Ушас — богиня утренней Зари и богиня Весны

Ушас (санскр. उषस्; uṣas «заря» Ushâs – заря) –  один из самых поэтических образов индоевропейского мифологического творчества. Ушас, в древнеиндийской мифологии богиня утренней зари, которая появляется с рассветом на золотистой колеснице

Ушас — важнейшее и одно из высших божеств «Ригведы». Иногда употребляется множественное число — «зори». Она изображается как приветствующая птиц, пробуждающая всех живых существ и прогоняющая злых духов прекрасная молодая женщина, едущая по небу на золотой колеснице.Около 20 гимнов Ригведы посвящено прославлению вечно юной и прекрасной богини Ушас. Она принадлежит к древнейшим созданиям индийской мифологии. Вследствие тождества имени богини с существительным ushas — заря, олицетворение в данном случае не успело еще затемнить первоначальные конкретные признаки богини как явления природы.

Первое упоминание в Ригведе Ушас — Ригведа 1.30, где она упоминается наряду Индрой и Ашвинами («Гимн к Индре, Ашвинам и Ушас»).

В «Ригведе» 6.64.1-2 Ушас описывается следующим образом:

000000Богиня Ушас. Худ. Lisa Hunt.

Утренние зори взошли, блистая для красоты,
Сверкая, словно волны вод.
Она делает все пути счастливыми, легкопроходимыми.
Появилась богатая, щедрая Дакшина.

Ты (всегда) появляешься как несущая счастье. Далеко ты сверкаешь:
Твое пламя (и) лучи взлетели к небу.
Красуясь, ты обнажаешь грудь,
О Ушас божественная, блистая во (всем) великолепии

Образ Ушас не пострадал ни от позднейшего стремления все приурочить к объяснению тех или других особенностей жертвенного ритуала, ни от умозрительных толкований жрецов.

Ушас
Ушас, богиня утренней зари
Статуя богини в одной из пещер монастыря V века в Аджанте

Описания Ушас отличаются живостью красок и грацией образов.» Одетая в яркий наряд, она, как танцовщица, обнажает свою грудь и, как девушка, наряженная матерью, демнстрирует свои формы; одетая сиянием дева Ушас появляется на востоке и открывает свои прелести; блистая несравненной красотой, она не скрывает своего света ни от малых, ни от больших; поднимаясь, блестящая, будто из волн, где она купалась, и показывая свои красы, она приходит вместе с светом, прогоняя тьму. »

Она вечно юна, несмотря на свою древность, и вечно возрождается снова и снова; светя всегда одинаково, она уносит жизнь смертных; как она светила некогда, так она светит и теперь и будет светить после, вечная, бессмертная. Как колесо, она обращается вечно снова.

Она будит животных и птиц, она дает дыхание и жизнь всем тварям; она показывает людям их пути и дает всем существам новую жизнь. Она прогоняет дурные сны, совлекает с неба черное одеяние ночи, прогоняет тьму и злых духов, обнаруживает сокровища, скрытые во тьме, и, полная доброты, щедро распределяет их.

Пробуждаясь, она освещает края облаков, открывает небесные врата: ее розовые лучи, как стада, поднимаются кверху, красные коровы сами впрягаются в ярмо, румяные зори вьют свою светлую пряжу, будто из золота. Отсюда эпитет Ушас – мать коров.

Появляясь ежедневно на определенном месте, Ушас никогда не нарушает установленного богами порядка, идя прямо по  стезе; зная свою дорогу, она никогда ее не теряет.

Она служит добрую службу богам, заставляя их поклонников просыпаться и жертвенные огни – зажигаться. Ее просят разбудить одних благочестивых и щедрых верующих и оставить спящими нечестивых скупцов.

Ушас является на блестящей, светлой, всячески украшенной и все украшающей, массивной колеснице или на целой сотне колесниц. Ее везут рыжие кони или того же цвета быки и коровы. И те, и другие изображают румяные полосы утренней зари; коровы обыкновенно объясняются как румяные утренние облака.

В своей книге «Тайна Веды» Ауробиндо пишет:

«

Остара. Иоганн Гертс, 1884

…Заря есть внутреннее озарение, которое приносит человеку всю многообразную полноту его широчайшего существа, силу, сознание, радость; она блистает своими сияниями, с ней приходят все возможные силы и энергии, она дает человеку полноту жизненной силы, для того чтобы он мог наслаждаться бесконечным восторгом более широкого существования.

Вполне естественно что образ Ушас тесно связан с образом солнца. Она открывает ему путь, приводит с собой око богов (солнце), светит светом солнца, своего возлюбленного. За нею следует Савитар; Сурья преследует ее, как юноша девушку.

Она жена Сурьи; зори – жены солнца.

Преследуемая солнцем, она представляется его женою или возлюбленной, но иногда и его матерью (так как солнце следует за нею).

От нее произошли Сурья, жертвоприношение, Агни; она – сестра светлого Адитья Бхага и родственница Варуны. В то же время она сестра (иногда старшая) ночи, почему их имена соединяются в одно сложное имя (в двойственном числе) – Ушасанакта.- как заря вечерняя

Она изображается в виде прекрасной девицы, одетой в сверкающий наряд; Ушас показывает себя всей вселенной, обнажает грудь, украшает себя, как танцовщица; ее называют сияющей, блестящей, яркой, золотистой, одетой в свет, красующейся и т.д. Ушас выезжает перед восходом солнца на ослепительной колеснице, запряженной алыми конями или быками, открывает небесные врата, наполняет вселенную светом, освещает дороги, сокровища, пробуждает всех, приносит богатство, дары, коров, коней, детей, жизнь, славу, дает убежище и защиту.

Вне «Ригведе» руководство Ушас певцами подчеркивается особо: она дарует мастерство, наставляет, вдохновляет певца.

Ушас производит на свет солнце, готовит ему путь, приводит его; появляется с лучами солнца, состязается с Сурьей, приходит к нему, выходит из сестры-ночи, сменяя ее. Ушас прокладывает путь и людям: она приготавливает дороги, осматривает их, освещает.

Сама Ушас живет в твердыне на горе.В древнейших частях «Ригведы» Ушас определяется как «божественная дочь» — divó duhitâ — Дьяуса-Питы, «Неба-Отца» Она – дочь неба, но в то же время рождена Сурьей, и она его жена. Вместе с тем Ушас – мать близнецов Ашвинов, богов, коров и даже мать сложения гимнов; она – сестра ночи и богов, в частности Адитьев, любовница своего отца, Сурьи, Солнца, видимо, Пушана.

Особенное значение придается инцестуозным отношениям с отцом-небом. Ушас родилась в облаке; она дочь неба, которое  является ее возлюбленным. Так как жертвы совершаются на рассвете, то возникает вполне естественная связь Ушас с богом огня – Агни. Агни является перед зарей или вместе с ней и, как солнце, называется возлюбленным Ушас. Столь же естественна близкая связь Ушас с богами-близнецами  – Ашвинами символизирующих рассвет и закат. . Она сопровождает их и дружна с ними. Ее просят разбудить их, что она делает своим гимном. Когда колесница Ашвинов запрягается, тогда рождается Ушас – дочь неба. Однажды она упоминается и вместе с луной.

В связи с Ушас упоминаются и другие боги, породившие или нашедшие ее. Индра породил или засветил Ушас; иногда, впрочем, он изображается и ее врагом, разбивающим ее колесницу.

Сома заставил зори светить при их рождении. Брхаспати открыл зарю, небо и Агни, прогоняющего тьму светом. Древние риши, товарищи богов, при помощи разных гимнов открыли скрытый свет и породили Ушас.

Ее часто умоляют посвятить своим поклонникам или даровать им богатство, долголетие и детей, охранить их своим покровительством.

Душа умершего идет к солнцу и к Ушас. К Ушас прилагаются многочисленные эпитеты: сияющая, блестящая, светлая, белая, румяная, сияющая золотом, божественная, бессмертная, благостная и т. д.

Санскритское слово uṣas происходит от праиндоевропейского корня *hausos, из которого происходят также такие слова, как греческое Эос’  Ηώς – Эос (ср. эолич. αϋως = заря) , латинское Аврора aurora (из *ausôsâ) , русское утро, армянское ush (в значении предрассветного времени). Индоевропейский корень, лежащий в основе этих имен, – âues-, откуда санскритское  uccháti – светить

Наиболее тесны связи Ушас с солярными божествами (Сурья, Савитар, Ашвины, Агни и т.п.). Она – «наиболее подобная Индре», и вместе с тем именно с Индрой возникает у нее конфликт: опьяненный сомой, Индра бог грозы, разбивает ваджрой колесницу Ушас, но она сама успевает скрыться. ( не мотив ли с разбитой колесницей Гелиоса? когда ею павил Фаэтон ..)

В «Айтарейе-брахмане» Шунахшепа возносит мольбы к Ушас, и она освобождает его от пут. Вне «Ригведы» она появляется очень редко и вскоре в послеведийскую эпоху полностью исчезает, хотя ее весьма косвенные следы видят в образе индуистской Уши (эпизод об Уше и Анируддхе в «Хариванше» и в «Катха-саритсагаре»).

Архаичность образа Ушас несомненна; ее сравнивали с ипостасями женских божеств типа Великой матери, засвидетельствованных в текстах и в изобразительном искусстве, в частности в Индии времен Мохенджо-Даро.

Образ Ушас восходит к индоевропейскому представлению о заре. Богиня рассвета — одно из божеств реконструированной праиндоевропейской религии. Её имя реконструируется как Ausōs (пра-и.е. *h₂ewsṓs-), не учитывая многочисленных эпитетов. Является прототипом таких богинь, как балтийская Аушрине, греческая Эос, римская Аврора, ведийская Ушас, германская Остара (*Austrōn-, в более поздних традициях: др.-в.-нем. Ēostre, Ôstarâ).

Имя *h₂ewsṓs производится от корня *h₂wes «сиять, светить» и означает «блестящая». Английское слово east (восток) и латинское auster (юг) происходят от родственного прилагательного aws-t(e)ro-. От этого же корня образовано также слово aurum (золото) — от *awso-. Богиня рассвета была также богиней весны и участницей индоевропейского новогоднего мифа, где Богиня рассвета освобождается из плена (это отражено в Ригведе и в греческой мифологии). (выделила жирным шрифтом больше для себя))потому как это еще раз подтверждает наступление нового года весной)

Кроме наиболее поддающегося реконструкции имени, *h₂ewsṓs, с определённой долей уверенности можно реконструировать и эпитеты этой богини. Среди них *wenos-, от которого образовано в санскрите vanas (прелесть, желание), которым называется Ушас в Ригведе, а также имя латинской Венеры — Venus. Эпитет указывает на то, что богиня представлялась прекрасной, достигшей брачного возраста женщиной.

Следствием этого явилось разделение персонификации рассвета и богини любви. В качестве примера можно привести римских Венеру — Аврору; греческих Афродиту — Эос. Афродита (др.-греч. Άφροδίτη) при этом сохранила функции богини зари, этимология её имени — «та, которая сияет из океана» (от ἀφρός — пена и δέατο — сияла, казалась).

Другой эпитет — др.-греч. Ἠριγόνη (Эригоне) — «рано рождённая».

Богиня италиков Mater Matuta (Мать Утро) отождествлялась римскими авторами (Лукрецием, Присцианом) с Авророй. Праздник, посвящённый ей, отмечался 11 июня на рассвете

с использованием материалов : http://mifolog.ru/mythology/item/f00/s03/e0003618/index.shtml

https://ru.wikipedia.org/wiki/богиня_рассвета

http://godsbay.ru/orient/ushas.html

 

 

Ушас — богиня утренней Зари и богиня Весны: 8 комментариев

Добавьте свой

    1. У Египтян не было такой богини,Совсем. Богини Вееры как утренней звезды — это богини Малой Азии. и могли попасть на территорию Египта только в греческий период, когда греки Осириса-Сераписа и тому подобные гибриды) Вот только им не с кем было объединить Астарту , слишком уж разное было мировосприятие Исида как великая супруга и мать — и Аштарот….совсем из другой оперы))
      Астарта это греческое произношение, а уж они любили имена как им удобнее поменять Иштар шумеро-аккадской богини, и вот тут то Вы вполне правы .Это имя означало как утреннюю Зарю, так и Венеру как утреннюю звезду ,) Так что все правильно .Остара как рассвет, утро Заря, начало года и Аштарот как утренняя звезда

      Нравится 1 человек

      1. Согласно Британской энциклопедии, «Astarte was worshiped in Egypt and Ugarit and among the Hittites, as well as in Canaan. Her Akkadian counterpart was Ishtar. Later she became assimilated with the Egyptian deities Isis and Hathor (a goddess of the sky and of women), and in the Greco-Roman world with Aphrodite, Artemis, and Juno.» Евреи, уйдя из Египта, произносили ее имя Аштарот, о чем сказано в Библии. От этого же имени произошло название священных деревьев Ашера, которые не были приняты в Иудаизме. А греки почти всегда не замечали разницы в произношении буквы Шин, которая в определенных случаях читается как Син, отсюда и множество перевранных слов в переводе Священного Завета.
        Разумеется, я не обладаю Вашей глубиной познаний в области древних богов и богинь, и всегда читаю Ваши статьи с огромным удовольствием и узнаю много нового.

        Нравится 1 человек

      2. Я вижу , чт они пишут. Что можно сказать, вот разве то что я уже и писала, в период контактов с появившимися на исторической арене греками, могли быт любые боги и богини в местах поселения тех же греков аккадцев и др. Я имела ввиду , что она не родная там. , что ей просто психологически не нашлось бы место в пантеоне. Такая богиня не вписывалась в этические нормы мира древнего Египта..
        «Астарте поклонялись в Египте и Угарите и среди хеттов, а также в Ханаане.»… без временного указания..действительно может ввести в заблуждение))) Египет не зря так тщательно изучаемая мною культура во всех отношениях, Там можно найти ответы на многие вопросы «почему»?.
        .Если интересно про Исиду , скажем так из рук выдающегося египтолога В. Солкина то вот интереснейшие его лекции : https://www.youtube.com/watch?v=9RyjWgYTpCU&t=792s это первая часть
        https://www.youtube.com/watch?v=Xvut2CME470 это вторая.
        Уверена Вы получите удовольствие) Что ценно ,много материалов в его переводе с древнеегипетского, , и часто в конце лекций идет список литературы на английском, французском , .Если будет время посмотрите ,что есть на его канале , Мы с Вами любим докапываться до истины) Вам должны понравится и объем информации и уровень профессионализма..

        Нравится 1 человек

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: