
А зачем тебе жужжать, если ты не пчела?»)))
Все помнят большой Дуб, на нем улей с пчелами ,медвежонка пытающегося добыть мед и забавный эпизод со стрельбой по пчелам .Все это отзвуки очень древнего ритуала ,которому уже более шестидесяти веков
Боги собираются на пир, но не могут утолить голод. Они тщетно пытаются найти Телепинуса, бог солнца посылает за ним орла , но и он не находит бога.( в другом варианте Телепину ищет бога Солнца)
Кто помнит ~ на Масленицу~Комоедицу есть ритуал «бужжжжжения медведя»,где пчелой выступает девушка.,больно щипающая или даже выдирающая клок шерсти.
Тот же ритуал проводили в Египте где фараон и его жена ходили по кругу против часовой стрелки вокруг священного дерева и она стреляла в мишени по всем четырем сторонам света ,а он разбрасывал ядовитые семена призывая Сехмет на защиту Египта от злоумышляющих.
Пчелами называли в Греции предсказательниц, считалось что пчела вестник между мирами, пчелами называли жриц Великой Матери сравнивая лоно Матери Земли с пчелиным ульем. Образ пчелы достоин отдельного рассказа Пчела, пчелы, улей, мед
И сейчас ,как и в древности пытаются забраться на столб и достать «блага» мужчины на Масленицу. Стучат палками по мешку с подарками дети в католических странах.вновь и вновь всеобщий любимец Винни Пух говорит «ну ..не то чтобы совсем не попал. Но только не попал в шарик…»
Можно было бы написатть что то более эпическое о Перурне и Велесе, Мимире и Одине…и других великих..И пчелах)
Это уже другая сказка.
Однако миф о Телепинусе в различных версиях сохранился в составе текстов 14-13 вв. до н. э. Он входил в ритуалы, совершаемые с целью предотвращения зла.
В ряде других хеттских мифов, восходящих к хаттским, Телепинус помогает вернуть исчезнувшего бога. Так, согласно хаттскому и хеттскому солярному мифу, Телепинус по приказу бога грозы отправляется к Аруне (океану), похитившему бога солнца. Испуганный Аруна отдаёт Телепинус не только бога солнца, но и свою дочь в жёны.( и тут жена уже не богиня Солнца а дочь Океана).У хаттов Телепину был сыном бога грозы Тару (Тешуба) и богини Солнца (города Аринна), мужем Хатепину, дочери бога моря. Как сын бога грозы, Телепину обладал также властью над громом, молнией и дождём, что способствовало орошению полей и произрастанию злаков. Символом бога Телепину был дуб, а его культовым центром — город Тавана. Вот тут стрельба по дубу понятнее.если злых духов отгоняли именно от Телепину.
Миф о Телепинусе принадлежит к широко распространённым в восточном Средиземноморье сюжетам об исчезающем и возвращающемся божестве плодородия. Следы его влияния обнаруживаются в различных культурах, от греческой до закавказских. Некоторые исследователи предполагают, что и у славян в специальной терминологии, связанной с культом пчёл, отразился культ Телепинуса.
Немного о пчелах …вариант мифа..Для укрощения разбушевавшегося Телепину была вызвана волшебница Камрусепа. При помощи заклинаний очистила она бога урожая от злобы и дурного настроения. Телепину возвратился, и земля снова стала плодородной.
Вторая часть имени богини — šepa — обозначает «дух», и часто встречается в именах других хеттских богинь. Основную часть — Kamru — В. Н. Топоров возводит к пра-и.е. *kom-ru- и предполагает несколько возможных этимологий, каждая из которых связана с тем или иным элементом образа Камрусепы.
С одной стороны, имя Камрусепы может быть связано с пчелиной символикой (см. ниже). Поэтому термин *kom-(ru-) «идеально описывает процесс сбивания пчёл в ком, когда они образуют довольно плотный клуб, который постепенно расширяется („вспухает“), занимая в улье всё большее пространство, пока не начинается трансформация зимнего клуба в роевой клуб, вырывающийся наружу и, согласно мифопоэтическим представлениям, приносящий весну». В этой связи В. Н. Топоров приводит примеры пожеланий тесноты, частоты и густоты пчелиному рою в русских заговорах. Лингвистически имя Камрусепы оказывается родственным рус. ком, комкать, а также комар как «роящееся насекомое». Сюда же относятся и рус. шмель, и даже хмырь, как производные от слав. *čьmiti «щемить» (восходящего к тому же пра-и.е. *kom-). Таким образом, хетт. kamru- могло обозначать рой, густоту-частоту комообразного роя, а может и саму пчелиную матку как символ полноты, наполненности, обилия.
Кроме того, в хеттском языке есть слово kammara, обозначающее как «дым, чад, угар», так и «облако, пчелиный рой». Данное слово упоминается в одном тексте с именем Камрусепы и потому не может не вызывать интерес. По легенде, после ухода Телепина, весь мир оказался в дыму, и дым исчез лишь после возвращения бога, вернула которого именно Камрусепа. Окутанность мира дымом отсылает к «связанности» природы в другом аналогичном мифе, в котором также главную роль играет Камрусепа.
О связи Камрусепы с шерстью и прядением может свидетельствовать лингвистическая связь её имени с укр. чмирь «короткие остатки шерсти» и словацк. čmír «растительные жилки, волокна», которые восходят к пра-и.е. *kem-r-.
Кроме того, пра-и.е. *kom-ru- может обозначать растения (особенно зонтичные), выражая идею связанности-собранности (а также опушённости). В русском языке к этому корню восходят такие названия растений, как чемерица и чабер. Эта этимология может обозначать мифологическую связь Камрусепы с растениями-символами плодородия.
Наконец, эротически-сексуальную идею отражает возможная связь имени с др.-инд. Kama «бог любви и вожделения», kamrá- «возбуждающий, прельщающий, красивый».
Камрусепа упоминается обычно в хеттских ритуальных текстах. В одном из них боги (в первую очередь Пирва) призывают именно Камрусепу, чтобы она «развязала» природу, которая до этого была «связана» и попала, таким образом, в гибельное состояние. Другой ритуальный текст посвящён чесанию овечьей шерсти и освящению ребёнка. Бог Солнца Истанус и Камрусепа чешут чистую овцу, бросают очески, моют шерсть и т. д. Бог Солнца торопит Камрусепу освятить ребёнка. Следующий текст, в котором фигурирует Камрусепа, является мифологическим и посвящён исчезновению и возвращению Телепина. ….. В самый тяжёлый момент на помощь приходит Камрусепа, которая с помощью огромного крыла укрощает разбушевавшегося Телепина и требует от богов зарезать 12 баранов — для того чтобы посвятить их жир Телепину. Далее она выступает руководительницей ритуала, совершаемого на совете богов под боярышником, хранителем их долголетия. Всем собравшимся богам Камрусепа ритуалом сулит долголетие, а Телепину ещё и очищение. В своём ритуальном монологе она желает, чтобы сердцевина и дух Телепина стали мягкими, как молочный сок; дух его был сладок, как плод фигового дерева; чтобы благо пребывало в Телепине, как масло в оливковом дереве и вино в виноградной лозе. Телепин внял этим призывам, возвратился домой и снова стал заботиться о царе и царице. Благополучие на земле было восстановлено.
Таким образом, из данных источников формируется следующий образ Камрусепы: она способна «развязывать» природу и освящать детей, она связана со скотоводческой магией и, возможно, с прядением. ( тут мы видим ее сходство с богинями повитухами, одновременно покровительницами ткачества )Наконец, Камрусепа вернула миру найденного пчелой Телепина и вместе с ним благополучие. Таким образом, пчела выполнила первую часть этой задачи вселенской важности, а Камрусепа — вторую.
- Мифологический словарь/Гл. ред. Мелетинский Е.М. — М.: Советская энциклопедия, 1990 г.- 672 с.
- Мифы народов мира/под ред. Токарева С. А. — М., Советская энциклопедия, 1992 г. — т.2 — 719 с.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Камрусепа