Многие асатруа в общинах Америки и Британии не отмечают Равноденствие (а некоторые и Самайн), предпочитая ориентироваться на скандинавский праздник Зимних Ночей, который объединяет в себе и окончание сбора урожая, и переход от летнего тепла к зимним холодам, и вступление во время, когда власть Иного Мира близка и ощутима.
Однако это не правило, общины наших краёв, например, предпочитают классическое годовое колесо из восьми частей.
Тогда осеннее Равноденствие симметрично Остаре и связывается с окончанием части полевых работ, с поворотом годового круга ко тьме, но ещё не власть ночи и её духов. Уже собран урожай зерна и связан Последний Сноп, но есть ещё яблоки и картошка не снесена в подвал. Ещё зелены деревья и горят последним, чуть лихорадочным огнём цветы осени. Есть ещё время довершить, закончить, исправить — перед приходом темноты. Перед приходом не прощающей нерадивости Зимы.
… некоторые вехи для обряда или просто указание на то, о чем можно подумать под осень — в очередной главе «Our Troth».
Глава 53 – Зимние ночи (Альваблот, Дисблот, Фрейсблот (Alfablot,Disablot, Freysblot))
Праздник Зимних Ночей (Winter-Nights feast) знаменует конец сбора урожая и поворот года от лета к зиме. В это время тот скот и свиньи, которых хозяева не могли содержать зимой, закалывался как часть праздника. Это было время для радости: работы в поле на этот год заканчивались, скот возвращался в хлева. Теперь внимание людей обращалось вовнутрь, теперь была возможность в долгие северные ночи сделать всё, что можно было делать в доме — вырезать и ремонтировать, прясть собранный летом лён, вязать сети и ладить стрелы на грядущий год, — и глубокие раздумья в значительной степени занимали место действия.
Дата Зимних Ночей не является строго определённой. В Исландской традиции она обычно выпадала между двенадцатым и пятнадцатым октября или, во всяком случае, где-то в середине октября. Беда (Bede, Беда Достопочтенный) упоминает название «Winterfyllith«, Зимнее Полнолуние, на основании чего многие верные сегодня приурочивают праздник к первой полной луне после осеннего равноденствия (или в ближайшие выходные).
(Если ориентироваться на даты 12-15 октября,то исходя из велесовской традиции ,это были именно дни полнолуния,то есть 12-15 лунный день октября.Такого счета придерживались все народы. И сейчас он сохранился в празднованиях .Пятый день пятой луны. Главный праздником лета — праздник Дракона или праздник Двойной Пятерки. Традиционно в Китае отмечают седьмой день седьмой Луны, праздник соединения Пастуха и Ткачихи Девятый день девятой луны Праздник Двойной девятки называется также праздником Двойного ян,Первый лунный день и был первым днем месяца.Полнолуние октябрьской луны- тринадцатый лунный день , называют Луной Душ, Луной Самайна, Дедовской Луной, Луной Тёмных Дорог. — вставка моя)
Исландские саги описывают игры с мячом на замерзших озерах в это время, что может создать затруднения во многих районах, где ныне практикуется Асатру: может оказаться совсем неподходящим для людей в теплых краях задерживать праздник, проводя его позднее в этом же месяце или даже начинать в ноябре, когда появится некоторый шанс, что событие это на деле сможет соответствовать смене сезонов.
Как говорится в разделах “Альвы” и “Идис”, Зимние Ночи – праздник, на котором мы чтим наших умерших предков, откуда происходят два его старосеверных наименования, «альваблот» (alfablot) и «дисаблот» (disablot). Этот праздник может рассматриваться как германский эквивалент кельтского Самайна (Samhain), конца лета, когда поминали мёртвых и им выставлялось угощение. В этом отношении Зимние Ночи чем-то подобны Йолю, однако во время Зимних Ночей сильнее акцент на урожае (с которым и помогали альвы и идис (прим. idis — принятое в англосаксонской версии имён название дис). Как Праздник Урожая Зимние Ночи приветствуют с большой радостью, встреча живых и мертвых и поминовение наших ушедших родичей также не печальны, а исполнены радости.
Тем не менее поворот от лета к зиме, от света ко тьме остро ощущался нашими северными предшественниками.
После Зимних Ночей Дикая Охота начинает свою ночную скачку по скошенным полям, тролли и духи подходят ближе к человеческому жилью. Поэтому вместе с радостью некая торжественность присутствует во время Зимних Ночей: они отмечают начало периода, в течении которого тьма в основном принадлежит диким существам.
Достигает своего пика такое положение на Йоль и заканчивается на Остару. В это время Водан чаще видится в его древнейшей форме бога смерти и предводителя Охоты и Скади правит рожденными средь ётунов девами зимы. Те, кто предпочитает рассматривать Вультура (Wulthur, прим. англо-саксонское имя Улля) и Фро Инга или Ньёрда как сменяющих друг друга королей Зимы/Лета, кроме того ещё и приветствуют Вультура, который восходит на своё почётное место в эти дни.
Зимние Ночи так же именовались “Фрейсблот” (Freysblot) – жертвоприношение Фро Ингу: “Сага о Гисли” упоминает, что “Торгрим задумал дать в предзимние дни осенний пир, встретить зиму и принести жертвы Фрейру “ (Gisla saga, гл. 15, в переводе О.А.Смирницкой). Как бог, который тесно связан с альвами, особенно с альвами курганов, и который имеет много общего как со смертью, так и с плодородием, он – один из главных владык этого праздника, хотя, как сказано далее, Водану так же приносили жертвы в это время.
Из названия “Дисаблот” и того факта, что, по видимому, женщины играли особую роль на этом празднике (бабка Старкада Альвхильд совершала жертвоприношение дисам и женщина на хуторе сказала Сигвату отправляться прочь, поскольку в её доме приносили жертвы альвам и боялись гнева Одина – см. главу “Альвы”) мы можем заметить, что женственные существа, имеющие отношение к смерти и плодородию, особо призывались в течении этого праздника. Именно в это время темные дисы семьи Тидранди забрали его (см. раздел “Идис”). “Перечень Инглингов” (Ynglingatal, 21-22) сообщает о смерти короля Адильса, который ехал на своем коне через дом идис во время жертвоприношения, и лошадь споткнулась ,происками некого ведьмовского существа (прим. англ. witch-wight, в оригинальном тексте vitta vettr – колдовского существа, колдовского духа)) . Адильс разбил голову так, что мозги брызнули на каменный пол (прим. — деталь о “доме” или “зале” дисы (англ. idis-hall , в русском переводе “капище” дисы взята из “Саги об Инглингах”, Ynglinga saga, 29)). Турвилле-Петре (Turville-Petre) предполагает, что “ведьмовское существо” или идис, которой принадлежало место, были богиней, возможно Фрейей, и что “Эта богиня, подобно несущим смерть дисам (disir) в “Речах Атли” (Atlamal) призывает короля присоединиться к ней” (“Миф и религия”, стр.226 (Myth and Religion, p. 226)).
В “Саге об Эгиле Скаллагрмссоне” (Egils saga Skalla-Grimssonar ) о “дисаблоте” говорится как о празднике, на котором был наилучший пир и было много питья в зале ( прим. — глава 44, в русском переводе – “Там должно было быть жертвоприношение дисам и шел пир горой […] Все много раз пили, поминая умерших, и каждый раз нужно было осушать рог до дна.”)
. Хотя описание Сигватом многочисленных отказов в приюте, которые он получал, путешествуя осенью, кажется, намекают, что праздник был делом семейным, “Сага о Гисли” (Gisla saga) упоминает, что Торгрим пригласил много значительных людей на свой пир в честь Зимних Ночей. “Сага об Эгиле” так же имеет дело со случаем праздника, на который местный предводитель может пригласить короля и королеву, как Бард пригласил Эйрика Кровавая Секира и его супругу Гуннхильд. Множество людей было приглашено и на дисаблот в “Саге о Глуме-Убийце” (Viga-Glums saga, 5).
В “Саге о Глуме-Убийце”, однако, все гости были друзьями и родичами хозяина, в то время как в “Саге об Эгиле” нежданных гостей разместили снаружи в другом строении, и в качестве напитка подали только скюр (skyr, напиток из кислого молока). Так что создается впечатление, что наши предки воздерживались, или, по крайней мере, были очень разборчивы в том, кого приглашать на свои празднования Зимних Ночей.
В “Книге Трота” (A Book of Troth) Эдред Торссон (Edred Thorsson) предлагает, чтобы в момент, когда присутствующих окропляют элем из жертвенной чаши “в указанном случае ведущий должен сперва окропить членов семьи, затем всех хорошо известных и достойных людей из верных. Если о ком-то из собравшихся известно, что он не входит в Трот, от окропления их следует воздержаться” (стр.169).
…Обычай, которому часто следуют верные в Америке – вырезание “тыкв Зимних ночей”. Цель здесь та же, что и у тыкв Хэллоуина – прогнать прочь злобных духов и существ, доставляя одновременно много радости младшим в семьях. “Тыквы Зимних ночей” так же могут рассматриваться как дары богам/богиням наподобие Последнего Снопа. Этот обычай вырос из кельтской традиции вырезать светильники из репы на Самайн, приспособленной ) к американским условиям, и потому пуристы могут отвергать его как не исконно-германский – но наш народ никогда не стеснялся заимствовать, особенно у кельтов.
Добавить комментарий