Изготовление обрядовой куклы кукушки, «крещение кукушки»,»похороны кукушки»

Кукушка считалась птицей последней прилетающей из Ирия, именно она закрывала его врата, после того как все души предков выходили на землю. В этот период проводили обряды с куклой-кукушкой. Поэтому они всегда были после Весенних Дедов. «именины» часто отмечали на второе воскресенье после Пасхи ( первого полнолуния после весеннего равноденствия)

Цикл ритуалов «крещения » и «похорон » кукушки слились в некоторых областях в единый праздник.

Крещение кукушки (крещение и похороны кукушки, похороны кукушки, кукушкины похороны) — южнорусский женский весенний обряд. Во время обряда изготавливалась ритуальная кукла, называемая кукушкой, совершалось её символическое «крещение» и «похороны». … Общая символика кукушки связана с женским началом, потусторонним миром, обликом души.

Обряд заключался в торжественном, с плачем и песнями, погребении «кукушки» — нарядно украшенной антропо- или орнитоморфной куколки (обычно сделанной из травы «кукушкины слёзки») и сопровождался кумлением, гаданиями и ритуальной трапезой. Через определённый промежуток времени участницы обряда возвращались на место погребения и «вырывали» кукушку обратно, опять же со специальными ритуальными песнями, за чем следовало «раскумление».

В села Вышние Пены Белгородской области в саду «кукушку» сажали на яблоню и под ней кумились. По окончании обряда и трапезы «кукушку» разбирали – расшивали ленты и забирали их себе, а ветку-основу оставляли на чердаке.

В селе Тимоново Белгородской области «кукушку» несли на лугу или в сад и сажали на дерево в листву, чтобы никто не нашёл, и оставляли там до Троицы. После Троицы её снимали с ветки, считая, что разоряют кукушкино гнездо. Затем обе кумы шли к колодцу, бросали в него кукушку и ждали того, кто в ведре с водой достанет кукушку. По обычаю, вынутую кукушку не выбрасывали, а сажали на колодец.

В селе Колосково Белгородской области общую «кукушку» делали лоскутов или из болотной травы кугина, наряжали в платье и платочек. После кумления «кукушку» хоронили — прятали в ветвях деревьев или закапывали в землю. На Троицу девушки вновь собирались и шли к дубу, где отрывали кукушку, возвращали друг другу платья и несли чучело к реке. У реки каждая девушка плела себе там кукушку из куги в виде девичьей косы. Для общей кукушки делали плотик из травы и спускали на плоту на воду. Вслед за общей куклой каждая из участниц бросала свою кукушку, сплетенную из травы.

Участвовали в погребении «кукушки», как правило, только девушки; более того, в некоторых областях особо подчёркивалась необходимость держать время и место проведения обряда в строгой тайне от юношей, а наряд самой «кукушки» имитировал погребальное одеяние покойницы, умершей в девичестве.

Наиболее распространенные сроки проведения обряда — Вознесеньев день — Троицын день; действия начального этапа приходились также на второе, третье, четвёртое, пятое, шестое воскресенья по Пасхе, второй понедельник после Пасхи, Николин день, Троицу, Духов день, заключительного — на Духов день, вторник после Духова дня, День Всех Святых, Петров день

У гуцулов по окончании Петровского поста совершалось кумление парней и девушек, в то время, когда кукушка перестаёт куковать (ср. «Кукушка на Петров день подавилась мандрыкой»).Мандрыкы

Различными исследователями трактуется как обряд вызывания дождя, аграрный «похоронный» ритуал, аналогичный «похоронам Костромы», инициационный половозрастной ритуал и так далее.

В селе Шелаево кукушку плели из болотной травы — куги, в виде небольшой куколки треугольной формы. Стебли переплетали по подобию девичьей косы, делали ножки и головку, которую покрывали платочком или украшали лентами. Несмотря на зооморфное название чучела, в его облике явно прослеживаются антропоморфные черты, например в названии частей тельца. Наряд кукушки также включал в себя элементы девичьей одежды: платок, ленту. В том, что для «кукушки» изготавливали пару — кукона, прослеживаются брачные мотивы. Обряд «похороны кукушки» символизирует окончание весеннего сезона.

На Звесеньё (Вознесение) девочки/девушки собирались в саду, приносили с собой сорванную на болоте траву, а также чашу с водой. К ним приходили и мальчики. В саду девочки плели кукушку и кукона. Сначала делали головку и туловище. Для этого брали стебель куги длиной с мизинец и другой стебель длиной около 50 см, который петлей туго обвивали вокруг маленького. Эта часть называлась головкой. Остальная часть длинного стебля являлась основанием для туловища и ножек. Туловище формировали следующим образом: брали еще один стебель и оборачивали им основной длинный стебель, перекрещивая спереди и соединяя концы с «ножками», повторяя эти действия до тех пор, пока туловище не достигало нужного размера. На «ножках» стебли туго перевязывали и ровно обрезали. В результате получалась кукла треугольной формы, сплетенная «косичкой», с ножками, размером 40–50 см. На головку «кукушке» могли повязать платочек, а «кукона» украшали ленточками.

Количество изготавливаемых для проведения обряда «кукушек» в селе зависело от количества улиц. Как правило, коллектив участников обряда складывался из детей, проживавших по одной улице. После того, как куклы были готовы, их кстили (крестили) — погружали в чашу с водой — «как в церкви». Затем обоих кукол усаживали на ветку дерева, а сами начинали кумиться: мальчик с девочкой обменивались платочками. На Троицу кукушку и кукона снимали с ветки и закапывали в землю под деревом. Крестить кукушку и кумиться девушки ходили ежегодно вплоть до замужества.

Надевание платка кукушке называли повиванием по аналогии с этапом свадебного обряда, в ходе которого невесте меняли девичьи прическу и головной убор на женские. В южнорусской традиции это кульминационный момент свадьбы, в котором принимает участие вся община. Кроме того, «крещение кукушки» и кумление участников обряда сопровождалось свадебными величальными песнями «Мальчик-кудрявчик ты мой», «Из-под каменя, каменя».

В селе Тимоново Валуйского района Белгородской области «кукушку» —

обрядовую куклу ежегодно изготавливали для проведения обряда «похорон кукушки». Этот обряд совершался на Звесеньё (Вознесение Господне), когда, по местным представлениям, кукушка переставала куковать. Обрядовую куклу размером 20-30 см сплетали из листьев клёна.

Использование растительного материала для изготовления «кукушки» традиционно для всего ареала бытования обряда (Калужская, Тульская, Орловская, Брянская, частично Курская и Белгородская области). На территории русско-украинского пограничья в троицкой обрядности использовались кленовые ветви и листья, поэтому и сама троицкая неделя нередко называется здесь «клечальной» или «клеченьем». В этот период ветками кленов украшали окна домов, вставляли их в створы ворот.

«Кукушку» делали на Звесеньё девочки или девушки. Для каждой из них рано утром в доме пекли лесенки из пресного теста с четырьмя перекладинками, символизирующие Вознесение Христово. С этими лесенками девочки бегали по улице, а затем отправлялись на луг или в сад втайне от мальчиков и парней делать кукушку. Собиралось вместе пар пять-шесть, изготавливали либо одну кукушку, либо каждая участница обряда делала свою куклу. По воспоминаниям жителей Тимонова, этим процессом могла руководить пожилая женщина. Затем девочки кумились – подходили друг к другу и говорили: «Кума, кума, давай кумиться, век не браниться».

В селе записано несколько вариантов изготовления «кукушки». Самый простой – для младших участниц. Сначала «кукушке» делали головку – брали 2-3 кленовых листа, складывали их один на другой  и петлёй перегибали черешки. Затем листья заворачивали на манер юбки и всю конструкцию закрепляли нитью или троицкой травой (лесным мятликом). На головку могли надеть платочек, сделанный из лоскутка.

Девочки постарше делали «кукушке» крылья: к основанию петли прикрепляли два свёрнутых листа, а под ними завязывали лоскуток – надевали юбку. Эту юбку запрещалось шить, говорили, что «иголки здесь быть не должно». «Кукушка» с крыльями больше походила на девушку с руками, одетую в юбочку и повязанную платком.

После кумления девочки парами, взявшись за руки, шли хоронить кукушку – сажали ее на дерево в листву, чтобы никто не нашел, и оставляли там до Троицы. Вечером после похорон кукушки разводили костры и жарили яичницу. Скорлупу от яиц бросали на дорогу и на ней танцевали, приговаривая «Кума, кума, давай кумиться, николи не браниться». Взрослые в это время также праздновали Вознесение, собираясь на совместную трапезу на кумовской праздник. Они тоже жарили яичницу, а кроме того, варили кулеш из пшена с жареным луком и салом, который называли кукушкиной кашей.

В течение 10 дней после Вознесения девочки бегали проверять, на месте ли кукушка. Во вторник после Троицы, на семичной неделе, её разоряли – снимали с ветки, считая, что разоряют кукушкино гнездо. Затем две кумы шли к колодцу, бросали в него кукушку и ждали того, кто в ведре с водой достанет кукушку. По обычаю, вынутую кукушку не выбрасывали, а сажали на колодец. В этот день девочки также могли жарить яичницу.

В настоящее время процесс изготовления «кукушки» реконструирован преподавателями и учениками местной общеобразовательной школы, а сам обряд приобрел игровую форму.

Кукушка в славянском фольклоре — особая птица, с ярко выраженной женской символикой. Большинство исследователей сходятся во мнении, что образ кукушки воплощает души умерших, не изживших свой век (см. Афанасьев А.А., Зеленин Д.К.). А связь кумления с кукушкой, у которой нарушены или утрачены родственные права, просматривается в стремлении восполнить их ритуальным способом [Гура, 687].

Период кукования кукушки «от Егория до Петра» (с 6 мая по 12 июля) в народных представлениях соответствует поздневесеннему периоду. Таким образом, окончание пения кукушки осмысляется как окончание весны. В этом контексте «похороны кукушки» символизируют окончанию весеннего сезона.

В настоящее время изготавливать «кукушку» могут лишь старожилы села, в молодости участвовавшие в обряде «крещения и похорон кукушки».

7047

Обрядом «похорон кукушки» в селе Колосково Валуйского района Белгородской области завершался весенний календарный период. Обряд  проводился в два этапа: сначала на Вознесение девушки (13 лет и старше) изготавливали чучело кукушки и кумились возле него, а затем на Троицу они раскумливались и хоронили кукушку.

На Звесеньё (Вознесение) девушки несколькими партиями отправлялись в лес. Каждая из участниц обряда несла с собой что-либо из еды:  яйца, испеченную матерью лесенку – специальное вознесенское печенье, сало, ситро из свекольного отвара. В лесу выбирали красивый развесистый дуб, у которого и изготавливали куклу-кукушку. Чучело шили из заранее приготовленных и принесенных с собой лоскутов, из которых делали как тело кукушки, так и её наряд – платье и платочек. Могли изготавливать кукушку и из болотной травы куги, затем наряжая ее в платьице. Таким образом придавали чучелу антропоморфный облик. Кроме того, в пару кукушке могли делать и чучело мужского пола – куковля. Его также плели из куги, а наряжали в сшитые штанишки. Готовую кукушку сажали на ветви дуба.

Затем каждая девушка плела и надевала себе на голову веночек из луговых цветов. После этого под дубом начинался обряд кумления. Каждая из девушек выбирала себе куму. По очереди пары подходили к дубу, девушки менялись платьями, а затем говорили:

Кума, кума, давай с тобой кумиться,

Чтоб век не браниться.

По словам исполнителей, кумами девушки оставались на всю жизнь. Таких кукушкиных кум у каждой женщины было довольно много, поскольку в девичестве в течение нескольких лет на Вознесение они кумились с разными своими подругами.

После кумления куклу-кукушку хоронили — прятали в ветвях деревьев или закапывали. Тут же у дуба устраивали совместную трапезу из принесенных продуктов.

Ребятам запрещалось принимать участие в обряде. Однако они старались проследить за девушками, чтобы своровать чучело и разорвать его. Поэтому девушки ходили проведывать свою куклу-кукушку, и если чучела не оказывалось на месте, его изготавливали заново и перепрятывали.

На Троицу девушки вновь собирались и шли к дубу, где отрывали кукушку, возвращали друг другу платья и несли чучело к реке. Там они собирали болотную траву кугу и камышовые листья. Усаживаясь на мосту, девушки сообща плели плот для куклы-кукушки. Кроме того, каждая девушка плела себе там кукушку из куги в виде девичьей косы. При этом стебель куги складывали пополам, у сгиба делали петлю – головку чучела, концы травы разводили углом и в получившийся остов вплетали стебли куги на манер девичьей косы, чуть выше середины плетения вставляли ручки – короткий стебель куги.

Куклу-кукушку спускали на плоту на воду и читали: «Ну и плыви!» Вслед за общей куклой каждая из участниц бросала свою кукушку, сплетенную из куги. Девушки по ним гадали – чья дальше проплывет, та быстрей и выйдет замуж.

Сходный обряд был отмечен и в соседнем селе Безгодовка. Здесь также плели кукушку и куковля из куги, однако кумление происходило между парнями и девушками. Различаются и сроки совершения обряда: в Безгодовке пару кукушек хоронили на Петров день. При этом их спускали на реку по хлебной лесенке, хранящейся специально для этого случая с Вознесения. Кукушек спускали, сидя на мосту и приговаривая:

Спаситель, лезь на небеса,

Потащи всё растения за волоса!

Затем лесенку делили на всех участников обряда и ели на том же мосту.« обрядовая выпечка

В настоящее время обряд не производится и процесс изготовления кукушки молодежи не известен.

 

В деревне Черный Поток Калужской области вплоть до середины 60-х годов XX столетия совершался весенний обряд «крещения и похорон кукушки». Он длился четыре дня: с понедельника до Вознесения, которое всегда приходится на четверг.

В понедельник на шестой неделе после Пасхи делали куклу-кукушку, как правило, в послеобеденное время. Традиционно этим занимались девочки-подростки 12–16 лет. Обычно это были близкие подруги или родственницы (например, двоюродные сестры). Таких подростковых групп в одной деревне могло быть до десяти, и у каждой группы была своя кукушка. С начала 1970-х годов в обряде стали принимать участие все жители деревни, как мужчины, так и женщины всех возрастных групп. Так, в 1995 г. во время видеофиксации в обряде похорон кукушки участвовали 35 жителей д. Черный Поток – от детей 3 лет до старух 88 лет.(все хотели попасть на видио))

Для изготовления кукушки девочки собирались во дворе одной из подруг. Она приносила две ольховые палочки с раздвоенным концом длиной от 15 до 25 см. Эти палочки были «основой» туловища будущей куклы, а раздвоенные концы – ее «ногами». Палочки связывали нитками, на середину наматывали льняные очески (в современном исполнении – вату). Голову изготавливали отдельно. Для нее скатывали шарик из тех же льняных оческов, затем его плотно обматывали лоскутком белой ткани, который у основания перевязывали ниткой. Затем «голову» прикрепляли к ольховым палочкам.

После изготовления основы куклы-кукушки, ее начинали «наряжать». Сначала каждую «ножку» кукушки (раздвоенный конец палочки) обматывали полоской ткани красного (реже черного) цвета, на голову кукушке повязывали платок – лоскут красной ткани квадратной формы. Отдельно кукле шили маленькое платьице или кофточку и юбочку из лоскутков, которые должны были быть ярких цветов (алого, голубого), «потому что кукушка – девочка». Когда в 1995 г. одна из исполнительниц нарядила кукушку в одежду темно-синего цвета, другие участницы обряда начали возмущаться: «Бабка бабку и сделала». Для праздника изготовили новую куклу-кукушку и нарядили ее в красную юбочку и голубую кофточку. У традиционной куклы-кукушки «рук» не было, позднее к сарафану стали пришивать маленькие лоскутки – крылышки. Вплоть до конца 1970-х годов кукле никогда не рисовали лица. Позже стали рисовать глазки, ротик и носик.

Как только кукушка была готова, ее несли к ближайшему колодцу. Поднимали полное ведро воды и три раза брызгали на куклу. Это называлось кстить кукушку. Крещеную кукушку приносили домой и сажали на подоконник лицом на улицу. Она так там и сидела две ночи, до среды.

Во вторник та же группа девочек ходила к мальчику-подростку с просьбой изготовить маленький гробик для куклы. Мальчик делал гробик из досок, с крышкой, на которую прикреплял крест из черной ленты. За гробик некоторые ребята просили 1 рубль или поцелуй от каждой девушки. Под вечер гробик с крышкой приносили в дом, где «жила» кукушка, и оставляли его в сенцах.

В среду кукушка «умирала». Девочка, в чьем доме «жила» кукушка, под вечер укладывала ее в гробик, накрывала «одеялком» и марлей (иногда клала в гробик цветочки) и ставила на лавку под окном: «Ставили как настоящего покойника, чтобы головой в красный угол».

В четверг на Вознесение в дом, где умерла кукушка, еще до рассвета (около 3 часов утра) приходили подружки, которые в понедельник вместе делали куклу. Каждая приносила с собой поминальную еду: яйцо, огурец, лук, по кусочку сала и хлеба, два-три блинчика. Приносили также квас или морс – «как будто самогонка». Входя в дом, подружки вели следующий диалог с девочкой-хозяйкой:

– Здравствуй, Марья (имя хозяйки)!

– Здравствуйте, подруженьки!

– Жива ли наша сестрица?

– Померла ночью!

– Ой, подруженьки, горе-то какое! Надо ж сестрицу похоронить, а потом и помянуть.

Девушки брали гробик, крышку и шли в лес хоронить кукушку. Гробик несли четыре девушки на самодельных носилках. В лесу вырывали ямку глубиной 10–15 см. Место захоронения определяли спонтанно. Гробик с куклой-кукушкой опускали в могилку на «холстах» – маленьких лоскутках ткани. Во время похорон девочки причитали на напев местной похоронной причети:

Кукушечка! Сестриченька!

Померла наша подруженька!

Схоронив куклу, на земле расстилали кусок ткани, на котором раскладывали еду, и садились вокруг поминать кукушку. Домой шли веселые, приплясывали, пели самые разные песни.

Могилка куклы-кукушки была местом тайным. Ее никому не показывали. Иногда мальчики-подростки из той же деревни выслеживали девочек (сидели на деревьях всю ночь), и, когда они уходили после похорон и поминок, отрывали кукушку, а потом дразнили девочек, показывая свой трофей. Считалось очень плохой приметой (один из вариантов – девочки умрут до замужества), если захоронение кукушки обнаруживали и ее отрывали.  Поэтому иногда девочки делали два или даже три захоронения, только одно из которых было настоящим.

Местные жители считают, что на Вознесение кукушку хоронят для того, чтобы пошел дождь и был хороший урожай.

В д. Черный Поток с этим праздником связаны и другие мифологические представления. На Вознесение здесь для каждого из членов семьи пекут специальное обрядовое печенье –  лесенку. Местные жители считают, что по ней душа пойдет на небо. Причем, длина лесенки и число перекладин зависит от количества грехов: чем больше у человека грехов, тем длиннее должна быть лесенка. У нашей исполнительницы Полины Ивановны Андроновой на лесенке было всего три ступеньки.

Обряд был зафиксирован на Вознесение в 1995 г. С начала 1970-х годов он стал превращаться в праздник для всех жителей д. Черный Поток, при этом произошли следующие изменения:

– вместо 4 дней обряд длится 2 дня: в среду куклу-кукушку изготавливают, в четверг хоронят;

– в обряде могут принимать участие жители любого возраста и пола;

– куклу-кукушку хоронят не в лесу, а на краю поля рядом с лесом; в 1995 г. кукушку хоронили у большого камня-валуна;

– место захоронения кукушки перестало быть тайной, но отрывать кукушку по-прежнему нельзя, это считается плохой приметой; на месте захоронения стали ставить деревянный крестик, а могилку обтыкать веточками, на которые вешают небольшие лоскутики-рушнички, «как на настоящем кладбище»;

– полностью утрачена мотивация обрядового действия, в прошлом направленного на вызывание дождя и получение хорошего урожая; сейчас говорит: «Это просто наш праздник, чтобы выпить и песни попеть».

https://www.culture.ru/objects/2089/kreshenie-i-pokhorony-kukushki-v-d-chernyi-potok-lyudinovskogo-raiona-kaluzhskoi-oblasti

https://www.culture.ru/objects/2383/obryad-pokhorony-kukushki-v-sele-

koloskovo-valuiskogo-raiona-belgorodskoi-oblasti

https://www.culture.ru/objects/460/izgotovlenie-obryadovoi-kukly-kukushki-v-sele-shelaevo-valuiskogo-raiona-belgorodskoi-oblasti

https://www.culture.ru/objects/2085/tradiciya-izgotovleniya-obryadovoi-kukly-kukushki-v-sele-timonovo-valuiskogo-raiona-belgorodskoi-oblasti

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: