Создайте подобный сайт на WordPress.com
Начало работы

Новый год начинается весной

Как новый год встретишь, так его и проведешь — эта народная примета, которая до сих пор лежит в основе идеологии новогодних праздников, родилась несколько тысячелетий назад. Первые новогодние каникулы появились в Месопотамии в конце IV — начале III тысячелетия до н. э. В период весеннего равноденствия в реках Тигр и Евфрат прибывала вода, она смывала все старое и приносила плодородный ил — можно было приступать к земледельческим работам. Начало нового жизненного цикла древние жители Месопотамии связывали с победой бога Мардука над всемирным хаосом, одним из воплощений которого являлась Тиамат — стихия морских вод или тумана, представляемая в виде дракона. Его-то и победил Мардук. Он рассек тело Тиамат на две части и сотворил из одной небо, а из другой — Землю. После Мардук создал небесные светила, расставил 12 звездных месяцев, начертив на небе рисунок дней года, определил время для Луны и Солнца. Именно Мардук сотворил человека в помощь богам, которые, переложив бремя бытия на людей, отправились пировать.

Насколько нам известно, первыми связали весеннее пробуждение природы с небесными (астрономическими) явлениями жрецы Месопотамии. В день весеннего равноденствия они славили бога Мардука, сумевшего победить вселенский хаос

Шумеро-вавилоно-аккадский эпос «Энума элиш» (букв. «Когда наверху…») о сотворении мира датируется второй половиной II тысячелетия до н. э. Именно в этот период Вавилон достиг своего политического расцвета, а его бог-покровитель Мардук стал верховным божеством вавилонского пантеона. Как полагают исследователи, поэму читали в храме Мардука на новогодних религиозных церемониях. Во время праздника Нового года, продолжавшегося 12 дней, две группы людей разыгрывали все перипетии этого мифологического сюжета. В этот период запрещалось работать, вершить суды и наказывать провинившихся.

«Тот, кто в день Навруза празднует и веселится, будет жить до следующего Навруза в весельи и наслаждении», — писал в своем сочинении «Навруз-намэ» Омар Хайям (Гияс ад-Дин Абу-л-Фатх Омар ибн Ибрахим Хаййам Нишапури, 1048–1131) о празднике Нового года, отмечаемом по авестийскому календарю. По его словам, Джамшид (Джамшед), царь из первой иранской династии — Пешдадидов, систематизировал солнечный календарь и постиг тот день, когда Солнце, совершив годичный оборот, возвращается в первые минуты созвездия Овна. Правитель назвал этот день Наврузом и повелел отмечать этот праздник пышными пирами с обильными возлияниями вина.

Несмотря на подведение под торжества религиозной основы (по зороастрийским канонам, в день Навруза был создан мир), праздник сохранил связь с земледельческими обрядами. Празднование начала весны в день весеннего равноденствия символизировало вечное обновление жизни. Люди забывали о ссорах, прощали обиды, возвращали долги и начинали жить в мире и согласии, объединившись для общих благородных дел.

Предновогодние обряды и ритуалы начинались с появлением бутонов первых весенних цветов. Готовясь к празднику, хозяева приводили в порядок дом и стирали одежду. Люди ходили по домам с цветами и распевали песни, посвященные наступлению весны. В дом приглашали певцов, произносили пожелания для родных и гостей, угощали сладостями, дарили подарки. Неделя перед Наврузом посвящалась душам предков. Их поминали, делая им подношения, просили помощи и защиты от бед в наступающем году. Не забывали и про гадания. Девушки просили суженного, а в праздничный вечер с наступлением Навруза подслушивали разговоры соседей, чтобы по разговору определить, насколько удачен будет наступающий год для тех, кто говорит и тех, кто подслушивает.(а вам напоминает святочные обряды?)

На новогоднем столе обязательно были зеленые ростки пшеницы или чечевицы, семь продуктов на букву «с» персидского алфавита, хлеб или лепешки, чаша с водой, на которой должен плавать зеленый лист, чаша с розовой водой, фрукты, орехи, миндаль, рыба, петух, молоко, сыр, крашеные яйца. Каждая из составляющих имела особое значение для урожая будущего года. Среди обычаев, оставшихся у некоторых народов от огнепоклонников, сохранилась традиция в новогоднюю ночь разводить костры на берегах рек, петь и плясать под аккомпанемент музыкальных инструментов, прыгать через костер и купаться, чтобы таким образом избавиться от болезней, несчастий и бедствий.

Навруз сохранил свою значимость и после завоевания Персии арабами и введения ими лунного календаря. В наше время праздник отмечают как в исламских странах Малой и Средней Азии, так и в Индии, где проживают поклонники Заратустры. В Иране к Наврузу приурочен традиционный период отпусков.

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: