Календарные Чаши

Многочисленные фолькльорные данные говорят о том, что наши предки проводили различные типы молений богам, как внутри домовые, так и в пределах подворья, построек на подворье,, внутри поселка ( обходные обряды ,как самое яркое проявление) ,а так же выносились на околицы ,берег реки,высокий холм, священную рощу ,озеру, колодцу-криничке («кладезям многочестным»).
Кроме того существовали празднества захватывающие жителей нескольких поселений, возможно имеющих родственные связи. («игрища межю селы») и общеплеменные,чаще всего календарные празнования.
Нет точныхъ данных, но предположительно отмечались даты солнечного календаря ,зимнего солнцестояния ,весеннего равноденствия,летнего солнцестояния и осеннего равноденствия. Эти даты были фиксированными, а вот начало празднования,которое длилось не один день а часто захватывали 10 дней было датой подвижной и зависело от фазы луны. Тут мы видим сочетание двух ритмолв солнечного и лунного. Начало празднования зависило от начала лунного декана, это очень важно ,так как каждому декану соответствует созвездие руководитель. Сейчас мы видим сильный сдвиг месяцев относительно принятых зодиакальных созвездий,сдвинулись и циклы влияний энергии, а услдовные границы остались прежними, что добавляет неразберихи в современные астрологические календари.
Важность погодно-приметного) не знаю как аккуратнее назвать, календаря для сельхоз работ ,не подлежит сомнению. Особенно на территориях где население занималось преимущественно земледелием, но и помнить ,что оно не везде было основным тоже стоит помнить..Охота ,бортничество и скотоводство — не менее важные составляющие .Сезонные промыслы по типу походов чумаков «за солью».
Материальные проявления календарей были круглых форм, кубических, личные в форме женских фигурок. Народный календарь, овеществленный в виде деревянных четырехгранных бирок с нарезкой дней, месяцев и праздников, восходит ко времени XVI — XVII вв. Однако есть интереснейшие археологические данные о значительно более ранних славянских календарях, созданных задолго до Киевской Руси.
Рыбаков обратил внимание на своеобразный неритмичный «орнамент» на сосудах Черняховского времени. Два из них происходили из …святилища в Лепесовке, а один кувшин был найден В. в. Хвойкой в Ромашках по соседству с Черняховым, давшим имя всей культуре. Анализ «черт и рез» на этих сосудах привел.. к выводу, что здесь перед нами хорошо разработанная календарная система, при помощи которой древние славяне «чтааху (считали) и гатааху (гадали)», т. е. считали дни и месяцы и гадали о будущем
34
К настоящему времени известно около десятка сосудов, которые можно причислить к сосудам-календарям. Все они происходят из области интенсивного славянского земледелия в лесостепной полосе. Все они относятся к II — IV вв., когда славяне Среднего Поднепровья вели оживленную торговлю хлебом с Римской империей, восприняли римскую зерновую меру квадрантал-четверик и накопили сотни кладов римских серебряных монет, полученных в торговых операциях с причерноморскими купцами.
( это вставка из Рыбакова) Календарные знаки на сосудах, несомненно связанные с языческим ритуалом , подразделяются на две категории: одни из них изображают все 12 месяцев года, другие же дают избирательно только летний сезон или часть годового цикла — от рождественских святок до конца жатвы. В виду исключительной важности вопроса о календарном счете древних славян, приспособленном к языческим молениям о дожде, повторим систему доказательств,
Сосуды с обозначением 12 месяце . Первая по времени находка была сделана М. А. Тихановой в 1957 г. в Лепесовке. В жертвеннике, сложенном из слоев глины и черепков больших макотр — «обильниц», два слоя состояли из разбитых фрагментов двух ритуальных чаш. В настоящее время чаши полностью реставрированы. Обе чаши представляют собой роскошный, сильно увеличенный вариант Черняховских трехручных мисок
29
Лепесовские чаши были явно предназначены для ритуала; об этом говорит прежде всего нахождение их внутри жертвенника и хрупкость рельефного орнамента и подвесных глиняных колец на ручках, затруднявшая их практическое использование.
Плоский широкий венчик чаши № 2 (по нумерации М. А.Тихановой) разделен на 12 различных прямоугольных секций с неповторяющимся рисунком. Число 12 широчайшим образом распространено во всем мировом фольклоре прежде всего как число 12 месяцев в году
30
Естественно возникает предположение, что изображенные на чаше 12 клейм разного рисунка, составляющие замкнутый круг, это символы 12 месяцев, образующих годовой цикл.
Для удобства обращения с 12 рисунками пронумеруем их по часовой стрелке, начиная от прямоугольника, внутри которого прочерчен косой крест и угол наверху. На трех рисунках (№ 1, 3 и 6) есть четкие косые кресты, которые иногда называют «поганскими крыжами» и часто истолковывают как символы огня или солнца. В рисунке № 6 косой крест повторен дважды и сопровожден волнистой линией — обычным символом воды.Это рисунки, относящиеся к сельскому хозяйству и промыслам. Определение месяцев на лепесовской чаше может быть произведено, таким образом, по двум различным, независимым друг от друга системам, и, естественно, расхождение между ними сведет почти на нет предыдущие рассуждения, а совпадение двух систем даст надежную основу предложенной расшифровке.
Рисунок в клейме № 4 отчасти напоминает какое-то животное с рогами или торчащими вверх ушами (конь, козел?), но в то же время очень похож и на изображение рала с череслом. Судя по находкам чересла и паральников, предназначенных для горизонтальной вспашки плужного типа, племена черняховской культуры знали рало с полозом (плугом) и плужным ножом. На грядиле лепесовского рала изображены даже «вуйца» — два вертикальных, похожих на рога колышка, за которые закрепляется ярмо в передней части грядиля.
Из всех 12 месяцев с основным пахотным орудием может быть связан для лесостепной черняховской области только апрель — месяц пахоты и удобрения земли.
В позднейших русских календарях апрель обязательно отмечался изображением коня (23 апреля — егорьев, или юрьев день). Егорьев день был традиционным днем выгона скота на молодую траву. Рало или конь в одинаковой мере могут быть рассмотрены как обозначение апреля. Мне представляется наиболее вероятным все же толкование этого рисунка как изображения пахотного орудия.
Рисунок № 8 на нашей чаше изображает вполне оформившиеся колосья с явно различимыми зернами. Скорее всего это колосья пшеницы. Уборка яровых заканчивалась на Украине в августе, и месяц август до «их пор носит там характерное имя серпенъ, месяц жатвы, уборки «обилия».
Если мы совместим названия месяцев по солярной системе с названиями их по системе хозяйственной, то окажется, что они совпадают: № 1 — январь, № 3 — март, № 4 — апрель, № 6 — июнь, № 8 — август. Отправляясь от такой расшифровки, мы можем осмыслить и рисунки некоторых других месяце в. Рисунок № 9 должен по этой схеме символизировать сентябрь — месяц перелета птиц, на которых именно в это время устраивали массовую охоту с «перевесами» — гигантскими сетями, натягиваемыми между высокими деревьями. Этнографические примеры показывают сходство «перевеса» с рисунком № 9. Время отлета птиц с подросшим молодняком — конец августа и сентябрь. День св. Никиты (Никита-Гусепролет) приходится на 15 сентября
Рисунок в клейме № 10 дает нам две плетенки, две косы, напоминающие «повесмо» льняной или конопляной пряжи. Обработка волокнистых растений, трепка льна и увязка портативных плетенок пряжи производилась в том месяце, который у ряда славянских народов сохранил даже название, связанное с процессом обработки волокнистых — в «паздернике», «кастрычнике», т. е. в октябре. А рисунок № 10 по моей схеме и приходится на октябрь. Рисунок № 11 должен соответствовать ноябрю, называвшемуся у славян груднем, т. е. грязным. Летопись знает выражение «путь бысть труден». На рисунке изображено нечто вроде прямой дороги и несколько волнистых линий, возможно означающих осеннюю грязь, что как бы поясняет наименование месяца. Последний рисунок № 12 приходится на декабрь. Здесь может удивить повторное изображение сетей — как и в сентябре. Но сети — тенета применялись и в начале декабря, но на этот раз не для птиц, а для мелкого лесного зверья вроде косуль, серн и диких коз.
Рассматривая орнаментированный круг лепесовской чаши № 2 как изображение символов 12 месяцев , мы должны поставить вопрос о назначении этого великолепного и интересного сосуда из языческого алтаря.

Лепесовская чаша со знаками 12 месяцев могла быть сосудом для священной воды, Быть может, с этой же аграрной магией связано и то, что в конструкции лепесовского жертвенника находились и фрагменты сосудов для зерна.
Большие глубокие сосуды в древней Руси именовали чарами. Не отсюда ли гаданье при помощи чар называлось чародейством?))))

 

Календарные Чаши: 9 комментариев

Добавьте свой

  1. Я как-то прочитала цикл романов Е. Дворецкой «Князья леса». И там как раз сюжет был связан с такой чашей (начиная с книги «Янтарные глаза леса»). И я так вдохновилась, что пошла в гончарную мастерскую и слепила себе нечто отдаленно напоминавшее календарную чашу) Правда сделал большую глупость — знаки не прорезала, а потом нарисовала.

    Нравится 1 человек

      1. Я уже думала о «реставрации» чаши, но пока никак не определюсь, что конкретно нужно сделать. То ли забить на то, что это вроде как реплика, и разукрасить ее особым образом, то ли попытаться сохранить остатки аутентичности и действительно сделать рисунок накладным. Опять же вопрос — как это лучше сделать: контуром или полимерной глиной…

        В общем, пока я ее не трогаю: боюсь испортить то, что есть)))

        Нравится 1 человек

      2. я не вижу чаши, так что мне сложно судить, но я бы сравнила размеры чаши и размеров полученной разметки , потому как и то и то можно сделать разного формата, . Тем более если она работает , то можно и не менять ничего

        Нравится 1 человек

      3. Ну, я с ней не работала, так как не знала как, поэтому не могу судить о ее работоспособности)) А что касается реставрации — да я просто ещё сама не знаю, что мне больше хочется: уйти в полную фантазию или сохранить остатки аутентичности ))

        Нравится 1 человек

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: