Застывшая легенда — часть 2

 

В продолжении рассказа о фресках Акротири мы переходим к фреске, о которой я и говорил в самом начале. Которая заставила задуматься о символизме фресок Акротири. И дело в том, что центральная фигура этой фрески – кот. И когда я впервые увидел этого кота, в моей памяти всплыло изображение, с которым я не раз встречался, изучая культуру Древнего Египта. Это изображение бога Ра в образе пятнистого «огненно-рыжего кота». Если вы когда-нибудь столкнётесь с этим древнеегипетским образом, то увидите, что сходство в стилистике изображения налицо. Различие только в цвете. Здесь мы видим кота небесного синего цвета и к этому цвету мы ещё вернёмся чуть позднее.

Сомнения в том, что эта фреска изображает далёкий Египет развеются, если мы увидим, что прямо рядом с этим котом цветёт папирус. А эта извивающаяся река очень похожа на Нил или один из его рукавов в Дельте. Изображения пальм и другой растительности Дельты Нила. Что же заставило жителей Акротири изобразить в своих домах такой мотив? Возможно, что остров имел тесную связь с Древним Египтом и, возможно, куда более прочную, чем просто торговые связи. О том, что минойцы посещали Египет — нет сомнений. Предметы древнеегипетской культуры не раз находили на острове Крит, как и минойские в Египте. Но могли ли жители Акротири и перенять некоторый символизм и проникнуться египетскими таинствами?

На другом фрагменте той же фрески мы видим продолжение реки и ту же бурную растительность. И тут же мы видим образ грифона, который так же часто встречается в Минойской культуре. Но грифона ли? Если рассматривать образ этой фрески, как изображение местности в Дельте Нила, то вполне возможно, что это был стилизованный сфинкс. В древнеегипетской культуре сфинкс не всегда имел голову человека (хотя и всегда имел тело льва). Известны сфинксы с бараньей головой и головой сокола. В общем смысле сфинкс символизировал аспект бога солнца. То же самое и с котом. Крылья у сфинкса появляются в древнегреческой культуре, хотя этот образ мог прийти к ним и от минойцев. Всё это веский аргумент к тому, что мы можем рассмотреть некоторые символы фресок Акротири, как пришедшие извне.

Помимо кота и грифона мы можем наблюдать антилопу и уток, к которым мы тоже ещё вернёмся.

Центральный комплекс (Complex Delta)

В центральном комплексе Акротири мы видим прекрасную цветущую картину. Ласточки – символы весны, кружат над цветами, которые являются истинным природным богатством острова, о котором уже шла речь. Это цветы шафрана. Шафран был одним из самых дорогостоящих ингредиентов благовоний и красителем Древнего Мира. Древние Греки ценили его на вес золота и ценили так же и его целебные свойства, а в Древнем Египте он использовался как один из ингредиентов для изготовления косметики. Свойства этого цветка ценили и жители Акротири и как мы уже заметили, женщины с фресок так же использовали косметику.

Ласточка же являлась символом богини матери в минойской культуре, в древнеегипетской символом богини Исиды, а в древнегреческой Афродиты. И как мы увидим дальше и сбор этих великолепных цветов и символизм ласточки связан с женским началом.

Дом обезьян (Sector Beta)

На этой фреске мы видим множество обезьян. Казалось бы —  всё просто, но именно это изображение подводит нас к ещё одной интересной детали фресок Акротири. Ни один из видов обезьян не обитает на островах Средиземного моря. Если жители острова не встречались с ними в своей привычной среде, напрашивается очередной вывод о заимствовании образа. И заметьте эти обезьяны тоже небесного синего цвета. Что же это может означать?

Я уже упоминал про беседу о фресках Акротири с другом. И именно он заметил, что и кот и обезьяны имеют один и тот же необычный синий цвет. Если мы окунёмся в то, что символизирует этот цвет, то узнаем, что это цвет божественный, священный для многих народов мира. И опять же мы можем провести аналогию с Древним Египтом, откуда и могли жители Акротири узнать об обезьянах. В древнеегипетской Книге Мёртвых (ориг. «Главы восходящего к свету») присутствует образ шести обезьян, которые встречают появление солнечного бога в его барке (восход солнца). В Древнем Египте обезьяны почитались, как «знающие язык богов», встречающие солнце каждое утро. Они ассоциировались так же и с богом мудрости и письма Тотом. Животные, изображённые в небесном цвете, явно почитались жителями Акротири, были посредниками между богами и людьми и, возможно, даже олицетворением богов. И в этом мы ещё раз убедимся дальше.

Секция 3 (Xeste 3)

А теперь мы ещё раз вернёмся в Секцию 3, потому что там находятся ещё парочка замечательных фресок. И не просто так, я решил сказать о них в самом конце, поскольку они могут стать связующим звеном в символизме фресок Акротири. В общем смысле они посвящены сбору драгоценного шафрана и открывают некую таинственную связь этого цветка с утраченными культами этого погребённого вулканом города.

На этой фреске мы видим двух женщин и целое поле цветов. Единственная новая деталь в изображении женщины, собирающей цветы. Это та же шапочка, которую мы видели ранее у мужчин с прорезью, из которой торчит локон. Возможно, во время работы на палящем солнце и мужчины и женщины использовали необходимые меры предосторожности. Вторая женщина и одета и выглядит немного иначе. Возможно, они ведут беседу.

А на этой фреске мы видим уже то, что происходит после сбора шафрана. Увы, фреска сохранилась очень фрагментарно, поэтому здесь её реконструкция. Но она показывает очень много. Женщина, вернувшаяся с поля, наполняет большую корзину. Она уже сняла свою «шапочку для работы» и внимательно и покорно смотрит на женщину на неком пьедестале. Эта женщина изображена куда крупнее и выглядит настоящим титаном, а божественная обезьяна небесного цвета, словно разумный слуга преподносит ей в дар шафран. Кроме того сзади женщины-титана изображён всё тот же грифон, подобный фреске с рекой и минойскому грифону из Кносса на Крите.

Если мы вновь обратимся к аналогиями и ко всему, что было сказано выше, то поймём, что женщина изображена крупнее не просто так. В Древнем Египте и во многих других культурах людей божественного происхождения, либо самих богинь, изображали крупнее людей простого ранга. Если мы посмотрим на её шею, то увидим два ожерелья. Одно из них состоит из стрекоз или пчёл (трудно разобрать), другое же из уток. Кроме всего прочего в Древнем Египте символом Исиды была и утка. А пчёлы символизировали солнце. То же самое может символизировать и грифон, находящийся за спиной женщины. Теперь посмотрим на небесную обезьяну, подносящую шафран – явного посредника между человеком и богом. Таким образом, женщина на пьедестале – богиня, аналогичная великой богине минойской культуры или древнеегипетской Исиде. Шафран из которого делали благовония, скорее всего, был главным подношением для богини, а женщины, как сборщики этих цветов имели её особое покровительство.

Это наводит на мысль, что фрески Акротири имели не просто декоративный смысл и рассказывали о повседневной жизни. Подводя итог, стоит сказать, что в них кроется множество деталей, которые могут быть связаны и с другими культурами. Фрески Акротири являются единственной, но мудрой книгой, рассказывающей нам об этом. Конечно, каждый увидит символизм этих деталей по-своему, но эти зацепки, возможно, когда-нибудь помогут нам осознать, какую роль играл остров Тира в истории Древнего Мира. Раскопки в Акротири говорят нам о том, что извержение не было неожиданным для этих людей. В городе не найдено человеческих останков и ценностей, а значит, они успели покинуть остров до того, как это случилось. Погибли ли они в море после извержения или добрались до других земель, где нашли помощь? А может быть, среди них выжили лишь единицы и они сквозь поколения передавали свою культуру потомкам? Эти вопросы открыты, поиски будут продолжаться и, возможно, мы увидим ни одну новую фреску, рассказывающую их историю.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: