Ламия и эмпуса

Ламия (Lamia, греч.: Λάμια)

Ламия и эмпуса

 

О ламиях, странных существах мрака, сложено немало легенд. Но существовали они когда-нибудь или это лишь плод воображения людей, боявшихся ночи? Первые упоминания о Ламии появились в греческой мифологии.

«О подруга и спутница Ночи, о ты, коя радуешь собак лаем и потоком крови, крадешься во мраке между могилами, о ты, которая жаждешь крови и несешь ужас смертным, о Горгона, Мормона, Луна Тысячеликая, соблаговоли принять наши жертвы!»

Говард Филлипс Лавкрафт «Кошмар в Ред-Хуке» («The Horror at Red Hook»)

По легенде, когда-то она была королевой Ливии, прекрасной женщиной, у которой были дети от Зевса. Но когда Гера, жена громовержца, узнала об этом, она приказала королеве поглотить младенцев. Пришлось Ламии подчиниться, ибо спорить с богами трудно. Кроме того, Гера из ревности лишила королеву сна.

В результате она, скрывшись в мрачном подземелье, превратилась в настоящее чудовище, питающееся людьми. Не имея возможности уснуть, она бродила ночами и высасывала кровь у встречных, причем ее жертвами чаще всего становились юноши.

Перед тем как высосать кровь, она разрывала их похожими на когти ногтями.Сжалившийся над ней Зевс, даровал ей возможность вынимать свои глаза, чтобы она могла заснуть . Ламия вынимала свои глаза, становясь на это время наиболее уязвимой.( то есть необходимость питаться кровью ,устраивать охоту на людей, не вызвала у Зевса ни каких проблем, что Гера фактически уничтожила его детей — тоже. )

Будучи наполовину женщиной, наполовину змеей, королева породила жуткое потомство, получившее название «ламии». Существа обладают полиморфическими способностями, могут выступать в различных ипостасях, обычно как зверочеловеческие гибриды. Однако чаще они уподобляются красивым девушкам, поскольку так легче увлечь легкомысленных мужчин. Из своих жертв ламии высасывали кровь, нападали на безоружных и спящих людей, лишая их жизненных сил.
Согласно другой легенде, имя Ламия первоначально носила мифическая царица, известная своей красотой и жестокостью. Именно за необузданность боги обратили ее в чудовище с телом змеи и женской головой.

Имя стало нарицательным, поэтому у древних литераторов мы видим уже обращение к ламиям исключительно во множественном числе — они стали древнегреческой аллегорией зависти. Это существа, подобные сиренам, обитающие вместе с драконами в пещерах и пустынях. Их атрибутом является золотой гребень, которым они расчесывают пышные волосы.( в славянской мифологии с гребнями чаще бывают русалки)

Есть и еще одна легенда. Английский священнослужитель, писатель и ученый XVII века Роберт Бертон приводил рассказ древнегреческого софиста Филострата из его книги «О жизни Аполлония»: «Некий Мениппе Ликий, молодой человек, на пути меж Канхреями и Коринфом встретил подобное призрачное существо в облике прекрасной молодой женщины.

Взяв его за руку, она повела юношу к себе в дом в предместье Коринфа. Там сказала, что она родом финикиянка, и если Мениппе с нею будет жить, то услышит, как она поет и играет, как угощает сладким вином, а главное — она будет до конца жизни верно и преданно ему служить. Вообще-то Ликий был философом, жил степенно, скромно и умел сдерживать свои страсти. Однако перед любовной страстью не устоял. Молодой человек довольно долго прожил с этой женщиной к великому удовольствию и наконец женился на ней.

Кроме прочих гостей на свадьбу явился сам  волшебник Аполлоний Тианский, который обнаружил, что эта женщина — змея, ламия и что все ее имущество и богатство иллюзорно.Когда женщина увидела, что ее разоблачили, она заплакала и попросила Аполлония молчать, но его это нисколько не тронуло. В тот же миг она, серебряная посуда, дом и все, что в нем было, исчезло».

Название «ламия» этимологически происходят от слова, которым в Ассирии и Вавилоне называли демонов, убивающих грудных младенцев. Выше пояса у них формы красивой женщины, нижняя же половина — змеиная. Некоторые называли их колдуньями, другие — злобными чудовищами, что завлекают путников в пустыне и пожирают их.

«Название «ламия» этимологически выводится из «lammaszt’a», слова, которым в Ассирии и Вавилоне называли демонов, убивающих грудных младенцев. Древнееврейским словом «лилим» в мидраше именуют демонических детей Лилит. Известны строки из Книги пророка Исайи (34:14), которые в большинстве переводов говорят о «Лилит», или «ночном привидении», в переводе же Св.Иеронима они выглядит так: «…ibi cubavit lamia et invenit sibi requiem».

Считаю необходимым добавить уточнение к этой информации , с благодарностью и уважением

http://koolkosherkitchen.wordpress.com/
…в родство Лилит с демонической полу-змеей не очень верится, а греческие и латинские переводы Исайи, как и других священных книг, полны отсебятины. «Лилин» — слово Арамейского происхождения, а не Ивритского, а «лилим,» как и многие другие существительные во множественном числе, просто заменяет одну букву другой. В Ветхом Завете Арамейское окончание «н» и у существительных и у глаголов появляется, когда необходимо подчеркнуть важность происходящих событий. Лилит, разумеется, была особой демонической, и вполне возможно, что она и произвела на свет «лилим» — а может быть и нет! — но хвоста у нее не было, ни в одном из известных мне Священных источников.

Дело в том, что в средневековье ламия .. стала синонимом сатанинского демона, дьявола родом из ада. Опороченное произведение Ульриха Молитора «О демонах и чародейках» (1493) это ведь в оригинале-то «De lamiis et Phitonicis mulicribus». Ламий связали с инкубами и суккубами, превратили в упырей, демонов ночи, добавив к ним такие разновидности, как лемуры, эмпузы (ср. «Фауст» Гёте) и мормолики» и поселив в лесах, оврагах и заброшенных замках.

87802738_75200668_1221756581_lamia2

Во втором акте «Фауста» Гете ламии пытаются соблазнить Мефистофеля:

Ламии

Смелее! Выбирай! Нас много.

Отважься, подойди, потрогай,

Лови счастливый миг, храбрец!

Не дорожись, к чему волынка?

Ты тоже, знаешь, не картинка,

А держишься грозой сердец.

Приблизься, и под платьем бальным

Без масок, в виде натуральном

Рассмотришь всех нас наконец.

Мефистофель

К красивейшей подъеду храбро.

(Обнимая ее.)

О ужас! Тощая, как швабра!

(Хватая другую.)

Быть может, эта? Ай-ай-ай!

Ламии

Не стоишь лучшей, так и знай.

Мефистофель

Мне маленькая взгляд бросает,

Но — ящерицей ускользает

Со скользкой, как змея, косой.

Приволокнусь-ка за большой.

Ах, надо было быть воздержней!

Я вместо девушки рукой

Хватаю булаву на стержне.

От этой палки путь прямой

До той упитанной особы.

Таких в гаремах чтут набобы.

Но только тронул пышку, — вмиг

И лопнула, как дождевик.

Ламии

Взлетим в лазурь! Подымем бурю!

Над ним завьемся стаей фурий!

Зареем, как нетопыри!

Ну, ведьмин сын, доволен нами?

Что ты отделался от ламий

Так дешево, благодари!

Иоганн Гете «Фауст», перевод Бориса Пастернака

87803035_large_the_lamia_by_ice_brand

Очень удобно было ,найдя замок где осталась одна хозяйка ,потому как хозяин ушел в крестовый поход, объявить ее «ламией» и убить , присвоив затем все имущество

Образ ламии может рассматриваться как символ порочной страсти и призрачности материальных благ. Но, согласно некоторым легендам, ламию легко разоблачить: для этого достаточно заставить ее подать голос. Поскольку язык у ламий раздвоенный, они лишены способности говорить, умеют только мелодично свистеть.

В восточной Европе ламия ассоциировалась с ночным кошмаром марой — духом в облике высокой женщины или, напротив, сгорбленной старухи, но почти всегда с длинными распущенными волосами. У южных славян ламия — чудовище с телом змеи и собачьей головой: она темной тучей опускается на поля и сады, пожирает плоды земледельческого труда.

Однако, как ни сильна была вера в этих чудовищ, по прошествии веков люди потеряли страх перед ламиями. Уже в древние времена она служила просто средством устрашения родителями непослушных детей. Тем не менее отзвуки этих поверий живы и сейчас: если ребенок внезапно умирает, говорят, что он был задушен ламией.

Сегодня ламии мало распространены, поскольку инквизиция и активисты — охотники на вампиров — в свое время истребляли их повсеместно: в ход шли и серебряные пули, и святая вода, и осиновые колья. На некоторое время они исчезли вообще, однако в XVIII веке эти существа вновь объявились в Англии, Франции, Греции, Италии и Испании.

Маги того времени не смогли вовремя остановить их размножение, и в итоге на сегодняшний день, как говорят мистики, мы имеем по всему миру не одну тысячу ламий.

В 1577 году появился трактат Иоганна Виера «Жизнь ламий». В нем отмечается, что главным и несомненным атрибутом этих вампиров является золотой гребень.

Ламия имеет возможность менять свой облик, превращаясь из полузмеи в женщину несравненной красоты.

Правда, это превращение не бывает полным. Язык остается по-змеиному раздвоенным, а голос шипяще-свистящим. Именно поэтому ламии никогда не разговаривают в полный голос, предпочитая драматический шепот. К тому же у них нет постоянного облика, они меняют возраст, фигуру, цвет кожи и волос. Именно поэтому однажды увиденную ламию впоследствии очень трудно узнать.

Ламиями называются также вампиры, которые, по народному представлению поздних греков, под видом прекрасных дев привлекают юношей и высасывают у них кровь.

Слово «ламия» использовалось в латинском переводе Священного Писания как обозначение еврейского имени Лилит. Слово имеет многочисленные ассоциации в фольклоре и легендах. В сочинениях демонологов ламия символизировала ночной кошмар. Ламиями также назывались существа, подобные сиренам или нереидам.

Кем же были ламии на самом деле?

На дороге из Эфеса в Сузу есть город Гаераполь с древними храмами, где служили Великой, или Превышней, Богини, Ашторет, Астарты, Владычицы Нижней Бездны, Кибелы и Реи Всеуносящей, Матери Богов, Властительницы Ночей.

Жрицы храма делились на черных (ночных) и красных (дневных). Ночные подбирались с темно-бронзовой кожей, черноволосые и носили черные же толстые сетки с поясами, браслетами и шейными перевязями из красной бронзы, они всегда носили с собой кинжалы. Красные были в основном финикийки, имели темно-рыжие волосы и как и черные носили сетку из толстых нитей красного цвета, сплетенной точно по фигуре.

Красные жрицы олицетворяли дневные силы Кибелы, а черные – ночные. В Либии и Греции черных жриц Храма Кибелы называли Ламиями – спутницами Гекаты. Считалось, что снискавший любовь такой жрицы приобщается к силам Кибелы-Реи. Всю жизнь ему сопутствуют здоровье, удача и славное потомство.

Искусство ламий вдохновлялось Великой Матерью и укреплялось ее могучей силой. Но не любой человек мог добиться этого. Он должен быть здоров и силен, и одеяние-сеть служило для определения этого. Она была очень прочной, и, чтобы овладеть жрицей, надо было разорвать сеть руками. Только необычайно сильный человек в огне неистовых чувств был способен на это. Если же нет, то кара Кибелы обрушивалась на него. Если он захотел красную жрицу дня, она крикнет, и неудачника схватят, оскопят на жертвеннике перед Кибелой и превратят в храмового раба, если он останется жив. Черная жрица – Ламия никого не зовет. Крепко обняв незадачливого мужа, она дает ему поцелуй Кибелы, вонзая нож под левую ключицу.

88545731_large_17ab17ea9868

Все это могло рассматриваться как жестокость и жители окрестных поселений сложили много легенд о ламиях, пугая ими детей и мужей. Однако, Великая Мать вложила особый смысл в эту жестокость. Только очень сильные, красивые, уверенные в себе герои приходят, чтобы стать возлюбленными Дня и Ночи. Рождаются дети, девочки становятся высшими жрицами, а мужи – стражами о охранителями святилища Кибелы. Но это лишь один смысл, тот, что на поверхности. Истинная причина разумеется не в этом.

С веками слабела порода людей и страстное безумие Кибелы-Ашторет-Атаргатис уже не захватывает их, как в прежние времена. Кибеле же угоден пламень чувственной ярости, так же как любовь – Афродите. Служение Ламий погружало людей в природу, объединяя их со всем живущим, вскормленным Реей-Кибелой.

Мужи находят себя и делают то, для чего предназначены. Если же они оказывались непригодными, Великая Мать призывала их обратно к себе, чтобы возродить к жизни лучшими. Такова история Ламий, существовавших в древности жриц, страшные легенды о которых не забыты и по сей день.

88545751_large_lyudizmei_01

Близкая родственница ламии — эмпуса. В греческом мифотворчестве это демоническое существо с ослиными ногами, чудовище, высасывающее по ночам кровь у спящего человека.

Эмпуса считалась ночным духом и принадлежала к так называемым мормоликам — существам из свиты богини колдовства и магии Гекаты. Богиня посылала принимавшую различные образы эмпусу пугать людей, преимущественно женщин и детей.

Демоница могла выглядеть как собака, корова, ослица, страшное привидение с пылающим лицом или как прекрасная дева. Кроме того, она любила нагонять страх на путников. Правда, и ее саму можно было легко отпугнуть бранным словом, заслышав которое, эмпуса, визжа, обращалась в бегство.

По существовавшим поверьям, она часто уносила маленьких детей, а из-за принадлежности к мормоликам, существам, не знавшим наслаждений любви, высасывала кровь у юношей, являясь им в образе прелестной женщины. Эмпусе были родственны эринии и эвмениды, получившие не только широкое распространение, но и весьма стойкий культ.

Эмпуса упоминается в комедиях Аристофана, но несколько в ином образе. По словам великого комедиографа, это чудовище в Аиде, представляющее собой собаку, у которой одна нога медная, другая из навоза или ослиная

Таким образом, можно сделать вывод, что эмпуса — это обитательница подземного мира, умеющая изменять внешность, но обладающая устоявшимися атрибутами — бронзовой ногой и пылающим лицом. Если в эпизоде из «Лягушек» Аристофана эмпуса появляется как чудовище, один из обитателей Аида, то во втором эпизоде мы видим ее уже как красавицу-соблазнительницу.

В обоих случаях она — существо устрашающее и наверняка опасное. Само упоминание ее в драматических произведениях свидетельствует о широкой распространенности легенд о ней, так как театральные постановки были рассчитаны на широкие массы и, соответственно, их реалии должны были взывать к традиционному, распространенному, «разделяемому обществом знанию».

Об этом свидетельствует и упоминание эмпусы Демосфеном в своих «Речах», которые также произносились при большом скоплении народа.

Против подобных зловредных существ широко использовались разнообразные охранные амулеты, драгоценные камни, которые, как считалось, обладали различными чудесными свойствами.

Автор II века Дионисий упоминает о том, что для эмпус страшна яшма: «Море представляет много чудесного для людей, а также производит кристалл и темную яшму, страшную для эмпус и других привидений».

Еще одно упоминание о ней принадлежит автору III века Флавию Филострату, причем его рассказ имеет явно фольклорный характер. Эта история впоследствии была использована Яном Потоцким в «Рукописи, найденной в Сарагосе».

Вот как писал Филострат:

«Вникните же в сказанное мною! Эта вот ласковая невеста — одна из эмпус, коих многие полагают упырями и оборотнями. Они и влюбляются, и любострастию привержены, а еще пуще любят человечье мясо — потому-то и завлекают в любострастные сети тех, кого желают сожрать».

Здесь образ эмпусы расширяется, благодаря чему становится понятна ее связь с ламией.

Часто упоминаемые отношения эмпусы с Гекатой уходят корнями не в античность, а в византийский словарь X века под названием «Свида». Там это существо — демонический призрак, насылаемый Гекатой на людей, или же она сама.

«Свида» упоминает еще два имени эмпусы, первое — Ойнополь, так как она появляется из темноты и наделена способностью менять обличье. Другое имя — Оноскелис («с ослиными ногами»). Последнее создание часто считают самостоятельным демоном, встречающимся в «Завещании Соломона» — иудейском памятнике, написанном на греческом языке.

Там Оноскелис описывается как привлекательная женщина с ослиными ногами, то есть внешне это не что иное, как сатир женского пола.

Источники : https://salik.biz/articles/21296-lamija-i-empusa.html

https://www.liveinternet.ru/users/3131904/post225087268/#

Ламия и эмпуса: 5 комментариев

Добавьте свой

  1. Как всегда, очень интересно и много нового, но в родство Лилит с демонической полу-змеей не очень верится, а греческие и латинские переводы Исайи, как и других священных книг, полны отсебятины. «Лилин» — слово Арамейского происхождения, а не Ивритского, а «лилим,» как и многие другие существительные во множественном числе, просто заменяет одну букву другой. В Ветхом Завете Арамейское окончание «н» и у существительных и у глаголов появляется, когда необходимо подчеркнуть важность происходящих событий. Лилит, разумеется, была особой демонической, и вполне возможно, что она и произвела на свет «лилим» — а может быть и нет! — но хвоста у нее не было, ни в одном из известных мне Священных источников.

    Нравится 1 человек

    1. Я тоже такого не встречала.но вот есть такой вариант мнения.На тему о замене букв можно и правда писать много, мои знания не так и велики в этом вопросе,и вполне может быть ,что это перевод такой.Я со своей стороны вижу подобное в греческих трактовках египетскиз имен.богов и мифов..Греческие и оатинские переводы это и правда отсебятина почти на 100%)))А «отца истории»я бы переименовала в «отца историй»)))Сейчас добавлю в текст упоминание

      Нравится 1 человек

      1. О замене букв написаны тома Талмуда, а греческие и латинские переводы — полностью с Вами согласна! — достоверностью не отличались, иногда намеренно. «Отец историй» — прекрасно сказано!

        Нравится 1 человек

      2. Лишь поверхностному взгляду кажется,что это не так и важно, ну подумаешь изменили букву…но чем глубже стараешься разобраться , тем ярче и многомернее мир вокруг тебя. .Постараюсь рассказать об этом ,надеюсь на поддержку)

        Нравится 1 человек

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: