Святая Гертруда — покровительница кошек

В  католичестве есть святая, которая благосклонна конкретно к кошкам — Св. Гертруда Нивелльская.

Св. Гертруда жила в VII веке и была из знатнейшего средневекового рода. Она дочь короля франков Пипина Ланденского.

Приблизительно в 626 г., во времена, позднее получившие в истории наименование «тёмных веков», когда на территории современной Европы, на месте павшей Римской империи, среди крови, войн, разорения, голода и болезней, возникали и укреплялись новые государства, когда вчерашние язычники, вслед за своими королями, основателями новых правящих династий, в массовом порядке принимали христианство, веру, за принадлежность к которой ещё недавно её исповедники расставались с жизнью, и смысл которой не всегда был вполне понятен этим новым христианам, в семье  Пипина I и его супруги Итты, родилась дочь, которой было суждено прославить свою страну и своё время. Родством с ней гордился император Карл Великий, герцоги Брабантские и королевская династия Габсбургов.

Младший ребёнок в семье человека, фактически управлявшего половиной королевства франков и имевшего, возможно, больше власти, чем король, она рано поняла, какой судьбы хочет для себя.

Когда ей было всего десять лет, во время пира, устроенного её отцом в честь короля Дагоберта I, венценосный гость, воспользовавшись моментом, поинтересовался у юной Гертруды не хочет ли она вступить в брак с его сыном. В ответ девушка сказала, что ни за кого из смертных замуж она не выйдет, так как своим женихом выбрала Христа.

Вероятно, такой выбор не понравился не только королю, но и отцу Гертруды: некоторые биографы говорят, что ей пришлось даже бежать из дома, скрываясь от гнева отца, но позднее он примирился с решением дочери.
В 639 г. после смерти Пипина его вдова основала на унаследованном ей поместье в Нивеле монастырь (как было принято тогда «двойной» — мужской и женский), куда удалилась вместе с двумя дочерьми Гертрудой и Беггой. Мечта Гертруды сбылась: с благословения епископа Аманда, просветителя Бельгии, она принесла монашеские обеты. По желанию матери, оставшейся простой монахиней, в двадцать один год Гертруда стала настоятельницей нового монастыря.
 Вела она очень аскетический образ жизни, тем самым подорвала свое здоровье и умерла .
Несмотря на то, что христианство считалось государственной религией франков ещё с того момента, когда в 496 г. король Хлодвиг и его войско приняли крещение от святого Ремигия, нельзя сказать, что Австразия – часть франкского королевства, в которой родилась и жила Гертруда, была в то время вполне христианской.
Несмотря на то, что первые христиане появились на этих землях ещё во II веке, а к IV веку здесь уже существовала епархия Тонгра, значительное количество вчерашних язычников, обратившихся в христианство, не понимало сути своей новой религии, нередко относясь к Христу также, как к отвергнутым идолам. Процветали бытовая магия и колдовство. Хроники Раннего Средневековья описывают случаи, когда обыватели, унеся тайком с мессы Причастие, закапывали его на огороде, чтобы уберечь урожай от вредителей или скармливали захворавшей корове.
Даже те, кто избрал для себя духовный путь – монашествующие и священство – остро нуждались в просвещении.

Именно на VII-VIII вв. пришёлся период по-настоящему массовой христианизации народов, населяющих эти земли. Обучение истинам веры тех, кто в этом нуждался, стало одной из главных забот Гертруды. Опираясь на знания, почёрпнутые из книг и мистический опыт, она неустанно занималась тем, что мы теперь называем катехизацией. Большую часть практических и хозяйственных забот по управлению монастырём она возложила на сведущих в этом предмете братьев и сестер общины, сосредоточившись на посте, созерцательной молитве и обучении истинам веры.

Около 650 г., ещё при жизни Итты, Нивельский монастырь посетили ирландские монахи святой Фоллиан и святой Ультан, пришедшие из Рима с миссией. На землях в Фосе, подаренных им Иттой, они основали монастырь. Братья, пришедшие с миссионерами, приняли деятельное участие в устроении Нивельского монастыря, и, вероятно, благодаря этому, жизнь здесь была организована в соответствии с традициями, принятыми в Ирландии. При жизни Гертруды её и братьев из Фоса связывали крепкие узы духовного родства. Когда в октябре 655 г. на возвращавшегося из Нивельского монастыря в Фос вместе с несколькими братьями святого Фоллиана напали разбойники, Гертруда в видении узнала об их смерти и, отыскав место их гибели, перенесла тела убитых монахов в Нивель, где они и были похоронены в монастырской церкви.

Обитель нуждалась в богослужебных книгах и утвари, и настоятельница отправила в Рим экспедицию, которой обещала молиться о том, чтобы путешествие оказалось безопасным. Посланцы отправились морем. Во время плавания, как повествует биограф святой в сочинении «Добродетели святой Гертруды», морское чудовище напало на корабль и пыталось потопить его, но путники стали молить Гертруду помочь им и чудище скрылось, не причинив судну и людям вреда. В память об этом событии бельгийские и французские моряки, отправляясь в плавание, выпивали «Кубок святой Гертруды» в знак того, что вверяют себя её покровительству.

Сходная традиция – обращаться к заступничеству святой Гертруды для примирения с врагами, выпивая кубок вина в её честь, сложилась благодаря тому, что важной частью её деятельности стала забота о поддержании мира и прекращении междоусобных войн в Австразии. Середина VII в. – время, на которое пришлась земная жизнь святой, была относительно спокойным временем – крупных войн, которые охватывали бы целые народы в это время не велось, но ссоры между сеньорами, мелкие конфликты между отдельными городами или деревнями и даже споры внутри семей нередко приводили к вооружённым столкновениям, во вражду постепенно втягивались новые и новые люди.

Именно в этих случаях Гертруда вмешивалась в ситуацию и уговорами, обращением к лучшим душевным качествам и разуму враждующих и горячей молитвой о мире добивалась того, что противоборствующие стороны приходили к согласию, в семьи ссорящихся супругов возвращалась любовь, а дети и родители вновь начинали относиться друг к другу с пониманием и уважением.

На протяжении всей своей недолгой жизни Гертруда молилась о душах, томящихся в Чистилище. Считается что именно их символизируют фигурки мышей и крыс, с которыми её обычно изображают.Считалась что душа покидает тело через рот в образе мыши , и даже цвет шерсти говорил о уровне грешности умершего.

У нас есть несколько идей о связи между святой и мышами, исходя не только из ее жития но и места где был построен монастырь. В местах почитания Благой Богини часто были мышиные оракулы Аполлона Сминфейского.

Представление о том, что душа сродни мыши, лежит в основе и некоторых нелепых рассказов, вроде  истории о женщине, родившей крысу, или о матери, которой так надоела возня и шум детей, что она в сердцах пожелала, чтобы они стали мышами, и необдуманное желание ее немедленно исполнилось.

Это представление проникло и в христианскую иконографию. Согласно широко распространенному немецкому суеверию, душа умершего, после того как покинет тело, первую свою ночь проводит со святой Гертрудой, вторую со святым Михаилом, а третью уже там, где ей суждено пребывать.

Святая Гертруда считается покровительницей странствующих душ, именно она первой дает им пристанище в начале их долгого путешествия. Символом ее, когда она предстает в этом качестве, является мышь.

Было придумано множество объяснений этому факту. Так, по одной из версий, некая девица пряла в День святой Гертруды, и мыши в наказание прогрызли ее клубок. Более изящное толкование таково: святая так горячо молилась, что не замечала ничего вокруг, в том числе и мышей, которые свободно резвились возле нее и забирались на ее пастушеский посох.

Есть версия, что мышь олицетворяет злого духа, которого поборола святая Гертруда.

Есть версия, что святая Гертруда заняла место древней тевтонской богини Хольды, или Перхты, которая была покровительницей душ девиц и детей. В немецких легендах она появляется как Белая Дама и время от времени или сама превращается в белую мышь, или обращает в мышей тех, кого заманивает в свой дом.

Благодаря неверному истолкованию этого символа во многих европейских традициях она стала почитаться как заступница от нашествий этих грызунов и даже покровительница кошек. Сегодня такое толкование кажется, может быть, несколько курьёзным, но вспомним о голоде и эпидемиях заразных болезней, которые поражали Средневековую Европу .
Заботами Гертруды для помощи больным и паломникам, путешествующим к святым местам, были основаны госпитали и странноприимные дома, поэтому она стала считаться покровительницей больных и странников.Она вела аскетическую жизнь, деля своё время между молитвой и трудом, не сторонясь никакой работы, и к 32 годам, истощив своё здоровье, передала по совету сестёр посох аббатисы своей племяннице Вильфтруде. Спустя год, 16 марта 659 г. она послала в Фосс спросить настоятеля, святого Ультана, о дне своей кончины, и тот ответил ей, что она умрёт на следующий день во время святой мессы. Пророчество сбылось – на следующий день, причастившись во время литургии, святая Гертруда вручила свою душу Небесному Жениху, прослужив Ему в своих ближних, бедных и больных двенадцать лет. Ей было тридцать три года, столько же сколько её Возлюбленному, когда он взошёл на Крест.

Благодаря чудесам (самым впечатляющим из которых было воскрешение мальчика, утонувшего в колодце), начавшимся по заступничеству святой ещё до того, как её тело было погребено, культ святой Гертруды возник сразу же после ее смерти, и уже в 669 году был установлен день почитания её памяти в Нивельском монастыре.

В каждом времени и в каждой эпохе есть люди, намного опережающие свое время, стоящие над современной им ситуацией, видящие её, принимающие и делающие шаги, которые необходимы для продвижения вперёд, для изменений в лучшую сторону. Святая Гертруда Нивельская была именно таким человеком.

В то время, как большинство её современников только вступали на путь осмысления и принятия нового христианского понимания мира, по-детски наивно обращая внимание в первую очередь на чудеса, поражавшие их воображение настолько, что нередко эти чудеса казались им важнее даже истин веры, аббатиса Нивеля просвещала невежественных, лечила больных, кормила голодных, заботилась о бедных, молилась о грешниках. Ей было открыто многое, она вошла в историю как чудотворица и пророчица, но, может быть, главным чудом, не оценённым современниками, была её повседневная жизнь, жизнь настоящей христианки – такая короткая и такая прекрасная.
Гертруда при жизни напрямую общалась с Христом — результат упорных молитв и аскезы.

Св. Гертруду почитают как покровительницу земледельцев и странников. Считается, что молитва к ней избавляет от засилия мышей. Поэтому ее изображают очень часто с мышами.

С мышами все понятно — а причем же кошки?Она была аббатисой , заботилась о паломниках, ищущих ночлега и болеющих. Естественно, что вопрос сохранения продуктов питания был важен. Поэтому аббатиса и ее монашки приютили в монастыре кошек, чтобы уничтожать грызунов, которые портили их запасы. Вероятно, опять-таки аналогия: лучшее средство против мелких вредителей — пушистый домашний хищник. Именно поэтому Гертруда из Нивелля постепенно стала покровительницей домашних кошек.

В Кельне существовала традиция жертвовать святой серебряную или золотую мышку. Затем брали воду из ее колодца и на ней замешивали тесто. Испеченную на этой воде булочку разбрасывали в местах, где надо было прогнать грызунов. Помогало это или нет – неизвестно.

Святую могут изображать в короне, с посохом, в одежде аббатисы, но в Нидерландах и Испании обычно рисуют еще крыс и мышей, бегающих возле ее ног. Они могут также взбираться на ее посох или одежду.

 

Существует огромное количество изображений Св. Гертруды, окруженной кошками, котами и котятами всех видов и мастей. Относятся они, как правило, к более поздним временам.

Традиционно и привычно изображать святую с мышами, но «кошачьей» тематики присутствует тоже немало:

Вот любопытные легенды о кошках,бытовавшие в Европе. Так, согласно одной из румынских легенд, кошка произошла от женщины по имени Ката. Потому, мол, ныне кошки и носят это имя.

В Венгрии же, наоборот, рассказывают легенду о том, что женщина (библейская Ева), была создана из кошачьего хвоста. Когда Бог взял у Адама ребро с тем, чтобы создать из него первую женщину, его внезапно выхватила кошка и бросилась наутёк. Бог погнался за ней и схватил за хвост, из которого и была «сделана» Ева.

День святой Гертруды Невельской отмечают 18 марта.  Не забудьте поздравить ваших любимцев.

А если у вас проблемы с вашими кошачьими, то вы можете смело обращаться к  святой за помощью. Впрочем,  если у вас проблемы с грызунами, то это тоже к ней.

Святая Гертруда — покровительница кошек: 17 комментариев

Добавьте свой

    1. Как интересно, я тоже замечаю,что имя порой очень сказывается .Есть еще и осенняя Гертруда , но она больше науками занималась, касающимися философии и религии, и была очень известной своей ученостью , вот только ее труды почти все исчезли после ее смерти.

      Нравится 1 человек

      1. Наша Гертруда в апреле родилась. Вот если честно, не знаю, как бы мы тут без нее жили. Человек, на которого всегда можно опереться, если что. Старшая сестра моего мужа.
        Работала когда то в детском саду, сейчас шеф административного отдела больницы. Точно святая Гертруда)))

        Нравится 1 человек

      2. Пока нет. Скоро узнает))
        Мы конфирмацию дочке кстати в банкетном зале больницы будем в мае делать)) Она тоже организовала))
        И дочка там же родилась))
        Я все таки выбирала больницу, где свои были))

        Нравится 1 человек

      3. Ну, это по поводу религиозной свободы. Потому что те, кто типа член церкви, у них конфирмация. Праздник, подарки. А другим то тоже хочется. Вот и придумали нерелигиозную, гуманистическую альтернативу для тех детей, кто в церкви не состоит.
        Конфирмация в ратуше, кажется, будет.

        Нравится 1 человек

    1. Покровительницу кошек, обязательно,даже если она ею и не была при жизни, то поверив рассказам о ее доброте , доверим ей и кошек,которых «ходящих сами по себе» можно причислить к путникам))

      Нравится 2 людей

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: