Щюда Баба

431px-Lednica_Górna_Siuda_Baba_2015-04-06_081a

Как ребенок Краковский, расскажу про интересный обычай. Щюда Баба (Siuda Baba)– это старый польский обычай, который соблюдается в Пасхальный понедельник (следующий за Пасхой день).Вот такая баба вся в саже и не чесанная ходила по домам ,стуча в двери и от нее нужно откупится угощением,а то самой придется целый год не мыться и не причесываться)
Эта традиция связана с весенними славянскими обрядами и свой источник имеет в легенде о языческом капище на Леднице (в районе Кракова). Служительница, которая стерегла в храме огонь, раз в год весной выходила искать себе замену. Она заходила в дома и искала девушку. Та кого выбирали могла откупиться (чаще всего хорошо угостить Щюда Бабу), но если ей это не удавалось, она занимала место в капище. Щюда Баба черна от сажи, потому что весь год ухода за огнем ей не разрешалось мыться и причесываться.

В настоящее время этот обычай можно встретить только в окрестностях Велички, в деревне Ледница-Гурна (польск. Lednica Górna), что недалеко от Кракова. Там Сюда-баба в Поливальный понедельник ходит по домам жителей в сопровождении других участников обряда переодетых в «цыгана» и «трубочиста», а также музыкантов в народных костюмах.
Сюда-бабой наряжается мужчина: надевает лохмотья, бусы из каштанов или картофеля, большой крест, вымазывает лицо сажей, за спину вешает большую корзину, а в руку берёт кнут, вымазанный в саже Сюда-баба ходит по деревне, заходя в дома где есть взрослые девушки, где её и сопровождающих участников обряда угощают. Участники обряда поют песни и стараются измазать лица и руки хозяев заранее приготовленной сажей.
Когда Сюда-баба идёт по деревне, дети и зеваки, бегая за ней, выкрикивают:
Оригинал
Siuda, ruda popielata
Z batem lata.
Siuda, ruda popielata
Co kominy wymiata.
Перевод с польского
Сюда-баба, рыжая пепельная
С плёткой носится.
Сюда-баба, рыжая пепельная
Что печные трубы выметает.
Эта традиция связана с весенними славянскими обрядами изгнания зимы. С этой традицией связана легенда о некогда существовавшем языческом капище в Леднице-Гурна. Жрица, хранительница огня в святилище, раз в год весной покидала его для того, чтобы найти себе преемницу. Так как весь год жрице огня не разрешалось мыться и расчёсываться, то в село она возвращалась растрёпанная, в копоти и износившейся одежде, неся в большой котомке за спиной остальные вещи. Возвратившись в село, она ходила по домам и искала себе преемницу. Выбранная девушка могла откупиться, щедро угощая гостью. Но если ей это не удавалось, или она не возражала, то становилась очередной жрицей огня на следующий год.

Мне кажется это схожим с культами Гестии или Весты. Гестия (др.-греч. Ἑστία) — в древнегреческой мифологии юная богиня семейного очага и жертвенного огня. Посейдон и Аполлон добивались её руки, но она дала обет целомудрия и жила у своего брата Зевса].Ей приносилась жертва перед началом всякого священнодействия, всё равно, носило ли последнее частный или общественный характер, благодаря чему образовалась и поговорка «начинать с Гестией», служившая синонимом успешного и правильного приступа к делу. Потому же она почиталась вместе с Гермесом, зачинателем жертвоприношений].
С Гестией связана легенда о Прометее, титане, создавшем людей. Прометей выкрал огонь у Гестии (или же она сама его отдала) и передал людям, благодаря чему те стали не только физической, но и духовной копией Богов (поскольку огонь был только у Богов).
Ещё в XV веке были обнаружены записи, гласившие о так называемых «сферах Гестии» Эти сферы представляли собой сплетенные из виноградной лозы или прутьев древесных растений некие шары, с вложенными в них колосками пшеницы или её зерен и/или других злаковых культур, придающих значение семейного достатка; птичьи перья, олицетворявшие небесное происхождение сфер; и кольцо из метала, придающее значение супружеской верности. Такими «Сферами Гестии» пользовались женщины и из богатых слоев населения для проведения обряда по восстановлению в семье любви, верности и взаимоуважения. Истории известен целый ряд фактов применения этих мистических сфер женами правителей времен Древней Греции.
Гестия греков имела богиню близнеца у римлян Весту. Ве́ста (лат. Vesta) — богиня, покровительница семейного очага и жертвенного огня в Древнем Риме. По преданию, её храм между Капитолийским и Палатинским холмами построил полулегендарный царь Нума Помпилий. В центральной части располагался очаг, на котором горел огонь. Его затухание римляне воспринимали как предвестие будущих бед, поэтому за ним тщательно следили. Этот очаг, согласно верованиям древних римлян, являлся центром вселенной и олицетворением самой богини.
В закрытой для общего доступа сокровищнице храма находились реликвии, которые, согласно древним мифам, легендарный прародитель римлян Эней вывез из пылающей Трои. Кроме этих артефактов, в храме богини, считавшейся символом неподкупности и непорочности, римляне сохраняли завещания.
Жриц богини — весталок — подбирали весьма тщательно: исключительно из представительниц знатных семей 6—10 лет без явных физических недостатков. После обряда посвящения девочка принимала 30-летний обет целомудрия и безбрачия, нарушение которого каралось погребением заживо.
Веста была богиней священного вечного огня, который считался нерукотворным. По мнению римлян, его угасание означало бы близкий крах всего государства. Хоть огонь и считался «вечным», его ежегодно тушили и зажигали вновь вначале путём трения дощечек одна о другую, затем от сфокусированного линзой солнечного света 1 марта, в первый день нового года по древнеримскому календарю. Уже от него зажигали огонь в очагах каждой из курий. В каждом доме была «своя Веста» — домашний очаг, горевший в первом помещении дома — вестибуле.
Веста была символом единства римского народа. Вокруг её очага римляне как бы объединялись в единую семью. Согласно их верованиям, до тех пор, пока в храме Весты горел огонь и хранились древние реликвии, Рим будет оставаться великим и сильным. В связи с этим культ богини Весты имел столь важное значение в жизни государства.
Веста была связана с землёй, она охраняла засеянные поля. Непорочность богини сделала её символом хранения тайн, неподкупности и надлежащего исполнения своего долга. Культ Весты со всеми его особенностями изначально возник в Италии. С III столетия до н. э., когда греческая и римская религии стали сближаться, а божества из Греции получали свой аналог в Риме и наоборот, Весту стали отождествлять с греческой Гестией
Жрица гроводившая целый год у костра в одиночку ,действительно не могла отлучится надолго .Не знаю были ли в реальности перепачкаными в золу и пепел девушки провевшие год в поддержании священного огня. Чаще всего для подобных капищ выбирались места с природным источником воды по близости.Меняли ли они после этого свое мнение о брак, в случае если именно сомнения в необходимости вступать в брак приводило их в капище .. Кто то должен был их там навещать, приносить еду. Волзможно были специальные дни когда люди из близлежащих поселков приходили спожертвованиями .

Сиуда Баба - это сельский обычай языческого происхождения, отмечаемый в Пасхальный понедельник, который сохранился в нескольких деревнях на юге Польши, особенно в деревне Ледница-Гурна, недалеко от Велички, откуда он, скорее всего, произошел.  Это связано со старославянским ...
Сиуда Баба - это сельский обычай языческого происхождения, отмечаемый в Пасхальный понедельник, который сохранился в нескольких деревнях на юге Польши, особенно в деревне Ледница-Гурна, недалеко от Велички, откуда он, скорее всего, произошел.  Это связано со старославянским ...
Сиуда Баба - это сельский обычай языческого происхождения, отмечаемый в Пасхальный понедельник, который сохранился в нескольких деревнях на юге Польши, особенно в деревне Ледница-Гурна, недалеко от Велички, откуда он, скорее всего, произошел.  Это связано со старославянским ...
Сиуда Баба - это сельский обычай языческого происхождения, отмечаемый в Пасхальный понедельник, который сохранился в нескольких деревнях на юге Польши, особенно в деревне Ледница-Гурна, недалеко от Велички, откуда он, скорее всего, произошел.  Это связано со старославянским ...
Сиуда Баба - это сельский обычай языческого происхождения, отмечаемый в Пасхальный понедельник, который сохранился в нескольких деревнях на юге Польши, особенно в деревне Ледница-Гурна, недалеко от Велички, откуда он, скорее всего, произошел.  Это связано со старославянским ...
Сиуда Баба - это сельский обычай языческого происхождения, отмечаемый в Пасхальный понедельник, который сохранился в нескольких деревнях на юге Польши, особенно в деревне Ледница-Гурна, недалеко от Велички, откуда он, скорее всего, произошел.  Это связано со старославянским ...

 

фото с сайта : http://lamus-dworski.tumblr.com/post/141736987062/siuda-baba-is-a-rural-custom-of-pagan-origins

Говорят, что характер Сиуда Бабы связан со старым культовым центром славянской богини Лелы / Шады  (в местных сказках также пишется Леда), покровительницей семей и весеннего возрождения в польской мифологии. Согласно местным легендам, когда-то был деревянный храм и священная роща, посвященная богине, на холме недалеко от деревни Ледница-Гурна. Сиуда Баба основана на старых историях о жрице богине и хранителе священного огня .

Сиуда Баба служил богине день и ночь целый год. Тот день (который, скорее всего, пришелся ближе к весеннему равноденствию) был для нее единственным поводом выйти за стены храма и найти преемника. Она появлялась в деревне, испачканной сажей после тяжелой работы, и ошеломлена дымом от священного огня. Она искала деву, которая заменила бы ее священным огнем, и она «благословила» других людей на пути, смазывая их лица сажей из храма. В тот день она выбирала преемницу, девственницу, которая служила богине целый следующий год.

История сохранилась как сельские праздники театральной природы, которые можно увидеть на картинках выше. В настоящее время он воссоздан так, как его отмечали в начале 20-го века, с множеством христианских / пасхальных элементов, вплетенных в костюмы, песни и шествия (например, Сиуда Баба иногда носит крест). Сиуда Бабу очень часто играет молодой человек, одетый в старую юбку и платок — остаток древних славянских обрядов, в которых разрешалось действовать только женщинам или мужчинам, одетым как женщины, — в сопровождении людей в костюмах, представляющих местный фольклор: человек одетый как цыган и 4 человека в народных костюмах из Кракова (подробнее здесь ). В этой области Польши шествие с Сиудой Бабой является дополнением к типичным праздникам Śmigus Dyngus .

Источники: malopolska.pl , naludowo.pl , potrawyregionalne.pl , wieliczkacity.pl ,wieliczka24.info . Первое изображение — произведение Ежи Панека «Сиуда Баба» , 1958.

 

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: