Три зайца,добежавших до Китая)

Три зайца в Дуньхуане

Пещеры Могао

Начиная с династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.), Дуньхуан был важной остановкой на Великом шелковом пути, древнем торговом пути, который простирался от Чанъань (современный Сиань) на востоке до Центральной Азии, Индия, Персия — и, в конечном итоге, Римская империя — на западе. А в период Шестнадцати Королевств (304–439), в Могао, менее чем за один день пути от Дуньхуана, буддийские монахи начали выкапывать сотни пещерных храмов со скал вдоль реки Дакван. Пещеры были украшены статуями, фресками и декоративными изображениями, а строительство новых пещер в Могао продолжалось более пятисот лет.

Во времена династий Суй (581–618) и Тан (618–907) в центре потолков по крайней мере семнадцати пещер были нарисованы изображения трех зайцев. Как правило, круг зайцев окружен большими лепестками лотоса и образует фокус окрашенного балдахина, покрывающего весь потолок. На следующих фотографиях изображены некоторые из этих изображений сегодня.

Пещера Могао 407
династия Суй (581-618)
Пещера Могао 305
династии Суй (581-618)
Пещера Могао 420
династии Суй (581-618)

Красивое изображение из пещеры 407 является самым известным из всех трех зайцев в Дуньхуане. Зайцы окружены двумя полосами лепестков лотоса на фоне небесных дев ( фейтов ), летящих в том же направлении, что и зайцы. Обратите внимание на глаза зайцев, все четыре ноги и белые шарфы, тянущиеся вокруг их шей. Интересно, что это единственное из семнадцати изображений пещер, на которых три зайца явно бегут в направлении против часовой стрелки.

Изображение пещеры 305 с тремя зайцами сильно испорчено. Но при внимательном изучении отчетливо виден белый треугольный силуэт, указывающий на уши зайцев и части их тел. В пещере 420 все, что осталось, это треугольник, образованный тремя ушами зайцев и частями их голов.

Пещера Могао 406
династии Суй (581-618)
Пещера Могао 383
династия Суй (581–618)
Пещера Могао 397
Суй / Ранний Тан (581–704)

В пещере 406 грубые белые силуэты трех зайцев отчетливо видны на коричневом фоне. При внимательном рассмотрении можно определить, являются ли эти белые области местами, где более темный пигмент со временем менял цвет или исходный пигмент шелушился, обнажая белый подшерсток. В пещере 383 стройные зайцы грациозно прыгают с полностью вытянутыми передними и задними ногами.

В пещере 397 белый силуэт одного зайца и части двух других по-прежнему хорошо видны. Похоже, что кусочки исходного пигмента остаются, хотя его тон, возможно, со временем изменился. В некоторых местах вся краска отслоилась, обнажив бежевую глину.

Пещера Могао 205
Ранний / Высокий Тан (618-780)
Пещера Могао 144
Средняя / Поздняя Тан (781-906)
Пещера Могао 99
Пять династий (907–960)

Изображения трех зайцев в пещере 205 очень хорошо сохранились. Меньше так для изображений в пещерах 144 и 99.

Из всех семнадцати изображений с тремя зайцами одно в пещере 139 является наиболее подробным. Это изображение также лучше всего сохранилось — возможно, потому, что в пещеру можно попасть только через небольшое возвышение с правой стороны входа в пещеру 138. Три зайца загорели на светло-зеленом фоне и окружены восемью лепестками лотоса. Каждый заяц красиво прорисован в виде ручки, с четко видимыми чертами, включая рот, нос, глаза (с глазными яблоками!), Все четыре ноги, ступни (включая пальцы!) И хвост. Даже мех на животе, груди, ногах и голове каждого кролика показан.

Пещера Могао 139 —
Навесная династия Поздней Тан (848-906)
Пещера Могао 139 —
Династия Поздних Тан Три Зайца (848-906)

В дополнение к пещерам, показанным выше, мотив с тремя зайцами также появляется в пещерах 200, 237, 358 и 468 из династии Средний Тан и в пещерах 127, 145 и 147 из династии Поздний Тан. (В пещере 127 художник — либо по неосторожности, либо по замыслу — создал уникальный вариант изображения трех зайцев. Уши каждого зайца вместе, а уши всех трех зайцев образуют Y-образную вертушку вместо обычного треугольника. .)

Четыре зайца в Гуге

В современном Тибете есть по крайней мере один сайт с удивительными изображениями зайцев, разделяющих уши. Изображения четырех зайцев с четырьмя ушами можно найти в руинах древнего королевства Гуге, которое процветало с середины десятого века до его поражения в 1630 году. На потолке Белого храма Гуге находятся 314 расписных панно, и одно из них содержит на панелях два рандела, каждый из которых показывает четырех зайцев, гоняющихся друг за другом по часовой стрелке.

Белый Храм, Гуге
Середина 10 в. до 1630

Другие буддийские образы трех и четырех зайцев

Другие буддийские изображения трех и четырех зайцев встречаются в Ладакхе, в нынешнем индийском штате Джамму и Кашмир. В Алчи на берегу реки Инд находится храмовый комплекс, который был построен в конце двенадцатого — начале тринадцатого века, в то время как Алчи находился в западной тибетской культурной сфере. В этом храмовом комплексе, в Сумцеке, или Трехъярусном храме, находится скульптура Майтрейи. На дхоти Майтреи нарисовано более шестидесяти ранделей, изображающих сцены из жизни Будды Шакьямуни. Каждое пространство между четырьмя такими ранделами украшено изображениями ушастых животных, преследующих друг друга по часовой стрелке. В некоторых из них изображены три животных с тремя ушами, а в других — четыре животных с четырьмя ушами. Эти толстые животные, кажется, имеют копыта и не очень похожи на зайцев.

Три зайца в Басго Гомпа
Храм Басго Гомпа, Ладакх,
середина XVI в.

Другая структура в комплексе Алчи — Великая Ступа. Его деревянный потолок построен в форме фонаря и состоит из семи ярусов, каждый из которых состоит из четырех балок. Балки каждого яруса расположены в виде квадрата, стороны которого расположены по диагонали по углам квадрата чуть ниже него. Получающиеся треугольники закрыты досками, и некоторые из этих треугольных панелей украшены теми же существами, что и в Сумцеке. Опять же, иногда три животных, а иногда четыре гоняются друг за другом по часовой стрелке.

Крепость Басго Гомпа находится в тридцати километрах вверх по течению от Алчи. Два храма Басго, построенные в середине шестнадцатого века, содержат скульптуры Майтрейи и имеют очень красочные рисунки с четырьмя зайцами, нарисованные на их потолках. Эти зайцы тоже гоняются друг за другом по часовой стрелке.

Происхождение и миграция трех зайцев

Изображения трех зайцев, найденные в пещерах Могао, являются самыми ранними из известных примеров, но маловероятно, что мотив возник там. Возможно, он достиг Могао под согдийским или сасанидским влиянием, происходящим из Месопотамии или даже эллинистического мира. Что известно, так это то, что в дополнение к буддийским изображениям, найденным в Могао, Гуге и Ладакхе, ранние примеры этого мотива встречаются также в исламском и христианском контекстах на пути, который простирается более чем на восемь тысяч километров на запад к юго-западу от Англии.

Фрагмент керамики из трех зайцев
Фрагмент керамики
Египет или Сирия; ca. 1200

В среднеазиатском и ближневосточном контекстах возникает мотив

  • в стекле (исламский медальон ок. 1100 г., ныне в Берлине);
  • на керамике (керамические сосуды под впечатлением в Мерве, Туркменистан в двенадцатом веке; полихромная керамика из Египта / Сирии около 1200; плитка около 1200, сейчас в Кувейте);
  • тканые на текстиле (четыре зайца, со второй четверти до середины тринадцатого века, сейчас в Кливленде); а также
  • на медной монгольской монете (Урмия, Иран, чеканка 1281–1282).

В континентальной Европе мотив выживает

  • на металлоконструкции исламского дизайна (образующий опорную плиту христианских рак в соборе Трира, Германия, возможно, примерно 1100);
  • литой металл (на аббатском колоколе в Хайне в центральной Германии, датированном 1224 годом);
  • на керамической плитке (Виссембург во Франции в тринадцатом веке; Констанц в Германии в четырнадцатом веке);
  • в качестве архитектурного компонента в камне (для церквей и аббатств, как внутри, так и снаружи, около XIV-XV веков).
три зайца крыша босс
Босс, Церковь Святого Петра и Павла
Виссембурга, Франция; ca. 1300

В Британии это также найдено

  • как резные боссы крыши (в церквях в Девоне и частной часовне в Корнуолле, пятнадцатый век или ранее);
  • в освещенной рукописи Библии (конец тринадцатого века, вероятно, из Кентербери, в настоящее время в Лондоне);
  • как керамическая плитка (в церкви Лонг-Крендон в начале четырнадцатого века и в Честерском соборе ок. 1400 г.); а также
  • как витраж (в церкви Лонг Мелфорд, датируемой пятнадцатым веком).

Интересно отметить, что многие из этих артефактов датируются тринадцатым веком, который совпадает с Пакс Монголикой, когда торговля и терпимость к различным религиям и культурам были отличительной чертой Шелкового пути, и вполне возможно, что мотив с тремя зайцами путешествовал с востока на запад по Шелковому пути, сотканному из шелка и / или изготовленному из металлоконструкций.

Значение трех зайцев

Эти загадочные изображения трех зайцев были явно почитаемы, но мы еще не нашли ни одного современного описания или объяснения их. Так что же эти изображения могли символизировать художникам, которые их создали?
Гуань Юхуэй, исследователь из Академии Дуньхуана, провел пятьдесят лет, изучая декоративные узоры в пещерах Могао. Он полагает, что изображение с тремя зайцами пришло в Дуньхуан косвенно с Запада (Центральной Азии) через центральный Китай, хотя в центральном Китае не было найдено никаких древних примеров этого мотива. «Три зайца — лишь малая часть всего декоративного искусства Дуньхуана, и когда мы смотрим на окружающие узоры на потолках, мы замечаем, что многое пришло с Запада. Но потолочные конструкции не были полностью перевезены в Дуньхуан. Местные художники выбрали художественные элементы и соединили их в дизайне Дуньхуана. Зайцы — как и многие изображения в китайском народном искусстве, которые несут благоприятную символику — представляют мир и спокойствие ».

Адаптировано из выступлений на Международной конференции по исследованию гротов, Дуньхуан, Китай, август 2004 г., в рамках проекта «Классические китайские пазлы» в Беркли, Калифорния, и проекта «Три зайца» в Девоне, Англия. Особая благодарность Фань Цзиньши, Пэн Цзиньчжан, Чжан Сянтан и Гуань Юхуэй из Академии Дуньхуана ; Чжан Цзяньлиню из Института археологических исследований Шэньси; Сью Эндрю, Крис Чепмен и Том Гривз из проекта « Три зайца » ; Сьюзен Уитфилд из Международного проекта Дуньхуана Британской библиотеки ; и Дэвиду Сингмастеру и Тиму Хунту. Фото «Пещеры Могао» и «Босс на крыше» © Крис Чепмен, 2004.

Причем эта карта далеко не полная. Есть два замечательных сайта, где есть десятки и сотни таких изображений (1, 2). Горячо рекомендую.
Ну, для примера, на балках перекрытий в церквях Девона, Англия:

Ntor_kQIg_LkYDXFMfYr1uh8hCGeWkspwhsvD37xf1NR8C72OJ7KC8VtmkukjLDq8dmpuZOzPLJSBBxre0VtunCa-EUd7Fcy3IajoRnKx0ma7TzbJgnkZrroKdFAVADQNtor_kQIg_LkYDXFMfYr1uh8hCGeWkspwhsvD37xf1NR8C72OJ7KC8VtmkukjLDq8dmpuZOzPLJSBBxre0Vtupt-HNUgg57ovqfwCUeNMh9w_rZTTczdtozdraO8rb89


>


иногда в сочетании с «Зеленым Человеком» (внизу справа).

Их можно встретить и в католических и в протестантских храмах и в синагогах
См., например, Б. Хаймович. К вопросу о семантике мотива «трех бегущих зайцев» на еврейских памятниках.// Еврейский музей. — Спб.: Симпозиум, 2004. — с. 95-108.

Для западного христианства этот символ со связующим центральным треугольником и охватывающей фигуры окружностью стал популярным символом Троицы и занимает почетное центральное место в архитектуре ряда церквей.

Довольно забавно, что эти зверьки, символ неукротимого, так сказать, плодородия, по некоторым представлениям были символом непорочности, так как считалось, что эти существа — гермафродиты и могут воспроизводить себе подобных без потери девственности. (Возможно такое представление возникло потому, что крольчихи могут оплодотворяться повторно, будучи уже беременными. В таких случаях крольчата рождаются в два приема с интервалом от 1 до 10 дней). Полагают, что именно из-за своей «девственности» кролики/зайчики нередко сидят рядом с Богородицей на картинах Северной да и Южной Европы.


А.Дюрер. Святое Семейство с тремя кроликами. 1498.

289087626_0-0-746-603_600x0_80_0_0_e6dce546d4af9f5d7c4ac11675f82680

Тициан. Мадонна с младенцем и Св. Екатериной (Мадонна с кроликом). 1525-1530. Масло, холст.

Упомянутое сочетание символа «Трех Кроликов» рядом с «Зеленым Человеком» , возможно связанным с язычеством рассматривается как противопоставление Божественного с греховной земной природой человека.

Характерно, что восточнее Ирана кролики бегают по часовой стрелке (за исключением тех, которые там наверху с шарфиками), а в европейской части, кажется, преобладают противочасовые кроли, то есть следующие ходу Луны, а не Солнца

натаскала с инета и http://chinesepuzzles.org/three-hares/  https://glazo.livejournal.com/64483.html

Три зайца,добежавших до Китая): 2 комментария

Добавьте свой

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
<span>%d</span> такие блоггеры, как: