Ярило Мокрый — Никола Вешний

3-4 июня (22 мая )Сейчас сложно разделить ритуалы Ярилы Вешнего , Ярилы Мокрого и Трояна. Праздник Ярило Мокрый носит несколько разных названий:Ярило Мокрый;Ярило Сильный,Троян; , Трибогов День, Пострига;Святодень.— праздник конца весны и начала лета, когда на смену младому Яриле-Весеню приходит  Даждьбог. Я считаю  день Трояна подвижным праздником, относящимся к смешаному лунно-солнечному календарю.

Есть версия , что 23 апреля славяне традиционно отмечают славный праздник Ярило Вешний. Праздник этот, как и многие другие, связан с изменением времени года. К этому времени в большинстве регионов России наступает уже настоящая весна. Близятся тяжелые летние работы, к которым следует серьёзно подготовиться. Ну а напоследок можно хорошенько отдохнуть и повеселиться всей деревней. Да и сам праздник приурочен к определенным работам. Отмечать его следует именно 23 апреля, а не 6 мая, как считают некоторые. Путаница же произошла из-за перехода с юлианского календаря на григорианский – были смещены на две недели вперед многие праздники. Но Ярила, как и все праздники славян, привязан к Солнечному календарю, поэтому смещаться подобным образом не должен.Вот такой сдвиг аж на месяц ….

К Яриле Вешнему приурочен первый в году выпас скота. На этот праздник выпадает обильная роса, в результате чего трава начинает расти особенно бурно. Больше не нужно кормить скотину сеном и овсом – достаточно выгнать в поле с хорошим пастухом, и всё будет в порядке. Лошади наберутся достаточно сил для тяжелых летних работ, а молоко у коров станет ещё вкуснее и жирнее. Считается, что в этот день Ярило оплодотворяет Мать Сыру Землю, чтобы она снова щедро плодоносила, радуя людей. Скотину перед выпасом гладили по бокам специально подготовленными вареными яйцами – крашеными в зелено-желтый или же красный цвет. Яйцами этими потом угощали пастуха. Коров из хлева выгоняли, слегка хлеща веточками вербы – в этот день верба становится праздничным деревом. Кроме того, перед выгоном коров на пастбище, на её пути укладывали поясок – переступив через него, кормилица должна была запомнить дорогу домой, и возвращаться без лишних проблем. Добрые хозяева старались выгнать скотину пораньше, чтобы она полакомилась самой полезной и вкусной травой в году – свежей, с ещё не подсохшей росой.

Пастух также играл немаловажную роль в этот день. Собрав всё стадо за околицей, он брал в руки решето, трижды обходя вокруг животных по часовой стрелке и трижды – против. Это выстраивало мощный энергетический барьер, который запирался на железный замок. Теперь на протяжении целого года коровам не страшны были ни змеи, ни волки, ни медведи, ни другие опасности, подстерегающие в поле. Вербными же веточками слегка хлестали детишек, приговаривая: «Принесла верба здоровья. Как верба росла, так и ты расти!» Считалось, что подобный обряд поможет детям не только быстрее вырасти, но и избежать многих хворей.

Было и другое важное событие, приуроченное к этому дню – проверка озимых всходов. Это очень важно – зачастую от этого зависело благосостояние, здоровье и даже жизнь членов семьи. Старики просматривали всходы и оценивали, насколько густо они взошли. Многие хозяйственные мужчины старались вспахать свой участок именно в этот день, чтобы земля окропилась свежей росой. Они говаривали: «На Ярилу выезжает и ленивая соха». Пашня, распаханная в этот день, должна была принести особенно богатый урожай. После окончания всех работ, народ собирался всей деревней в подходящем месте, устанавливались столы, на которые каждый выставлял угощение – в зависимости от достатка семьи. После сытного ужина старались лечь пораньше – с завтрашнего дня предстояло приступить к выполнению многочисленных работ в поле.

А вот  Троян — это день, посвященный победе Бога Трояна над Черным Змеем. В эти дни  поминали предков и творили обереги от бесчинств, творимых злыми русалками и неприкаянными душами «заложных» покойников (умерших «не своей», то есть неестественной смертью). В ночь на Трояна девицы и женщины «опахивали» деревню, дабы оберечься от злых сил.
В народе говорили: «С Духова дня не с одного неба — из-под земли тепло идет», «Придет Свят Дух — будет на дворе, как на печке». Согласно народным поверьям, сего дня, как огня, боится всякая нечисть, а перед самым Солнечным восходом на Духов день открывает Мать Сыра-Земля свои тайны, и потому знахари ходят в это время «наслушивать клады».

0000

Как и на Ярилу Вешнего — возможно это день Егоря Вешнего , роса в день Ярилды Мокрого считается священной. На Ярилу все травы приобретают чрезвычайное лечебное могущество, а знахари предсказывают будущее и собирают тайны Матушки Земли лежа на траве. Амулеты и обереги, изготовленные в этот день, дают своему хозяину непобедимую власть и мощь.
Троян Пострига означает, что для юношей наступает ритуал посвящения в воины, то есть проводится обряд «Пострига».После зачина проводят обряд «Постриги» для юношей — посвящение в воины. Далее устраивают пир в поле. Обрядовая страва: сладости, яичница, пироги. В требу приносят обрядовое пиво. Перед игрищами разыгрывают сказку или древнее предание. Обязательны любовные игрища и пляски.

А вот Ярило Мокрый скорее всего отмечался в районе 21 — 22 мая  После окончания празднования Дня Ярилы Мокрого обычно устанавливается солнечная и жаркая погода, сроком примерно на одну неделю.

Далее описание обряда родноверов .
Старейшины выбирали самого сильного и красивого воина, который символизировал собой Бога Солнца Ярилу.
В пару ему подбирали хозяйку праздника, наиболее очаровательную и яркую молодую девушку. Прекрасным окружением для них становились все остальные парни и девушки, которые водили хороводы, пели песни и зажигали веселые костры.
А вот юные девицы и женщины знали, что когда начинается Троица – Ярило мокрый и любовная магия, нужно искать свою судьбу. С этой целью плели венки, наряжали березы, готовили особые угощения: сладкие пироги, яичницу, вино и пиво. В Трибогов день огонь, воды, земля и воздух приобретали особую целебную силу. Считалось, что это женский праздник, так как мать Земля в начале июня набирает максимальную силу и готова отдавать свою мощь людям.
Чтобы урожай был хорошим, необходимо вручить Земле специальную дань в виде хлебов. Их закапывали со специальным заговором: «Возьми Мать Земля наше подношение и дай взамен хороший хлебород!»
Взять у природы ее волшебную силу можно было при сборе букетов из полевых трав, а также при заготовлении веток деревьев. Особенно ценились свежесобранные ветви березы с листочками и сережками, так как они очищали жилище от скверны и на протяжении всего года помогали своему хозяину в его делах.
Молодые девушки в Ярилин день обязательно плели венки, которые в конце дня бросали в воду и смотрели, в какую сторону они поплывут, оттуда и женихи в дом пожалуют. С самого раннего утра умывали лицо росой, чтобы умножить и сохранить свою женскую прелесть. Из лозы, коры и веток деревьев делали особые обереги и амулеты, которые помогали найти свое счастье в любви.
Наши предки знали, что Ярило Мокрый и любовная магия тесно связаны между собой, поэтому просили Высшие Силы помочь им в обретении семейного счастья. Старейшина готовил особую наговоренную воду, настоянную на девяти волшебных травах, которая приносилась в жертву Богу Солнца Яриле.
После чего начинались народные гуляния с песнями, хороводами, забавами и прыжками сквозь разожжённые костры. Особенно хорош был праздник начала лета для тех, кто успел найти свою пару: влюбленные проводили волшебные ночи любви и наслаждались единением с природой.
Православная церковь отчаянно сражалась с этим праздником, но так ничего не могла сделать — любовь народа была не на ее стороне. И тогда они объявили, что этот день является праздником, но Николая-угодника. Путь был испытан и проверен на другом празднике — Перунове дне, который также широко праздновался на Руси 20 июля. Одолеть его удалось, заявив, что в этот день, якобы, надлежит отмечать память Ильи-пророка. А что? Тоже катается по небу, грозит стрелами-молниями, да и во многом другом весьма схож со славянским богом. Это удалось. Так почему бы не повторить проверенный трюк на Яриле Мокром. И пусть введен день памяти Николы-угодника 19 декабря! Будем считать, что тот Никола зимний, а этот летний. Получилось у них почти, но не совсем. Кусочек от прежнего истинно славянского названия все равно остался, прицепившись красной тряпицей за подол грубой серой рясы новоявленного святого, и праздник ныне называют Николы Мокрого.
Разумеется, церковь может давать второму слову сколько угодно логических объяснений, но на самом деле все они лживы, потому что истинного она никогда не скажет, чтоб не пробуждать генетической памяти о дружелюбных, все понимающих, но в то же время таких справедливых славянских богах. А все дело в том, что это Ярило был прозван мокрым, вот словцо и осталось. Навечно. Как печать. Причем несмываемая, невзирая на свою «мокроту». Или как память. Это уже как кому будет угодно.
«Мокрым» же Ярила зовётся о сию пору потому, что Силу Свою явил — зарод Земле сотворил. Скоро (на Купалу) Он, Старцем обратясь, на Небо уйдёт, но Сила Его Ярая всуе не пропадёт: Земля-Матушка священный Плод — добрый Урожай — во срок свой принесёт!

Посмотрим чем же заменили древний празник.

Никола Вешний — день народного календаря восточных и, в меньшей степени, южных славян, а также молдаван и румын, приходящийся на 9 (22) мая, когда православная церковь празднует перенесение мощей святителя Николая Чудотворца.Никола вешний, Никола летний, Никола с теплом, тёплый Микула с кормом, Травный день, Никола травный, Никола милостивый, летний, мокрый, с теплом, тёплый, морской, Весенний Микола, Вешняя Микола; болг. Сухи св. Никола.
На Руси этот праздник появляется в 1092 году, церковь пыталась заменить им день Ярилы Мокрого.
Свою версию происхождения праздника приводит П. И. Мельников в 1874 году:
Как почитанье Грома Гремучего при введении христианства перенесли у нас на почитанье Ильи Громовника, а почитанье Волоса, скотьего бога, — на святого Власия, так и чествованье оратая Микулы Селяниныча перевели на христианского святого — Николая Чудотворца. Оттого-то на Руси всего больше Николе Милостивому и празднуют. Весенний праздник Николаю Чудотворцу, которого нет у греков, заимствован был русскими у латинян, чтоб приурочить его к празднику Матери Сырой Земли, что любит «Микулу и род его». Празднество Микуле совпадало с именинами Матери-Земли. И до сих пор два народных праздника рядом сходятся: первый день «Микулы с кормом» (9 мая по ст. ст.), другой день (10 мая по ст. ст.) «именины Матери Сырой Земли».
К Николаю Чудотворцу обращаются с просьбами уберечь скот и урожай, поскольку он считается старшим и самым близким к Богу угодником. Крестьяне верили в чудеса Николы и в то, что святой их «охраняет»; до сих пор бытуют не канонизированные молитвы, где к святому обращаются как к Богу: «Господи, святой Микола, услышь мене, помоги мене…».
Николин день у крестьян считался важной датой в сельскохозяйственном календаре, поскольку и сам Николай Чудотворец чрезвычайно почитался православными. Этот святой стал своеобразным «наследником» языческого бога Велеса — «скотьего бога», покровителя земледелия и домашних животных.
Так, например, св. Николай во многих районах считался покровителем лошадей, поэтому 9 мая по старому стилю у православных нередко называли «конским праздником». Коней в этот день первый раз выгоняли в ночное, и все лошадники по этому случаю заказывали молебны с водосвятием, чтобы святой Никола уберёг табуны от диких зверей, а также обеспечил коням хороший приплод и здоровье.
В некоторых местах устраивались т. н. «никольщины» — мужские сборища, на которых чествовали пастухов и погонщиков. Никольщину справляли в избах, в поле — в ночном, или у погоста. В этот день парни в первый раз ехали в ночное и на лугах, при свете костров устраивали пир: привозили водку, закуску, обязательно жарили яичницу, а после заката солнца приходили девки. Всю ночь водили хороводы, пели песни и плясали.
В районах, граничащих с Белоруссией праздник состоял из нескольких частей: за неделю до Николы начинали готовить пиво; накануне Николы чествовали Николина батьку; самую николыцину праздновали 9—12 мая. Во время братчины вёлся мирный разговор про хозяйство, семейные и общественные дела. Песни пелись преимущественно семейные, хвалебные хозяину и хозяйке, супругам, роду, с пожеланиями счастливой жизни и множества детей. Помимо этого проводили гульбище, 12 мая «цыганили». Как бы продолжая никольщину, на Духов день справляли «троичёнка».
У лошадников и вообще владельцев скота принято было в Николин день проводить различные охранительные ритуалы, защищающие животных от хищников и прочих бед. Например, чтобы волки не тронули скот, хозяева совершали особые магические действия, как бы возводившие преграду между волком и его добычей: втыкали нож в стол или в порог, клали в печь железо, накрывали камень горшком со словами: «Моя коровка, моя кормилица надворная, сиди под горшком от волка, а ты, волк, гложи свои бока», и т. п.
Кроме того, крестьяне соблюдали ряд обязательных запретов: не ставили изгородей в период между днями св. Юрия и св. Николая, не ели мяса на Николу Вешнего, не передавали в этот день из дома ткаческие орудия и не занимались снованием, «чтобы волки не развелись вокруг стада».
Русские старожилы Приангарья к Николе вешнему коллективно готовили пиво и организовывали «пир» (братчину). Русские Прииртышья связывали с этим днём обряд закликания весны — обращались к Христу с просьбой помочь Иртышу освободиться от льда.
Чтобы летом избежать засухи и града, в Николин день у восточных и южных славян принято было устраивать крестные ходы в поля и молебны у колодцев, сопровождаемые прошениями о дожде. После обходов купались в реке, плескались и обливались водой. Болгары и македонцы в этот день водили «пеперуду» — ряженую в зелень девочку, которую у каждого дома обливали водой, вызывая таким образом дождь.  https://alksnisvindans.wordpress.com/2019/05/09/пипируда-пеперуда-обряд-вызывания-до/
На Украине говорили, что на святителя Николая «вся вода освящается», а до этого срока плескаться в реках и озёрах запрещалось, иначе «с человека верба вырастет» (то есть человек утонет, и верба вырастет над его прибрежной могилой)…
В Белгородской (Ракитянский район) и Кемеровской областях на Николу Вешнего зафиксирован обряд кумления:
Девки кумятся, в саду черемуховом столы накрывают, платками меняются, яишницу делают. У нас деревня была больше 600 домов, и все вместе собирались: оттедова идут с гармонями, отседова. Делали яишницу, булки хлеба вон какие напекут. Вот и сидят в саду, там и поют, и пляшут и девки, и парни. Девки сами все готовили, все ели потом. А другому и мать еду приготовит, парень еслив. А ребята и орехов нанесут, и узюму. Кедровые орехи уже богатый парень берёт.
— с. Малая Салаирка Гурьевского района Кемеровской обл. 1992 г.
В Могилёвской губернии также «на Миколу» девки ходили в лес кумиться. В роще разводили костёр и на сковороде жарили яичницу. Обряд, напоминающий вознесенско-троицкие кумления. Однако, в отличие от последних, здесь принимали участие не только девушки, но и женщины разных возрастов.
Хождение в жито
Поскольку Николай Угодник почитался как покровитель плодородия, к его празднику были приурочены так называемые «хождения в жито» — ритуальные обходы полей и осмотр посевов. Крестьяне считали, что в канун своего праздника сам Николай Угодник обходит поля и помогает житу расти. Во время обхода угодий крестьяне по особым приметам судили о будущем урожае. Дождь на Николин день считали «великой милостью Божией», предвестием удачного года.
Весенне-летний обряд обхода полей совершается в основном от Пасхи до Троицы и Иванова дня, когда злаки достаточно подросли или начали колоситься.
Народный образ святого Николая.
Никола Чудотворец — один из наиболее почитаемых у славян христианских святых. В восточнославянской традиции культ Николы по значимости приближается к почитанию самого Бога (Христа).
По народным верованиям славян, Никола — «старший» среди святых, входит в святую Троицу (sic) и даже может сменить на престоле Бога. В легенде из белорусского Полесья говорится, что «сьвяты Микола не тольки старей за ўcix сьвятых, да мабыць и старшы над ими <…> Сьвяты Микола божы насьледник, як Бог памре (sic), то сьв. Микалай чудатворец будзе багаваць, да не хто иншы». Об особом почитании святого свидетельствуют сюжеты народных легенд о том, как св. Николай стал «владыкой»: он так истово молился в церкви, что золотая корона сама собой упала ему на голову (укр. карпат.).
У восточных и западных славян образ Николы по некоторым своим функциям («начальник» рая — владеет ключами от неба; перевозит души на «тот свет»; покровительствует ратникам) может контаминироваться с образом Архангела Михаила. У южных славян образ святого как истребителя змей и «волчьего пастыря», сближается с образом Георгия Победоносца.
Основные функции Николы (покровитель скота и диких зверей, земледелия, пчеловодства, связь с загробным миром, соотнесённость с реликтами культа медведя), противопоставление «милостивого» Николы «грозному» Илье-пророку в фольклорных легендах свидетельствуют, по мнению Б. А. Успенского, о сохранении в народном почитании святого Николая следов культа языческого божества Волоса (Велеса).
Поговорки и приметы
До Николы крепись, хоть разопнись, а с Николы живи — не тужи.
Батюшка Никола! Давай дождя большого! На нашу рожь, на бабий лён, поливай ведром!.
Попроси Николу, а он Спасу скажет
Никола Угодник — это великий праздник!
Каков день на Николу вешнего, таков и на Николу зимнего.
Пришла наша Никола, не видала я никова, пришёл и Дух, я увижу сразу двух (Псков)[
По церковному преданию из Византии в Киев была привезена древняя икона Николая Угодника с мощевиком, у которой была найдена живая девочка, утонувшая в Днепре. После чудесного спасения младенца была написана икона Святителя Николая с младенцем на руках.
Слово «Мокрый» стало определением иконы. Древнейший образ Николы Мокрого, по преданию, сам уплыл в Новгород, а чтимый киевский список ушел путями Второй мировой войны за океан.
Против этого места , где утонул младенец, стоит действующая до сего дня церковь Николы Набережного в Киеве.
По легенде, эта икона – копия той, которая находилась на хорах Киевской Софии и в просторечии называлась иконой Николы Мокрого.
По опыту зная, что весеннее тепло переменчиво и в любой момент может смениться ненастьем, говорили:
До Николы не стриги овечки, не сей гречки.
Хвали зиму после Николина дня.
В северных регионах считали, что от Николы может быть ещё 12 морозных утренников, которые могут растянуться аж до Семенова дня (14 сентября). Если погода в этот день оставалась холодной, уповали на Троицу: Никола травит, а Троица правит.
С Николы начинает хорошо расти трава. Для крестьян это было не просто отрадно и красиво, но и очень важно, потому что появлялась возможность лошадей и скот перевести на подножный корм, да и свой рацион значительно обогатить зеленью. Поэтому тема никольской травы широко представлена в приметах и поговорках:
В году два Николы: один травный, другой морозный.
Егорий с теплом, а Никола с кормом.
Егорий с водой, Никола с травой.
Не хвались на Егория посевом, а хвались на Николу травой.
В былые времена особо уважительно относились к земле, готовой к росту трав. Поэтому по ней запрещалось бить палкой.Настоящей благодатью считался начавшийся в этот день дождь, который так необходим набирающей силу траве, уже посеянным яровым хлебам, для хорошего увлажнения почвы под посев других зерновых культур.
Велика Божья милость, если на Николу Вешнего дождик пойдёт.
Если в Николин день дождь, то лето не будет засушливое и хлеба уродятся.
Поэтому, если в этот день не было дождя, то молились Николаю Угоднику, прося его смиловаться и подарить весенней земле долгожданную влагу.В некоторых местах с этого дня начинали сеять пшеницу и овес. Там, где уже ранний посев яровых состоялся, на Николу теплого приходился средний посев. При подготовке к севу опирались не столько на календарную дату, сколько на состояние природы. Например, считалось, что сеять пшеницу нельзя до тех пор, пока на дубе лист не развернется или пока черемуха не расцветет. А вот если береза «раскинулась», самое время сеять. Также земледельцы начинали сеять пшеницу тогда, когда босая нога сможет вытерпеть холод во вспаханной борозде.
Существовала ещё одна интересная поговорка, приуроченная к этому дню: «Святой Егорий запасает коров, Никола коней». Указывает она на то, что с Юрьева дня (6 мая) появляется первая трава и начинается выпас коров, а с Николина дня – лошадей. Кони переходят на подножный корм. Вообще весенний Никола считается покровителем лошадей. В день его памяти заказывали молебен с водосвятием, чтобы подарить животным здоровье и защитить их от диких зверей. С Никольского дня начинали лошадей гонять в «ночное», привязывая им медные колокольчики, по звуку которых можно было с легкостью разыскать деревенский табун. Скотоводы обращались к святому, прося: «Николай Чудотворец, присмотри за нашей скотиной», причем каждую корову и лошадь называли по имени.
В связи с переводом скотины на подножный корм, с этого дня «заказывали» луга, т.е. на межах втыкали в землю ветки и прутья. Таки образом обозначали места, на которых запрещалось пасти животных.
После Николина дня городи городьбу.
22 мая заканчивали сажать картофель, который в старину ценили не меньше хлеба. Крестьяне в этот день около дома выкладывали кресты из веточек или щепок, жгли у крыльца ветки ольхи, чтобы защитить жилище и его обитателей от змей.В религиозном сознании Николай Угодник непосредственно связан с водной стихией. Он является покровителем моряков, рыбаков и всех плывущих по океанам, морям, рекам и озёрам. Связано это с эпизодами из жития святого, где рассказывается о спасении Николаем Чудотворцем утопающих или попавших в бурю людей. Существует много заговоров и молитв, в которых обращаются к святому с просьбой спасти и сохранить «на водах». Как раньше, так и сегодня на любом судне в обязательном порядке присутствует образ святого Николая.
Народный календарь эту связь отразил по-своему. Считалось, что до вешнего Николы нельзя мочить коноплю, а намоченную следуют вытянуть, чтобы потом не пришлось вытягивать утопленника. До этого дня не купались.
22 мая: приметы и поверья
Дождь на Николу Вешнего – к хорошему урожаю.
Если на Николу лягушки заквакают, то овес будет хорош.
До святого Николы не стриги овец, не сей гречки, не купайся в водоёмах.
Сон с 21 на 22 мая сбудется у людей, родившихся в этот день. Сновидение, увиденное днем 22 мая, исполнится через 5 лет, когда вы уже про него забудете.

По материалам : Википедии
https://www.hollydays.ru/celebrations/429.html
https://magistika.com/article/troitsa-yarilo-mokryy-i-lyubovnaya-magiya-492: https://www.slavyarmarka.ru/slavjanskij-prazdnik-jarilo-veshnij/
Славянская Лавка ©

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: