Катание яиц

XIII. ПАСХАЛЬНЫЕ ЯЙЦА В СВЯЗИ С КУЛЬТОМ ВОЛОСА (к с. 73)

Мифологическая соотнесенность яйца с противником Бога Громовержца проявляетс… в отношении к пасхальным яйцам (см. вообще о связи пасхальных яиц с языческим культом: Хагберг, 1906), ср. обычай умываться с пасхального яйца (Иваницкий, 1890, с. 126; ср. вообще данные об умывании с яйца у Зеленина, 1914—1916, с. 216, 859; Афанасьева, I, с. 538), что соответствует обыкновению умываться с золота (ср. § III.3.1 наст. работы), верования в целебную силу пасхального яйца (Соколова, 1979, с. 112; Максимов, XVII, с. 127; Сырку, 1913, с. 178) и особенно — представление о том, что с помощью пасхального яйца можно потушить пожар, происшедший от грозы (Афанасьев, I, с. 538; ср. § III.6.2 наст. работы), или вообще всякий пожар (Зеленин, 1914—1916, с. 142, 355, 1003; Максимов, XVII, с. 127; Соколова, 1979, с. 112; П. Иванов, 1907, с. 91; Г. Виноградов, 1918, с. 39; Болонев, 1978, с. 130; Авдеева, 1841, с. 554; Авдеева, 1842, с. 140; Романов, V, с. 50).

Весьма характерно представление о том, что черти на перекрестках катают яйца (Афанасьев, I, с. 533; ср. иначе у Максимова,

XVII, с. 120), что соответствует принятому вообще обыкновению катать яйца на Пасху. Точно так же и русалки катают яйца на русалочью Пасху (Зеленин, 1916, с. 170; Булгаковский, 1890, с. 190; о русалочьей Пасхе.

Итак, представители нечистой силы делают то же, что делают люди на Святой неделе: и то и другое восходит, очевидно, к одному и тому же языческому ритуалу.

Языческое происхождение обрядов с пасхальными яйцами обусловливает неодинаковое к ним отношение: наряду с обычным почитанием пасхальных яиц, мы встречаем и другой взгляд на обряды такого рода. Так, в 1659 г. священник Никита Добрынин обвинял суздальского архиепископа Стефана в том, что тот, “собрав своей области всех попов и дьяконов на поучение … проклинал их [т. е. заклинал], чтоб на светлое тридневное воскресение Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа с яицы никому христианом не целоватися и на завтреню в самую неделю Пасхи [т. е. на пасхальную заутреню] с яицы отнюдь никово в церковь не пускали б, и сами бы також не целовалися с яицы; и многие то ево учение приняли для ево проклинания” (Румянцев, 1916, приложения, с. 24, ср. также с. 41, 44, 77). Опрошенные по этому поводу свидетели-священники подтвердили это обвинение: “…говорил де им попом архиепископ на поученье о яйцах: хто де придет ко кресту или к иконе с яйцом целоватца и молвит: „Христос воскресе», а другой воистинно», и теми де словами Христа продадим” (Румянцев, 1916, приложения, с. 50). Сам Стефан в ответ на предъявленное ему обвинение сообщил: “а на светлое воскресение Христово попом и дьяконом заказывал, чтоб мирскии люди в церкви яиц не носили и с яйцами не целовались, потому что во уставе и в треоди не описано; а велел яйца приносить в притворы; а священников и дьяконов и миръских людей за то не проклинал, а окроме церквей с яицы целоватца не заказывал нигде” (Румянцев, 1916, приложения, с. 30, ср. также с. 66, 81). По свидетельству Павла Алеппского (III, с. 199), русские в XVII в. спрашивали греческого архиерея, почему употребляются красные яйца во время Пасхи и есть ли на это указание в Священном писании.

Монастырские наказы XVII в., наряду с другими суеверными обрядами, запрещают крестьянам биться яйцами, расценивая это как дело, противное вере (Акты юридические, 1838, с. 357, № 334; Афанасьев, I, с. 537; Сумцов, 1890, с. 109); точно так же в древнерусских епитимейниках мы встречаем такие вопросы, как: “Не бил ли ся яицы?” или “Не потолкал ли еси красными яицы в зубы?” (Алмазов, III, с. 181; ср.: С. Смирнов, 1913, приложения, с. 15, 69). Тем не менее еще в XVIII в. даже архиереи могли биться яйцами, ср. в записках Семена Порошина описание поездки великого князя Павла Петровича к митрополиту Платону на Пасху: “Там был архиерей Ростовской и архимандрит Троицкой, яйцами бились” (Порошин, 1881, стб. 300). Вообще об обыкновении биться пасхальными яйцами и катать яйца см.: Никифоровский, 1897, примеч. 318.

В “Памятной книжке Вятской губернии на 1901 год” было напечатано следующее сообщение о старообрядцах этого края, заимствованное, очевидно, из официальных отчетов миссионеров: “В 1899 году образовался [среди старообрядцев] новый толк — „Яичников» из-за вопроса о том, можно ли класть пасхальные яйца на божницу к иконам. После многих споров сектанты [имеются в виду старообрядцы] по этому вопросу не пришли ни к какому соглашению; спорящие стороны взаимно отлучили себя от церковного общения, и не позволяющие класть яйца в божницы составили толк „Яичников»” (Краткий статистический очерк, 1900, отд. II, с. 98—99). Здесь очевидным образом проявляется та же двойственность в отношении к пасхальным яйцам.(Б.А.Успенский Филологические зыскания в области славянскских древностей)

Катание яиц — соревновательная игра, её цель — получить яйца других игроков. В этом она является органичной частью обычаев, связанных с пасхальными яйцами, которые предполагают переход крашенных яиц из одних рук в другие.

Подготовка к игре состоит в том, что устанавливается дорожка (также называемая катком или лотком), представляющая собой желоб, изготовленный из картона или дерева, в торце которого выкладывают крашеные яйца, а также игрушки и прочие безделушки. Призы могут укладываться, например, на одеяло. Дорожка может быть наклонной. а форма её варьируется. Иногда обходятся без специальной дорожки, яйца при этом катают по полу, песку или по траве. Каждый игрок катит своё яйцо по дорожке. Если он попадет в какой-то из предметов, этот предмет выигран. Если же яйцо не задевает никакой предмет, его оставляют на площадке, и оно может достаться другому игроку в качестве приза.

Наиболее распространенной разновидностью пасхально-троицких игр с яйцами была игра «в катки» или «в каточки», которые послужили основанием для обобщающего названия«катальные праздники» — так назывались в Белозерском р-не праздники весенне-летнего цикла (Пасха, Егорьев день, Никола Вешний, Троица,Духов день, Вознесенье, петровское заговенье)

Яйца скатывали по небольшому лоточку («лодку», «желобку», «лубку»), изготовленному из трех сбитых дощечек или из снятой коры дерева,иногда его выдалбливали из половинки ствола не толстого дерева. В зависимости от местной традиции длина лотка была от 0,5 м до 2 м и даже более. Встречались лотки и более замысловатой формы. Например, вс. Коробицыно лоток представлял из себя двухметровый ящик без крышки шириной примерно 15 см, с небольшими бортиками, который с одной стороны раздваивался, напоминая хвост ласточки, и был наклонен в эту сторону под небольшим углом.

Разновидностью этого варианта лотка можно считать приспособление, сооружавшееся в д. Родионовская. На глиняном полу гумна веревкой выкладывали круг диаметром 5-6 м. Посредине его делали небольшой бугорок с пологим скатом на две стороны и на верхний его край опирали лоточек, второй конец которого помещался на раздвоенном колышке с таким расчетом, чтобы уклон составлял 30-40°. Яйца скатывались по лотку, а затем по одной из сторон бугорка. Иногда приспосабливали для катания доску или деревянную лопату с лопастью размером 30-50 см в длину и до 25 см в ширину.

1.jpg

Лоток устанавливали на ровном месте в деревне недалеко от качелей, на дороге. Нередко также встречаются упоминания, что в яйца играли около церкви или часовни. Если погода была холодной, собирались на гумне или в избе. Один конец лотка ставили на край «кона», «катища», «катка», «коша» — площадки диаметром полтора-два метра, а второй приподнимали: клали на изгородь, чурбак, табурет или специальную подставку. В Нижнем Кулое это место называли «луной» (от слова «лунка»), а на Верхней Коленьге — «майданом»))

2

Чтобы яйца не выкатывались за пределы кона, его по периметру ограничивали толстой веревкой, свернутой скатертью, насыпью из песка. Внутреннюю поверхность очищали от травы, утрамбовывали, посыпали песком. Существовал и другой способ устройства кона: с площадки 2-3 м диаметром снимали дерн и немного ее еще углубляли, дно выравнивали и уплотняли.С верхнего края «катушки» спускали небольшой лоток (Верхов., Нюкс.).В д. Владыкина Гора «каток» был овальной формы около 2 м в длину,причем ширина одной стороны овала — 1,5 м, а противоположной —1м. Вблизи от узкой стороны катка, обрамленной земляным валиком высотой в ладонь, устанавливался лоток с наклоном в сторону валика .

Кошелев Н.А. Дети, катающие пасхальные яйца. 1855

Кошелев Н.А. Дети, катающие пасхальные яйца. 1855

Перед игрой бросали жребий («конались»): все участники перехватывались на палке, тот, у кого рука оказывалась сверху, был первым, заним — второй и т, д. Или же устанавливали очередность «па карагбду», тоесть по расположению игроков в кругу, которое определялось как авторитетом и возрастом того или иного игрока, так и простой случайностью,причем счет всегда шел «по солнцу». В д. Алферове перед катанием яиц девочки устанавливали очередность так: складывали в фартук к одной из них по яйцу, предварительно пометив одно. Это называлось «варить кашу». Затем по очереди доставали, и кому попадалось яйцо с отметкой, начинал катать.

3

Смысл игры сводился к стремлению попасть в разложенные на кону яйца соперников. Причем яйца могли располагать как в произвольном порядке, так и по прямой, кругом или полукругом на небольшом расстоянии друг от друга. Реже встречается упоминание другого способа «расклада» яиц: игроки сначала скатывали по одному яйцу («набивали кон»,«делали взнос», «делали нации»), после чего начиналась уже игра на попадание (катили «боевые» — д. Мелентьевская). В д. Полагино на кону прежде ставили «грудку» — выставляли в общую кучку по одному яйцу,затем кто-нибудь по жребию (на спичках) катил яйцо, стараясь ее разбить, а потом начинали выкатывать.

В д. Средние Чуди яйца катали по лотку в лунку («луну») диаметром около полутора метров и глубиной 30 см. Лоток ставили одним концом на край «луны», он доходил примерно до ее середины. «Ну, конешно, к Пасхе там яйца всегда. Взрослые катали, „луну» устраивали. Взрослые мужики всё больше, мужики, парни вобшем, все. А мы ходили смотрели. Яйца катали там (крашеные, всякие нанесут). Кто про катаэт там сколько. Один прокатит,второй. Выбил, значит забираэт. Следующий он катаэт, што он выбил дак, иищо катаэт, пока… Вот. А потом кто проиграэт, кто выиграэт много» . Существовал также вариант, когда только первый игрок скатывал яйцо, а второй и следующие за ним выбивали.

В с. Коробицыно, где изготавливали своеобразные раздваивающиеся лотки (см. выше), яйцо ставили против одного из его «рожков», а спускали яйцо с противоположного конца лотка. Если игрок задевал своим яйцом чужое, он имел право его забрать и продолжать игру дальше, пока не промахнется. Иногда выбитым считалось только треснувшее от удара яйцо, независимо от того, стояло оно на кону или же его скатывали (с. Тарногский Городок, д. Никитине). В д. Боровская кон представлял собой круглую деревянную площадку, с которой надо было столкнуть чужое яйцо. В некоторых местах (дд. Михайловская, Колтыриха, Коробицыно,Федотове) яйца скатывали с двух параллельно или под небольшим углом расположенных лотков, пока чье-либо яйцо «не изломаёцця».

Если на кон выставляли не по одному, а по нескольку яиц сразу, их помечали. Тогда не возникало споров, чье яйцо оказывалось выбитым. В случае проигрыша всех яиц игрок мог поставить на то место, где было его последнее яйцо, стопку монет или монетку на маленькой палочке. Битые яйца меняли у старух: три битых на одно целое — «ведь играть-то охота».

Успех в игре определялся умением правильно рассчитать траекторию движения яйца. Опытные игроки имели для выкатывания по 3-4 разных яйца: круглое, вытянутое или с острым концом. Круглое яйцо катилось прямо, с острым концом заворачивало в сторону острого конца и т. д. Чтобы усилить это качество, его немного выдували, а потом запекали в золе, поставив острым концом вниз. В зависимости от формы и свойств яйца получали названия «быстроноги», «заверняга», «веселый», «беглый», «ходун» . Немаловажно было также, с какой части лотка предпочтительнее спускать яйцо — с самого верха или с середины и каким концом вперед. В отдельных случаях яйцо нужно было слегка закрутить.Учет всех этих нюансов и обеспечивал выигрыш.

В Никольском р-не существовал еще один тип игры. Готовили лоточек длиной около 2 м и воротца такого размера, чтобы в них могло прокатиться одно яйцо. Нижний край лотка закрепляли неподвижно, а верхний можно было передвигать. Воротца укрепляли в двух шагах от нижнего конца лоточка. Перед началом игры все игроки выставляли по яйцу около лотка, иногда их собиралось до двух десятков. Затем первый игрок ставил все яйца на лоток, прицеливался и отпускал их. Те яйца, которые прошли в воротца, он забирал себе. Затем следующий собирал оставшиеся яйца,ставил их на лоток и т. д. Так продолжали, пока оставалось хоть одно яйцо

Предшественником катания по лотку, вероятно, можно считать забаву с катанием яиц с горки. В д. Борисовская (Хар.) катали яйца с горы, с которой катались в масленицу. Сначала скатывали по одному яйцу, а потом начинали выкатывать. Чтобы обеспечить успех, говорили при этом:«Качу яйцо, примыкай, яйцо, бессчётно количество» .

Обычно в склоне бугра прорывали желоб, аналогичный деревянному лотку, и круглое углубление, в которое скатывались яйца «Ишшо вотНиколай Николаич покойничек быв да у меня отец да, соберуцца тут вот на деревне, раньше (в) Гулящо заговенье яйца катали. Николай Николаич принесёт немного, а понесёт, карманы набьёт и фуражку ищо яиц навыйграет. Да вот на угоре (в) Гулящо заговенье раньше много народу-то ведь собиралося к нам. Сделают как лоточик такой выкопают. Прокопают так это, и вот которое яйцо это, тот бросит и другой бросит, катнёт, у которого разобьёцца, значит, тот проиграл…» (д. Жукове) . «В Егорьев день тоже у нас ходят на гору, яйца катают, накрасят. Хорошая гора у нас там в Печенникове. Как тёплая погода да сухая, вот. У нас крутая гора, иазывалася„пасека». И вот нам наварят, и мы наберём яйцев и с горы катаем. А там у нас река. И оне до реки у нас катяцца — вот тебе иичко крашеное. Все укатилися. Которое в воду, которое остановицца. Вот вкопают и таким желобком, штобы оно катилося. А то оно по траве не покатицца. Снимали траву. Тут как желобки и потом вот такой кружок, и оно туда уходит. По два сварят, дак много нас соберёцца, дак все и… Моё иичко разбило твое иичко, я твоё забираю» (д. Печенниково)

Для детей интерес игры заключался в наблюдении за катящимися яйцами. «Это было Гулящо [=Петрово] заговенье, дак мы катали эти яйца-тина угоре. В заговенье-то дак там на кажново этово сколько там: по пять штук наварят у ково много куриц. Просто по земле катали на угоре. Опять собирай да опять снова катай. Просто такая игра была. Малепькиэ — большиэ-то уж не пойдут. Маленькиэ мы были, спрашывали: „Скоко тебе[дали] яиц-то?» — „Мне дак пять!» — „Мне дак шесть!». У ково скоко, семья какая там» .

Кроме катания яиц по лотку существовали и другие разновидности этого развлечения. В дд. Кулемкино, Биричево, Облупинский Починок на«гуляшчо» (Петрово) заговенье и Петров день «выкатывали мужики яйца на лугу, где гуляние проводилось, по мурогу (по траве утоптанной) или на поле по дороге. Друг другу на встрицю пустят: чьё разбилось, тот проиграл» В д. Хреново яички катали навстречу друг другу по лотку длиной в полтора-два метра. «Если моё разбилось — всё, я плохой каталь». Потом начинала играть следующая пара. Катали по большей части подростки.

В д. Арзубиха один игрок выставлял яйцо на кон, а второй катил внего своим. Если яйцо не попадало в лежащее, то разрешалось попытаться«четвертью» дотянуться до него. При удаче можно было взять яйцо себе,в противном случае яйцо забирал тот, кто делал «подставку» В дд. Логдуз и Яремиха мужчины ставили яйца в два ряда друг против друга на расстоянии 2 м и по очереди выкатывали .

В Вашкинском р-не практиковалось катание яиц по полу или столу.В этом случае яйца катили навстречу друг другу с расстояния в полтора-два метра. Если у одного из играющих яйцо разбивалось, он должен был его отдать сопернику (д. Глухареве).

Существовали варианты игры, в которых яйца выкатывали мячом.Наиболее простым был тот, когда яйца ставили по прямой на небольшом расстоянии друг от друга, а игроки, отойдя от них на 10-20 шагов, по очереди выкатывали их мячом. В случае удачи можно было катать мяч вторично

В Сольвычегодском у. игра несколько усложнялась тем, что яйца приходилось выкатывать из лунок. «В яичное заговенье <…> подростки-мальчики и пожилые играют в яйца. Проведут линию, на ней делают„лунки» (ямки), в которые наставят яиц. Перед игрой участвующие складываются яйцами по два, по три. Сажени за три делают „сало» — проводят черту. От нее каждый по очереди катает мяч и сколько удастся ему выбить из лунок яиц, те составляют его выигрыш»

В Череповецком у. вместо яиц на кон выставлялись «цыбы» (городки), а яйца игроки получали только в случае выигрыша. «Взрослые иногда до заговенья затеют игру „покатать в яйца». Игра эта напоминает кегли, только счета нет. Ставится 9 штук напиленных с кола „цыб» (местное название). Каждая цыба есть не что иное, как отпиленный кусок кола величиною в 1/4 аршина. Ставятся цыбы городком, в таком роде [=три натри]. От городка отмеривается расстояние сажень 15 или 20 и делается черта, от которой ведется игра. Затем каждый играющий кладет по яйцу в шапку, это называется кон или 1 коп. и очередный начинает игру. Берет деревянный шар в диаметре до пяти вершков и катает его в городок от черты. Если играющий шаром сбил 1 цыбу, то берет с кону одно яйцо, 2 —2 яйца и т. д. Ничего не собьет, ничего и не получает. Затем катает шаром в городе следующий и т. д.

Катание яиц на площадке

Цель игры так же, заполучить побольше крашенок. Яйца раскладываются на ровной земле и по ним запускают мячик или деревянный шар. Чем больше яиц заденешь, тем больше тебе достанется.

75987-igravbitki.-1024x757

Игра в битки. Ф.В. Сычков. Пасхальная открытка, CC BY-SA 3.0

Кручение яиц

Смысл игры в том, что игроки одновременно закручивают яйца и смотрят, чьё прокрутилось дольше. Как именно ставить яйцо перед запуском, значения не имеет. Выигравший — забирает себе остановившиеся раньше яйца.

Существует и более сложный вариант этой игры. Яйцо нужно закрутить так, чтобы оно встало «на попа», то есть на своё широкое основание. Вот уж где надо проявить сообразительность и сноровку.

Кучки

Эта игра считалась «девичьей». Перед началом игры готовились кучки из соломы или дорожного песка. Одна девушка прятала яйца, можно было положить в кучку одно яйцо, два, а можно было оставить кучку пустой, «обманной».

75986-pashalnayaigravkuchki.fvsychkov-1024x669

Пасхальная игра в кучки.Ф.В. Сычков. Между 1904-14 гг. Открытка изд.Ришара, CC BY-SA 3.0

Водящая садилась на кучки, закрывая их широкой юбкой или просто прикрывала от остальных широкими полами, остальные же должны были угадать, где больше всего яиц спрятано.

Катание яиц — славянская и германская игра, заключающаяся в скатывании пасхальных яиц с небольшой горки или по специальным дорожкам, шиферным листам.

Дети в лужицких сербских поселениях в Германии до сих пор используют крашанки для традиционной игры — катания пасхальных яиц (Waleien). Для этого нужны наклонная дорожки и углубление. Перед участниками стоит задача задеть яйцо, положенное первым игроком или оставшееся от предыдущих попыток.

Большинство весенних игр, это игры с крашеными яйцами, писанками. Так же, обязательна в этих играх связь с Землёй. У многих народов яйцо — символ жизни, пробуждения природы, обновления.Катание яйца по Земле — связь с древнейшими традициями и верованиями, пожелание плодородия, здоровья людям и природе.

Весенние игры не просто символичны . Каждый вид игры развивает внимательность, смекалку, тренирует координацию, ориентацию в пространстве.Существуют чисто мальчишеские игры и игры для девочек, есть игры, которые любимы и среди взрослых, много таких, которые можно назвать семейными.

У христиан катание яйца символизирует камень, скатившийся с Гроба Господня перед воскрешением Христа. Не знаю чья это идея , священников. которые не смогли отучить паству или самих прихожан) .что бы священники не могли запретить, но игра не только выжила, но и распространяется по миру.

Стало традиционным катание яиц на лужайке перед Белым Домом (White House Easter Egg Roll). Эта игра отличается от русской. Соревнуясь, дети катают яйца поварешками.

Супруги Рейганы — участники катания яиц перед Белым домом

Катание яиц: 7 комментариев

Добавьте свой

  1. Ну вот, теперь я знаю почему профессиональные карточные игроки (т.е. шулера) на жаргоне называются «каталы,» а серьезную игру называют «катать», а не играть.
    А как же насчет знахарок, которые катали яйцо, чтоб вывести заговор, избавить от дурного глаза, или даже от болезни? Есть ли какая-либо связь?

    Нравится 1 человек

    1. Какая интересная мысль, может быть .Обязательно посмотрю в плане связи. Хотя может быть связь быть просто по самой технике прокатывания, в чем то оно напоминает катание по лоткам . Яйцо обычно в процессе прокручивается, как бы наматывая на себя нити чужой данному человеку энергии.

      Нравится 1 человек

      1. Я знаю; принцип такой же, как снимать чуждую энергию руками, а потом сбрасывать, только яйцо ее вбирает. Я сама видела темные пятна на белке после катания.

        Нравится 1 человек

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: