Храм леопардов

Марианна Норт. Улица охотничьих гепардов и рысей (каракалов) (Алвар). Бумага, масло. 1878 г.

 

0018xyz3_800

Школьные учебники учат,что первым прирученным хищником  был волк. Но если мы посмотрим на реальную историю ,не придуманную ..

…Дорога, пролегающая через южный регион Израиля, изобилует интереснейшими местами. Долина Увда – одно из таких мест. Расстояние от Увды до Эйлата около 60 км.
Долина Увда – идеальное место для экскурсий на верблюдах, экстремальных поездок на джипах, велосипедных или пешеходных прогулок.

Современное название древняя долина получила в честь операции «Увда» (Факт) – последней и бескровной операции Войны за Независимость, в ходе которой был занят Эйлат и установлен факт: выход новорожденного государства Израиль к Красному морю. Древнее арабское название долины «Вади эль-Укафи». «Вади» это долина, а «укафи» – слово, обозначающее рукоятку цепа – древнего сельскохозяйственного орудия, с помощью которого отделяли зерна от плевел при молотьбе. Название это неслучайно, так как благодаря уникальному микроклимату эта небольшая долина, расположенная в центре пустыни, начала заселяться уже семь тысяч лет назад, и это одно из немногих мест в мире, которое позволяет проследить переход от охоты и собирательства к земледелию. Здесь выращивали финики, миндаль, инжир, виноград, но главным образом – злаки. Так что цеп имеет к этой долине самое непосредственное отношение.

Храм Леопардов, 17 Х 17

Археологи обнаружили в ныне пустынной долине Увда более 150 участков, ранее населенных древними людьми. Возраст поселений — от 6 до 10 тысяч лет. Храм Леопардов в долине Увда, недалеко от Эйлата, – самый древний храм, расположенный на территории Израиля, его возраст – примерно 9 тысяч лет.

Как в каждом крупном поселении, в древности здесь находился Храм. Современники назвали его «Храм Леопардов».

Храм Леопардов, представляет собой трапецевидную площадку, выложенную двумя рядами камней. Внутри площадки 17 вертикально поставленных камней. Посреди храма — углубления, обложенные камнями. Ученые обнаружили в них пепел и выдвинули версию, что это жертвенники. Однако химический анализ не смог выявить структуру праха. Единственное, что удалось выяснить, возраст пепла — 8 тыс. лет.

8

Особый интерес представляют выложенные камнями шестнадцать силуэтов леопардов, которые и дали название этому месту. Семнадцатый по счету каменный контур изображает рогатое млекопитающее, идентифицированное исследователями как антилопа – сахарский орикс, или саблерогая антилопа. Интересно, что фигуры леопардов обращены на восток, а антилопы – на запад.

Что символизируют силуэты животных? Точного ответа нет. Есть ли связь, основанная на количестве – семнадцати силуэтов животных (шестнадцать леопардов плюс одна антилопа) с семнадцатью вертикальными камнями внутри храма? Возможно, это совпадение? Ученые до сих пор не выяснили, какое предназначение было у этого храма. Одни считают, что древние пастухи здесь молились богам и просили защитить их стада от хищников. Возможно, это – символ извечной борьбы Жизни со Смертью. Среди предположений, это – история взаимоотношений Хищника и Жертвы, в которой древний человек ассоциировал себя с леопардом, оказываясь на стороне Силы и Жизни. А вдруг это, согласно смелой теории, храм-компас, подобно рисункам в перуанской пустыне Наска, и мог использоваться в качестве космодрома?

На иврите поставленный вертикально камень называется «мацева», от глагола «леацив» – поставить, установить. Не отсюда ли возложение на могилах иудеев камней? В древности мацева символизировала Божество, а сам камень заключал в себе силу Божества. По этой причине его нельзя было касаться никаким инструментом, который в таком случае осквернял камень. В иудаизме существовал запрет строить храмовый алтарь из обработанных, обтесанных камней. Известна талмудическая легенда о царе Соломоне, который с помощью перстня, дававшего ему власть над миром бесов, заставил загадочного Шамира (согласно Раши, это был гигантский червь) выточить камни для постройки Храма. Таким образом, прикосновение металла не осквернило камни Храма.

этот интереснейший материал взяла тут: https://galina-malamant.com/2018/12/26/desert-eylat/

с трудом нашла еще один фрагмент  из отчета о поездке группы программы «Вокруг Света»

в котором исчез один камень и один леопард ))) http://www.vokrugsveta.ru/tv/vs/cast/171/

…Долина Увда походит скорее на пустыню. Здесь практически не бывает дождей. Ветки и колючие кустарники довольствуются влагой, которую приносят зимой горные речки. А когда-то здесь была саванна. В высокой траве обитали олени, газели и дикие ослы. Больше 10 тысяч лет назад сюда пришли люди. Цивилизация, возникшая в долине Увда, просуществовала почти 43 века. По сравнению с этим сроком вся наша эра кажется ничтожно короткой.

Место Нахаис Сарон находится в восточной части долины. Оно практически полностью раскопано, но заметить его с дороги довольно сложно. Здесь не бывает туристов, здесь вообще никого не бывает. О том, что эта груда камней представляет какую-то научную ценность, говорит лишь скромная табличка израильского управления древностей.

Когда-то здесь была огромная деревня. И, как во всякой уважающей себя деревне, здесь стоял храм. Каменные стены храма равновелики (?)и сложены в форме ромба. Из этого, конечно, не следует, что жители деревни были знакомы с геометрией. Углы структуры точно указывают на четыре стороны света. Возможно ли, чтобы люди эпохи неолита пришли к этому эмпирическим путем? Вряд ли, но кто научил их этому?

В северном углу храма мы увидели нечто еще более странное, нежели он сам. В центре так называемой «кельи» стоит 16 камней высотой от 20 до 30 сантиметров. Их формы и расположения вызвали у нас некоторую ассоциацию. Любители фантастических фильмов поймут, какие именно. Посреди храма мы нашли три конических углубления. Ученые обнаружили в них пепел и решили, что это жертвенники, но химический анализ не смог определить структуру праха. Единственное, что удалось выяснить, так это возраст пепла — 8 тыс. лет.

В метре от храма находятся фигуры пятнадцати леопардов и одной антилопы. Они сделаны из маленьких осколков известняка. Все леопарды смотрят строго на восток. Антилопа повернута на запад. Какое предназначение было у храма, названного из-за этих фигур «Храмом Леопардов»? Может быть, здесь пастухи молили богов о защите их стада от хищников? А может быть, этот храм-компас имеет нечто общее с рисунками в перуанской пустыне Наска и использовали его в качестве космодрома? Последняя мысль нам особенно понравилась, и мы решили послать привет в Космос братьям по разуму, а заодно сделать рекламу нашей телепрограмме в планетарном масштабе.

вот еще ..

Фигуры пятнадцати леопардов и одной антилопы.  Они сделаны из маленьких осколков известняка. Все леопарды смотрят строго на восток. Антилопа повернута на запад.https://www.lookatisrael.com/leopards-temple/

6

При пересчете видимых камней действительно 16,но может одного и не видно?),не привожу текст ,в информационной части он повторяет все выше сказанное,его можно прочесть по ссылке выше.

5

Видимо фото сделано в разное время с поездкой Галины Маламант ,видно что в ямках растительность,да и сам вид ямок отличается,

7

вот эта фраза во всех записях ,написанных почти под копирку,..просто умиляет)». Как поколение неолита могли знать где север, юг, запад и восток? При этом еще и построить идеальный ромб?»..Особенно если учесть где расположен храм….на фото оно не очень похоже на ромб, на мой взгляд скорее шести угольник ,если брать большую площадку, если меньшую то может быть и ромб,сложно определить в таком ракурсе снимка.

Так как мне тоже пришлось строить самой дом на пустыре))) вам нужны кусок веревки длинной 12 метров,чуть больше если вы будите вязать узлы ,палка и колышки-камни .Все остальное  — это ваша земля и солнце в небе.В том месте где расположен храм солнце в любое время года восходит точно на востоке и садится на западе,мне было бы сложнее из-за сдвига точек восхода в зимнее время,но всегда можно подождать солнцестояния.)) Я не ждала ,я делала разметку летом.И так вбили длинную палку смотрим самую длинную тень утром она идет на запал,соответственно вечером на восток вбили колышки натянули веревку) встали так что бы восход был по правую руку тогда  ваш нос) будет указывать на север..о великие ученые..повторяем процесс..находим юг.Теперь нам нужно выровнять точности наводки)).у нас есть палка и направление востока или запада это не важно на веревке делаем отметки через метр, ..не знаете как?..берете ее в руку и под прямым углом отводите руку как если бы изображали дорожный указатель или букву Г) от кончиков пальцев до середины грудины..более-менее метр.. нам важнее что бы таких фрагментов на веревке  вышло 12 делаем узелки через три  метра и затем через четыре от первого узла .узел отмечающий три метра ставим на точку где палка ,ближайший к нему конец на линии на запад или восток по вашему желанию ..и…другой конец веревки туда же а вот теперь берем в руки второй узел и отходим с ним в начале в противоположную сторону , что бы фрагмент от колышка где соединены оба конца лег в натяжку.Затем по дуге в направлении севера или юга пока все участки веревки не превратятся в треугольник,о есть фрагмент между 3 и 4 то же вытянется.Можно управится самому воткнув в узлы колышки а можно и вдвоем,втроем.Все — имеем идеальное ,а не приблизительное направление.Повторяем в другую сторону.Для долговечности) выкладываем камни вдоль веревки..И не нужны пришельцы можно и намного проще берем веревку длиннее чем расстояние между нашими восток и запад,складываем ее пополам фиксируем где середина и точно также идем от центра , закрепив концы.обе стороны должны быть равно натянутыми..все — вот вам ваш ромб,а в первом случае квадрат …

23acf1f368a73750d951b9aba3151abc_h-9070.jpg

На самом деле куда интереснее информация о самом храме .Если рассматривать ее в связи с поселениями Чатал Хююк , а они явно существовали в одном временном периоде и достаточно близко для людей того времени друг от друга ,то напрашиваются совсем иные выводы. И египтяне и жители Чатал Хююка приручали леопардов,они до сих пор хорошо приручаемы,и использовали,как сейчас используют  собак, на охоте.Люди охотились вместе с леопардами ..Леопард самый универсальный охотник из крупных кошачьих.Мясо в то время добывалось преимущественно охотой,а не скотоводством.
002

Около 1334 — 1328 до н.э.
Высота 26,8 см; диаметр 12 см
Кальцит (алебастр), слоновая кость, краска
Каир. Египетский музей

Это сосуд для благовоний из гробницы Тутанхамона. На изображенной сцене охоты прекрасно видно всех участвующих в ней животных.В данном случае это львы и собаки.А приучали еще и леопардов и гепардов и кошачьих любых размеров .Поэтому египтяне ходили на охоту не с собакой, а с кошкой. Кошка  ловила уток и прочую птицу в тростниковых зарослях.

На древнеегипетской фреске можно увидеть на поводках жирафа, гепарда, страуса, льва, обезьянку на плечах ребенка и других животных

93150537

Если есть домашние кошки, почему бы не быть домашним львам? Сохранившиеся тексты и барельефы свидетельствуют, что фараоны выгуливали львов на привязи. Еще были боевые львы, с ними ходили на войну.

О том, что кошачьи  прекрасно приручаются, люди узнали давно .Пять тысяч лет назад с ними охотились шумеры.В XVI веке до н. э. ручной гепард был обычен в Египте, на фресках они в ошейниках и на поводках спокойно сопровождают хозяев.. Например, в Фивах нашли древнеегипетское изображение человека, ведущего этого хищника на поводке.

1

Unknown; commons.wikimedia.org

Судя по всему, одними из первых охотиться скрупными кошками стали шумеры, потом — ассирийцы и персы. А уже персидские завоеватели принесли эту традицию в Индию. Например, в XVI веке при дворе правителя Империи Великих Моголов — Акбара — жило до 1000 (!) «охотничьих леопардов»

Совсем домашними львы не стали, хотя при дворах разных царей их держали довольно долго.

В Багдаде трон халифа Муктадира окружали львы на золотых цепях. Парфянское посольство подарило императору Китая несколько ручных львов.

Не меньше тысячи лет пытались приручить хауса — камышового кота, который живет в низовьях Нила, в Палестине, Дагестане, Иране, Индии, Средней Азии, Индокитае. В Египте среди мумий кошек в священных захоронениях найдены и мумии хаусов.

Степной кот каракал был кандидатом на роль охотничьего животного в азиатских степях — с каракалами охотились и даже сейчас очень-очень редко охотятся на зайцев, фазанов и газелей. Особенно популярна была эта охота в Персии.

original

Охотничий каракал в тележке

Охота с кошачьими  хищниками известна в Греции ещё со второго тысячелетия до нашей эры. Чуть позже она появилась в странах Востока и Средиземноморья, а оттуда попала в Европу и на Русь. Но здесь из-за сложности содержания теплолюбивых хищников она просуществовала только до начала 18-го века. А вот на Кавказе и в Казахстане последние охоты с гончими кошками проводились ещё в девятнадцатом столетии. По мнению некоторых учёных такая царская забава за сотни лет существования привела к сокращению численности гепардов в Африке и их вымиранию на территории Азии

. Из-за того, что в неволе эти хищники практически не размножались, пойманные и выдрессированные животные стоили очень дорого.

Гепарды отличаются спокойным характером, они очень любопытные и дружелюбные. Именно поэтому приручить их достаточно легко. А за их исключительную красоту и мирный нрав гепардов использовали не только в практических целях, но и держали в качестве питомцев во дворцах знатных особ.

В древности охота с пятнистыми хищниками была распространена в странах Средиземноморья, Кавказа и Азии. Но особый размах она обрела в 16-17 веках в Индии. Например, падишах Акбар I Великий (1556 – 1605 гг.) был страстным охотником с этими зверями. В гепарднях он содержал одновременно до тысячи хищников, а за всю жизнь падишах имел около девяти тысяч гепардов.

В Греции, Риме и Византии охота с гепардами хоть и не имела такого размаха, как в Индии, но тоже была весьма популярна. Об этом говорит множество фресок и миниатюр, изображающих это развлечение знати. А вот в Риме знатные дамы любили держать пятнистых хищников ещё в качестве домашних кошек – на тех же фресках влиятельные женщины часто изображены в компании гепардов на поводках.

Особенно грандиозной была охота с гепардами в Индии, где наибольшее распространение она получила в XVI и в начале XVII века.

1

 

На охоту гепардов  возили на отдельной телеге или вообще сажали позади седла. При этом глаза их закрывались специальными колпаками — прямо как у ловчих соколов. Приблизившись к стаду оленей или антилоп, охотники снимали колпаки и спускали хищников с поводка.

1

George Stubbs, 1764−1765; commons.wikimedia.org

Епископ Константин Пантехиис (XII век): «В три-четыре изумительных прыжка гепард догоняет добычу, хватает её… Охотник тогда слезает с лошади, ласкает гепарда и всовывает ему в ноздри пальцы: гепард, чтобы дышать, вынужден открыть пасть и отпустить добычу. Тогда охотник берёт дичь, перерезает ей горло, и кровь собирает в подставленный деревянный сосуд. Гепард с жадностью пьёт эту кровь». Как видите, охотничью забаву оценили и на Западе.

Например, уже на мозаиках дворца македонских царей в Пелле (IV в. до н.э.) мы можем видеть изображение Диониса верхом на гепарде.

1

Unknown; ic.pics.livejournal.com

А в 439 году двух ручных хищников привезли константинопольскому императору Анастасию — аж из самой Индии. Также хроники сообщают, что в 1100 году, когда Константинополь осаждали ломбардийские крестоносцы, на них спустили львов и гепардов (правда, отмечалось, что последние на завоевателей нападать совсем не хотели).

Видимо, именно от крестоносцев мода на ручных гепардов проникла в Западную Европу. Уже в XI веке с гепардами охотились во Франции, а в эпоху Возрождения эти хищники стали привычными обитателями богатых итальянских дворов. Достаточно взглянуть на фреску Беноццо Гоццоли, где гепард восседает на коне за спиной Джулиано Медичи. Или на картину Тициана «Вакх и Ариадна», где два гепарда запряжены колесницу.

148880_intext

Беноццо Гоццоли, Тициан; commons.wikimedia.org

Модное веяние не обошло стороной и Русь. Гепарды – пардусы, упоминаются и в «Слове О Полку Игоревом»: «На реке на Каяле тьма свет покрыла — по Русской земле простерлись половцы, точно выводок гепардов». «Пардуже» — притяжательное прилагательное от «пардусъ». Н. В. Шарлемань, а вслед за ним и другие комментаторы истолковывают древнерусское «пардусъ» как «гепард», отмечая, что гепарды использовались как ловчие звери на охоте (Шарлемань. С. 119-121). То, что гепарды охотятся обычно выводком — «гнездом», наблюдали специалисты-зоологи (Воробьев К. А. Заметки орнитолога. М., 1973. С. 44). Трудно, однако, судить, что именно отразилось в сравнении половцев с пардужьим гнездом — использование гепардов на охоте или личные наблюдения автора над тем, как охотятся в природных условиях хищники семейства кошачьих — гепарды и барсы. Изображение трёх гепардов, поваливших на землю дикого коня или онарга, встречается во фресках Софии Киевской (см.: Шарлемань Н.В. Сергей Парамонов о «Слове о полку Игореве» // ТОДРЛ. М.; Л., 1960. Т.16. С.614). С.К.Шамбинаго, В.Ф.Ржига считали, что пардусы «Слова» — это барсы. В древнерусских апокрифических памятниках половцы (куманы) сравниваются с гепардами и отождествляются с ними: «куманинъ пардусъ есть, угринъ рысь есть…», «куманинъ пардусъ, българинъ быкъ, сръбинъ вълкъ» (см.: Перетц. С.263).В одной из киевских летописей также можно встретить фразу: «Святослав же дари Ростиславу пардуса и два коня борза у ковану седлу». А рисунок двух гепардов, охотящихся за зайцами, украшает одну из страниц «Изборника Святослава» (1073).Не говоря уже о нападениях дико живущих в лесах леопардов ,один из таких фактов зафиксирован в летописи где описано как «лютый зверь» пыгнув с дерева опрокинул князя вместе с конем.

В нижней части южной башни собора Софии Киевской сохранились интересные фрески, изображающие охотничьи сцены. На стене непосредственно возле современного входа находится фреска «Охота на вепря». Очень выразительная здесь фигура раненого кабана с ощетинившейся щетиной на спине, который резко повернул голову в сторону охотника. Здесь же на своде изображена охота на диких лошадей с помощью гепардов. Напротив, на столбе башни — сцены «Охота на белку» и «Разъяренный зверь нападает на всадника». Они уцелели полностью.

фреска «Лев»:

фреска Лев Софийский Собор

фреска «Леопард»:

фреска Гепард Софийский Собор

фреска «Разъяренный зверь нападает на всадника»:

1

Ещё в XVIII веке азиатских гепардов водилось достаточно много. Адам Омория, посетивший в 1730-е годы Персию, упоминал, что на рынках этих хищников продавали целыми стаями — по 20−30 особей. К слову, в природе гепардов тоже можно видеть небольшими группами.  Туда обычно входят самки с подросшими детёнышами, которые вскоре покинут свою мать…

Okhotnychia_rys_tochnee_karakal_barodskogo_makharadzhy_Saiadzhyrao_III_1890_8211_e_

Охотничьи гепарды бародского махараджи Сайаджирао III. 1890–е

Постепенно активный отлов гепардов, истребление их привычной добычи и разрушение среды обитания привели к тому, что азиатский вид в дикой природе практически исчез. Проскальзывает информация о 60 последних особях, которые скрываются в труднодоступных районах Ирана. На территории бывшего СССР гепарды дольше всего продержались в Туркмении. А ведь ещё в 1920-е годы этих кошачьих встречали даже на юге Казахстана. Африканскому гепарду повезло больше — в национальных парках Восточной и Южной Африки сегодня водится до 4,5 тысяч особей. На своей картине «Искусство, или нежность сфинкса» (1896) Фернан Кнопф изобразил сфинкса с головой женщины и туловищем гепарда.

1

Фернан Кнопф; commons.wikimedia.org

 

https://konsuslov.livejournal.com/63742.html
https://www.liveinternet.ru/users/2614890/post425238549/
https://shkolazhizni.ru/animal/articles/77552/

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: