Древние наскальные рисунки Тассили

Несколько лет назад мир был взбудоражен сенсационным событием: в сердце знойной Сахары обнаружены наскальные рисунки, сделанные много тысяч лет назад. Жаркий сухой климат сохранил бесценные произведения наших далеких предков. Эта находка опрокинула привычные представления об извечной безжизненности Великой пустыни. О ни с чем не сравнимой радости первооткрывателя рассказывает в своей книге известный французский ученый, профессор Анри Лот.

На фото: Аджефу. Большая жирафа. Различные периоды

Сегодня тысячи фресок Тассили, скопированные экспедицией Лота и занявшие почетное место в музее Человека в Париже, и тысячи других копий и снимков, сделанные учеными, пришедшими туда по следам Лота, позволяют не только оценить уровень и размах сделанного древними обитателями центра Сахары, но и узнать немало об истории этой пустыни, оказавшейся совсем иной, нежели предполагалось.

На фото: Ауанрхет. Африканская маска. Период ‘круглоголовых’ людей. Стиль, предшествовавший стадии упадка

Самые ранние из фресок Тассили созданы по крайней мере семь тысяч лет назад. Изображены на них, сначала схематично, затем со все большей точностью и выразительностью, охотники (круглоголовые) и животные — слоны, муфлоны, антилопы, носороги. Вкупе с исследованиями геологов эти фрески позволили сделать неожиданный вывод: в то время Сахара была многоводной и зеленой!

На фото: Тин-Тазарифт, Лучники. Расцвет стиля ‘круглоголовых’ людей

Затем наступает период упадка стиля «круглоголовых», но он несет в себе удивительные открытия: художники как бы отрываются от действительности и создают образы богов или каких-то фантастических существ, достигающих колоссальных размеров.

На фото: Сефар. Великий бог с воздетыми руками. Период упадка стиля «круглоголовых» (фотография поверхности скалы)

Художник, словно впервые задумавшись над смыслом окружающего его мира, потрясен этим миром и пытается воссоздать в своих творениях внутреннюю взаимосвязь и отношения его частей. Привидениями поднимаются на высоту пяти метров фигуры «марсианских богов», давших благодатную пищу приверженцам иноземных пришельцев, со стены пещеры оглянется четырехметровый лев, порой встречаются гибриды — антилопа с туловищем слона, страус со львиной мордой… К этому же периоду Лот относит великолепную фреску, названную им «Белой дамой», — легко бегущую чернокожую женщину в странном головном уборе.

На фото: Ауанрхет. Рогатая богиня или ‘Белая дама’. Расцвет стиля ‘круглоголовых’ с признаками египетского влияния

Искусство переплетается с первобытной магией, и власть его выходит за пределы разума. Художники Сахары отлично умели использовать естественные краски: белую глину, охру и разноцветные сланцы, выходы которых нередки в Тассили.

На фото: Джаббарен. «Великий марсианский бог». Период «круглоголовых» людей. Стадия упадка

Скотоводческий период, охватывавший полторы тысячи лет и завершившийся примерно за тысячу лет до нашей эры, не только знаменовал собой смену стиля и цветов фресок, но и совпал с изменением климата Сахары.

На фото: Тин-Тазарифт. Лучники. Скотоводческий период

Пустыня наступила на поселения жителей Тассили, высыхали могучие реки Тафассасет и Соро, несшие воды в Палеочад, скудели родники в горах. В старицах и озерах, оставшихся на месте рек, еще водились бегемоты, в саванне встречались жирафы и слоны, но условия для земледелия ухудшались. На фресках этого периода часто встречаются стада быков и антилоп, которых художники научились изображать с удивительной силой и лаконизмом.

На фото: Верхний Тамрит. Лошадиные антилопы. Скотоводческий период

Многие фрески изображают жителей Сахары: женщин у очага, играющих детей, мужчин, рубящих дрова, совет старейшин, собравшийся в кружок, супружеские пары, женщин, работающих в поле… Массовые сцены полны небольшими выразительными подвижными фигурами, отдельные фигуры лучников, беседующих женщин выполнены в человеческий рост.

На фото: Тамрит. Фреска с изображением охотников (деталь). Скотоводческий период

На поздних фресках появляются лошади, колесницы, затем и верблюды, а потом… потом люди ушли отсюда, потому что не могли больше жить в иссушенной пустыне, ушли либо на юг, либо на север, к Средиземному морю. Жизнь завершилась.

На фото: Джаббарен. Антинея. Послескотоводческий период с признаками египетского влияния

Фрески подробно и правдиво рассказывают о возможностях сахарской цивилизации, о том, что она занимала западный рог «плодородного полумесяца», развиваясь так же, как культуры Египта, Инда и Хуанхэ, но эксперимент закончился неудачей: природа оказалась сильнее людей и отняла у них плоды их труда.

На фото: Тин-Тазарифт. Танцующие женщины Послескотоводческий период с признаками египетского влияния

Сахарская цивилизация оборвалась, так и не построив каменных городов и храмов… Но и то, что она создала, заставляет нас преклоняться перед художественным гением этих кочевников, скотоводов и ранних земледельцев, во многом превзошедших своих соседей и совершивших художественный подвиг.

Источник: historic.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
<span>%d</span> такие блоггеры, как: