Люция — святая несущая свет.

День святой Люсии (День святой Люции, швед. Lucia, фин. Lucia-neito, англ. Saint Lucia’s Day, чеш. Památka svaté Lucie, хорв. Dan Sv Lucije) — праздник, отмечаемый 13 декабря в католических и протестантских странах.Протестанты боролись с культом св Николая и его заменили девочкой-девушкой. В Швецию обычай наряжать Люсией маленькую девочку пришёл из Германии. 

В христианстве читается, что название праздника связано с мученицей из Сиракуз — святой Люсией, ослеплённой и убитой за веру в Христа.Согласно сборнику «Legenda Aurea» (Золотая легенда), девушка по имени Люсия жила в городе Сиракузы в конце 200-х годов нашей эры. Судя по всему, она была из богатой, возможно, аристократической семьи. Будучи, против желания, помолвленной с язычником, она выпросила у матери свое приданое и отдала его бедным. Жениху Люсии такой оборот очень не понравился и он обратился за помощью к императору, обвинив Люсию в христианстве. Незадолго до этого указом императора христианство было запрещено и всех его последователей следовало предавать мучительной смерти. Люсию приговорили к заключению в публичном доме, но исполнители приговора не смогли сдвинуть ее с места, как ни пытались. Тогда было принято решение сжечь ее на костре, но хворост сгорел, не причинив ей вреда. Конец жизни Люсии положил палач, отрубив ей голову. По другой легенде, у Святой Люции были прекрасные глаза, которыми она очаровала некоего молодого человека, и чтобы он не впал в искушение, она выколола свои глаза и прислала их ему на тарелке. Благодаря этой легенде, в романских и германских странах святая Люция считалась покровительницей света и целительницей глазных болезней.Согласно другой версии, жених полюбил ее не только за приданое, но и за ее красивые глаза. Чтобы избежать свадьбы, Люсия вырвала свои глаза, но, незадолго до смерти, зрение к ней вернулось и поэтому она считается покровительницей слепых

-EqNlibi9mc8jmNvo5-_ICTfZAkhqHxfd8t8Zo2CbD1l63CF5mgAU-YVO2QxXHvlRT9DcYVI6mN7uc6IZHAgBj-u1iszQfs7dXBhz3PNZu-JJ3uiZTBwhZE17GVnNUyf (1)

На картине неизвестного голландского мастера показаны злоключения несчастной Люсии: в левом верхнем углу ее тащат в публичный дом, затем пытаются сжечь и, наконец, отрубают голову. Останки Люсии покоятся в церкви San Ceremia в Венеции.
.
Существует легенда, что некая Люсия жила в Средневековье и была женой шведского рыбака. Однажды её муж отправился в море, но разыгралась буря. Нечистая сила, гулявшая по Земле в эту ночь, погасила маяк, и тогда Люсия вышла на высокую скалу с фонарём, чтобы освещать любимому дорогу к причалу. Черти разозлились, напали на девушку и отрезали ей голову. Но даже после смерти её призрак стоял на скале с фонарём.

Однако, в обрядах и поверьях многих стран сохранилась память и о самом «ведьмином» дне — дне святой Люции. По некоторым поверьям на святую Люцию ведьмы сбивают под мостами масло, танцуют на перекрестках и могут «затанцевать»  попавшихся им мужчин и парней до смерти, ночью ходят в белых покрывалах и с ведрами в руках, собираются на шабаши.

21192113_960864077386928_6675111638665408036_n

Сложно сказать сколько традиций и символов переплелись в этом образе .Отрезанная голова толи чертями толи приравненными к ним , противниками христианства и призрак с фонарем вполне могут относится и к времени Самайна, И к дате Зимнего Солнцестояния, Йолю, вся символика с тьмой, вплоть до ослепления, поленом, свечами…Важна взаимная символика глаз и исцеления, Отрубленная голова и посыпание лиц мукой  о связи ритуальной символики с духами умерших.

Чехи считают святую защитницей от ведьм. В Моравии считается, что для защиты от ведьм надо с этого дня и до Рождества сжигать в камине по одному полену. Особенно чтили праздник женщины и девушки: в этот день нельзя было стирать  прясть, и шить (иначе, по поверью, скрючит пальцы, работа будет все время портиться, куры перестанут нестись; а у кормящих женщин, нарушивших запрет, по народному поверью, воспалится грудь Женщины в день ее памяти не пряли, «чтобы не спутать волосы святой», а также не мылись и не стирали, чтобы не причинить Люции боль.В Валахии даже прялки убирали на чердак.

Соответственно, предпринимались и различные меры по защите людей и их окружения от ведьм. Например, как и всякую нечистую силу, ведьм выгоняли из села шумом, свистом, стуком, колокольным звоном, выстрелами, хлопаньем бича. Для защиты от пагубного ведьмовского воздействия использовали чеснок: его ели сами и давали есть скоту, а также натирали им лоб, руки и ступни, мазали его соком стены хлевов и рисовали чесноком или дегтем кресты над входом в хлев и дом. В качестве оберегов применялись и различные запреты. Например, на Люцию запрещалось , стирать, печь хлеб, работать на лошадях, ломать или разбивать что-либо. С другой стороны еще одним магическим способом защиты от злых сил и ведьм в частности было исполнение на св. Люцию т.н. «бесчинств». Такие бесчинства, как правило, заключались в том, что молодые парни вечером собирались группой и крали по дворам все, что могли (дрова, хозяйственную утварь, личные вещи, одежду и обувь), разбирали заборы, разваливали поленницы, отпиливали дышло с воза или перегораживали возами дорогу, замазывали окна домов известью (чтобы заставить обитателей дома из-за царящей в доме темноты проспать дольше обычного)… Такое ненормированное, «перевернутое» поведение людей должно было дезориентировать и отпугнуть нечистых духов: им как бы давали понять, что в данном месте присутствует некое хаотическое начало, которое сильнее их и может нанести какой-либо ущерб им самим. На Полеской Украине парни могли за ночь отстроить целую «улицу» из покраденных кусков тына, ворот, телег, копн сена…Порою такие «бесчинства» , как затащить ворота на крышу сарая,устраивались будущему тестю..Что вновь возвращает нас к образу невесты.

Двенадцать дней от Дня святой Люции до Рождества, как время присутствия рядом с людьми неких сверхъестественных существ, когда граница между миром людей и «тем светом»словно бы истончалась, как нельзя лучше подходили для гаданий. Гадали о погоде, о будущем урожае, о судьбе, о замужестве… Собственно этот  обычай не зависимо от христианства и его форм выжил еще с языческих времен. Например, поляки и словаки для того, чтобы узнать, каким будет урожай, каждый день брали по одному угольку из печи и загадывали на него вид выращиваемой культуры, а потом смотрели: если будет сыпаться много пепла, то и урожай будет хороший. О замужестве девушки гадали чаще всего по распустившимся веточкам вишни, поставленным в воду (они должны были распуститься к Рождеству). Зазеленевшая веточка могла обозначать удачу и счастье в будущем году, щедрый урожай фруктов и здоровье семьи, а кое-где еще и «честность» девицы.

В некоторых Скандинавских странах эта корона из свечей как у св. Люсии, была частью святочных традиций, и свечи носились на венке из падуба; а в ряде стран Восточной Европы молодую девушку в этой короне привозят на место празднования на санях.

О суженом девушки гадали, вытягивая из-под подушки листочки с именами парней, и это называлось «гаданием св. Люции» (wrozba sw. Lucji).

И еще на Люцию гадают по цвету клубков или катушек ниток. Вытаскивают их вслепую из шкатулки или корзиночки: зеленая — замужество, красная — ребеночек, белая — похороны, желтая — богатство, синяя — дорога..

Но мне нравится другое гадание )Незамужние девушки гадали на суженого, ставив перед сном свои башмачки под кроватью буквой Т и напевая «Jag har satt mina skor som ett T för att min blivande man får se! » (Я поставила башмаки буквой Т, чтоб мой суженый приснился мне).

Хозяйки этой ночью очищали дом от всяких мелких вредителей. Для этого надо в полночь провести веником по стенам и потолку и сказать «Upp och ut, råttor och möss, loppor och löss!» (Вон из дома, крысы и мыши, блохи и вши!). Связь праздника Люсии со вшами объясняется созвучием имени Lucia со шведским словом «lus» (вошь).Аналогичный обряд есть в Польше, Украине и я встречала даже в районах Сибири.

День святой Люции всегда считался в скандинавских странах большим праздником. Скандинавы представляли её молодой, красивой девушкой, одетой в белые одежды и подпоясанной красным поясом. В короне из веток и свечей она посещает на рассвете дома, разносит на подносе кофе и печенье.Не поэтому ли МОЛОКО и печенье ставят для американского Санта Клауса ?)

И вот в этом своем варианте она уже звучит органично Имбоку, девушка в белом с красным поясом, молоко и печенье, венок из ветвей и свечь…

mediapreview

на фото Нефертари и богиня Исида. Фресковые росписи гробницы Нефертари. XIX династия. Первая половина 13 в. до н.э. Долина Цариц, Фивы

В греко-римскую эпоху Исиду почитали по всему Средиземноморью и на большей части Европы .От ее имени происходит имя города Париж (пер -исис принадлежащий Исиде,собор Нотер Дам де Париж, построен на месте древнего святилища Исиды. замененного затем Гераклом, и вновь вернувшееся под опеку Нашей Госпажи) Официально культ был отменен в 6 веке нашей эры декретом Юстиниана, но это не означает, что он исчез бесследно не оказав огромного влияния на культуру и мифическое мировозрение народов Европы. С

-EqNlibi9mc8jmNvo5-_ICTfZAkhqHxfd8t8Zo2CbD1l63CF5mgAU-YVO2QxXHvlRT9DcYVI6mN7uc6IZHAgBu_D7_3RuiVI9dLWGYss_G_ItBXiU6R-DVg3xNUh9lvP0_f2788_832e881a_orig

.В состоятельных домах в старое время Люцией становилась старшая дочь в семье, иногда служанка. Девушку наряжали в белое платье, одевали ей на голову корону и вручали поднос с лакомствами. Она обносила угощением всех людей в доме, а потом угощала животных. Кошка получала свежие сливки, собака — хорошие кости, лошадь — отборный овес, а коровы и овцы — пахучее, душистое сено.

В Чехии в этот день деревенские дома посещают ряженые, процессию которых возглавляют девочки переодетые в костюм святой Люции. Некоторые девочки-Люции одевают маски птицы с огромным клювом, другие просто посыпают лица мукой.Причем маски похожи на Венецианские маски врачей времен чумных эпидемий.
В хорватской Далмации и Славонии в этот день принято детям дарить подарки. На острове Зларин дети кладут носки под подушку перед сном, ожидая, что св. Люсия принесёт подарки. Непослушные дети в носке находят уголёк, дети, которые хорошо вели себя в прошедшем году, получают сушёный инжир, миндаль, грецкие орехи, яблоки или конфеты. В северо-западной Хорватии в этот день хозяйки пекут пресный кукурузный хлеб, который все члены семьи должны съесть, чтобы в хозяйстве всё ладилось и не болела скотина. В Джяково ряженая в белое «баба Лука» (хорв.baba Luca) носила горячие угли, чтобы обжечь пальцы непослушным детям, и особенно любила наказать девушек, которые ещё не научились ткать.

В Польше в день св. Люции срезали в саду ветви яблони, ставили их в воду или втыкали в мокрый песок около печи. Если они расцветали до Рождества — это предвещало хороший урожай. Девушки срезали ветки вишни: в одних районах Польши расцветшая к рождеству ветка обещала девушке замужество, в других была как бы свидетельством её целомудрия.

Тут интересна связь расцветшей ветки и свадебного деревца, (гильце), и символа целомудрия девушки.

В Чехии на собрания на Люцию  — это повод посплетничать и посмеяться. Если компания собирается в этот день, то юноши приносят с собою по два парных цветка — живых или искусственных. Цветы распределяют между юношами и девушками, а затем на протяжении всего вечера идет обмен ими. Во время застолья, во время танцев, и, в последний раз — когда в конце вечеринки на минутку выключается свет. Когда свет включается, выясняется, что пары распределились самым неожиданным — а может и самым желаемым образом.

Мотивы прядения ,встречаются в обряде ряжения св. Люцией. В Словакии, Валахии и южной Чехии «Люцки», одетые во все белое, с лицами, закрытыми покрывалом или волосами, в день св. Люции ходили по домам. «Люция» проверяла чистоту и порядок в доме, а также количество и качество пряжи, выпряденной хозяйкой.

Интересно, что «Люцки» и их свита порой во время всего обхода сохраняли молчание, ходили зачастую необычной походкой (раскачиваясь, прихрамывая, ковыляя или подпрыгивая), обещали следить за поведением детей из-за печной трубы и пр. Они вели себя скорее как ряженые-демоны, чем как ряженые-святые. В некоторых местах «Люции» имели даже откровенно демоническое обличье: они одевались в белые балахоны, посыпали лица мукой или сажей, растрепывали волосы, иногда вставляли вырезанные из репы устрашающие клыки или приделывали себе горб, порой оборачивались гороховой или житной соломой. Иногда «Люцкам» придавались и некоторые черты, свойственные обычно демонам: например, они имели конскую голову, гусиные лапы, птичий клюв и т

О очень похожем празднике в Болгарии , проводимом с Рождества по Крещение в статье о Кукерах

Вам св Люция не напоминает викканские образы Бригитт?

wSmCcbrIXXY

Источники:

материалы Виккипедии

http://www.calend.ru/holidays/0/0/1210/© Calend.r

https://100dorog.ru/guide/events/3762128/© 100dorog.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
<span>%d</span> такие блоггеры, как: