/ru/

http://www.vgd.ru/STORY/drakula.htm

Дунин-Борковский, Василий Касперович: 10 комментариев

Добавьте свой

      1. А что — Анны Райс и Стивена Кинга еще не было, читать тоже не умели, и телевизор вкупе с интернетом еще не изобрели, а фантазии надо было простор дать — интересно же!

        Нравится 1 человек

      2. о как я все это любила в детстве. мы ездили с бабушкой в гости к другой бабушке во Флоренцию. и вот эти скрытые двери в шкафах и просто стенах где открывается часть панели. проходы между стенками..Тайные замки..которые открываются лишь женской шпилькой …Я могла слушать часами)

        Нравится 1 человек

      3. Я в него влюбилась в подростковом возрасте, прочитав «Фра Беато Анжелико» Гумилева (сугубо запрещенного в наше время). Читала все, что только можно было достать и, разумеется, историю искусства Возрождения. Волшебный город! Сколько раз бродила по нему, и все равно скучаю ка по родному, но всегда неизведанному.

        Нравится 1 человек

      4. А у меня там жила бабушка так же влюбленная в свой город и такая же любительница пеших прогулок)так что город просто впитывала кожей

        Нравится 1 человек

      5. А у меня там жила бабушка так же влюбленная в свой город и такая же любительница пеших прогулок)так что городом я дышала, впитывала кожей, кормила им глаза.Уверенна в подростковом возрасте он еще волшебнее и романтичнее.Восприятие ребенка — это не вся палитра)Флоренция -это любовь на всю жизнь..она становится «тем самым»городом..с которым сверяешь все остальные..для меня так точно)

        Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: