Создайте подобный сайт на WordPress.com
Начало работы

Каравай на «кукушкины именины»

Наверное, многим из нас была знакома такая картина: день рождения, вносится праздничный торт со множеством свечей и все гости поют: «Как на чьи-то именины испекли мы каравай, вот такой вышины, вот такой ширины… Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай…».

Эти незамысловатые слова детской песенки, которую еще и по сей день можно услышать на праздновании дня рождения, напоминают нам о позабытой традиции празднования именин.

А песенка идет еще с времен до христианских, когда каравай пекли на «кукушкины именины», думаю тогда она входила в песенное сопровождение особого «хоровода»

Каравай на «кукушкины именины» является атрибутом весенней поминальной обрядности, а производимые с ним действия указывают на связь с календарным обрядом «крещения и похорон кукушки». Почему «крещения», потому что именно день крещения, а вернее имянаречения и был днем имени, именинами.В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения.

Каравай в Белгородской области готовили на Ушестя (Вознесение Господне). Его разрезали на части по количеству детей и раздавали им. С этими кусочками дети шли на лесную поляну, играли там «в каравай», а затем каждый клал ломтик своего каравая на ветку дерева – на именины кукушки, кукушке в подарок. После устраивали гуляния, жарили яичницу.В других областях этот ритуал проводили в другие дни, и   он был связан  с периодом между нынешней Пасхой и Троицей

Каравай на «кукушкины именины» представляет собой блюдо из густой пшенной каши, запеченной на сковороде до такого состояния, при котором ее можно разрезать на части как хлеб. Каравай на «именины кукушки» пекли один раз в году – на Ушестя (Вознесение Господне). Его разрезали на кусочки по количеству детей в доме и раздавали им. Дети собирались компанией на улице, каждый брал с собой кусочек каравая, яйца, сало, хлеб. Затем они отправлялись на лесную поляну, раскладывали там костёр, чтобы пожарить яичницу, стелили на траву скатерть и устраивали общую трапезу. Но прежде направлялись к дереву «чтить кукушку», «дарить подарок на её именины»: каждый оставлял на ветке по маленькому кусочку каравая.

Пообедав, дети начинали играть. Обязательной в этот день была игра «в каравай». Все участники брались за руки и ходили по кругу под пение песни на широко известный мотив:

Как на кукушкины именины

Испекли мы каравай

Вот такой вышины,

Вот такой нижины,

Вот такой ужины,

Вот такой ширины.

Каравай, каравай,

Ты, кукушка, прилетай! (вариант «кого любишь выбирай» — так же подходит для ритуалов кумления )

При этом дети соответствующими движениями иллюстрировали текст песни. Я помню такие «каравайные» хороводы на обычных именинах. Когда все взявшись за руки ходят вокруг именинника то поднимая руки вверх на словах «вот такой вышины» и сужая круг,становятся плотно рядом друг с другом ..и расходясь на расстояние вытянутой руки ,при словах «вот такой ширины» ,при этом хоровод становился максимально широким кругом.

Чествование кукушки на Вознесение, празднование её именин, по мнению жителей села Почаево, связано с поверьем, что после этого дня кукушка в лесу перестает куковать. Обычай готовить блюдо из пшена с яйцами на Вознесение известен и в сёлах соседних Краснояружского, Ивнянского, Яковлевского районов. В некоторых из них пекли хлебный каравай, а в других запекали кашу. Оба эти блюда использовались в качестве обязательных в обряде «крещения кукушки».

Основными компонентами для приготовления каравая на «кукушкины именины» являются пшено, молоко, яйца, сливочное масло, сахар, соль. Сначала на молоке до полуготовности варилось пшено. Полуфабрикат снимали с огня и давали немного остыть. В тёплую недоваренную пшенную кашу вмешивали масло, яйца (3–5 шт.), сахар, соль. Вся масса выливалась в заранее подогретую сковороду, смазанную сливочным маслом. Верх каши могли украшать волнообразными рисунками, которые наносили ложкой. После этого блюдо на 15–20 минут отправлялось в печь.

О традиции печь каравай «на кукушкины именины» помнят лишь некоторые пожилые женщины села Почаево. В настоящее время если такое блюдо и готовится в доме, то не употребляется в качестве обрядового.

по материалам : https://www.culture.ru/objects/381/prigotovlenie-karavaya-na-kukushkiny-imeniny-v-sele-pochaevo-graivoronskogo-raiona-belgorodskoi-oblasti

 

Каравай на «кукушкины именины»: 7 комментариев

Добавьте свой

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: