Создайте подобный сайт на WordPress.com
Начало работы

Баба Марта

С удовольствием расскажу о Бабе Марте , тем более что на самом деле их две.Баба Марта и мартовская Баба Докия. ))
Баба Докия Евдокия, Явдоха и все производные имена известна от Испании по всей Европе, Азии, на Кавказе и в Африке, в арабских и таджикских сказках есть эта нахальная старушенция)))Основной смысл сказок о ней , что старушка пасла овец, коз, и благополучно пережив зиму , отправилась в горы на пастбища , забыв о всякой благодарности ,по дороге она обзывала и оскорбляла ушедшие месяцы, а также наступающий Март, потому как по легенде раньше Март был коротеньким месяцем. Месяцы собрались и одолжили Марту дни, поэтому и погода в Марте , то летняя то зимняя, то весенняя.Так как от неугомонной старушенции досталось всем , то месяцы обманули ее пригрев солнечными теплыми днями, заманили в горы на пастбища и заморозили в камень ее и ее стадо..(очередная в хрустале? вместе со стадом?)
Так как Баб две, то появились варианты с двумя сестрами, свекровью и невесткой.Вкратце одна из сестер роняет в колодец моток с куделью..и да..да оказывается в избушке, но вовсе не Деда Мороза, а Бабы Марты, Мары, Морены, Марженки, где трусит подушки, пуховики и кожухи..Именно такие выражения есть в польском и болгарском..баба кожух трусит о снегопаде хлопьями, баба перины выбивает, о густом но мелком снегопаде…Вторая сестрица, решила схитрить и труснуть лишь покрывала, , вызвав громы и молнии.и подарочек получает соответствующий( вот громницы и грохочут среди зимы).

Комплекс мотивов, объясняющих обилие осадков в течение периода, посвященного старухе, связан с вариантом сюжета  в котором Баба Докия выступает не в качестве главной героини, а как дарительница.
«Старшая дочь» роняет в колодец моток пряжи, в поисках его по падает к Бабе Докии, которая просит ее вытрясти двенадцать подушек (или кожухов). Девушка трясет подушки, и из них высыпается снег, за что Баба Докия одаривает девушку золотом. «Младшая сестра» вытряхивает по-
крывала, из которых вылетают тучи с молниями, и в награду получает железную одежду, вымазанную в смоле (Буковина) .
Нужно отметить, что у румын для обозначения неустойчивой весенней погоды употребляется формула-клише baba îşi scutură cojoacele — «старуха вытряхивает свои кожухи» . Аналогичные термины и формулы-клише, в которых отражены мотивы встряхивания, разбрасывания, разрывания одежды, рассыпания пера, встречаются у западных славян, немцев, французов. Так, в Великопольше о снегопаде говорят: “To baba peżyne rossypała” («Это баба перины встряхнула»), а большие
хлопья снега именуют baby, baboki. У чехов ветер и бурю вызывает Ježi baba .
Во Фландрии существовало представление, согласно которому снег идет потому, что Мари-о-Бле (букв. «Мария-в-хлебах (посевах)») устраивает себе гнездышко; во Франш-Конте тетушка Ари рвет свою рубашку, в Гааге это делает Старик Зимовик (Bonhomme hiver), в Верхней Бретани — фея Снегоцвет (Fleur de neige) вытряхивает белое пальто
. В Германии в том же варианте  появляется Frau Holle (Госпожа Метелица) ; Гримм 2009: 148–152]. Немецкую сказку «Госпожа Метелица» сближает с некоторыми текстами о Докии и мотив прядения .
Выражение, указывающее на происхождение снега от выбиваемой «бабушкиной» шубы, встречается и у таджиков

А вот сюжет с невесткой, невестой Марта, напоминает сразу несколько сказок..ее отправляют в лес за земляникой..в марте..на реку отбеливать шерсть черных овец , когда жаднющая Докия тоже отправляется за ягодами разгневанный бог Солнца мечет в нее копья, а когда она прячется в кусты , превращает их в боярышник…или шиповник…варианты разные..но с колючками.
Мифы о собственно Марте-Марене имеют два слоя.Марта как сестра Сеченя и Коротуна, то же идет в горы со стадом дойного скота))..потому что там то овцы, то козы, а то и две коровы, да и Март частенько бывает аж десять..то есть собственно Богиня и девять ее проявлений, (Хатхор и девять Хатхорит, приходящих к новорожденному с дарами долгой жизни , красоты, богатства, любви…феечки только с рогами)))
Во втором слое она не просто идет в горы, на ней 12 кожухов, двенадцать одежд , которые она постепенно оставляет за собой, (Инана спускающаяся в подземное царство….), при этом она несет прялку и веретено , на нем Мартцишор, нить года..В некоторых вариантах мартовской легенды, бытующих у румын, молдаван и сербов, старуха, отправляясь в горы, затыкает за пояс прялку (Трансильвания, Марамуреш, румынская Молдова) или берет с собой прялку с веретенами (Буковина), двенадцать мотков льняной кудели (нижнее Поднестровье), кудель . Связь румынской мартовской старухи Бабы Докии с прядением можно усмотреть и в том, что в ее день (дни) в ряде местностей разрешается и даже рекомендуется прясть (Фэгэраш) или устраивать «помочи» по прядению (Буковина), при том что на остальные работы может быть наложен запрет

И. Гиною попытался связать происхождение такого украшения-оберега, как рум. mărţişor ‘мэрцишор (мартовская нить)’,с рассмартиваемой реалией легенды о мартовской старухе. В одной из его работ встречается утверждение, что Баба Докия якобы пряла нить года (mărţişor), поднимаясь в гору со стадом, подобно тому как Мойры или Парки прядут нить человеческой жизни

Дойдя до вершины горы, года, она остается в белой сорочке .Это момент омоложения, превращения, обновления жизненных сил Богини, Приняв ванну с молоком , затем горячей водой, затем ледяной..угу..угу..А еще тут перепевы с Бригитт и ее хождением с котлом в образе невесты Она ложится спать, но перед этим отправляет весточку любимому , привязав записку, а то и просто ниточку к лапке ласточки,(есть варианты с дроздами, жаворонками..и т.д..мне нравится ласточка, так как Богиня спит в пещере..и Дюймовочка прям просится))..именно кровь ласточки оцарапавшейся о ледяну кромку, окрашивает ниточку на лапке…..
Поцелуй любимого и две фигурки из льняных ниток, красная и белая, ,)))
Двенадцать кожухов, двенадцать дней Бабы Марты, дни козлят)козлята Бабы Марты, которые , были пятирогими))

Хотя и веснянки с печеным жаворонками..имеют право быть..

В вариантах сказки с Докией есть и мотив кожухов.которые она скидывает пригревшись..и даже мотив мужа..которого она требует у бога давшего приют ей.и ее стаду..накормившего.напоившего и обогревшего у костра в мартовскую вьюгу..Докия не угомонна .(докучлива — это о ней) Для многих румынских текстов о мартовской старухе характерным является дополнительный мотив: старуха (Баба Докия) является злой свекровью, которая всячески притесняет и пытается погубить свою невестку.
Существуют два наиболее распространенных варианта поручений
злой свекрови: 1) Баба Докия зимой посылает невестку в лес за земля-никой.. Когда невестка, выполнив поручение, возвращается домой со спелой земляникой или с цветами, полученными от бога или другого чудесного помощника, Баба Докия, решив, что наступило лето, отправляется с овцами (или козами) в горы, где и погибает
; 2) Баба Докия велит невестке мыть в реке черную шерсть, пока она не побелеет, и/или мыть белую шерсть, пока она не почернеет
Но!)..христианская церковь сделала из нее святую Евдокию.В молодости отличавшуюся редкостным распутством и при этом имевшую много денег.С чего ей захотелось покаяться неведомо, однако по легенде она покаялась, все раздала и ушла в монастырь.День святой Евдокии 1 марта))

Отбеливание черной шерсти — сходен с ирландской легендой о Старухе Кайлех (Cailleach),которая захватывает в плен возлюбленную Весны (иногда отождествляемую с Бригитой) и дает ей невыполнимое поручение: мыть шерсть черных овец, пока она не станет белой. Весна, чтобы освободить возлюбленную, обращается за помощью к Солнцу, Солнце запускает в ста-
руху копья, и та убегает и прячется в неком священном кустарнике.
Cailleach исчезает в ночь с 30 апреля на 1 мая

Каждый день марта, начиная с первых чисел, она сбрасывает по одному кожуху, коих у нее 9 или 12. Первые дни марта так и называют на Буковине «кожухами». Месяц февраль обижается на Бабу Марту, и когда она остается в одной сорочке, хитростями выманивает или отбирает несколько дней у апркля. И так берется за Бабу Марту, так ее морозит, что она становится притоком речки Сучавы. Этот мотив мы находим и у поляков Галиции (семьдесят семь кожухов св. Евдохи)

Мотив сбрасывания одежды и последующего замерзания встречается и в одном из вариантов легенды, зафиксированных у узбеков Хорезма [Снесарев 1969: 183–185]. Шуба или пальто как символы зимнего холода довольно частовстречаются в поговорках западнороманских народов, посвященных марту. Такова, например, итальянская поговорка, бытующая в Тоскане:
“Marzo ha comparata la pelliccia a sua madre e tre giorni dopo e’l’ha venduta” («Март купил шубу своей матушке, а через три дня продал»)

Имя старухи употребляется в легендах греков (Попина — текст с о. Тасос, Дракена — текст с о. Иброс) и швейцарцев (Rullion, или Rüllon (Рульон))
: у французов – Мерлу,  у арабов – Тамгарт. В таджикских и памирско-таджикских версиях героиня легенды может называться «старуха Оджуз (Оджиз)» (арабское слово, имеющее значение «старуха»,

Автор: Бригитта

казюкас 1

В конце празднования дней Бабы Марты, в последний из «дней козлят» , до сих пор в Беларуси, Польше, Литве, Латвии, Эстонии отмечают Казюкас) Так называют литовцы день Казимира, который приходится на четвертое марта..Естественно это день святого, св.Казимира, чье имя так произносится на Литовском. Праздник Казимира возник не на пустом месте, он сменил, а точнее, слился с гораздо более древним празднеством литовцев, знаменовавшим приход весны, начало сельскохозяйственных работ, первый выгон скота.
Лишь в XIX веке обычай украшать священное дерево жизни — можжевельник, дуб, вербу — разноцветными бумажками, кусочками материи, сухими цветами привел к появлению красочных «верб»., «казимирок» Умело высушенные цветы могут стоять годами, не осыпаясь, напоминая о лесах и полях… Скромная ветка перетянутого красным лоскутом можжевельника постепенно превратилась в руках народных художников в букеты-гирлянды, от которых трудно оторвать взгляд.
Эргали Гер . «Казюкас был набожным, неловким юношей, чтившим книжную премудрость выше житейской. И он обладал великим даром любви — той веселой, душевной любви ко всему живому, которую древние греки отличали от плотской и называли агапе — но земной любви не познал и был одинок как ни один человек в княжестве. Он отвергал насилие, хотя по факту рождения был одним из его символов, избегал политики, стремился жить в мире с ближними и не желал им того, чего не желал себе — невыносимого для книгочея бремени власти, богатства, знатности… За глаза его так и звали — Казюкас, словно был он не королевич из рода Ягеллонов, а какой-нибудь пастушок, болезный. И он угас, заболев скоротечной чахоткой, которую современная медицина считает одной из форм аллергии на жизнь — угас избранник агапе, ушел прямо на небеса. И стал символом Литвы».
Почему-то почти все туристические фирмы утверждают, что праздник этот проводится в честь короля Казимира. На самом деле святым стал именно королевич, который совсем не хотел власти в тогдашнем польско-литовском государстве. Вот он и при жизни старался помогать всем, и после смерти на месте его погребения происходили чудеса.
Королевич, которого простой народ звал Казюкас, был канонизирован и стал покровителем Вильнюса. Он обычно изображался с лилией в руках — канонический образ. Праздник святого Казимира приходится на 4 марта. На службу принято было приходить с ветками, украшенными сухими цветами — казимирки на фото ). А после мессы детям покупали длинные конфеты из жженого сахара, которые продавались на рыночной площади, а взрослые приобретали разную крестьянскую утварь. Так возникла ярмарка, которая существует уже более четырехсот лет. Ученые утверждают, что в этом празднике соединились католические традиции с языческими верованиями древних литовцев, которые с помощью специальных обрядов прогоняли зиму и зазывали весну.
Самое вкусное на празднике это цеппелины с пивом, домашняя колбаса, жаренная в печи, шакотисы..у нас их пекут на другой праздник, но от этого они не становятся менее вкусными)
Ярмарка проводится в первые выходные марта,а так как  св.Казимир считается покровителем ремесленников , то на ярмарке , когда люди могли собраться на улице не боясь холодов продавали все сделанное дома за длинные зимние вечера.

662_443_fixedwidth

Казюкас..все уже догадались, что это муж Марты, до него добралась долетела ласточка, и он надев девять кожухов, не 12, месяц март все же , то есть минус 3, отправляется за своей женой/невестой. Но что бы убедить ее разморозить выпустить он собирает по дороге доказательства..приметы весны..всходы озимых, первые цветы, проснувшиеся веточки ивы..и с таким волшебным ..жезлом)..цветочным факелом) спасает, возвращает свою любимую. Вспомним момент с молчанием , как атрибутом мира мертвых..Да канонический Казимир изображен с цветком белой лилии садовой с длинным стеблем, но существуют и другие варианты не принятые церковью , такие как Казимир верхом на черном козле..или вовсе в образе черного козла..(вполне адекватное животное для путешествия по миру мертвых, но не приличиствующее святому)..То есть в самом глубоком слое строптивая Марта настоящая коза,( или самка -оленя) в любом смысле..и ушедшая коза с козлятами, где пропадают исчезают, замерзают в данном варианте, именно козлята.

Тут есть интересный момент..козой, козулей, козюлей, косулей..называли и называют и самку оленя. И лепка таких козуль из соленого сваренного молока к майским праздникам лишнее подтверждение смешения образов. В отличие от греческой мифологии путешествие заканчивается воссоединением любящих, не зависимо от того отсиживалась ли она в кусте терновника, или спала сном преображения в ледяном/хрустальном гробу.
Путь туда и путь обратно.Концепт пути, удаления от дома наиболее выражен в вариантах из Карпато-Балканского региона (особенно ярко — в румынских текстах,где часто упоминается, что путь старухи длился девять или двенадцать дней). Каждый день обратного пути имел свое название и вся неделя носила название черной..А появляется победитель, он же спаситель уже на коне..символ солнца растопившего лед, ну и как то не прилично герою на козле..конь в общем это более поздний вариант Должен быть олень.то есть сам бог в образе быка-оленя.рога, копыта, золотые рожки, золотые копытца..
Но имеем коня, так как домешиваются кочевые коневодческие племена. День возвращения с невестой считается последним днем для сватовства, и днем когда можно посвататься не по выбору родителей.Имя героя становится Тодор, Федор, что в переводе Божий дар, Божедар ну и ловим хвостик ДАЖБОГ..то есть изменения происходят и с богиней и с богом.
По дням..Чистый или Псиный понедельник..псы Велеса это волки..они укажут путь Черный вторник день проведенный уже в мире мертвых. Сумасшедшая, или безумная среда, день когда происходит разделение как Осирис и Гор(Хор).. душа ушедшая в мир мертвых скидывает одежды, и тело в том числе, в мире мертвых остается, дух Велеса , то что принято называть Кощеем, потому что кости самая долговечная часть .Об этом в теме воздушных погребений ..а на свет выходят вновь юные и влюбленные бог и богиня.

По мифу она дарит его коню золотые подковы и он подковывает коня просто в поле, серебряными гвоздями..(золотая ступка, серебряный пестик..)..все это достается богиней из рукава..Да Василиса Премудрая и ее рукава, что логично , так как одета она в платье которым ….являются воды океана Хаоса…..тут с Египтом один в один.

И отправляет его обскакать все поля..В результате у нас Дажьбог на белом коне с золотыми подковами скачет по всем полям что бы везде и всюду пришла весна.
Соответственно с понедельника готовят лошадей, моют, чистят скребут, украшают всячески , венки, гирлянды из красного перца, вечнозеленой герани , и чемерицы..угу..от блох и паразитов..но типа для плодородия)..И устраивают в четверг состязания в джигитовке..ну к окошку башни не прыгают..но близко к тому..кто победит..того лошадь в поводу ведется вся разукрашенная впереди всех в центр площади,вокруг собираются остальные участники а парни и девушки танцуют вокруг лошадей ..хоро…))))круговой танец по солнцу..уж не знаю..Хор..Гор..горизонт откуда встает Гор..хороводы..водить хоро-вод..

И вот этот-то победитель, уже на коне может ехать свататься..если девушка согласна она встретит его на крыльце с котелком)…в принципе там должна быть родниковая вода..подземные ключи, но в Болгарии это частенько вино, как кровь Лозы.
Так как невеста не выбранная родителями, то она проходит ритуалы проверки..вспомним Доку сестру,свекровь и ее погонялки невестке..это об этом, но при этом невестка не может и слова сказать..не только против, а и совсем, буквально, ритуальное молчание, которое может длится месяцами. В любом случае..невестки вышедшие замуж в прошлую Конскую Пасху..могут уже заговорить.Они с первыми лучами пекут обрядовый хлеб берут длинный рушнык и бегут все в определенное место..сейчас к церкви..низко кланяясь свекрови отдают рушнык и хлеб , все..она считается членом семи, ее повязывают рушныком и теперь она может высказывать свое мнение)))

В древнем Рме отмечали Матроналии (лат. Matronalia) —   в честь богини Юноны, которые праздновались замужними женщинами ежегодно 1 марта.
В матроналиях принимали участие лишь матроны, почтенные, замужние женщины, состоявшие в законном браке, рабыням присутствовать запрещалось. До реформ римского календаря эта дата совпадала с Новым годом. Дата праздника означала освящение храма Юноны Люцины на Эсквилинском холме в Риме или, возможно, заключение мира между римлянами и сабинами.
Женщины получали подарки от мужей и дочерей, женщины также готовили еду для рабов в хозяйстве, которые в этот день имели «выходной». Праздновали не только на женской половине дома. Облаченные в лучшие одежды, с благоухающими венками на головах римлянки стекались в Круглый храм богини Весты — хранительницы домашнего очага и очага римской общины.

Вот такая она Марта

а история с одолженными днями ДНИ, ВЗЯТЫЕ ВЗАЙМЫ

(Если вы тоже в шоке от погоды, то сейчас идут именно они) Согласно старинной ирландской легенде, старая пятнистая корова хвасталась, что даже суровый март не сможет убить её. Тогда март занял три дня у апреля и, скопив в себе яростную силу, убил и снял кожу с бедной коровы. С тех пор в первые три дня апреля погода всегда плохая и известны эти дни как Laethanta na Riabhaiche, «Дни взятые взаймы», «Дни Свежевания», а также под другими названиями. Некоторые отсчитывают эти дни по старому стилю. Так Олав О’Салливан писал в 1827 году: «12 апреля — первый из трех дней старой пятнистой коровы, три дня, когда погода марта берет взаймы от начала старого апреля» В старой балладе говорится, как раздражительный март просил щедрого апреля об одолжении, а потом отплатил тремя ужасными днями: «Первый из них был ветреным и влажным, Второй из них был со снегом и градом, Третий из них был с сильным морозом, И лапки птиц примерзли к деревьям» В некоторых частях Северной Ирландии рассказывают более замысловатую историю о девяти заимствованных днях, вместо трех. Легенда рассказывает о том, как дрозд, мухоловка и старая серая корова бросили вызов марту после его окончания, и чтобы наказать их за нахальство март одолжил девять дней апреля, по три на каждого: Trí lá lomartha an loinn Trí lá sgiuthanta an chlaibhreáin Agus trí lá na bó riabhaighte Перевод: Три дня, чтобы выманить дрозда Три дня наказаний для мухоловки И три дня для серой коровы Суеверия, окружающие «Дни взятые взаймы» были широко распространены в 19 веке на Британских островах. Это были опасные дни, полные запретов и с разнообразными проявлениями плохой погоды. Когда король Яков Первый скончался в конце марта во время сильного шторма, обрушившегося на побережье Шотландии, его современник писал, что «на долгие годы это запомнится как шторм дней, взятых взаймы». В более раннем документе, который называется «Жалобы Шотландии», сетуют, что «северные ветра трех заимствованных дней Марта погубили цветки на каждом фруктовом дереве в полях»

Bridget Haggerty Перевод Linnen, 2012

Баба Марта: 9 комментариев

Добавьте свой

  1. Какие интересные подробности, и как все переплетается! А я вот только про Явдоху с детства слышала, как она пуховые перины трусила,чтоб жениха на свеженьких привечать…

    Нравится 2 людей

      1. Да, мы были знакомы с немногими поляками, выжившими в ссылке и получившими разрешение покинуть страну после смерти «отца всех народов,» пусть память о нем сотрется в веках.

        Нравится 1 человек

      2. А у нас в Кракове были прекрасные соседи, именно от них я немножко знаю иврит и вкус замечательной кухни. Всегда жили дружно, и бабушки, моя и Эммы вечерами вспоминали о пережитом.

        Нравится 1 человек

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: