…та й навчила Веснянки співати…

Rannjaja-vesna-900x500

Веснянки — старинные обрядовые песни календарного цикла, распространённые у украинцев, белорусов, русских и др. народов ,термин Веснянки — украинского происхождения.

К веснянкам. относятся «заклички весны», а также комплекс весенних песен, игр и хороводов. Веснянки-заклички, для которых характерны многократные повторения мелодических фраз небольшого диапазона, составляют основной вид весенних обрядовых песен восточных славян: у русского народа они распространены не повсеместно. Утратив прежнее магическое значение, веснянки-заклички сохранились в качестве детских песен. В ряде местностей веснянки бытуют как лирические песни пробуждения природы. Напевы веснянок многократно использовались в сочинениях русских композиторов (оперы «Ночь перед рождеством» и «Майская ночь» Римского-Корсакова, 1-й концерт Чайковского для фортепьяно с оркестром и др.). (И. И. Земцовский)
Заклички – это песенные просьбы, обращения, а иногда и угрозы к силам природы: солнцу, ветру, дождю, радуге, временам года. Заклички Весны распевались небольшими группами малышей или подростков.Существовали заклички ,которые пели в избе , по тихоньку,еще не на улице, начиная с первых дней февраля

Некоторые заклички сопровождались игровыми действиями, которые имитировали крестьянский труд. Заклички не имеют определенного автора. Каждый мог сочинить свою закличку или добавить строки, четверостишия к уже существующей.

Самыми известными являются заклички, связанные с приходом Весны. Считалось, что смена времен года не может произойти сама собой, поэтому народ выходил на улицу звать, встречать, «закликать» Весну.
Обряд был связан с первым прилетом птиц и началом таяния снегов. Сопровождался пением закличек, действиями с жаворонками (ржаным печеньем) и очистительными обрядами. Главными участниками обряда были дети , девушки, женщины.

Наиболее архаичные весенние заклички, сохранились в зоне Полесья. Их исполнение очень близко к древнейшим заклинаниям-возгласам, выкрикам. Они имели протяжный, печальный напев и характерное «гуканье.
Только стала потухать вечерняя заря, как в прозрачном воздухе, в котором уже едва-едва ощущается свежий запах весны, высоко взметнулись в небо сильные, протяжные призывные звуки: «Гу-у-у!”, «Ау-у…!”
Это не песни. Это то, что разрешалось издревле. И даже было обязательным. — Девушки закликали, зазывали весну. Наши предки считали: чтобы Весна пришла, ее нужно было позвать, попросить прийти, выкликнуть. Отсюда и слово «Заклички”.
Это был своеобразный речитатив, наполненный определенным внутренним ритмом. Девушки закликали приход весны. Они под вечер забирались на крыши домов, сараев, риг и оттуда кликали весну. Заклички кончались высокими, сильными и призывными «гуканьем” и «аканьем”, далеко разносившимися в вечернем весеннем небе.

Кликали весну на холмах, или «гукали» уже взрослые женщины. Веснянки – гуканья очень сложные по исполнению песни. Когда-то целью их исполнения было помочь земле пробудиться, чтобы та поскорее за свой род принималась. Протяжное гуканье создавало определенные звуковые вибрации «будящие» землю, природу. По рассказам стариков, когда летели такие «гуканья» от деревни к деревне с вершин холмов, то земля начинала буквально дрожать, вибрировать.
Эти определенные вибрации весеннего закликания оказывали сильное резонансное воздействие на тающие снега, вместе с водой они входили в пробуждающуюся почву, и наилучшим образом подготавливали её к производству будущего урожая. Выпевая заклички, люди чувствовали силу и резонанс с природным окружением, сливались с Матерью Природой, с природными ритмами. Таким образом, помогая обновляться Земле, обновлялись духом и телом сами. И это отражалась и на самочувствии участников праздника и на событиях, происходящих в Природе. Человека, находящегося в гармонии с Природой и черпающего из неё силы, не возьмут никакие весенние простуды и лихорадки, а земля, наполненная любовью от его песен, даст хороший урожай.

Весну, с ее теплом и светом, закликали прийти, и прийти пораньше. Закликали весну в разных регионах в разные дни В зависимости от местных условий обряд совершается 1/14 марта (Евдокия-Плющиха), 4/17 марта (Герасим-Грачевник), 9/22 марта (Сороки), 25 марта/7 апреля Благовещенье, 23 апреля/6 мая (Егорьев день), 9/22 мая (Николин день).
В марте зима уходила неохотно. В марте и даже в апреле заморозки были явлением частым, поэтому мороз тоже, как на Святках, было принято закликать-заговаривать.
Специально испеченные колобки выбрасывали на улицу, приговаривая: «Мороз Красный нос, вот тебе хлеб и овес! А теперь убирайся подобру-поздорову!”
Варили овсяный кисель, выставляли его в миске на крыльцо с приговором: «Мороз-мороз, не тронь мой овес, приходи кисель есть!”
В это время начиналось возвращение из теплых краев перелетных птиц, которые, по народному представлению, и должны были принести на своих крыльях весну. В стремлении приблизить, ускорить это хозяйки пекли из теста фигурки птиц с распахнутыми крыльями, вставляли глазки из коринки, черемухи, изюма. И называлась эта выпечка по разному»грачами”, «жаворонками”, «птюшками”, «чувильками”. О рецептах выпечки и ритуалах с ним напишу отдельно)«жаворонки»на «Сороки»)«жаворонки»на «Сороки»)

6cd5d6ce37f23879b7d0bb74e205aea0

…та й навчила Веснянки співати…: 2 комментария

Добавьте свой

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: