Вастлавьи

Toender_2

Весь февраль в Риге проходили всевозможные празднества, в том числе в конце февраля празднуют Вастлавьи. В Норвегии Вастлавьи начинают праздновать в воскресенье за три дня до начала поста. Вся еда должна быть очень сытной: сало, мясо, молочные продукты и сдобные булочки.

Вот такие булочки с ванильным кремом слегка припорошенные сахарной пудрой вместо блинов в эти дни продают в разных кафе Осло.( и мы знаем у кого может быть правильный рецепт))

Без названия (2)

900b2221d7e2eea364818ebd35ap

Вастлавьи непосредственно предшествуют пасхальному посту и приходятся на седьмой вторник перед пасхой, хотя праздновались они отнюдь не один день. Праздники вастлавьев продолжались в разное время разное количество дней: или от 8 до 10 или от 12 до 14 дней. По установившейся традиции городские празднества органично распадались на две соотносящиеся друг с другом части: вастлавские друнки (вариант: трунки) (от нем. drinken — «пить») и постные друнки. Водоразделом между этими двумя частями становилась Пепельная среда, которой являлась седьмая среда перед пасхой. По-другому период праздника, который «гуляли» до Пепельного дня начиная с четверга предыдущей недели, назывался Малые вастлавьи. В Пепельный день актёры устраивали открытые театральные представления в жанре мистерии, проходившие в большинстве случаев на рижской Ратушной площади. Празднование вастлавьев сопровождались церемониальными выездами за пределы городской крепости, рыцарскими дефиле, турнирами на бутафорских мечах, с метанием копья на точность, со стрельбой из лука по деревянным мишеням в виде зверей и птиц.

Неотъемлемым элементом февральско-мартовского праздника вастлавьев был увлекательный маскарад, который мог продолжаться весь день с переходом в ночь. Участники маскарада по уставу, созданному представителями братства Черноголовых, которые по старой традиции выполняли функцию главных городских увеселителей, должны были провести три круга в танце вокруг Ратушной площади. Сошедшего с дистанции согласно тому же уставу карали штрафом размером в один берковец воска (почти 164 кг по торговому курсу).

Развитие праздника
Первоначально же много внимания уделялось проведению рыцарских турниров, порой достаточно кровавых, но уже в середине-конце XV столетия ориентиры сместились в пользу максимально роскошных пиршеств и многочисленных маскарадных действ.

Первоначально вастлавьи являлись одним из немногих по-настоящему пышных городских праздников на протяжении года (известный праздник всех защитников города, в рамках которого происходили соревнования за титул Майского графа, начали отмечать в середине XIV века по всей Ливонии, а Умуркумурс вошёл в быт жителей региона после шведско-польской войны 1600—1629 годов (история его возникновения тесно связана с ней). В ходе вастлавьев было принято устраивать цеховые собрания и проводить перевыборы синдиков и эльдерменов. Необходимо подчеркнуть ведущую роль Черноголовых (членов торгово-рыцарского общества Святого Георгия) в организации народного гуляния. Каждый цех отмечал вастлавьи в той торжественностью, которая соответствовала его рангу в социальной внутрицеховой иерархии. В шрагах разных цехов и в уставе общества Черноголовых скрупулезно и в четко установленной последовательности излагались пункты празднования вастлавьев. Программа каждого праздничного дня, очерёдность танцев и пиршеств подробно расписывалась в уставах. В программах также отдельно оговаривались нормы поведения за столом участников пиршеств (было запрещено приходить вооруженным, проливать пиво, пить пиво соседа за столом, чавкать, употреблять нецензурную лексику — каждое нарушение установленного порядка каралось штрафом), составлялось меню, оговаривался порядок подачи блюд. Каждый цех был ответственен за назначение от себя распорядителей, отдельно выбирали человека, который подсчитывал количество гостей, которых необходимо было принять.

Особая ответственность ложилась на плечи того, кто подсчитывал смету расходов. Вот что входило в круг предпраздничных организационных мероприятий: необходимо было закупить пиво для гостей, изготовить свечи из дорогого по тем временам воска для праздновавших и приглашённых (магистрат, то есть орган власти патрициев, снял с себя обязанность по снабжению жителей города свечами), наём музыкантов, работу которых следовало оплачивать из своего кармана по расценкам о роскоши. В цеховых праздничных программах было оговорено количество дней, которые должно продолжаться празднование, были подчеркнуты особо торжественные дни, в том числе были оговорены конкретные дни приёма гостей.

В исторических источниках указывается, что первоначально трунки (вастлавьи) были гораздо более демократическим праздником в сословном и национальном планах. Дело в том, что эльдермены братства Черноголовых сперва приглашали на празднование представителей латышских цехов, но впоследствии подобная практика быстро сошла на нет в связи с приобретавшим актуальность национальным и сословным разделением городских жителей, которое усугублялось с течением времени.

Завершение праздника
Вастлавьи завершались роскошным пиром (своего рода «пиром года»), распорядитель торжества строго следил за гостями, не позволяя им покинуть пиршество, пока они не выпьют своё пиво (так называемая средневековая пивная норма). Ослушников наказывали штрафом. Этот пункт устава был прописан в числе первоосновных братством Черноголовых. В самом конце праздника ёлку, стоявшую на Ратушной площади, должны были сжечь при стечении максимально большого количества жителей города, при этом сжигались все украшения, даже самые дорогие. Таким образом этот обряд сжигания ели соотносится с обрядом сжигания масленичной кукле в православной синкретической традиции

. До 1510 года, когда впервые (возможно, во всей Западной Европе), в Риге была поставлена празднично украшенная «новогодняя» елка, а также существовал обычай сжигать вастлавийскую колоду.

images (2)

В Дании проводили разбивание» бочки с кошкой» Kattekonge, Кошачий король — это тот (или та), кто разобьет «бочку с кошкой» (бочка с конфетами в современном варианте, вроде мексиканской пиньяты)в воскресенье тысячи людей-пауков, тигров и принцесс Диснея выбьют кота из бочки .
В Дании сегодня детвора наряжается в яркие костюмы и маски. С ветками березы, украшенными конфетами и разноцветной бумагой, ребятня ходит по улицам, поет песни и ждет угощения от встречных прохожих..не колотя по ним палками).

8253369a-e5e1-4930-b651-bdf82d42d03b

Если вы тоже играете в такие игры или ваши дети , то инженеры DTU выяснили, что лучше всего прицелиться в нижнюю часть бочки и бить примерно на высоте  одной  пятой от  низа, это значительно увеличит шансы выиграть и стать Кошачьей королевой или Королем не отличаясь особой силой)

Fastelavn- Børn slår katten af tønden på Blågårds Plads

Ранее, это был взрослый крестьянин, который верхом на лошади, выгонял  кота из бочки, чтобы сбеечь годовой налог, но такое издевательство  над животными было запрещено в середине 1800-х годов. (Фото: Тарик Миккель Хан)

До  1850 году использовали живых кошек .В особых случаях двух кошек связывали друг с другом  хвостами! Ведь кот считался любимцем ведьмы — капризным и злобным чертом с острыми зубами и острыми когтями.

На бочку в те  времена  нападали верхом на  коне,  и это немного напомнило о ритуальных боях всадников из средневековья. Бочка ходила из города в город. Того, кто наконец-то выбил  хрипящих кошек из бочки, называли кошачьим королем — с правом освобождения от уплаты налога на целый год.

Этот обычай имел место в небольших городах вокруг Копенгагена

— Быть королем кошек было очень выдающимся титулом в те дни. За этим последовало несколько других привилегий, говорит специалист по фольклору Else Marie Kofod из Датской фольклорной коллекции, кроме освобождения от налогов

Сегодняшняя стрельба по бочке с наряженными детьми — довольно безобидная версия старой традиции- сегодня это бочка  с фруктами и конфетами , а не с живыми кошками, — говорит Else Marie Kofod.

Исторически фиксированные названия и карнавал — это две стороны одного и того же паздника.Карнавал — это пустые тарелки. Слово означает без мяса и происходит от ленивого слова для мяса — карне. Другими словами, прощальная для  мяса вечеринка до поста.

 

 

 

Вастлавьи: 40 комментариев

Добавьте свой

      1. Странно согласна, нашла один пост из Осло на Ярмарке мастеров, вот с него как раз и фото, но кроме коробочек с булочками внутри, там тоже информации ноль. Может они там как то иначе пишутся-называются? Наши все сайты с выпечкой или кулинарные на поиск выдают ноль
        ,

        Нравится 1 человек

      1. и название нравится) в любом варианте утащу, Я вроде и на англоязычных смотрела, а ты прям мгновенно) видимо я слишком на название ориентировалась

        Нравится 2 людей

      2. я смотрю это вариация лейпцигских жаворонков, только без марципана,исторически вполне могут быть и они…это будет фантастика) Все не отвлекайся , напишешь как приедешь

        Нравится 2 людей

  1. Наиду вам норвежский рецепт и переведу здесь))

    А про кота…. До сир пор выражение есть «выбить кота из мешка…»

    В календаре стоит 3 марта Fastelavnssøndag. Так что скоро уже))

    Нравится 1 человек

      1. Сейчас — выдать тайну.
        А раньше… на ярмарках вместо поросенка могли продать кота в мешке. Буквально.
        А в детском саду делают карнавал и «бьют кота в мешке». В мешки изюм и сладости.
        А раньше говорят и правда котов били. Вот это все и кончилось чумой

        Нравится 1 человек

      2. ..такое вроде есть..только в принципе о покупке ..»кота в мешке» .Вот если смотреть по документам, то правда, только в 1850 — это же 19 век! запретили, даже не верится..

        Нравится 1 человек

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: