Лебедь в культурах мира

original

Белый лебедь, лебедь чистый,
Сны твои всегда безмолвны,
Безмятежно-серебристый,
Ты скользишь, рождая волны.
Константин Бальмонт

Лебедь — лат. Cygnus
(греч. kyknos. лат. cygnus или olor)
Мотив обращения в Лебедя. составляет часть мифологического и сказочного сюжета, имеющего варианты о метаморфозе Лебедя в девицу и девицы в Лебедя.
Дева — Лебедь оставляет на берегу одежду из перьев, обладающую магическими свойствами, и в виде девицы купается в озере (море); прекрасный юноша похищает одежду, девица не может вернуть себе свой прежний облик и становится женой юноши, ставя ему некое условие табуистического характера; юноша случайно нарушает табу, его жена обретает одежду из перьев, превращается в Лебедя. и улетает в своё царство, за море, унося с собой весну, солнце, плодородие.
Сюжет брака человека с животным (птицей) распространён у многих народов, он нашёл отражение и в ряде фольклорных образов (царевна-лебедь, герой, превращающийся в Лебедя, например, в ряде русских сказок, и т. д.) и в именослове [ср., напр., «лебединое» имя Сванхильд в скандинавских мифах, а также имя Кикн (греч. kukyos, «лебедь»)], у ряда персонажей греческой мифологии (см. в ст. Кикн)
Лебедь связан и с солнцем; так, одна из наиболее разработанных и освоенных литературой мифологем — умирающий Лебедь, который в минуту смерти взмывает вверх, навстречу небу и солнцу, издаёт последний крик («лебединая песня», ср. античную легенду, получившую законченную форму у Эсхила — Agam. 1445 и Цицерона — De oratore, 3, 2, 6 и др.) и, мёртвый, низвергается в воду.
Образ Лебедя выступает как символ поэта Эта символика в своей основе связана и с представлением о способности души странствовать по небу в образе ебедя., выступающего как символ возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, мудрости, пророческих способностей, поэзии и мужества, совершенства, но и смерти. В связи с этим особенно важно противопоставление в мифе и сказке белого и чёрного Лебедя. (жизнь — смерть, добро — зло). Нередко тёмные силы маскируются образом белого Лебедя, вслед за этим обычно следует их разоблачение (ср. пословицу о лебедях, оказавшихся гусями, как актуализацию мотива обманутых обещаний, неподлинности, лживости). Противопоставление этих начал нередко реализуется в орнитологическом коде — лебедь.и ворон (ср. игру в ворона, преследующего лебедей, а также австралийский миф о том, как горные вороны бросали свои перья на раненых, лишённых перьев братьев, превращая их в чёрных Лебедей , сказку «о царе Салтане» где герой убивает коршуна.), Лебеди и совы, Лебеди и ласточки.
Иногда Лебедь выступает в качестве тотема: якуты вели своё происхождение от девицы-Лебедя ( отсюда и запрет на убийство лебедя, кроме единственного случая . необходимости получить разрешение на свадьбу неугодную родителям девушки)., бурятские роды Шарят и Харят — от брака шамана с девицей-Лебедь., небесный владыка австралийских аборигенов Байаме происходил от рода чёрных Лебедей. В отдельных случаях образ Лебедя. приобретает редкие значения. В кетском мифе Лебеди., сопровождающие Томэм, выступают как вестники весны и тепла. Мифологические значения Лебедя. клишируются в геральдике и (шире) в поэтической символике произведений прикладного искусства
Феникса и лебедя сближает приобщенность этих птиц к космическим сферам и знание о сроке собственной кончины. Лебедь — poд птиц из отряда пластинчатоклювых (Lamellirostres), составляющий особое сем. лебединых (Cygnidae). Неоднозначный и сложный символ, сочетающий в себе стихии воздуха и воды. Птица жизни, а через олицетворение закат дня — Солнца. Одиночество и убежище, птица поэтов. Песня умирающего лебедя — это песня поэта, а его белизна — искренность. Красный лебедь служит символом солнца . Черный лебедь — как бы антипод белого, его противоположность. У Ювенала в его «Сатирах» черный лебедь именуется: лат. «rara avis», то есть «редкая птица». Белый лебедь — совершенство, эмблема обаяния, привлекательности, чистоты, «светильника», плывущего по воде… Лебедь — бессмертие; а также разделение, некий рубеж между делами существенными и несущественными. Существует народное поверье, что если в молоко, разведенное водой пустить лебедя, то вода тут же отделится.
Лебедь и гусь часто могут символически заменять друг друга.
В Индии, Персии, Аравии, Скандинавии, а также у славянских народов славится и почитается именно женский аспект образа лебедя, как выражение девичества, красоты.
Посвящение лебедя Аполлону как богу музыки восходит к поверью, согласно которому лебедь поет прощальную песню, находясь на пороге смерти . .
Далее, с точки зрения Шнайдера, лебедь, благодаря своей связи с арфой и жертвенной змеей, имеет отношение также к погребальному костру, поскольку существенными символами мистического пути в потусторонний мир (кроме корабля смерти) являются лебедь, и арфа. Это дает ещё одно объяснение загадочного пения умирающего лебеда.
Лебедь имеет отношение к павлину, хотя ситуация здесь обратная. Соотношение лебедь/арфа, соответствующее оси вода/огонь, обозначает меланхолию и страсти, самопожертвование, путь трагического искусства и мученичества. Напротив, соотношение павлин/лютня, сопряженное с парой земля/огонь, возможно, является репрезентацией логической мысли . Как показал Жак де Морган в работе «Доисторическое человечество», если днем колесницу солнечного бога влечет за собой лошадь, то ночью его лодку тащит за собой по водам лебедь. Самоочевидна связь данного мифа с легендой о Лоэнгрине.
Лебединая песня… Вообще-то лебедь располагает весьма скромными голосовыми возможностями. В течение первого года своей жизни он способен только шипеть и покрякивать, но затем издает крики, подобные журавлиным, трубные, хотя и более тихие. В то же время, вопреки существующему мнению, что лебедь поет только перед смертью, лебединый крик всегда достаточно мелодичен и как бы полон меланхолии. Грусти. В целом же крики летящих лебедей, сливаясь в хор, действительно создают впечатление песни… Эти звуки, получив название «лебединой песни», уже были связаны с понятием музыки вообще — ещё до развития периода античности. Достаточно сказать, что изображение музыканта-арфиста, эпохи бронзового века, обнаруженные на Кикладах (Цикладах?) в Эгейском море, представляли голову лебедя, вырезанную на раме инструмента. В такой вот связи и возникла в дальнейшем близость лебедя к богу музыки Аполлону. Именно лебедями была запряжена колесница Аполлона, который однажды на целый год отправился в холодные края Гипербореи, а затем возвратился на Олимп. Недаром именно на небе Северного полушария мерцают созвездия Лебедя и Лиры — инструмента Аполлона.
Лебедь, как писал прославленный Эзоп, поет только однажды — перед смертью, что придает его песне трагический характер (тут возникает символ Вечности, потустороннего счастья, мученичества). Лебедь предстает божественной птицей, любимцем Аполлона и муз. Шекспира называли «Лебедем Эйвона», ведь он родился в Стратфорде-на-Эйвоне. Виргилия, родившегося в Мантуе, называли «Мантуанским лебедем»…
Северный поющий лебедь действительно может издавать сильный высокий и слабый низкий трубный звук даже при наступающем окоченении в сильный мороз. Если несколько лебедей трубят одновременно, это производит впечатление пения. Широко распространены и сказки о лебедях (девушках сверхъестественного мира, которые могут сбрасывать своё оперение. Лебедь часто олицетворяет женскую грацию.

lebed
Лебедь — символ красоты, совершенства; мудрости, знания; чистоты, достоинства, благородства; одиночества, верности, привлекательности, обаяния; музыки, поэзии; холодной гордости; женской сущности, основы; плодородия; ревности, зависти; смерти, воскресения, бессмертия, вечности; облака, тумана, ветра, снега, лета; образ лебедя связан с пророчеством, ворожбой, Временем, Солнцем.
Лебедь — как бы двуполость: сила, удерживаемая крыльями — мужественность; внешнее спокойствие, размеренное движение — женственность; шея и голова — образно нечто фаллическое; округлое и плавное по очертаниям тело — женщина…
Античность
В греко-римской эпосе лебедь трактуется только как мужская ипостась. Лебедь был посвящен очень многим богам и святыням, храмам. Например, Афродите (Венере), Аполлону, Зевсу (Юпитеру); Леде, Орфею, Эрато, Клио;
В мифопоэтической традиции образ Лебедь.тесно связан с Афродитой, Аполлоном, Зевсом, Ледой, Орфеем,Афродита   и Аполлон нередко  изображаются в сопровождении лебедей.Лебедь присутствовал при рождении Аполлона, солнечного бога; с ним связана сила пророчества.
Особое значение имеет мотив обращения в лебедя. громовержца Зевса, увлечённого красотой Леды, который является вариантом и трансформацией мифологемы о космическом яйце Зевс (Юпитер) в образе лебедя предстал перед Ледой. Он символизирует любвеобилие. Зевс, превратившись в лебедя, оплодотворил Леду (по другим мифическим версиям — Немезиду), а из снесенных (рожденных?) Ледой яиц вышли братья Диоскуры, Елена Троянская (Прекрасная) и Клитемнестра. В некоторых вариантах этого мифа говорится, что Леда была в конце концов превращена в гусыню.
Античные авторы отмечали, что лебедь любил музыку и, умирая, пел великолепную песню. Возможно, по этой причине он ассоциировался с АПОЛЛОНОМ и через него с некоторыми музами. Иногда он является его атрибутом, а также атрибутом муз Эрато и Клио. Согласно легенде, душа поэта вселяется в лебедя. Благодаря своей красоте он стал атрибутом Венеры; пара лебедей везет её колесницу. Девушка, которую обнимает лебедь, — ЛЕДА. Юноша, превращенный в лебедя, — Кикн (ФАЭТОН).
Ежегодные путешествия лебедей на Север люди объясняли тем, что птицы уносят души умерших в Северную страну Благословенных. Царь Лигурии Кикнос, брат Фаэтона, погибшего во время попытки управлять солнечной колесницей своего отца Гелиоса, мучительно сожалея о брате, превратился в лебедя («Метаморфозы» Овидия). В других мифах упоминаются другие Кикносы, тоже сыновья богов, превратившихся в лебедей.
Кроме того, лебедь связан с образом Афродиты — богиня любви и красоты взлетала на лебеде в воздух. Колесница Афродиты, запряженная лебедем, везет красоту и любовь.
Согласно одному из фракийских мифов, бог войны Арес превратил в лебедя своего сына Кикноса, смертельно раненного Гераклом. Кстати, по-гречески «кикнос» и переводится, как «лебедь».Лебедь — это также счастливая смерть.
«То, что лебеди славятся своим пением, — общеизвестно. Я не слышал их песен; вообще, может быть, это не довелось никому, и все принимают на веру, что лебеди поют. Считается, что голоса этих птиц особенно прекрасны и сладкозвучны перед концом жизни».
Элиан. Пестрые рассказы. 1. 14
«У лебедя есть величайшее преимущество перед человеком: он знает, когда придет конец его жизни, и от природы наделен прекраснейшим даром — с легким сердцем принять его; ибо он уверен, что в смерти нет ничего болезненного или горестного, люди же пугаются неизвестного и считают ее худшим из зол. И так легко бывает у него на душе, что даже при своей кончине он поет, как бы заводя себе погребальную песнь».
Элиан. О природе животных. VI. 34 (прим. auaf 107)
Лебедь — птица, которая хотя и редко встречалась в Средиземноморье, но имела важное значение в античной символике. Его изящная, гибкая шея и белое оперение делали его символом благородства и чистоты. Поэтому Зевс и выбрал его образ, чтобы приблизиться к доверчивой Леде. Интересно, что ещё Гомер (гимн 21) славил голос поющего лебедя. который — в отличие от «немого» лебедя (шипуна) — встречается только на севере. Лебедь связан с Аполлоном, который особенно почитался мифическим северным народом гипербореев. Лебедь присутствовал при рождении бога, он несёт бога по воздуху и может благодаря своей силе пророчествовать. Временами лебедь рассматривается как соперник и враг коршуна и вместе с последним как противник змей, над которыми он нередко одерживает верх. Знаменитая «лебединая песня» — обозначение последнего значительного творения выдающихся людей. Это понятие восходит к Эсхилу (525—456 до н. э.), который упоминает пророческий дар птицы Аполлона. знающей, что она скоро умрет. и издающей удивительные звуки.
Северная традиция
В скандинавской мифологии лебедь связан с богиней плодородия и свободной любви — Фрейей, которая была рождена, как и греческая Афродита, из белой морской пены. Три Норны — богини Судьбы, сущности и конечности всего живущего, а также эльфы и тролли нередко в различных преданиях летали на лебеде — подобно Валькириям, отвозившим в Валгаллу души погибших в сражениях воинов.
Лебединые божества кельтов по природе солнечные и являются благодетелями людей; они обладают заимствованной у Солнца и воды способностью излечивать; ассоциируются с солнечной колесницей и символизируют щедрость, любовь и чистоту, а их музыка имеет магические свойства. Лебеди с золотыми или серебряными цепями вокруг шеи олицетворяют сверхъестественный облик божеств, Согласно поверьям древних германцев, девушки могут превращаться в пророчествующих лебедок («Песнь о Нибелунгах»).
Славяне
У славян же Лебедушка — прекрасная девушка, заколдованная злым волшебником, и тот, кто сможет ответить на задаваемые ею вопросы, расколдует ее, и женится на ней — символ извечных людских желаний и интересов… Мотив этот достаточно традиционен. Так в сказках о Хассане, ювелире из Басры в «Сказках 1001 ночи», в сказке о Мелузине, девице-змее…В славянской мифологии лебедь относится к почитаемым, «святым» птицам. В северной Руси лебедь ставится выше других птиц, о чем свидетельствует, например, сказочный сюжет о выборе царя птиц, которым становится белый лебедь (а не орел, как в других традициях). Красота этой птицы породила множество легенд про дев — лебедей. Они владеют тайной напитка бессмертия: сказочная Белая Лебедь — обладательница живой воды и молодильных яблок. Предание об основании Киева из «Повести временных лет» рассказывает о трех братьях Кие, Щеке, Хориве и сестре их Лыбеди, поселившихся на крутых горах над Днепром. Старший брат дал имя городу, двое других — горам Щекавице и Хоривице, а сестра — реке, и по сей день впадающей в Днепр.
В одной румынской рождественской колядке «лебединая» девица требует от юноши, чтобы он совершил путешествие на небо и добыл брачный венец и птицу, которая пела бы на их свадьбе; святой Василий в раю одаривает юношу, и тот возвращается к деве-Лебедь.
Китай
Солнечная птица, ян.
Австралия и Океания
Великий отец Бунджиль у племени кулин рисуется старым племенным вождем, женатым на двух представительницах тотема черных лебедей. Само имя его означает «клинохвостый орел» и одновременно служит обозначением одной из двух фратрий (вторая Ваанг, то есть ворон). Бунджиль изображается создателем земли, деревьев и людей. Он согревает своими руками солнце, солнце согревает землю, из земли выходят люди и начинают танцевать ритуальный танец корробори. Таким образом, в Бунджиле преобладают черты фратриального предка — демиурга — культурного героя.
Иран
Иранской мифологической традиции известна птица кикнос (греч. лебедь). Как показал А. Е. Бертельс, в ее образе слиты античные представления о лебеде и фениксе. В словаре сказано:
«Кикнос […] на румийском языке — птица необыкновенно дивной окраски, с прекрасным голосом. Говорят, что в ее клюве — триста шестьдесят отверстий, и она садится на высокую гору против ветра, и из ее клюва [тогда] исходят самые удивительные звуки; по этой причине туда слетается много птиц. Некоторых из них [кикнос] хватает и пожирает. Говорят, [кикнос] живет тысячу лет, и когда проходит тысяча лет и жизнь ее приходит к концу, она собирает много дров и садится сверху, и начинает петь, и приходит в экстаз, и начинает так бить крыльями, что из них вылетает огонь и попадает на дрова, и [птица] с дровами вместе сгорает, и из ее пепла появляется яйцо, а пары у [кикноса] нет. И музыку познали из ее напевов».
Словарь «Бурхан-и кати»
Индуизм
Лебедь был посвящен Браме, Сарасвати; В мифопоэтической традиции образ Л. тесно связан с Брахмой, Сарасвати и др., в «Тайттирия-брахмане» (III 10, 9, 11) некий риши (мудрец) силой своего знания превращается в золотого Л., летит на небо и соединяется с солнцем. У индийцев имеется «пара лебедей, которые есть Хам и Са, живущие в сознании Великого и питающиеся лишь медом цветущего лотоса знания» (Саундарья Лахари). Птица Хамса вырезалась на стенах храмов и символизировала совершенный союз, к которому стремятся небесные существа. Лебеди символизируют также вдох и выдох, дыхание и дух. Брахма едет верхом на лебеде, гусе или фазане. Лебедь или гусь — его эмблема. Это волшебная птица, отложившая на воды Космическое Яйцо, из которого появился Брахма. Верховный Лебедь (paramahamsa) — всеобщее основание.
В Древней Индии есть «пара лебедей, которые есть Хам и Са, живущие в сознании Великого и питающиеся лишь медом цветущего лотоса знания» Птица Хамса, или Калаханса, — «Лебедь в Пространстве и Времени», символ Брамы, символическая птица, роняющая в Хаос яйцо, которое превращается во Вселенную.
Лебеди символизируют также вдох и выдох, дыхание и дух. Брахма, высшее божество индуизма едет верхом на лебеде, гусе или фазане. Лебедь связан и с солнцем; так, в «Тайттирия-брахмане» некий риши (мудрец) силой своего знания превращается в золотого лебедя, летит на небо и соединяется с солнцем.

Христианство
Ченый лебедь — символ смерти и обмана..В христианстве белый лебедь — это чистота, милосердие и символ Девы Марии. Его предсмертная песня символизирует страдания мучеников и христианское смирение.
Лебедь-шипун, поющий лишь раз в жизни — Распятого Христа и Его последние слова на кресте. Его предсмертная песня символизирует страдания мучеников и христианское смирение.
Эмблема святых Катберта, Хью, Людгера. святому Губерту — апостолу и покровителю древней страны Нортумбрии.
В христианскую эпоху лебедь стал символом Спасител дающе1 о предсмертный вози кресте.
В мифопоэтической традиции образ Лебедя.тесно связан ссо святыми, например с шотландским святым Катбертом, обычно изображаемым на скале в святой земле в обществе Лебедя.и выдры.
Своеобразную негативную трактовку лебедю как символу всредневековые дают книги о чудовищах («Бестиарии»). В них указано: «что если лебедь имеет белосн оперение, то мясо у него черное». «Тем самым он является символом лицемеров, поскольку скрывают черное мясо — грехи? белыми одеждами. Когда . теряет своё белое оперени черное мясо поджаривается на огне. Так и лицемер в час смерти лишается всего земного великолепия и погружается в огонь б< (Унтеркихер). Бёклер (168^ против, указывает, что в случае нападения на них вступают в борьбу даже с орлами. „Они являются царями водных птиц и олицетворяют белый мир (спокойствие, мирную жизнь)“. Это поэтическое определение напоминает о рыцаре Лоэнгрине из „Лебединого ордена“.
Астрономия/логия
Образ Лебедя используется и как элемент астрального кода; так, в римской мифологии Цигнус (Cygnus, букв. „лебедь“) оказывается на небе как северное созвездие Млечного пути.
Лебедь — созвездие (Cygnus) северного полушария, расположенное между 19r и 22r по прямому восхождению и между 30° и 60° по склонению, почти целиком на мерцающем фоне млечного пути. В созвездии насчитывают 156 звезд, видимых простыми глазами, причем главные звезды 2-ой и 3-ей величин образуют фигуру креста, длинная ось которого вытянута вдоль полосы млечного пути. В этом созвездии много двойных и переменных звезд, а также звезд красного цвета. Особенного внимания заслуживает звезда 61 Cygnis (AR = 21h 1m, δ=+38°9′), которая состоит из двух звезд 5-ой и 6-ой величин, разделенных промежутком в 20» и имеющих наиболее быстрое собственное движение, достигающее 5″ в год. Это обстоятельство побудило ещё Бесселя определить их параллакс: найденные им, а потом вторично определённые В. и О. Струве параллаксы этой пары оказались около 0,5, откуда следует, что, несмотря на небольшую яркость, эти звезды принадлежат к ближайшим к нашей солнечной системе (см. Звезды, карта).
Алхимия
Это амбивалентное значение лебедя было также хорошо известно алхимикам, сравнивавшим его с «философским Меркурием» , мистическим Центром и соединением противоположностей, — интерпретация, полностью согласующуяся с архетипическими импликациями данного символа .В алхимии лебедь является символом второй стадии алхимического процесса — albedo (белое делание). Это стадия очищения: душа освобождается от шлака презренной материи и предстает во всей своей чистоте. В алхимии символ лебедя соответствует Меркурию, его земным веществам — например, ртути, которая является праматерией, связана с огнем и водой, то есть двузначна, как и лебедь.
Во сне:
черный лебедь — к хлопотам, потере, сожалению;
плывущий лебедь — к везению, удаче;
белый — к счастью.
Геральдика
Ученый; любимец гармонии, согласия.
Изображение лебедя часто использовалось в геральдике. (Лебедь в частности, на гербах дов Булонь-сюр-Мер и D в Саксонии.)
.Лебедя орден— учрежден в 1440 г. курфюрстом бранденбургским Фридрихом II, . как рыцарский орден. В 1843 г. был восстановлен королем прусским Фридрихом-Вильгельмом IV-м, «как свободное общество мужчин и женщин всех званий и вероисповеданий, имеющее целью соединенными силами облегчать физические и нравственные страдания» (цель эта не была выполнена). Знак ордена: белый финифтяный лебедь, носимый на цепи.
Эмблематика
Лебедь входит в эмблему (impresa) Клавдии, жены Франциска 1, короля Франции:
Летящий лебедь.
Его внешняя красота оттеняется красотой его полета. Прекрасные формы становятся ещё более восхитительными и захватывающими, когда проявляются в грациозных позах и движениях. [EMSI 47-10,с.307]
Лебедь на воде.
Как он прекрасен всегда.
Символ невинности и постоянства. Облаченный в белое одеяние, лебедь всегда красив, чист, спокоен и находится в мягком расположении духа. [EMSI 18-9,с.179]
Лебедь, исполняющий на надгро6ии свою погребальную песнь.
Я возрадуюсь в своей смерти.
Символ порядочного христианина, которого не печалит приближение смерти — ведь ей подвластен каждый. Он, подобно лебедю, только возрадуется ей, поскольку знает, что это единственный путь к вечной жизни. Мнение о том, что ле6еди перед своей смертыо поют, было развенчано многими влиятельнымн авторами, но в защиту этой тсории можно привести факт необычного устройства их трахеи
Плавающий лебедь.
Я стараюсь казаться прекрасным.
Иногда лебедя считают символом лицемерия, поскольку перья на лебединых крыльях совершенно белые, а мясо их очень темное Этот факт послужил для создания аллегории лицемеров, которые внешне представляются вполне достойными людьми, а внутри являются страшно развратными и испорченными. [EMSI 38-15,с.268]
Лебедь под лавром.
Меня не пугает гром.
Символ невинности в сочетании с осторожностью и своевременными средствами. Он олицетворяет идею о том, что для защиты величайших опасностсй мы не должны полностью полагаться только на одну невинность, а использовать и другие, необходимые в конкретной ситуации средства. Невинность могла бы защитить Лебедя от грозы, однако он предусмотрительно укрывается под лавром — деревом, посвященным Апполону, которое, как сказано выше, редко поражается молнией.
Психология
Почти все значения связаны с белым лебедем, посвященным Венере, поэтому Башляр предполагает, что в поэзии и литературе он выполняет роль образа обнаженной женщины, целомудренной наготы и незапятнанной белизны. Башляр, однако, находит у этого символа также и более глубокое значение: гермафродитизм, поскольку в своих движениях и своей длинной фаллической шее лебедь мужественен, тогда как его закругленное шелковистое тело женственно. В итоге лебедь всегда указывает на полное удовлетворение желания; лебединая песня представляет собой особую аллюзию на желание, ведущее с собой собственную смерть (2).
Искусство
(Л. как знак поэта; Л. под лавровым деревом; Л., поющий при веянии ветерка; Л., поющий на гробнице; два Л. у кипариса, к которому прислонена лира; Л., падающий в воду, и молния; Л. на водах; Л. и орёл, от которого он отворачивается, и т. п.).
Ведь в сказках лебедь фигурирует именно, как царевна-Лебедь.
Отголоском старинной сказки о семи братьях, которых преследовала злая старуха-ведьма, и превратила их в лебедей, стала, конечно, средневековая легенда о таинственном Рыцаре Лебеде — Лоэнгрине. Он обычно прибывал в ладье, запряженной лебедем — разумеется, чтобы спасти от страшной беды благородную даму…
В сказке Г. X. Андерсена «Друг по странствиям», основанной на скандинавском фольклоре, бродяжка-Янек разгадал три загадки принцессы-колдуньи, и в ночь перед свадьбой трижды окунул свою невесту в ванну. После первого раза она стала черным лебедем, после второго — белым, а после третьего стала нормальной любящей женщиной. Тут черный лебедь — символ отъединенности от прочих (вроде белой вороны).
Образ Л. выступает как символ поэта, певца и высоты поэзии (ср. «Лебедь» Г. Р. Державина, «Царскосельский лебедь» В. А. Жуковского).
Ср. также широкое использование образа Л. в фольклоре (при описании женской красоты) и в поэзии, где углубляются традиционные образы (ср. тему царственности и смерти в «Лебеде» Р. М. Рильке) или строятся новые (Л. как символ протеста против низкой действительности у Ш. Бодлера).
Образы Л. и «лебедь-девицы» популярны в искусстве символизма и «модерна» (С. Малларме, Э. Мунк, М. А. Врубель и др.); в 20 в. — в иллюстрациях А. Матисса.

maxresdefault

http://www.symbolarium.ru/index.php/Лебедь

Лебедь в культурах мира: 6 комментариев

Добавьте свой

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: